Отчёт 1999-01

ПроисшествиеОверкиль в пургу
ПоследствияПоломка рулей и лат. Людям повезло.
ВодоемИваньковское вдхр. между о.о. Могильный и Липня.
Дата

2.05.1999

Автор сообщения или ссылка на источник:

П.Попов (см. полное описание)

Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Майские праздники, первый выход на новой лодке ("Простор" без переделок) экипажем из 3 человек. Собрав катамаран, 1 мая вслед за еще несколькими лодками перешли уже к ночи от Б.Волги (от бывш. памятника Сталину) на о.Могильный, где и был разбит лагерь. 2 мая, оставив боцмана на хозяйстве, капитан отправился вдвоём с матросом обкатывать лодку.

Авария

...— Отсутствие стакселя и мой 17-летней давности парусный опыт сильно затрудняли оверштаги против ветра ок. 10 м/с (хотел сказать больше, но боюсь преувеличений), волны около полуметра и периодических снежных зарядов. Температура за бортом немногим более нуля, забортной воды – чуть поболее. … Сделав две безуспешные попытки совершить очередной оверштаг и начав третью, команда пересела-таки на другой баллон, но "Бегущие", (название катамарана, прим. сост.) пятясь задом, вернулись на старый галс и дальше всё произошло в одно мгновение. Палуба поднялась на дыбы, и остаток ругательства Капитан произнёс уже под водой. Лодку тут же развернуло мачтой на ветер. (Благодаря парусности палубы мачта не утонула – прим. автора).

Вылезли на баллон. Причём, Матрос влетел пулей, даже не намочив головы. Спасжилет Капитана, рассчитанный на 90 кг при собственном капитанском весе 85кг, отягощённый двумя штанами, свитером и зимней синтепоновой курткой, всплывал в течение довольно ощутимого промежутка времени. Особенно трудно было вылезать из воды. Огляделись. Тоскливым взглядом проводили быстро уходящий вдаль пенковый коврик — единственное имущество, находившееся на палубе. Тут же подошли какие-то ребята на байдарке под парусом. Попытались приподнять лежащую на воде мачту. Не достали... (из-за своих аутригеров – прим. автора).

"Бегущих" тем временем постепенно сносило к берегу. На берегу появились любопытствующие. Стали давать советы вроде: "Да тут неглубоко - по пояс! Слезайте!". Слезать не хотелось, однако, пришлось. Валяемый волнами, Капитан по пояс в воде побрёл поднимать мачту. Сочувствующие аборигены рьяно принялись переворачивать лодку. Со звоном сломались оба руля, правда в самом верху по месту крепления.

Сломались ещё все гетинаксовые латы, причём в нескольких местах – поваляло волнами. Больше повреждений на лодке не было. Матрос был раздет до плавок и отправлен в сторожку к печке, где и сидел до полного высыхания себя самого и всей одежды. Меня же спасли флисовые куртка и штаны, которые греют даже в мокром состоянии. Моя одежда, кроме куртки и джинсов, высохла прямо на теле! Ну, и те граммы спиртосодержащей жидкости, которой нас сразу же после выхода на берег угостили аборигены, тоже не были лишними…

Никто даже не чихнул!

На Липню, куда нас вынесло, заходит рейсовый катер. Лодка была разобрана ещё на острове и погружена на катер. За Боцманом и лагерем съездили на моторке аборигенов.

Выводы

  1. Не соваться в бучу (хотя бучей мне погода не показалась в силу неопытности).
  2. Не ходить без стакселя на Просторе (по крайней мере, в таких условиях).
  3. Не надевать на себя сразу уйму одежды, т.к. всплыть-то я всплыл, благодаря спасжилету, а, вот на баллон вылезать пришлось "шажочками" по 5 см. Те бешеные тонны воды, которой напиталось всё надетое на меня барахло, вытащить из воды было бы не под силу даже Шварценеггеру. Потому подтягивался на руках, насколько сил хватало, и ждал пока вода стечёт.

Прим. сост.:
Справедливо сказано: людям повезло. Быстро вынесло на мелководье, была сторожка с печкой, возможность уехать на катере. Пункт 3 — наблюдение очень ценное: не испытав на своей шкуре, об этом и не подумаешь! Надо учесть при выборе одежды. Возможно, даже предусмотреть в подкладке "шпигаты" для слива воды.

А вот вывод 2 неоднозначен. Решающую роль сыграло не отсутствие стакселя, а то, что экипаж просто не успел толком освоиться с лодкой. И со стакселем можно, слишком шустро перепрыгнув на другой борт, получить порыв со старого галса... со всеми вытекающими последствиями. Так что лучше пусть при повороте матрос сразу (скажем, в левентике) перейдет на другой борт, а капитан — только когда убедится, что лодка ложится на новый галс. Тут же не гонки на "Торнадо".

Стаксель облегчает поворот оверштаг, но зато требует работы на шкотах., т.е. дополнительной подотовки экипажа. Да ведь и просто парусность будет больше — а оно надо, если и так приходится сидеть вдвоем на одном борту? Во всяком случае, для первых тренировок я бы посоветовал выходить без стакселя (что, кстати, рекомендуется и в инструкции к катамарану "Ветер"). А если лодка плохо идет в поворот, с помощью регулировки такелажа наклоняйте мачту вперед, меняя тем самым центровку. При хорошей центровке лодки с одним гротом (вооружение кэт) тоже поворачивают вполне бойко.

Сайт управляется системой uCoz