КАТЕРА И ЯХТЫ, 1978, № 5 (75), с. 86

СТРАНИЧКА БАЙДАРОЧНИКА

VI СОРЕВНОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ ВОДНОГО ТУРИЗМА НА РАЗБОРНЫХ СУДАХ ПОД ПАРУСАМИ НА ПРИЗ «КАТЕРОВ И ЯХТ»

На Кавголовcкой волне

Р. Ф. Пирский, фото В. Н. Тотубалина и Н. Ю. Иванова

И снова Кавголово. На привычном месте, над пляжем у домика лесника — палаточный лагерь. Развевается по ветру уже изрядно вылинявший голубой флаг ленинградских туристов-парусников. Полощутся паруса. И много знакомых: гонки на приз «КиЯ» уже стали традиционным место»! встречи друзей.

Как всегда, мощными командами представлены Москва и Московская область — города Загорск и Одинцово, Уже в четвертый раз приезжают в Кавголово туристы из Новосибирска. А вот Николаев в этом году команду выставить не смог: честь НКИ защищает только один экипаж ветерана парусных соревнований байдарочников — Г. Сарина. Рядом собирают свои лодки эстонские туристы из Таллина.

Общее количество участников — 49 экипажей, та кое же, как и на предыдущей V встрече. Конечно флот «хозяев воды» мог быть и наверняка был бы более многочисленным, если бы не одно обстоятельство. Больше месяца стояла жаркая сухая погода. Чрезвычайная комиссия по борьбе с лесными пожарами была вынуждена категорически запретить посещение лесов, рек и озер на территории всей Ленинградской области. Так что еще за три дня до подъема флага организаторы отнюдь не были уверены в том, что соревнования состоятся. Только прошедшие накануне дожди и «заступничество» лесника помогли получить разрешение на выход к воде...

В четверг на берегу появились первые палатки гостей, самые нетерпеливые тут же стали собирать и вооружать байдарки. Однако на следующий день резко похолодало, умеренные юго-западные ветра сменились резким, порывистым северным ветром. А в субботу — «штормовое предупреждение»: спасательная станция катера не дает, выходить на трассу запрещает!

Ветер — порывами до 15—17 м/с. Температура 4—5°. Пошли в ход ватники и даже зимние шапки. Отдельные смельчаки то и дело пробуют воду, приходится своими силами подтаскивать к берегу опрокинувшиеся лодки и даже катамараны. Ремонтируются поломанные мачты, сушатся у костров промокшие экипажи. Начало соревнований откладывается — сначала до 15.00, затем до 17.00.

Ожидание, бесконечные переговоры со спасателями и холод никак не способствуют хорошему настроению участников. Зато есть время основательно познакомиться с техникой.

Прежде всего бросается в глаза вдвое возросшее количество подготовленных к гонкам швертботов:

16 против 8 в 1977 г. Это все те же польские «Мевы», но туристы изрядно потрудились, чтобы продлить жизнь этим замечательным мини-парусникам, сделать их еще более надежными и удобными. У некоторых — новые, сшитые своими руками оболочки, новые мачты. Укреплены шпангоуты. Многие провели ахтерштаги, заменили рули и шверты, поставили кипы, эксцентриковые стопора и т. д. и т. п.

Умельцы пытаются уже своими руками создавать разборные швертботы, приспособленные для проведения туристских походов под парусами. Одна из первых таких самоделок — швертбот ленинградцев В. Федорова и Н. Павловой. Забегая вперед, отметим, что на дистанции соревнований он пока не смог конкурировать с серийными «Мевами»: подвели отсутствие высококачественных материалов и неаккуратно (наскоро — к гонкам!) пошитый парус. Однако в конструкции лодки есть целый ряд интересных решений, а корпус получился довольно легким: вес его всего 55 кг с рангоутом и упаковкой, хотя размерения (длина 4,5 м; ширина — 1,4 м) даже больше, чем у «Мевы» (3,5х1,3; вес 75 кг). Парусность на швертботе В. Федорова — 8,5 м2 против 6,4 на «Меве». Авторы на своем швертботе уже совершили несколько походов и, в частности, дважды путешествовали по оз. Балхаш.

Еще одна новинка — надувной катамаран ленинградцев В. Демидовича и А. Кудряшова. Это довольно внушительное сооружение (болельщики тут же назвали его «броненосцем») с парусностью 12,5 м2. Длина катамарана — 4,5 м, ширина — 2,2 м; диаметр баллонов — 0,45 м. Вес судна — около 70 кг. Катамаран уверенно проходил дистанцию (вне зачета), если не было каких-либо поломок. А поломок в общей сложности было немало. Видимо, и в атом случае мы имеем пример применения случайных материалов.

Наиболее многочисленный класс судов — байдарки: их участвовало в гонках 29 единиц. (По крайней мере еще пять-шесть байдарок так и осталось на берегу: или их экипажи были «смущены» непогодой, или основательно поломались на прикидках до старта.) Почти все лодки — отечественные «Салюты». Всего три «RZ-85». То, что этих отличных байдарок становится с каждым годом все меньше и меньше, не случайно: уже несколько пет они к нам в страну не импортируются...

Показательно, что подавляющее большинство байдарок для увеличения остойчивости снабжено вынесенными за борт надувными поплавками. По существу они превратились в тримараны. Такая тенденция, на наш взгляд, закономерна и вполне оправдана. Бортовые поплавки не только позволяют уверенно нести большую парусность в гонках, но и делают байдарку гораздо более надежным туристским судном. Практически важным обстоятельством, способствующим популярности тримаранного варианта, оказалась проверенная опытом возможность его обратного превращения в весельную байдарку в слабый ветер: как правило, поплавки и балки можно быстро снять.

Капитан московской команды — один из родоначальников байдарочного тримарана В.Перегудов рассказывает, что столичные туристы разработали универсальную раму, позволяющую любую лодку или байдарку (либо две лодка или байдарки) быстро превратить в надежный парусник — тримаран или катамаран. Сверху на лодку (лодки) накладывается жесткая треугольная в плане рама из дюралевых труб. На нужном расстоянии от ДП можно закрепить любые поплавки и шверцы. Здесь же на раме, носовой конец которой представляет собой что-то вроде короткого бушприта, степс мачты и путенсы вант и штага. Москвичи демонстрируют эту раму на байдарке «М-3», кстати сказать — отлично показавшей себя в гонках.

В ближайших планах москвичей — агитпоход по Селигеру. Агитационным он будет потому, что ставится цель — показать возможно большему числу желающих, насколько расширяет возможности водного туризма правильно сконструированный парус на надежном судне.

Мы — рассказывает В.Перегудов — агитируем делом: просто предлагаем любому из заинтересовавшихся зрителей сесть за румпель тримарана!

В разговор вступает Ю.Пржиемский — член технической комиссии федерации туризма (здесь, в Кавголово, он — матрос на этом самом тримаране московской команды):

— Я впервые на таких больших соревнованиях туристов-парусников. Просто поражен: такого размаха технического творчества нет ни в каком другом виде туризма!

В оснащении байдарок преобладает «классика» — паруса конструкции Г.Сарина. На двух лодках москвичей поставлены «виндсерферовские» паруса типа «Стриж» (на «М-20» самого В.Перегудова — с внутренним гиком). Одна ленинградская байдарка вооружена двумя стакселями, но, по общему убеждению, сделать стаксельное вооружение эффективным на байдарке, корпус которой не обладает нужной жест-костью, как и чем бы его ни стягивали, не удается. Во всяком случае, эта байдарка снова отставала от лидеров гонки.

С.Звонков и М.Успенский из г. Одинцово показали в действии — и притом показали великолепно! — новинку, которая привлекала, пожалуй, наибольшее внимание собравшихся. Их тримаран «М-21» нес грот со свободной нижней шкаториной, склеенный из лавсановой пленки толщиной 60 мкм. Преимущества такого пленочного паруса в гонках очевидны, но в туристских походах он еще не испытывался. Будем надеяться, что авторы сообщат в редакцию о том, как пройдет эксплуатация нового паруса в плаваниях сезона 1978 г.!

Рассказ о Кавголовском празднике парусов будет не полон, если не упомянуть, что к идущим по трассе байдаркам то и дело пристраивались два виндсерфериста, а еще два энтузиаста показали, что паруса можно нести практически на любом судне. Ленинградец, пожелавший пока — до приобретения опыта — остаться неизвестным, оборудовал кэтом одноместную секционную «Малютку» (для прохода шверцев при-шлось прорезать в скуловых килях щели). От участия в гонке капитан «Малютки» отказался, но довольно уверенно пошел через озеро.

А вот нижнетагилец А.Воложенинов на старт выйти не смог, хотя специально приехал в Ленинград на соревнования. Он вооружил гафельным шлюпом с общей парусностью около 1,8 м2 надувнушку «ЛГН-2У». На Тагильском пруду, по его словам, лодка вела себя хорошо, а вот когда А.Воложенинов «для разминки» вышел в Кавголовское озеро, пришлось подавать сигнал бедствия. Точнее: поднять флаг «К» — «я не управляюсь», так как шверцы оказались слишком маленькими, руль с румпелем в ДП — неудобным и неэффективным...

Теперь собственно о гонках. После 17 часов наметилось некоторое ослабление ветра. Стали ставить дистанцию. Судьи, да и участники — старожилы Кавголова, а их было большинство, хорошо помнили, как в 1975 г. пришлось гоняться белой ночью, когда ветер поутих, и теперь надеялись повторить тот же вариант. Практически, так и произошло, с той лишь разницей, что старты удалось дать все-таки немного раньше.

По традиции первыми должны были стартовать байдарки, но судейской коллегии пришлось изменить порядок стартов и сначала выпустить на дистанцию швертботы, которые, отгонявшись, могли бы играть роль гребных спасательных судов.

В 19.40, наконец-то, прозвучал долгожданный сигнал старта. Порывы ветра еще довольно сильны: решено проводить гонку по сокращенной дистанции — без петли.

Дружной стайкой понеслись к первому знаку швертботы. В бинокль хорошо видно, с каким тру-дом их приходится откренивать! После того как лидирующие «Мевы», обогнув второй знак, вышли на лавировку, стали готовиться к старту байдарки.

Еще не успели уйти со старта две-три замешкавшиеся байдарки, как был зафиксирован первый финиш швертботов. Это пришли ленинградцы — супруги В. и Е. Пивоваровы.

Среди байдарочников первыми победителями стали С.Козлов и М.Байтемиров из Подмосковья. Туристы Московской области, занявшие в первой же гонке два призовых места, сделали серьезную заявку на победу и в личном зачете, и в борьбе за Кубок.

Напомним, что главный приз — переходящий Кубок «За командную победу» разыгрывается в классе байдарок «Салют», причем каждая команда состоит из трех экипажей. На этот раз победу оспаривали восемь полных команд. Экипажи «Мев» тоже объединились в команды по три лодки; таким образом и на швертботах первенство стало лично-командным.

Все обошлось благополучно: спасать никого не пришлось, так как ожидаемых оверкилей не было. Очередная неудача постигла надувной катамаран: из степса выскочила мачта!

У судей и участников настроение заметно улучшилось. Тем временем стало известно, что в Ленинграде по причине «негоночной погоды» были отменены гонки «настоящих» швертботов! Это обстоятельство добавило сил и энергии: представители команд потребовали немедленно дать старт следующей гонке уже по полной дистанции.

В 21.30 начинается вторая гонка. Стартуют «Мевы», через 20 мин — байдарки. И снова побеждают супруги Пивоваровы и экипаж С.Козлов — М.Байтемиров.

Около полуночи усталые, промокшие и замерзшие участники соревнований собираются у большого туристского костра — шедший почти весь день дождь оказался полезен: полностью ликвидировал пожароопасность! Поются песни о море, о парусах и дальних плаваниях. Обсуждаются итоги гонок, планы на будущее.

А в воскресенье утром выглядывает солнце. Ветер достаточно сильный, но без шквалов.

Три гонки подряд. И с каждой вчерашние лидеры все больше укрепляют позиции. Собственно, судьба первых мест и переходящего приза не вызывает сомнений уже тогда, когда судейская коллегия только удаляется подсчитывать очки!

Тем временем дается старт традиционной общей «Гонке Дружбы» — уже шестой гонке за неполные два дня! Призерами ее стали экипажи, выступавшие на «Салютах». Первыми финишировали братья П. и В. Кузьмины из сборной Ленинграда (любопытная деталь, заинтриговавшая истинных гонщиков: на их лодке установлено зеркало заднего вида!

На 2-м и 3-м местах оказались подмосковные туристы — рулевые С.Звонков и С.Козлов.

На торжественном построении переходящий кубок вручается команде Московской области, в составе ко-торой, помимо победителей в личном зачете С.Козлова и М.Байтемирова и занявших 2-е место С.Звонкова и М.Успенского, боролись за победу еще и А.Тимофеев и А.Сафронов. Сумма очков этой команды 87,7. Итак, кубок «Катеров и яхт» меняет прописку, с берегов Невы отправляется в г. Одинцово Московской области.

На второе место выходит прошлогодний победитель — выступавшая на этот раз неудачно I команда Ленинграда (124, 1 очка). В ее составе П. и В. Кузьмины (3-е место), В.Спиридонов и В.Ломакин (5-е), С.Печалин и В.Киселев (11-е).

Третьими призерами в командном зачете стали туристы столицы (158,1 очка); В.Перегудов и Ю.Пржиемский (7-е место), В.Кузнецов и В.Колосов (14-е), В.Гапка и Л.Ржавский (16-е).

Признанный лидер и ветеран класса «Салют» Г.Сарин, выступавший с А.Желобатым, занял лишь 8-е место.

Утешением для упустивших кубок ленинградских туристов может служить успех их I команды на «Мевах» (48,8 очка). Экипажи: В. и Е. Пивоваровы, А.Николаев и Т.Вавилов, О. и С. Корбаны — заняли все три первых места.

Только второй оказалась ранее не имевшая равных сильная команда «мевистов»-москвичей (121,8 очка): В.Астапов и С.Колбин (10-е место), А.Карпухин и Ю.Николаев (4-е), В.Бузин и Б.Столяров (5-е).

На третьем месте II команда Ленинграда (149,4 очка); супруги В. и И. Воробьевы (6-е место), Н.Басов и В.Калачев (12-е), И.Иванов и Е.Громов (7-е).

В классе «RZ-85» абсолютным победителем стал известный своими успехами в гонках прошлых лет ленинградский экипаж — Н.Иванов и Г.Молодцов, выигравший все пять гонок.

Флаг VI традиционной встречи спущен, но парусный сезон только открывается. Впереди старты на Московском море и на Вуоксе, в Таллине и Николаеве. Туристов ожидают десятки и сотни миль на голубых путях нашей необъятной страны, но останутся в памяти и те нелегкие несколько кругов, которые были пройдены 17—18 июня на Кавголовской волне!

Московский «Салют» — тримаран М-51 с гротом из лавсановой пленки, хорошо показавший себя на Кавголовской встрече.

    

Московский "Салют" — тримаран М-3 с универсальной жесткой накладной рамой, на которой собраны все элементы парусного вооружения — мачта, путенсы стоячего такелажа, шверцы, поплавки-сигары.

Сайт управляется системой uCoz