Шестой конкурс на лучшие разборные парусные суда

Ежегодный традиционный конкурс самодельных разборных туристских парусных судов, как всегда, проходил на Парусном Берегу Московского моря. Он проводился как составная часть «Регаты Московского моря» — популярных соревнований туристов-парусников страны. Цель конкурса: обмен опытом самодеятельных конструкторов-строителей, обсуждение интересных конструкций, проверка новинок в гонках и выявление лучших образцов.

Шестой конкурс, в отличие от предыдущих, был представлен большим количеством и разнообразием туристских парусников. Тримараны на основе байдарок промышленного производства, разборные швертботы, парусное вооружение для надувных лодок и многокорпусники с надувными корпусами-поплавками — вот далеко не полный перечень 27 новинок, рассмотренных жюри. Однако оказалось невозможно среди них выделить судно, заслуживающее присуждения первого места.

Катамаран Н.Кузнецова. Хорошо видна ферма, на которую опирается поплавок.Два вторых места и дипломы II степени были присуждены за разработку надувных катамаранов. Трехместный катамаран Н.Кузнецова длина — 5,0 м; ширина — 2,0 м; диаметр поплавка — 0,42 м, площадь парусности—13,0 м2; масса — около 65 кг) транспортабелен и не требует большого времени для сборки. Эти характеристики делают его особенно удобным для воскресных прогулок и походов. Мост, состоящий из трех элементов и связывающей их продольной трубы, охватывает поплавки сверху. Элементы моста — сварные конструкции из изогнутой по диаметру баллона дуги и вертикальной стойки. По концам дуг и стоек проходят тросы, раскрепляющие ферму и служащие одновременно леерами. Концы стоек пропущены сквозь отверстия в поперечных балках моста. Перемещая стойки вверх или вниз относительно балок, можно подобрать оптимальный продольный прогиб поплавков.

Мачта раскреплена штагом, парой вант и ромбовантами. Подмачтовая балка подкреплена шпрюйтом. При сборке катамарана стоячий такелаж обтягивается рычажной натяжкой штага. По мере вытяжки тросов такелажа слабина выбирается шпрюйтом. Шверт площадью 0,4 кв.м создает достаточное боковое сопротивление. Предусмотрены два места его крепления: для плавания с полной парусностью и под одним гротом.

С.Козлов представил катамаран (длина — 5,4 м; ширина — 1,9 м; диаметр поплавка — 0,42 м; площадь парусности—5,5 кв.м; масса—70 кг), который отличался аккуратностью изготовления всех узлов и деталей, привлекательным внешним видом. Катамаран оснащен бермудским шлюпом с лавсановыми парусами, пошитыми на Ленинградской экспериментальной судоверфи. Применив на нем жесткий рангоут, оттяжку гика и обеспечив продольную жесткость конструкции, автор добился эффективной работы парусов даже при сильном ветре, когда надувные поплавки получают заметную деформацию. С. Козлов .занял первое место на регате в классе «Катамаран — 7 м2». Вместе с тем надо отметить, что недостатками этого судна являются сложность конструкции, необходимость затрачивать много времени на сборку, и то, что вес его на 20-30 кг больше, чем у аналогичных парусников. Недостатком также является то, что мост не имеет обвесов и носового козырька.

Три диплома III степени были присуждены авторам совершенно различных по тематике разработок. Среди швертботов лучшим был признан сконструированный В.Ивановым — новая модернизация лодки, описание которой было опубликовано в «КЯ» № 98. В его варианте (длина — 3,2 м; ширина — 1,45 м; площадь парусности — 6,2 м2; масса — 45 кг) высота борта увеличена до 400 мм, что позволило увеличить вместимость судна до 4 чел. и повысить его мореходные качества. Отпала необходимость в обвесах и козырьке. Применение надувных бортов упрощает конструкцию каркаса судна, обеспечивает равномерное натяжение оболочки. Надувные борта и расположенные вдоль них гермоупаковки гарантируют непотопляемость швертбота. Жесткость каркаса позволяет откренивать швертбот, не опасаясь скручивания корпуса. Сборка швертбота производится одним человеком в течение 1,5 ч.

В гонках парусник В. Иванова обходил большинство «Мев», которые имеют большую площадь парусности. Жюри рекомендовало строителю устранить некоторые недостатки в конструкции, но уже и в представленном виде он может служить прототипом судна для серийного производства.

Конструкция раскрепления парусного вооружения на лодке «Айгуль», выполненная Б.Барановым.Б.Баранов предложил простейшее парусное вооружение для надувной лодки «Айгуль». Он прикрепил силовую раму к штатным банкам лодки, что дало возможность не приклеивать к баллонам карманов для труб рамы и тем самым сохранить привлекательный вид лодочки. Вооружение — гафельный шлюп площадью 3,7 кв.м, но при плавании в слабый ветер парусность может быть увеличена до 5 кв.м сменой грота.

А. Буханов уделил основное внимание транспортабельности парусника в разобранном виде. О важности этой проблемы можно было судить, наблюдая, как после регаты участники переправляли свой суда к железнодорожной платформе и грузили их в электричку. Катамаран А. Буханова — один из самых крупных на регате (длина — 5,5 м; ширина — 2,4м; площадь парусности — 18 кв.м). За счет упрощения конструкции автор добился относительно небольшого веса катамарана — 85 кг, размеры упаковки составили 1800Х400Х250 мм.

При погрузке в электричку к передней части упаковки с разобранным катамараном привязывается ролик из шарикоподшипника в оправке из листовой стали. В тамбур электропоезда сначала заводится передний конец пакета, а затем поднимается задний, и упаковка вкатывается сначала на ролике, а потом уже на колесах.

В.Сметанников построил швертбот (длина — 4,0 м; ширина — 1,2 м; площадь парусности — 6 м2) с дюралевым каркасом и оболочкой из полипропиленовой пленки, которая продается в хозяйственных магазинах. Пленка имеет достаточную прочность, легко скатывается в рулон, что удобно при перевозках, а гладкая поверхность обшивки обладает заметно меньшим сопротивлением воды движению судна по сравнению с резиной.

Одна надувная лодка из двух. А.Лосев вооружил ее гафельным шлюпом.А.Лосев склеил корпус своей лодки из носовых частей двух «надувнушек» «ЛГН-2». Получилось надежное двухместное судно (длина — 3,5 м; ширина — 1,1 м; площадь парусности — 4,6 кв.м). Оно оснащено накладной рамой (раскрепляемой при помощи штатных уключин), двумя шверцами, рулем. Парусник участвовал в нескольких походах по Московскому морю и в 400-километровом плавании по Онежскому озеру. Однако, слишком большой вес (около 40 кг) сводит на нет все преимущества, присущие надувной лодке.

Н.Трапезников и его 14-летний сын Максим представили одноместный надувной тримаран, собираемый из детских надувных бревен (длина — 3,0 м, ширина — 1,9 м; площадь парусности — 3 кв.м). Для получения необходимого объема центрального поплавка в чехол-обтекатель из клеенки уложено 6 бревен — 2 в нижнем ярусе и 4 (2 X 2) в верхнем. Вес тримарана — 15 кг.

А.Бабушкин предложил простой способ усиления каркаса байдара «Таймень», которые часто применяются в качестве центрального корпуса парусных тримаранов. Жюри приняло решение рекомендовать Московскому машиностроительному заводу «Салют», который изготавливает эти байдарки, усилить шпангоуты «Тайменей» путем увеличения диаметра трубок шпангоутов.

Следующий конкурс состоится на Парусном Берегу Московского моря 27—28 августа 1983 г. для многокорпусных судов и 3—4 сентября для однокорпусных. Проезд: электричкой с Ленинградского вокзала до пл. «Московское море», далее водой 1,5 или берегом 5 км. Конкурс открытый. Для участия в нем достаточно по прибытии на место подать заявку.

Победители — авторы наиболее интересных судов — награждаются Дипломами журнала «Катера и яхты». Авторы самодельных дельных вещей, усовершенствований существующих судов и парусных вооружений отмечаются грамотами. Разработки, наиболее перспективные для массового повторения самодеятельными судостроителями, рекомендуются для опубликования в журнале.

Председатель жюри конкурса В.Перегудов

Сайт управляется системой uCoz