Походный сезон — 2001

Основу для этого обзора дали отчёты о походах 2001 года, присланные на конкурс сайта parusa.narod.ru. Вместе с отчетами двоих членов жюри, а также сданным в клуб кратким отчетом В.Архипова (форму для такого отчета можно взять здесь) набрались материалы, которые вместе уже могут дать представление о сегодняшнем состоянии парусного туризма.

Конечно, отчетов могло бы быть и больше! Если кто-то еще из парусных туристов соберется с духом и таки напишет отчёт — пополнится и эта статья.

Так как отчеты доступны в Сети, пересказывать их нет смысла: щелкнув по соответствующей ссылке, вы всегда можете изучить оригинал. Представим сводные данные:

Район, водоем

Автор
отчета

Маршрут, ссылка на отчет

Число судов

Классы судов

км по ген. курсу

Ход. дней

Дне-
вок

ХПД

Средн. переход км

Средн. скор. км/ч

Белое море

А.Дракин (Брянск)

Мягрека-Архангельск

1

Св

350

13

5

2,6

27

5

Белое море

Ю.Шилов (Одинцово)

Кемь-Соловки

2

7,5

160

9

3

3,0

18

нд

Белое море

А.Хазацкий
(Москва)

Чупа-Кандалакша

1

10

280

8

3

2,0

35

нд

Балтийское море

Г.Шмерлинг (Москва)

Тамиссари-Аланды и обратно

3-2

10, 13

462

11

5

2,8

36*

6,4*

Балтийское море

К.Федоров (Москва)

Тамиссари- Стокгольм и обратно

3-1

13

850

20

18

2,2

43

7,0

Онега

С.Новицкий (C-Петербург)

Вознесенье - вокруг Онеги

2

13

450

10

2

3,3

45

6,2

Онега

Д.Шевелев (Москва)

Лижма-Кефтень

1

7,5

нд

7

2

3,5

нд

нд

Рыбинское вдхр.

В.Белоозеров (Москва)

Углич-Бадачёво

1-2

10

188**

9

4

1,8

21

4,3

Куйбышевское вдхр.

В.Архипов (Москва)

Дмитровград-

2

10

149

7

4

1,4

21

нд

нд — нет данных

* без учета «моторных» дней.

** без учета заключительной стоянки в деревне и радиальных выходов.

Откуда будете?

В основном — из Москвы. Кроме первопрестольной, представлены Питер и Брянск. В отчетах упоминается группа из Курска под водительством А.Сапожкова, ходившая на Белое море (связаться с курянами по e-mail не удалось). Увы, это всё. Как живут и где ходили в 2001-м парусные туристы из других городов, найти сведений не удалось. Братья по разуму, отзовитесь!

Куда идете?

Неизменно привлекательны и популярны для парусников северные края, прежде всего Белое море и Онега. Кроме показанных в таблице, на Белом море побывала еще одна московская команда (Успенские, Добкин, Стрелков, Мосур), на Топозере — Г.Марр; к сожалению, эти группы не подготовили отчетов, и сведений об их походах нет.

Новым для нас морем стала Балтика. Конечно, выезд за границу усложняет организацию похода, но не так страшен черт, как его малюют. Благодаря транспортабельности наших судов пограничные формальности можно пройти на суше и начать плавание уже в зарубежных водах. А возможности для парусно-туристских плаваний на Балтике неограниченны, это действительно «окно в Европу».

Сделана вылазка и на юг — Н.Шляков совершил на «Фиорде» поход вдоль турецких берегов Эгейского моря. Будет и отчет, судя по началу, очень интересный. Ждем окончания! Нет сомнений, что в следующих сезонах туристские загранплавания продолжатся — мир велик и заслуживает того, чтобы открывать его заново нашим любимым способом.

Но новые маршруты можно проложить и в куда как более близких местах — пример тому походы В.Белоозерова по Рыбинке и В.Архипова по Куйбышевскому водохранилищу. Еще один близкий и интересный для начинающих парусников и детских походов район — Вышневолоцкое водохранилище, целая озерная система, о которой рассказано в отчете А.Лапина.

На чем?

В онежском походе, фото И.РомановаОтвет-2001 однозначен: на катамаранах. На моря выходили «Альбатросы» и вариации на их тему, «Ветры» и опытные 13-метровики фирмы «Тритон», самодельные 10- и 13-метровики. Возможно, наиболее крупным был катамаран (с вязаной рамой) группы А.Дракина, но подробных данных о его конструкции и парусности в отчете нет.

Была замечена под парусом реликтовая байдарка «Нептун», присоединившаяся в конце плавания к «Катафею» Белоозерова, но это то исключение, которое подтверждает правило. Не видно ни в походных отчетах, ни на регатах тримаранов из парусных байдарок; трудно вывести из стойла в поход оставшиеся кое у кого «Янтари». Мощные и, по идее, весьма мореходные новосибирские надувные тримараны Кулика слишком дороги и далеки. Интересно было бы почитать отчет о серьезном походе на этих судах, но пока об опыте их эксплуатации сведений нет.

Все суда показали себя хорошо, достаточно надежными и мореходными. Наиболее серьезной была поломка шверта на катамаране Белоозерова (самодельного, почтенного возраста), вызванная, повидимому, усталостью металла. Ее удалось поправить подручными средствами с помощью рыбака из соседней деревни.

С кем?

Обращает на себя внимание, что 5 из 9 рассматриваемых походов совершены одним судном (Федоров и Белоозеров прошли одной лодкой большую часть своих маршрутов). Очевидно, что поход одним судном имеет как свои удобства, так и свои сложности. Попробуем сравнить, причем под одной лодкой будем, как правило, одновременно понимать и семейный экипаж. Если на одном большом судне идет многочисленный экипаж, ситуация в бытовом плане будет групповой, а в навигационном — одиночной.

Один экипаж

Группа

Организация похода

+ Не надо заботиться о согласовании отпусков и опасаться подвести товарищей, если обстоятельства заставят отказаться от похода.

+ Можно спланировать поход в соответствии со своими целями и привычками, желаемым комфортом и приемлемыми затратами, не оглядываясь на компаньонов.

— Позаботиться обо всем надо самому, ни на кого не надеясь.

— Требуется согласовывать время отпуска, подстраиваться под других участников.

— Всегда есть опасность, что кто-то (одно из судов) не пойдет или нарушит планы, придется менять сроки и маршрут.

+ Обязанности распределяются, и работа делается легче: один готовит раскладку, другой карты, третий занимается билетами и т.д.

В дороге

— Малочисленность экипажа приводит к физическим перегрузкам. Как правило, нужна тележка.

+ Не надо искать большую машину, проще уехать.

+ Несколько мужиков — уже сила. И для погрузки, и для обеспечения должного уважения окружающей публики.

В походе

+ Один экипаж избавлен от самого неприятного психологически: не надо ни ждать, ни догонять. Идешь и живёшь как хочешь, сам себе хозяин; никого не напрягаешь, тебя никто не напрягает.

— В сложной обстановке (которая бывает и на воде, и на берегу) одному экипажу неуютно; когда рядом свои, гораздо спокойнее.

+ Наконец-то отдыхаешь от людей.

— Риск повышен. Случись что (авария, поломка, травма, болезнь, кража...), возможности быстро получить помощь со стороны нет.

+ Не придется иметь дело с последствиями чужого разгильдяйства.

— Группой всегда идти труднее и медленнее. Ходовые качества лодок и рулевых разные. В лагере то же самое. Давно пора идти, ты готов, а компаньоны возятся еще час...

+ Одна рулевая голова хорошо, а 2-3 (при обсуждении) лучше. Товарищи могут удержать от ошибочного решения...
— или подтолкнуть на него.

+ Наконец-то можно побыть в компании друзей, пообщаться.

+ Случись что — товарищи окажут возможную помощь.

+ Да и просто веселее в походе, когда много народу.

Можно продолжить рассуждения, но очевидно, что плюсы и минусы всегда будут перемешаны по колонкам. А значит, возможны варианты. Оба они (и третий — одиночное хождение) имеют право на жизнь. Что жизнь и подтверждает вопреки «Правилам организации самодеятельных туристских путешествий».

Понятно, чем более «сольным» выбран режим плавания, тем тщательнее должна быть подготовка и осторожнее поведение. Как компенсировать возрастание риска? Следование хорошей морской практике, да и просто осторожность в походном быту — непременно, но недостаточно. Надо думать о усилении технического обеспечения безопасности.

А.Дракин пишет, что в морском походе нужны спассредства, позволяющие продержаться при серьезной аварии несколько часов, а то и дней. Штатный спасательный плот на наши суда не возьмёшь, а вот лёгкую 2-3-местную надувную лодку — вполне! А.Макаров возит такую с собой уже потому, что для рыбалки она куда удобнее катамарана. Был и прецедент успешного применения надувнушки при спасработах. Известен случай на Азове, когда роль спасательной шлюпки при гибели судна сыграл надувной матрац, на котором через сутки удалось достичь берега.

Даже в группе туристские парусные суда значительно более автономны, чем байдарки в речном походе. Вполне возможен, снимает кое-какие минусы и сохраняет плюсы вариант, когда питание и прочие хозяйственные вопросы решаются каждым экипажем (особенно семейным) самостоятельно, а вопросы организации путешествия, движения по маршруту и взаимопомощи — совместно.

Тактика. Как ходилось?

День за днем

Показателем напряжённости похода может служить соотношение ходовых дней и дневок. Соответствующие данные приведены в таблице. Отметим, что в число дневок не включены дни приезда и отъезда, т.е. поход рассматривается от первого до последнего ходового дня. В данные по походу В.Белоозерова не включен также период стоянки в конечном пункте с несколькими радиальными выходами.

Однако, само по себе число дневок может ввести в заблуждение. Например, у К.Федорова 18 дневок при 20 ходовых днях. Но это не значит, что весь поход шли через день: много дневок приходится на длительные стоянки с экскурсиями. Бывает, непогода вынуждает стоять несколько дней подряд — дневок выйдет много, а маршрут-то был отнюдь не «отдыхательным».

Поэтому введем такой показатель, как среднее число Ходовых дней Подряд до очередной Днёвки или завершения пути: ХПД. Сколько дней заняла стоянка, не так важно: нас интересует череда ходовых дней, за которые и накапливаются усталость и стрессы.

Минимальный ХПД (1,4 дня) оказался у команды В.Архипова, что и неудивительно: на двух катамаранах шли 10 человек, в том числе четверо детей. Удивительно другое: как они там поместились? Понятно, что целью похода был отдых, и жесткий график не предполагался.

Больше всех — в среднем 3,5 (а фактически 6) дней без дневки держался экипаж Д.Шевелева. Правда, поход был по общей длительности невелик, экипаж бывалый и сильный (двое мужчин), места знакомые, не раз хоженые; да и дух плавания, судя по отчёту — спокойный, без претензий, в свое удовольствие. В этом походе оказался и самый длительный переход: 18,5 часов. Отчет говорит об этом лаконично, но легко такие переходы не даются.

Повидимому, для походов с целью отдыха планировать более 2 дней пути подряд не стоит.

А в среднем 3 ходовых дня подряд — предел, если речь идет не об экстремальных спортивных плаваниях. Судя по отчетам Ю.Шилова и С.Новицкого, при таком ХПД группы были вынуждены сократить первоначальные планы. По своему опыту (наш ХПД составил 2,8 дня, а максимум — 4 дня подряд напряженного парусного хода) — тяжеловато, такой график уже начинает изматывать.

Ходовой день под парусом

Придется попенять капитанам на неаккуратное ведение записей. У одного указаны только километры, у другого — часы; третий через день запишет то одно, то другое. Четвертый не забудет отметить столь важные в походной жизни события, как трапеза и отход ко сну, а вот сколько шли — кто ж его знает, добрались, и слава Богу. Вот и появились во многих ячейках таблицы буквы «нд» — нет данных. Отчет — отдельная песня, его можно и не писать. Но бортовой-то журнал ведется или как? Традиции надо чтить, господа мореходы!

Кое-что из нашей таблицы все же видно. Например, интересно сравнить средние переходы на судах разных классов.

В походах сравнимого (достаточно спортивного) стиля суда с хорошими ходовыми качествами — 13-метровики (питерцы, Федоров) и 10-метровые «Ветры» (Хазацкий, Шмерлинг) показали практически одинаковые величины средних дневных переходов: 43-45 км и 35-36 км соответственно. Раз так, очень соблазнительно подсчитать своего рода «походный гандикап»: 44/35,5 = 1,24.

Что у нас там по таблице МПТК для экипажей в 2 человека? Сравнив 13- и 10-метровики, получим 1,3/1,2 = 1,08. По статистике соревнований выходит 1,17. А по теории? — формула для относительной скорости Ц(S*L/W) даёт 1,23.

Ясно, что «походный гандикап» вещь сугубо условная: длительность переходов, нагрузка судов, ветра и обстоятельства были разные. И всё-таки цифры говорят за себя сами. Вот и решайте, стоит ли участвовать в гандикапных гонках при нынешней таблице... Но мы отвлеклись.

Максимальный переход —100 км за 11 часов — совершил катамаран Федорова. Примерно столько же, если не больше, должно быть на долгом переходе Шевелева из Кижских шхер на Мег; но данных о километраже переходов у него, а также у питерцев, к сожалению, нет. Рекорд скорости — 10 км/ч на 50-км переходе также принадлежит Федорову.

И под мотором

Мотор имелся только в команде Макарова-Шмерлинга, что и позволило ей уложиться в сжатые сроки похода. Два дня в штилевую погоду шли полностью под мотором. 4-сильный Mercury на неполном газу уверенно тянул оба катамарана со скоростью 7 км/ч. Выдался «моторный день» и у Федорова: 30 км по узкому фиорду он прошел на буксире за яхтой.

Надо признать, что мотор может здорово помочь: без него нужен дополнительный запас времени на случай штиля. Если график жесткий и лишних дней нет (а сейчас выкроить время на поход может быть большой проблемой), хотя бы один мотор на группу иметь неплохо.

Возможно, кто-то сознательно спланирует «парусно-моторный» круиз и подготовит судно для такого вида путешествий. Если рассчитывать идти в слабые встречные ветра под мотором, не нужна большая парусность, можно отказаться от высокого вооружения с большим удлинением. В сильный ветер такая лодка сможет идти под парусом увереннее зарифленного «гонщика».

ЧП

К счастью, этот раздел пуст. Но, прямо скажем, причиной тому не столько безупречная подготовка судов, суперменская выучка экипажей и мудрость капитанов, сколько счастливое стечение обстоятельств.

Сразу два несостоявшихся происшествия оказались связаны с ЛЭП — похоже, что для нас, «прибрежных мореходов», это опасность номер один. Собственно, одно происшествие состоялось — налетел на провода в финском походе катамаран Макарова, спасло мгновенное срабатывание эффективной защиты. Второй случай произошел в Кандалакше с экипажем Хазацких: — «...мы увидели деревенский трехфазный провод, проходящий над заливом, только после того как причалили, не доходя до него пяти метров. Блин! Блин! Блин!»

Ещё один эпизод: однокамерный баллон из БЦК на катамаране Федорова был порван в стартовой свалке на регате, а не неделей раньше в море.

Тьфу! Тьфу! Тьфу!

Пожелаем друг другу, чтобы удача не покинула нас и дальше. И сами сделаем для этого все возможное.

Если есть дополнения или комментарии — пишите!

Г.Шмерлинг

parusa@narod.ru

Сайт управляется системой uCoz