Александр Беликов

ЯПОНСКОЕ МОРЕ

С БОРТА «ПОПАНДОПОЛЫ».

 

Содержание:

1.     Введение.

2.     Общее описание региона.

3.     Особенности плавания.

4.     Залив Петра Великого.

5.     Побережье Приморского и Хабаровского краев.

6.     Остров Сахалин.

7.     Остров Монерон.

8.     Возможные подъезды и отъезды.

 

1. Введение.

Предлагаемые обзорные заметки составлены по впечатлениям от трех плаваний по Японскому морю, совершенных на разборном "крейсерском" тримаране "Попандопола"  в 1995, 2001 и 2003 годах.

«Попандопола» в Советской Гавани перед стартом похода 2001 года.

 

 

 

Схема трех дальневосточных походов «Попандополы»

Первый раз в Японское море мы вышли в середине сентября 1995 года, это был заключительный этап первого дальневосточного похода «Попандополы». В тот год Татарский пролив встретил нас весьма приветливо - ясной теплой погодой, умеренным ветром (правда, преимущественно встречным) и высокими красивыми берегами. Мы были настолько очарованы Дальним Востоком, что дали себе слово обязательно вернуться сюда, что и осуществили в 2001 и 2003 годах,  полностью «замкнув» российское побережье Японского моря, включая проливы Невельского и Лаперуза. Приобретенный опыт плавания по непростому, но потрясающе красивому морю, впечатления, полученные от величественного Татарского пролива, от  посещения острова Монерон и  Залива Петра Великого,  от встречи с тайфунами и с морскими обитателями, от знакомства с людьми, населяющими этот удивительный край, подтолкнули на написание этих заметок.

2. Общее описание региона.

Российское часть Японского моря простирается от 42015´ до 51050´ северной широты и от 130043´ до 142004´ восточной долготы, включая в себя побережья Приморского и Хабаровского краев, а также юго-западное побережье Сахалина. Самая северная часть моря, расположенная между Евразией и Сахалином именуется Татарским проливом. Название это дал в 1787 году Лаперуз, исследовавший северо-западную часть Тихого океана во время своего кругосветного плавания. От экспедиции Лаперуза осталось много других названий, как например, залив (сейчас еще и порт) Де-Кастри, мыс Жонкиер, залив Делангля, остров Монерон, полуостров Крильон и другие. В честь самого же великого мореплавателя был назван пролив, разделяющий остров Сахалин и японский остров Хоккайдо и соединяющий одновременно воды Японского и Охотского морей. Второй пролив, соединяющий Охотское и Японское море в самой северной части Татарского пролива был открыт позже капитаном Невельским и получил его имя.

 

 По сравнению с другими морями, омывающими берега нашей родины, Японское море можно считать южным, практически все оно находится в 40-х широтах. По-настоящему же южной является та часть, которая выходит к побережью Приморского края и на которую сильное влияние оказывает тропического течения Куро-Сио, омывающее берега Японии. Немного теплой воды, нагоняемой южными ветрами, достается и нам. На границе же Хабаровского края теплое течение уходит на восток в пролив Лаперуза, в результате чего Татарский пролив оказывается подвержен преимущественному влиянию холодного Охотского моря со всеми вытекающими последствиями.

Такое распределение тепла мирового океана, естественно, отражается на климатических условиях и на растительности. Особенно показателен в этом смысле остров Сахалин. На мысе Уанди, что находится в непосредственной близости к проливу Невельского, произрастает флора, очень напоминающая тундровую – стланик, мох, низкорослые деревья и кустарник, встречается даже ягель. На южной же части Сахалина, на полуострове Крильон, можно встретить бамбуковые заросли. То же относится и к материковому побережью. Если берег Приморского края это «веселенькие» луга и леса, как например южного происхождения дубовые рощицы, то север Татарского пролива это настоящая тайга. Аналогично распределен и животный, в частности, подводный мир. В заливе Петра Великого и в водах, прилегающих к побережью Приморского края, водятся трепанги, морские ежи, кальмары и гребешок, севернее, в более холодных водах - крабы, кета и горбуша.

Мыс Уанди покрыт тундровой растительностью

 

 

Заросшая бамбуком батарея на мысе Крильон и дубовая роща Приморья

 

 

Сельдевая акула

 

Дары Японского моря

Наиболее благоприятное время для парусных походов по Японскому морю с начала июля до середины сентября. В заливе Петра Великого лето можно продлить до конца сентября. В это время среднесуточная температура воздуха на побережье не опускается ниже 150С в южной части, и 100С в Татарском проливе, а дневная температура составляет преимущественно 18-250С и 15-200С, соответственно. Вероятность штормов или непогоды в эти месяцы минимальна. При планировании маршрута стоит учитывать преимущественное направление ветров. В летние месяцы преобладают ветра южной четверти.          

3. Особенности плавания.

В отличие от плавания 1995 года, в 2001-ом и 2003-ем Японское море показало нам все свое коварство и непредсказуемый нрав. Эти плавания были пожалуй одними из самых сложных, которые нам довелось совершить на сегодняшний день. Непредсказуемость погоды, сложные ветро-волновые условия в прибрежной зоне, большие расстояния между закрытыми стоянками делают плавание по Японскому морю на разборном туристском паруснике почти экстремальным. Обуславливается это несколькими объективными факторами.

Во-первых, Японское море лежит на пути следования тайфунов – тихоокеанских тропических циклонов. Зарождаясь в районе Филиппин, тайфуны двигаются на север, где сталкиваясь с материковой областью высокого давления поворачивают на северо-восток через акваторию Японского моря и постепенно распадаются над Охотским морем. "Достается", традиционно, Кореи, Японии, Приморскому и Хабаровскому краю, Сахалину и Курилам. Во время их прохождения по всему побережью дается штормовое предупреждение, прекращаются работы в портах, прибрежный промысел, закрывается паромная переправа на Сахалин. Даже если тайфун сам и не накрыл какой-либо из этих регионов, то разогнанная им волна приходит к побережью трехметровой зыбью.

Вообще тропические циклоны (тайфуны - в Тихом, ураганы - в Атлантическом океанах) явление довольно распространенное. В разных частях мирового океана средняя частота их возникновения составляет 4-7 в год. "Филиппинские" же тайфуны отличаются аномально высокой частотой возникновения - до 28 (!) раз за год. То есть, за трех-четырех недельное плавание по Японскому морю как минимум с одним тайфуном встретится "посчастливится".

Во время плавания по Татарскому проливу в 2001 году мы пережили два тайфуна с промежутком в две с половиной недели. Первый, в который мы попали “по полной программе” 7 и 8 августа, за день до этого едва не затопил Владивосток. Наши “приключения” подробно описаны в газете “Совершенно Секретно. Версия” №39 (163) от 16-22 октября 2001 года. О втором тайфуне 22 - 23 августа мы получили предупреждение от диспетчера рыбпорта города Чехова и успели укрыться в яхт-клубе города Холмск. В городе, окруженном горами, штормового ветра не ощущалось, но волна заходила в хорошо защищенную акваторию порта и переливала через внутренний мол яхт-клуба.

В 2003 году мы застали тайфун, который прошел над Японским морем 12—13 сентября, вызвав гибель нескольких судов и человеческие жертвы в Корее. Мы смогли укрыться в ковше лесозаготовительного участка южнее мыса Золотой, и хотя тайфун не затронул побережья, оставленная им зыбь еще более суток не позволяла выйти в море.

В ковше

Тайфун над Японским морем

После тайфуна

Существенное отличие тропического циклона (тайфуна или урагана) от обычного фронтального заключается в относительно небольшой скорости его перемещения. Поэтому это явление хоть и грозное, но предсказуемое, о его приближении известно заранее. Если иметь радиоприемник и слушать местные станции, то попасть в ситуацию, аналогичную описанной в “Версии”, будет маловероятно. Еще лучше иметь радиостанцию морского диапазона и запрашивать прогноз погоды у встречных судов. Обычно они охотно идут на контакт. Но по метеосводкам можно судить только о крупных атмосферных явлениях. Хуже обстоит дело со второй особенностью прибрежного плавания по Японскому морю. Это трудно предсказуемые и порой сильные местные прибрежные ветры.

Дело в том, что побережье Приморского и Хабаровского краев представляет собой высокие отроги горной страны – Сихотэ-Алиня. Многие наверняка слышали рассказы, а некоторые знают по собственному опыту о сильных и коварных байкальских ветрах: “баргузине”, “сарме”, “горной” и т.п. Так вот, на побережье Японского моря эти “баргузины” можно встретить за каждым мысом. Практически из любой долины или устья реки, выходящей к морю, может выдувать ветер штормовой силы. Такой ветер распространяется веером в море на 5-10 километров, отличается резкими порывами и может дуть при абсолютно ясной погоде и безветрии дальше в море. Похожие ветры встречаются и на сахалинском побережье Татарского пролива. Сахалин, плотно “заставленный” горами, разделяет воды относительно теплого Японского и холодного Охотского морей. Из-за разницы температур во многих местах возникают сильные “поперечные” ветры. Особенно неприятен в этом смысле залив Делангля, расположенный в самой узкой части Сахалина напротив горной долины.

Отроги Сихотэ-Алиня

Ветер из долины реки Черная

При движении вдоль высоких берегов тоже могут возникнуть трудности. Ветер экранируется берегами, независимо от того, наветренный или подветренный этот берег. Крутой наветренный берег вызывает, кроме того, завихрение ветра. Вихри, срывающиеся с вершин, хорошо видны на поверхности воды, имеют переменное направление и распространяются на 3—5 километров в море. У наветренного берега часто можно встретить стоячие волны, образующиеся из-за сложения набегающей и отраженной волн.

Вообще волновой режим прибрежной зоны Японского моря весьма непрост. Нередко мы встречали две волновые системы идущие одновременно во взаимно перпендикулярных направлениях. На выходе из залива Ольги мы столкнулись с короткой полутора-двухметровой волной с ломающимся гребнем при полном (!) штиле. По-видимому, зыбь шла против какого то достаточно сильного местного течения.

Еще одна сложность заключается в том, что практически невозможно предугадать погоду по местным признакам. Ни суточный ход барограммы, ни изменение направления ветра не может подсказать, что будет за дневным бризом – штиль или шторм. Это хорошо знают местные рыбаки. Открытые баркасы и моторные лодки не встречаются дальше 2-3-х часового перехода от закрытых стоянок в населенных пунктах. Даже довольно крупные суда, ведущие ночной прибрежный промысел кальмаров, днем предпочитают отстаиваться в защищенных местах.

При выходе из Александровска-Сахалинского мы запросили прогноз у диспетчера местного порта. Только что полученный полусуточный прогноз предвещал слабый ветер от S, облачность и морось, что мы, собственно, и наблюдали. Обогнув мыс Жонкиер, мы встали на якорь напротив небольшого водопада, чтобы спокойно позавтракать. Пока мы готовили и поглощали яичницу, бутерброды и кофе, небо начало проясняться, барометр “полез” вверх, потянул северный ветер. Еще через час мы неслись под шестибальным нордом, который гнал нас на юг еще двое последующих суток. Но уже при ясной погоде и растущем атмосферном давлении. За какой-нибудь час погоду “переключили” на противоположную обещанной.

При устойчивом антициклоническом типе погоды ее дневное изменение выглядит примерно так. Утром штиль и легкий туман. С подъемом солнца туман рассеивается, а к 12 —13 часам начинается бриз южного или юго-восточного направления. Часам к 15—16 раздувает до четырех, иногда до пяти баллов. А вот что будет дальше, мы так и не научились предугадывать. К вечеру снова может выпасть штиль, а может, наоборот, раздуть до шести баллов. Приходится это учитывать, планируя дневной переход даже при хорошей погоде и ровной высокой барограмме.

Еще одно опасное явление – вечерние грозы. Солнечная радиация (а побережье Японского моря, как уже говорилось, это 40-е широты) накапливается над горами в виде мощных облаков. Когда эта облачность подползает к побережью, возможны сильные грозы со шквальным отжимным ветром. Неприятность этого явления в том, что образование грозового облака над горами трудно заметить, находясь близко к высокому берегу. Если же над прибрежными горами в лучах заходящего солнца покажется что-то похожее на фото справа, надо срочно идти укрываться за высокими берегами. На открытых местах - в долинах и устьях рек скорость ветра при грозе может достигать 20—25 метров в секунду.

Перед грозой

и во время…

 

При планировании маршрута вдоль побережья Японского моря следует иметь в виду ограничения, связанные с пограничным режимом. Пограничная зона охватывает все побережье, за исключением северной части залива Петра Великого. Нынешний порядок оформления пропусков на плавание в прибрежной пограничной зоне изложен в приказе ФСБ №462 от 28.09.2006г. (разделы 2, 4 и соответствующие Приложения). Желательно оформить пропуска (индивидуальные или групповой) для пребывания в погранзоне (может понадобиться при прогулках по берегу вдалеке от судна), а также оформить Судовую роль на судно и экипаж и сделать на ней отметку «выход» в ближайшем к выходу пограничном пункте.

 

 

 

 

 

 

На материковом берегу пограничные заставы есть в городах Владивосток, Находка, Советская Гавань и в поселках Ольга, Рудная Пристань, Светлая, Датта, Де-Кастри, Лазарево. На Сахалине пограничная зона оформлена погранпостами в Александровске-Сахалинском, Чехове, Холмске, Невельске, Корсакове, в поселках Шебунино, Кириллово и на мысе Крильон. Кроме того, не исключена встреча с морскими пограничными катерами. При подходе к береговым пограничным постам или при встрече с «вельботами» (позывной пограничного судна) необходимо установить с ними связь на 16-м канале международной морской связи или, по крайней мере, держать радиостанцию включенной на этом же канале.

Пограничный «вельбот» в заливе Ольги.

4. Залив Петра Великого

Залив Петра Великого - относительно закрытая акватория с множеством островов, по площади сопоставимая с Онежским заливом Белого моря. Надо учитывать, что залив – курортная зона Приморского и большой части Хабаровского краев. В летние месяцы берега довольно густо населены туристами, особенно авто-, хотя по плотности им все же трудно соперничать с перенаселенностью, например, южных берегов Байкала. Вблизи Владивостока и Находки по берегам расположено большое число турбаз и пансионатов. Самыми туристонаселенными являются остров Русский и Путятин, бухта Восток и расположенные за Поворотным мысом бухты Киевская и Соколовская. Дальние острова, такие как Рикорда и Аскольд населены меньше. И все же плавание по заливу представляет интерес. Берега очень красивые, из-за большой изрезанности береговой линии очень много заливов и бухточек.

Свободна от пограничных ограничений северная часть залива по линии мыс Брюса – южная оконечность острова Рикорда – мыс Сысоева с большими внутренними заливами Амурский и Уссурийский.  Если же позаботиться о пограничных пропусках, то в вашем распоряжении окажется еще восточная и южная части залива Петра Великого с большими островами Аскольд и Путятина, множеством мелких и очень красивых островов южнее и западнее острова Рикорда, заливами Восток и Находка.

Амурский залив.

Скалы  Пять пальцев

Острова Рейнеке и Рикорда

Скалы Унковского. На заднем плане – остров Путятин

Бакланы

В заливе Находка

На островах Римского-Корсакова, расположенных в юго-западной части залива Петра Великого, и на примыкающей к ним акватории (от  42035´ до 42042´ с.ш. и от береговой линии до 131030´ в.д.) располагается Дальневосточный Морской заповедник, единственный морской заповедник в нашей стране. Заповедным является также остров Стенина и примыкающая к нему километровая полоса морской акватории. Заповедник этот хорошо охраняется. На собственной лодке попасть туда можно только с разрешения дирекции, находящейся в Государственном Институте биологии моря, расположенном в пригороде Владивостока. Но для этого нужны либо «веские аргументы», либо организация посещения на  коммерческой основе. А острова того стоят.

 

 

 

На островах Римского-Корсакова

Туристское плавание по заливу Петра Великого может представлять еще и военно-исторический интерес. После поражения в русско-японской войне 1905 года Российская империя, а позже - Советская Россия и СССР - стремились всемерно укрепить подступы к Владивостоку - оплоту и главной военно-морской базе на Дальнем Востоке. Пожалуй, наиболее интересные объекты - свидетели той эпохи - это крупнокалиберные береговые батареи, призванные защищать морские подходы к Владивостоку. Такие батареи установлены на мысе Гамова, на островах Аскольд и Русский.

Береговая батарея имени Ворошилова, введенная в строй в 1933 году на острове Русский, находится в вершине бухты Новик, десятикилометровой "кишки", перерезающей остров почти на две части. Расположена она в небольшой долине, окруженной горами, так что батарея хоть и морская, но моря с нее не видать (орудия наводились с постов, установленных на окрестных вершинах). Батарея состоит из шести орудий калибром 12 дюймов (самых крупных из стоявших на вооружении российского флота),  размещенных в двух башнях. Батарея эта дважды уникальна. Во-первых, это единственная батарея такого калибра, расположенная на острове. Во-вторых, это единственная батарея, состоящая из трехорудийных башенных установок. На аналогичных 12-дюймовых батареях Севастопольской и Кронштадтской крепостей применялись либо открытые орудийные платформы («журавли»), либо двухорудийные башни, специально созданные для береговых батарей. Орудийные же башни батареи острова Русский были сняты с отслужившего свой срок линкора "Полтава" постройки еще 80-х годов XIX века. Сами орудия, изготовленные в 1914 году на Обуховском сталелитейном заводе под Питером, простояли на вооружении до 1986 года, когда батарея была расформирована, а позже превращена в музей.

Остров Русский. Слева     вход в бухту Новик

Клеймо на казенной части ствола

Вход на нижние ярусы

Башня 12-дюймовых орудий

В башне

Запасные стволы

Снарядный погреб и лифт подачи боеприпасов

Кубрик

Даже сегодня военно-морская техника рубежа XIX - XX веков поражает. Основание орудийной башни уходит под землю на четыре этажа, в которых размещены жилые и командные помещения, пороховые и снарядные погреба, поворотные платформы и элеваторы подачи боеприпасов к орудиям. Стволы орудий весом почти 50 тонн (3065 пудов, согласно маркировке на казенной части) рассчитаны на производство 200-250 выстрелов, после чего требуют замены. Для этих целей рядом с башнями на специальных площадках и в траншеях хранились запасные сменные стволы. Технология замены 50-тонных махин на острове, при отсутствии подъездных путей и тяжелой грузоподъемной техники представляется сродни строительству египетских пирамид.

5. Побережье Приморского и Хабаровского краев.

Восточной границей залива Петра Великого является мыс Поворотный. 700-километровый участок побережья северо-восточнее мыса – это омываемое теплыми нагонными водами течения Куро-Сио побережье Приморского края. Довольно много населенных пунктов, в том числе и крупных, связанных автодорогами с Владивостоком. Дороги эти идут не по побережью, а через горные перевалы, так что вне близости к населенным пунктам народу существенно меньше, чем в заливе Петра Великого. Только в южной части, от бухты Киевская до бухты Валентина все еще встречаются туристические базы и кемпинги. Плавание вдоль этого побережья по-настоящему морское. Уже нет обманчивого ощущения защищенности залива Петра Великого, на юго-восток во всей своей непредсказуемой мощи открывается Японское море. А это накладывает серьезные ограничения. Планировать стоянки абы где не удается, в большинстве своем берега неприступны. Только защищенные заливы и бухты или устья относительно крупных рек.

Где-то в районе мысов Сосунова и Золотой теплое течение отворачивает на восток, в пролив Лаперуза, и начинается побережье Хабаровского края, более холодное и существенно менее населенное. “Веселенькие” леса Приморья сменяются тайгой, исчезают кальмары, гребешки и трепанги, появляются крабы, кета и горбуша. В северной части Татарского пролива (севернее мыса Сюркум) берега становятся еще суровее, тайга – непроходимее, вода – мокрее. Сказывается влияние Охотского моря. Берега по-прежнему неприступные, все те же отроги Сихотэ-Алиня.

 

 

Берега Приморского края

 

 

Мыс Сюркум

Берега  Татарского  пролива

Для надежной стоянки надо также искать глубокие бухты и заливы или устья относительно крупных рек. На последнем стоит остановиться подробнее. Основным критерием возможности захода в речное устье является наличие в нем поселка, причем это относится как к побережью Хабаровского, так и Приморского краев. В северной части Татарского пролива вместо поселка в устье «заходной» речки может стоять рыбопромысловая база, пусть даже и не действующая. В противном случае устье реки, даже выраженной в масштабе двухкилометровой карты может оказаться непроходимым, вода просто фильтруется сквозь намытую морем косу.

Устья «заходных» рек Серебрянка,  Кабанья и Коппи

Замытое галечной косой устье реки Желтая (мыс Золотой)

6. Сахалин.

Если рассматривать сахалинское побережье Татарского пролива, то интерес, на мой взгляд, представляет только самая северная его часть, от пролива Невельского до Александровска-Сахалинского или Бошняково, или же наоборот самая южная часть от поселка Шебунино до мыса Крильон. Остальное побережье это сплошная населенка, от Бошняково на юг прямо по берегу идет автодорога, а от Ильинского до Шебунино – «железка» (интересно, что эта «железка» имеет нестандартную для России ширину колеи, так как была построена еще японцами, владевшими южной частью Сахалина с 1905 по 1945 года). А вот самый юг Сахалина – полуостров Крильон – место удивительное, особенно бухта между мысами Кузнецова и Замирайлова Голова. Такое нагромождение каменных природных сооружений, впору декорации для какого-нибудь фильма в стиле «фэнтази».

Каменные «декорации» на мысе Кузнецова

Сам же мыс Крильон это как раз та точка, откуда можно «бросать камешки с крутого бережка далекого пролива Лаперуза». Ширина пролива около 38-ми километров, так что при хорошей погоде виден японский остров Хоккайдо, в хороший бинокль можно разглядеть даже дома и автомобили. На мысу расположена большая пограничная застава, на которую стоит заглянуть, если с документами все в порядке. Собственно, заглянуть на заставу стоит только для того, чтобы испросит разрешения прогуляться по мысу. А посмотреть там есть что.  После того как Советский Союз в 1945 году вернул себе утраченную после поражения в войне 1905 года часть Сахалина, подходы к острову с моря были сильно укреплены. На мысе Крильон была возведена береговая батарея, состоящая из нескольких вкопанных в землю по башню тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин»), оснащенных 150-милиметровыми орудиями, а так же из расположенных у самой воды корабельных 6-дюймовых орудий. В качестве командно-наблюдательного пункта батареи использовалась бетонная башня, оставшаяся от японцев.

Мыс Крильон, вход в пролив Лаперуза и тот самый «крутой бережок»

 

6-дюймовая береговая батарея на мысе Крильон

Но самая «изюминка» путешествия вдоль юго-западной части Сахалина это возможность посетить удивительный остров Монерон.

7. Остров Монерон.

Остров Монерон расположен в 45-ти километрах западнее побережья “большого брата”, на 46°15' с.ш. Представляет он собой выступающую из моря гору высотой в 440 метров. Протяженность острова с севера на юг около шести километров, с запада на восток – около трех, береговая линия сильно изрезана и имеет длину более двадцати пяти километров. Берега острова круто спускаются к морю, местами образуя многометровые обрывы. Из-за крутизны берегов и повсеместных зарослей плотного колючего кустарника перемещаться по острову очень непросто. Несмотря на это, японцы, владевшие Монероном сорок лет, с 1905-го по 1945-ый, умудрились построить на нем два поселка, возвести мосты через ущелья и опоясать остров подвесной дорогой, по которой ходили вагонетки на конной тяге, а также соорудить закрытую гавань для небольших судов. На сегодняшний день сохранилась только гавань, чудесным образом вписанная в причудливую береговую линию. Проживают на острове только маячная служба, один сотрудник метеостанции да пара егерей организованного на острове заповедника. Заповедный режим не строгий, видимо из-за труднодоступности острова. Если же посещать остров «на законных основаниях», то стоит обратиться за путевкой в контору заповедника, находящуюся в сахалинском городе Невельске.

 

 

На острове Монерон

8. Возможные подъезды и отъезды.

Для походов по Японскому морю есть всего две отправные точки: город Владивосток (или, что почти то же, Находка) и Советская Гавань (или Ванино). До этих городов можно долететь самолетом или доехать по ж.д. (в Сов.Гавань – с пересадкой в Хабаровске). С Сахалином ситуация посложнее. Это либо самолет до Южно-Сахалинска, либо ж.д. Хабаровск – Ванино – паром до Холмска. Собраться – разобраться можно либо в яхт-клубе города Холмск, либо в яхт-клубе «Третья падь», что в предместье города Корсаков. Единственный способ отправки багажа с Сахалина это ж.д. контейнер. Исходя из этого и придется строить маршрут. При путешествии по Заливу Петра Великого или прилегающей части Приморского края стартовать надо, естественно, из Владивостока, тем более, что город этот интересен и сам по себе. Собираться удобно на территории яхт-клуба «Фесма» (ул.Верхнепортовая, 50а), откуда удобно добираться и до центра города, и до ж.д. вокзала. При плавании по Татарскому проливу или при организации протяженных маршрутов не обойтись без старта или финиша в Советской Гавани или Ванино. Наиболее удобными местами сборки-разборки в Сов. Гавани, которыми пользовались мы, были либо территория яхт-клуба судоремонтного завода, либо устье реки Бол.Хадя, от которого рукой подать до станции Советская Гавань.  «Были» потому что багажная, да и пассажирская станция Сов.Гавани работает «через пень колода», отправлять багаж, а может и уезжать самим теперь проще через Ванино.

Сборка «Попандополы» в яхт-клубе «Фесма» города Владивостока

Финиш в яхт-клубе «Третья падь» города Корсаков

В качестве заключения хочется сказать вот что. Японское море – это пожалуй самое «морское море» из всех, что омывают берега нашей необъятной Родины. Здесь в полной мере сочетаются удивительное море, удивительные берега, удивительный животный и растительный мир и удивительные люди. Побывать там стоит, хотя бы раз, чтобы увидеть это все своими глазами.

Попутного ветра вам, друзья и семи футов под килем!

Фото Петра Каменченко и Александра Дзебисашвили. Полный фото-отчет о плавании 2003 года размещен здесь.

2007 г.

Сайт управляется системой uCoz