BABOUCHE

катамаран французской арктической эспедиции

По материалам сайта www.babouche-expe.eu

С осени 2007г. опубликована информация о катамаране французской арктической экспедиции “Babouche”:

Летом 07г. эта лодка (яхта и буер в одной конструкции) прошла по Северо-Западному морскому пути:


По сравнению с показанным на карте первоначальным вариантом, реальный маршрут был несколько сокращен, начальный пункт – Анкоридж (США, Аляска). После п-ова Бутия (Boothia), обходя забитые льдом проливы, они повернули на север, проливом Ланкастер вышли в море Баффина, обогнули его с севера по южной кромке льдов и закончили маршрут в населенной части Гренландии.

Сама лодочка особого впечатления поначалу не оставила, скорее показалось какой-то совершенно несуразной. Затем, по внимательном рассмотрении, изменил свое мнение об этом катамаране на 180 град.

Технические характеристики и конструкция

Длина и водоизмещение примерно соответствуют тяжелому крейсерскому надувному катамарану, ширина – несколько больше, площадь парусов – тоже. Может использоваться как на воде, так и на льду в качестве буера.

Лодка на стоянке:

Имеет относительно узкие корпуса, над которыми в кормовой части выполнены жилые каютные модули (конструкция каждого корпуса вместе с каютой неразборная). Центр парусности корпусов – в кормовой части, соответственно, она должна лежать в дрейфе в “правильном” положении – почти носом на волну. Виден немного выступающий из корпуса не до конца убранный шверт (по одному в каждом корпусе).

Корпус в постройке:

Состоит из нижней герметичной части (из пенопласта с обклейкой стеклотканью, что совершенно правильно – судно-то ледового плавания, и получить пробоину для него проблем не составляет) и верхней объемной жилой. На снимке между первой и второй переборками (считая с носа) видно основание швертового колодца. В верхней части переднего шпангоута формуется ложемент передней поперечной балки (видны струбцины). В верхней части кормового шпангоута – уступ для размещения кормовой балки.

Шаблоны для нарезки пенопластовых блоков нижней части корпуса:

Собираемая из пенопласта нижняя часть корпуса:

Обклейка углепласиком “нижнего корпуса”:

Формовка полоза для движения по льду:

Готовый полоз, видна также щель швертового колодца:

Приформовывается палуба каюты:

Готовый и окрашенный корпус:

Плоский борт – внешний, на транце – аварийный люк, виден полоз для движения по льду и рулевые петли.

Корпуса в сборе до окраски:

Обитаемые части корпусов – достаточно обтекаемые, за исключением плоского внешнего борта. Видны укосы, обеспечивающие продольную прочность корпусов. Внешний борт – плоский, видимо, так обеспечивается плотная “упаковка” корпусов на трейлере:

Окончательный вариант лодки, вид кормовой части:

Высокие жилые каютные модули закрывают кокпит с бортов. В кокпите лежит в разобранном виде “тузик” - секционный плоскодонный каяк. На корпусах сзади путенсов видна щель швертового колодца. На верхней палубе видны прозрачный колпак для наблюдения за парусами и входной люк, расположенный в наименее заливаемой кормовой части судна. Поначалу было наоборот, и люк располагался впереди. Рядом с ним располагались средства управления парусами:

Видимо, такой стиль работы шкотового – высовываясь из люка, оказался неудачным (скорее всего, из-за заливания или забрызгивания), и от него отказались.

Кормовая поперечная балка:

Она же, вид спереди:

Материал – (стекло/угле) пластик, крепление – разборное.

Подмачтовая балка:

Аналогично, только сечение треугольное. Та же балка отдельно (на переднем плане):

Неокрашенные укрепленные углепластиком ее части в собранном состоянии находятся внутри корпусов, в борту видно соответствующее отверстие.

Между балками и корпусами натянута мягкая палуба:

Палуба, вид сверху:

Мачта

Мачта – видимо, углепластиковая. Ее заготовка перед формовкой:

Степс мачты (еще не установленный) с шаровой опорой:

Проушины ниже степса – скорее всего, для приспособление для постановки мачты (видимо, испльзовался еще и дополнительный кронштейн).

Шпор мачты:

Видны рычаги для разворота и (видимо) крепления приспособления для постановки мачты, сбоку закреплен блок клавишных стопоров фалов.

Топ мачты с блоком грота-фала:

В Беринговом море она была сломана:

Лодка с аварийной мачтой:

Под такой мачтой (установленный вертикально гик) катамаран пришел в поселок Танунак(Tununak), где мачта была починена углепластиковой “заплаткой”:

Установка отремонтированной мачты (хорошо видна “заплата”):

Стоячий такелаж особенностей не имеет, разве что применены обычные для “надувастиков” мягкие талрепа вант:

Парусное вооружение

Шлюп ѕ с высокоэффективным гротом и поворотной мачтой. Нижняя шкаторина грота – свободная. Гик таврового сечения имеет систему рифления:

Передний парусный треугольник помимо обычного шпрюйта имеет дополнительный силовой каркас с бушпритом:

Из передних парусов, помимо вспомогательных, несут стаксель (на штаге с карабинами) и кливер (с закруткой):

Движение под кливером:

Рулевое и швертовое устройства

Шверты на снимках особо не видны. Размещаются в колодцах по внешним бортам кают. Снасти для их подъема и верхнее отверстие колодца хорошо видны на снимке ниже:

Рули крепятся к транцам корпусов и соединены тягой:

Румпель – в ДП:

Он имеет удлинитель, используемый рулевым:

Рабочее место рулевого – на палубе каюты, в качестве подставки под ноги используются укладываемые в кокпите секции разборного каяка.

Внутренние помещения

В каюте, вид в корму:

Хорошо видно сиденье под прозрачным колпаком (позже колпак перенесен вперед) и задрайка кормового люка. Вид в нос:

На переднем плане – видимо, каркас того самого сиденья. Верхний люк также герметично закрывается, на снимке ниже видна его задрайка:

Использование лодки на льду

В варианте буера на полозья одеваются стальные коньки:

Поворотные коньки (скорее лыжи) крепятся на баллере руля:

Под генакером по льду:

На льду кормовой люк используют не как аварийный, а как обычный входной:

Возможность реального использования такого способа передвижения в летнее время сомнительна – тающий снег и лед не слишком-то скользкие, да и неизбежные снежницы будут мешаться, делая поверхность неровной. К тому же даже в замерзшем море ровные ледовые поля встречаются редко, чаще торосы попадаются. Скорее, здесь применим способ, который использовался поморскими кочами 16-18вв. (у них тоже имелись полозья на днище) – занос якорей и подтягивание на канате для преодоления коротких ледовых перемычек. На пройденном “Babouche” маршруте передвижение по льду, видимо, не использовалось – сплошной лед был обойден. Им встречался лед только разреженный либо тонкий смерзающийся:

Непарусные движители

Мотор на катамаране по принципиальным соображениям отсутствует. Использовалась только гребля – либо традиционная для катамаранов канойная (см. снимки выше), либо близкая к академической. Гребцы размещаются на низкобортной носовой части корпусов. Второй способ был сделан пригодным для передвижения по узким ледовым разводьям и для применения в одиночку:

Гребец упирается ногами в каюту и размещается на скользящем сиденье:

Транспортабельность катамарана

Лодка после разборки перевозится на трейлере и в стандартном 40фт контейнере. Лодка, снимаемая с трейлера в Анкоридже:

На переднем плане – секции каяка. Для перевозки от Монреаля до Анкориджа использовалась отличная от первоначальной укладка частей лодки на трейлер:

Интересна укладка мачты – над тягачем без увеличения длины всего автопоезда. Вид сзади:

Видимо, при такой укладке габариты получались поменьше. Погрузка лодки в стандартный контейнер:

Оборудование катамарана

Имеются обычное швартовое оборудование и якоря (как минимум один):

Из спасательного оборудование замечены спасательные круги и двухсекционный каяк. Спасательный плот не обнаружен, но он мог находиться без контейнера в каютах, правила это допускают. Секции каяка использовались и по отдельности:

Из камбузного оборудования обнаружена только хранящаяся на полочке газовая горелка без каких-либо дополнительных приспособлений:

Кроме того, при стоянках на берегу (а такие тоже были):

использовался обычный костер:

Продукты хранились в герметичных прямоугольной формы контейнерах:

Cпальными мес тами служили устанавливаемые в кормовой части кают двухместные койки (матерчатые на каркасе из труб):

Под ними, в “трюме”, хранились припасы. Расположение коек не слишком удачное (прямо под входным люком) – видимо, следствие переделок (люк перенесен в корму).

Штурманский уголок под прозрачным колпаком:

Из оборудования замечены компас, картографический навигатор и компьютер.

Во время путешествия неоднократно встречались медведи, как бурые,

так и белые:

Несмотря на это, оружие на снимках не обнаруживается.

С.С.Ваулин
Екатеринбург, март 2008 г.

Сайт управляется системой uCoz