Мир тесен, и паруса тому виной

Людмила Перегудова

Мир тесен, и паруса тому виной

– Пе-ре-гу-дов! Пе-ре-гу-дов! – слышно скандирование на берегу, куда на стоянку направляется парусный катамаран.

Как только причалили, капитан катамарана сразу поспешил к человеку, который направился было в сторону от берега, куда его настойчиво и громко звали, похоже, по неотложному делу.

– Вы Перегудов? – спросил капитан, догнав его.

– Да, я Перегудов.

– Пожалуйста, подождите и подпишите Вашу книгу. Она у меня всегда с собой, ношу как Библию.

И протягивает толстую книгу, на обложке которой – В.М.Перегудов «Парусные байдарки, катамараны, тримараны и надувные лодки».

Недоумение, появившееся в первую минуту на лице собеседника, сменилось улыбкой и облегчённым вздохом:

– Да, я Перегудов, но другой. И самое невероятное, что я знаю Валерия Михайловича – автора этой книги. Трудно поверить, но мы жили в одном доме, более того – на одной лестничной площадке.

Помолчал и добавил:

– Много лет тому назад.

– Всё равно, подпишите. Вы же лично (выделил голосом) знали автора.

И «другой» Перегудов выполнил просьбу, подписавшись: «Перегудов – сосед автора книги».

Эта удивительная история случилась на берегу озера Селигер летом 2011 года, о чём, вернувшись в Москву, рассказали по телефону наши старые знакомые-однофамильцы. Разговор напомнил мне, как Валера, отдохнув немного после работы, ночами писал эту книгу. И как жизнь подводила к необходимости написать её.

Валерий – инженер-конструктор по образованию и специальности. Со студенческих лет увлекаясь туризмом и будучи влюблённым в паруса, нашёл способ совместить обе страсти, отдавая им время, свободное от основной работы. В книге в доступной читателю форме он описал результаты многолетних творческих поисков, реализованных на практике – своих собственных и товарищей по увлечению. Это конструкции принципиально новых судов – разборных парусников, каждый из которых можно упаковать в большой рюкзак. А также – конструкции парусов. Наряду с традиционными, по аэродинамике стремящимися приблизиться к крылу птицы, подробно описан новый тип, более совершенный по аэродинамическому качеству. Такой тип парусов Валера и назвал соответственно – «Стриж».

Постепенно сложилось новое направление в туризме, ставшее широким движением – парусным туризмом на разборных судах. Оно выросло до всесоюзного уровня. Советский Союз не сохранён, а парусный туризм живет и здравствует поныне.

Начинали это движение в 1970-80х годах единицы энтузиастов. Их отношения отличались доброжелательностью, основывались на взаимовыручке. Отметая жёсткую конкуренцию, они делились идеями. Совершенствованию судов служил и дух соревновательности. Валерий был одним из первых организаторов и главным судьёй соревнований в течение первых пяти лет.

Но прежде, по выходным, Валера прошёл много километров в поисках доступного удобного места для проведения соревнований, и выбрал берег Московского моря. Вокруг первых энтузиастов собралась сплочённая команда, которая радушно встречала и днём, и ночью участников соревнований, приезжавших из разных городов.

Наряду с гонками на скорость проводился технический смотр судов. Валерий был председателем Комиссии Всесоюзного Технического Конкурса на лучшие разборные суда. Конкурс проводился совместно с журналом «Катера и яхты», в котором публиковались статьи о некоторых лучших результатах Конкурса. Позже наиболее интересные разработки были включены в книгу со ссылкой на авторов. Все исходные чертежи, рисунки, схемы Валерий сам подготавливал для печати. Можно представить себе, какой огромный объём работы проделан, помимо написания текста книги.

Наша квартира была не только кабинетом, но и мастерской по обработке металла, дерева и прочих материалов для постройки разборных судов. Верстак был «прописан» в спальне. Наши ступни иногда встречались с металлическими опилками, спрятавшимися от пылесоса. А паркетный пол самой большой смежно-проходной комнаты познакомился с гвоздями, к которым крепились растягиваемые новые паруса во время их доводки. Пока парус изготавливался, члены семьи подныривали под него, чтобы пройти по своим делам. Нам приходилось быть ловкими и гибкими.

И прототип первого промышленного надувного парусного катамарана тоже вышел из стен нашей квартиры. Он назывался «Аргонавт». Его чертежи и сам катамаран Валерий передал представителям завода-изготовителя. До развала Советского Союза катамараны выпускались авиационным заводом в Ташкенте под названием «Альбатрос». К сожалению, промышленный катамаран уступает своему прототипу, поскольку на последнем этапе технологического проектирования специалистами завода не были учтены замечания и пожелания автора проекта. И, тем не менее, «Альбатросы» и сейчас бегают по многочисленным водоёмам. И не только российским. Читала в одном из отчётов туристов-парусников об участии нашего соотечественника Володи Еремеева на усовершенствованном Альбатросе "Гадкий утёнок" в нескольких экстремальных гонках в Соединённых Штатах: во Флориде и по Великим озерам.

Валерий с командой друзей, обычно в первой декаде мая, совпадавшей с майскими праздниками 1 и 9 числа, не раз пересекал Азовское* и Каспийское** моря. Для каждого похода практически заново строились морские катамараны – красавцы-суда! Когда поплавки не помещались на площади нашей квартиры, их клеил Женя Кузнецов – у него была возможность работать в большом подсобном помещении. Это иллюстрация добрых отношений между туристами-парусниками. Женя сам инженер, тоже изобретал и строил.

Помимо огромного желания познакомиться с открытым морем, у Валерия была задача проверить свои конструкции в экстремальных условиях. Морские прибрежные испытания подтверждали надёжность, безопасность, мореходность, маневренность и прочие достоинства катамаранов, выявляли недоделки. Испытания также показали, что паруса типа «Стриж» жизнеспособны, имеют преимущества перед ранее применяемыми парусами. Из таких путешествий Валера возвращался похудевший (высока ответственность капитана за экипаж судна) и, если всё складывалось удачно, довольный результатом. Однако бывало, что обнаруживалось слабое звено, которое зимой «доводилось до ума».

Видя, как устаёт Валера на основной работе, полностью отдаваясь делу, которым занимается, не раз просила отложить написание книги до момента, когда будет посвободнее. На что он отвечал, книга нужна сейчас. Если не я, то кто?

С давних времён паруса соединяют берега водных просторов и судьбы людей. Александр Грин настолько увлекательно рассказал историю об алых парусах, о всепобеждающей вере в чудо, о мечте, которая сбывается, что для романтиков последующих поколений паруса стали символом счастья. Так получилось, что Валерий Перегудов символ счастья помог превратить в реальное счастье для многих туристов, детально описав, как сделать это счастье своими руками. Книгу он предварил поэтическими словами советского писателя Юхана Смуула:

Парусный флот – дворянство морей,
Высшая знать океанов.

И далее продолжил своими словами:

Если у Вас нет белоснежной яхты и Вы не успели вступить в элитный яхт-клуб, не огорчайтесь.
Стройте яхту сами и создавайте свой парусный клуб.
Как это сделать практически, рассказывается в этой книге.

Книги давно нет в широкой продаже. Чтобы желающие могли ею воспользоваться, в июле 2010 года Михаил – сын Валерия Михайловича, передал исходные тексты книги, ранее свёрстанные им для издательства, Григорию Шмерлингу. Григорий подготовил электронную версию и выложил на сайт parusanarod.ru, который сам создал и не один десяток лет поддерживает и совершенствует его структуру. С годами деятельность Григория приобрела общественную значимость – сайт стал своеобразным центром кристаллизации – прирастает числом и умением сообщество любителей парусного туризма. А будто совсем недавно в электричке по пути к Московскому морю, сидя напротив, Гриша говорил: «Валера, я хочу сделать парусный сайт…, как считаешь?»

Сейчас Валерий высоко, где парусами плывут облака.

Он, обычный коренной москвич, мыслил как человек государственного ума – масштабно, что было важно при разброде и шатании в трудную пору перестройки нашего общества. Не пустым звуком были для него слова о том, что общение с природой благотворно действует на душевное и физическое здоровье отдельного человека и нации в целом, что вещи, сделанные своими руками, повышают самооценку.

Знал на собственном опыте, что совместный труд и путешествия во время отпусков сплачивают детей и родителей. И особенно верил, что при этом в детских душах поселяются чувство собственного достоинства, любовь к родным просторам, к своей отчизне и уважение к чужим землям и нравам. Именно поэтому Валерий остро осознавал необходимость развития парусного туризма в нашей стране и способствовал этому – если не я, то кто?

Доказательством правоты его суждений служат плавания на разборных парусниках детей и внуков зачинателей этого движения. И дух благородства, романтики царит в их среде, как при отцах и дедах.


Когда, прощаясь, слова любви говорят родные, друзья – это понятно и дорого сердцу близких. И тем более дорого, когда после печального сообщения в Интернете о Валерии Михайловиче проститься с ним пришли и молодые люди, которые никогда его не видели, а только о нём слышали, читали его книги и статьи в журналах. Они говорили, что давно считают его родным, значимым в жизни человеком.

История на берегу Селигера подтверждает правдивость такого отношения.



* Перегудов В.М. Впервые в море. На надувном катамаране по Азову..

** Кузнецов Е. В море - всерьез. Шевченко-Махачкала. 1985 г.