С тех пор подобного похода, по-моему, не было. Девять судов в группе! Семь «Мев», катамаран Успенских и виндсерфер Рябченко. Первый эксперимент: можно ли ходить в походы на серфах. Потом Алексей уже в компании серферов пересечет Азов, будет ходить по Каспию...
Другим опытом была попытка снять «настоящий» 16-мм фильм, которую поручили мне. К сожалению, снятый материал был испорчен при проявке. Кусочки можно тут посмотреть (формат DivX) наряду с фотографиями. С нами была и пресса в лице Марины Рубанцевой из «Московского комсомольца», шедшей матросом на М30 Коли Метана.
В общем, мы были молоды, мы хотели ходить по морю, мы хотели, чтобы вся страна знала, какое это замечательное дело — парусный туризм. А организовал все, был руководителем и душой предприятия Владимир Канюков.
В феврале-2002 оказалось, что Коля, сиречь Николай Павлович, вел подробные записи и, не прошло и четверти века, был представлен отчет по всей форме! Многое, конечно, позабылось — даже точный состав команды. Готовя материал для сайта, присоединил к нему и опубликованную тогда в газете заметку Марины, и свои комментарии — что вспомнил (синим шрифтом). Откликнется еще кто из участников сей славной экспедиции — пополним!
Григорий Шмерлинг
Посвящается любимому другу — Володе Канюкову,
которого мы никогда не забываем!
Николай и Ребекка Метан
Техническое описание прохождения маршрута
Техника плавания в морских условиях
Состав группыМева М 25 (В.Филиппов, ...?) Техническое описание прохождения маршрута
30.04, среда. Москва - ДжанкойОтъезжаем из Москвы поездом №31 «Москва-Симферополь» с Курского вокзала в 14:15. 01.05., четверг. ЧТ Джанкой – Геническ (на попутной машине)10:00 прибыли в Джанкой.14:00 нашли попутную грузовую машину. Загрузились и тронулись из Джанкоя на Геническ. 16:00 мы на пляже в Геническе. Пообедали. Приступили к сборке лодок. 02.05, пятница. 1-ый ходовой деньг. Геническ – п/л Счастливцево.Ходовое время 2 часа (12:00-14:00), пройдено 15 км. t воздуха = +15 С, 758 мм. рт.ст. Ветер повернул против часовой стрелки от ЮВ на В и усилился с 3 до 5 баллов. Давление резко упало на 12 мм. Обложная облачность, временами дождь. Все свидетельствует о прохождении короткого циклона с запада на восток с центром южнее места нашего пребывания. 5:25 подъем. Пляж в Геническе. 8:00 завтрак. 12:00 выход на маршрут. Ветер ЮВ (3б), волна 0,5 м. Идем в бейдевинд левого галса, изредка закладывая контргалсы, чтобы не упереться в берег. 13:00 наткнулись на прибрежные мели, которые обошли мористее. Ветер изменился на В и стал усиливаться до 4 баллов, затем до 5 баллов. Курс стал галфвинд. Идем вдоль увеличивающейся волны (1,0 м). Вдоль волны ход хороший, но боковая волна больше заливает, чем на бейдевинде. Особенно много воды приняли при подходе к берегу через полосу прибоя. В результате промокли до нитки. 14:00 пристали к берегу. Оставшееся время дня сушились, делали ужин, приводили в порядок лодки. 21:30 отбой. На ночевку встали на пляже п/л Счастливцево. Старт из Геническа (3 Мб). |
Марина Рубанцева Московский комсомолец, 27.06.1989. ПО АЗОВУ ДО КАЗАНТИПА«Хандру, болезни и страхи с собой не брать. Все остальное по списку: рюкзак, спасжилет, кружка...». Мы согласно кивнули, еще раз взглянули на карту, упаковали в необъятные тюки мачты и шпангоуты и отправились на Курский вокзал. Мы — члены парусной секции Московского клуба туристов. Наши лица нежны и белы. Наши руки привыкли к кульманам и кнопкам. И в глазах наших еще не заблистал аквамарин Азова. «Семь рулевых, семь матросов, плюс катамаран, плюс виндсерфер. Все правильно — семнадцать», — «командор» Володя Канюков с облегчением перевел дух. Поехали! Синее-синее море у славного южного города Геническа скучало по кораблям. Лениво набегала на золотистый берег волна, и разгоряченному солнцу было тесно на небе. Но тут затрепетали на ветру стаксели и гроты. Мачта к мачте выстроились легкие польские «Мевы». Под восторженное улюлюканье мальчишек начинал свое плавание знаменитый, неповторимый катамаран братьев Успенских. И гордость флотилии — виндсерфер конструкции Алексея Рябченко также был готов к старту. Близился полдень. «Море всегда полно неожиданностей, и мореплавателю следует находить удовольствие в тех условиях, в которые он попадает, если нет условий, которые бы доставляли ему наслаждение». Кажется, эта несколько витиеватая фраза принадлежит Роберту Мэнри. Последовать совету отважного путешественника нам пришлось в первый же день... Киношных красот как не бывало! Небо вдруг нависло свинцовыми тучами. Предательски заскрипела мачта, а тут еще морская болезнь. Раз — нас захлестывает соленая пенистая лавина. И ещё, и ещё... А рулевой Коля Метан как ни в чем не бывало рассказывает забавный случай. «Матрос, пора отчерпывать воду. Идем левым галсом. Поворот!».
|
Как ни странно, перевернулись мы в самый последний момент. Мелкий дождик раскачал волну, а тут прибрежная мель. По лицу течет соленая водица, зуб на зуб не попадает. И надо вытаскивать на берег лодку, ставить палатку, сушить вещи и паруса. «Есть шансы дойти без оверкилей», — это сказал привыкший к точным математическим расчётам Коля Белов. Наша профпригодность растёт с каждой волной. К десятому километру Арабатской стрелки мы выходим просоленными, закалёнными, готовыми к любым причудам своенравной стихии. «Но зачем, к чему эти мытарства, мозоли, обгоревшие носы и бешеные переходы?» — спросят нас потом, в Москве. Мы удивимся, попытаемся что-то объяснить и — раз уж так хочется — расскажем про следующий день.
|
03.05, суббота. 2-ой ходовой деньп/л Счастливцево - пос. ВалокХодовое время 9 час. 10 мин. (10:00-17:30 и 19:00-20:40), прошли 28 км. t воздуха = +15 С, 746 мм. рт.ст. Пасмурная, ветренная погода вчерашнего дня сменилась тихой, ясной, безветренной погодой сегодня. Во второй половине с 15:00 установился ровный, средней силы западный ветер 3 (балла). Похоже, что установится устойчивая хорошая погода с несильными ветрами. 6:00 подъем. п/л Счастливцево 7:00 завтрак. 10:00 выход на маршрут. Отходим от пляжа п/л Счастливцево. Штиль. Осталась крупная восточная зыбь, оставшаяся после вчерашнего ветра. Идем на веслах. Укачивает. Лучше всего бороться с этим, занимаясь какой-то работой. 13:00 соединив лодки в общий плот, сделали перекус на воде. 15:00 задул Западный 3 бальный ветер. Он довольно быстро пригладил, успокоил восточную зыбь, и лодки на гладкой воде набрали хороший ход. Идеальные условия ветра и волны для нашего маршрута. |
Впереди были скалы и бухты Казантипа, последний костер и непременные гитары до рассвета. Наш поход продолжался, но мы уже вспоминали эту бесконечную Арабатскую стрелку, штормы и наш самый трудный день. МК, 27 июня 1980 г. |
17:30 пристали у лагеря ДМЗ (Днепропетровского машиностроительного завода). Шли 7 часов 30 мин. (10:00-17:30).
19:00 двинулись дальше. Условия на маршруте прежние - Западный ветер 3 балла.
20:40 пристали в темноте к пляжу на ночевку недалеко от пос. Валок. Шли 1 час 40 мин. (19:00-20:40).
23:00 ужин, 23:30 отбой
Ходовое время 8 часов (12:00-20:00), прошли 32 км.
t воздуха = +13 С, 756 мм. рт.ст. Ясно.
Ветер: СВ (4б), затем СЗ (3б), затем В (3б), а в конце ЮВ (3б).
Погода ясная, давление высокое. Но ветер чрезвычайно неустойчив, совершает непонятные скачки с румба на румб. В первую половину дня ветер слишком свеж для антициклона – 4 балла. Чувствуется, что в атмосфере происходит борьба разных стихий с разными направлениями ветра. Какая из них победит, станет ясно завтра. Часто бывает, что новый ветер, задувший с вечера, определяет направление ветра на следующий день.
6:00 подъем
8:00 завтрак
10:00 выход на акваторию для съемок прохождения колонны «Мев». Филиппов Володя (М-25), неудачно сманеврировав, перевернулся. Хорошо, что недалеко от берега. Ему быстро оказали помощь. Ветер СВ (4б).
12:00 после ликвидации последствий аварии продолжили движение по маршруту от пос. Валок. Условия те же: СВ (4б), волна 0,8 м. Идем в бакштаг левого галса. Крупная попутная волна требует повышенного внимания на руле. С кормы не заливает. Ход хороший.
13:30 Ветер изменился на СЗ 3 балла. Сделали поворот через фордевинд, сменили галс, идем в бакштаг правого галса по той же 0,8 м волне.
16:00 Ветер изменился сначала с СЗ (3 б) на В(3б). Меняем бакштаг правого галса на галфвинд левого галса. И вскоре ветер зашел на ЮВ (3 б). Началась лавировка. В лавировку идем 4 часа.
20:00 пристали на ночевку у поста Рожково.
22:00 ужин. Приготовили уху из калкана – азовской камбалы. Очень вкусно!
22:30 отбой
t воздуха = +18 С, 758 мм. рт.ст. Ясно, небо совершенно безоблачное. Ветер ЮВ (5-6 балов)
Давление самое высокое за весь поход, хотя для моря, где норма 760 мм – это немного. И ветер оказался самым сильным – 6 баллов. Вчерашний вечерний ЮВ ветер усилился и дул с такой силой весь день. Идти по такой погоде крайне тяжело, опасно. Сидим на берегу, ждем ослабления ветра. Солнечно, высоко вверху только тонкие перисто-слоистые облака. Значит, они могут быть предвестниками сильных ветров.
5:00 подъем
7:30 завтрак
8:30 хотели было отойти, но ветер усилился с 5 до 6 балов. Встал вопрос о возможности выхода на маршрут. Решили для проверки сделать пробный выход на «Меве» без вещей. Тем более что ветер навальный, к берегу. Первым пошел Володя Канюков – сломал гик. Вторым пошел Витя Закладной – сломал перо руля. Ясно – выходить группе опасно.
15:00 Ветер не стихает. По-прежнему в вантах свист – 6 баллов. До конца дня ветер оставался того же направления и силы. Весь день сидели у собранных, готовых к отплытию лодок и ждали ослабления ветра.
Ветрюган был временами дикий. Из двух тележек на самокатных дутиках соорудили платформу, и Леша катался на ней по песку, причем под мевским стакселечком — штатный парус серфа было не поднять!
Г.Ш.
Вечером поставили палатки у домиков, поужинали и легли спать.
21:00 отбой
За 7 часов (10:00-17:00) прошли 5 км
Ясно, все тот же ЮВ ветер, ослабевший до 5 баллов. По такому ветру можно идти, но волну раскачало не менее 3 метров. Лавировка затруднительна, продвижение вперед минимальное – 1 км/час. Пройдено в этот день мало. Небо ясное.
5:00 подъем и сразу завтрак. Есть не хочется, а хочется спать. Рано встали специально, чтобы застать более слабый ветер. Ветер того же направления, что и вчера, но слабее. Осталась большая разогнанная вчерашним ветром волна. У берега сильный прибой.
Обсуждаем возможности выхода.
Первыми делают пробные выходы катамаран Володи и Миши Успенских и «Мева» Кости Федорова. Через некоторое время оба вернулись. Катамаран при подходе к берегу погнул рулевую балку. На «Меве» при отходе от берега выхлестнулся гика-шкот. На воде его вставить не смогли. Лодку сильно уваливало и она несколько раз сделала поворот через фордевинд. При подходе к берегу, матрос Федорова Миша Гольдберг неудачно выскочил из лодки и потянул ногу. При второй попытке «Мева» Федорова пошла хорошо.
10:00 остальные лодки, одна за другой, стали отходить от берега. Здесь нам встретилась, пожалуй, самая крупная волна за все время путешествия – высотой 3,0 метра. Идем в лавировку. Внимание предельно напряжено. Встречать нужно индивидуально каждую волну. Самые крупные волны с пенистыми гребнями стараемся обойти стороной, беря курс полнее, чем лавировочный бейдевинд.
Честно говоря, трехметровой волны не припомню, но Мевам хватало вполне. Г.Ш.
Договорились: пройдя какое-то время, пристать всем к берегу. Отлавировав километра два от домиков (пост Рожково), мы (Коля Метан и Марина Рубанцева) увидели на берегу наши лодки и тоже отправились к берегу.
При подходе к берегу через прибой лодку здорово захлестнуло волной, и мы с матросом полностью промокли. Вытащили лодку на берег, переоделись в сухое, стали отчерпывать лодку. Сделали перекус, немного подсушили одежду.
12:00 дальнейшее продвижение по маршруту решили осуществлять, проводя лодки бечевой вдоль полосы прибоя в зоне, где прибойные волны уже разбиваются, а глубины воды для лодок с нашей осадкой еще достаточно.
Идти таким способом, хоть и с трудом, но можно. Один член экипажа при этом должен отталкивать лодку веслом от берега, а второй тянет ее за буксирный трос, заложенный на носу, вперед. Лодку все-таки захлестывает волной через борт, поэтому время от времени ее надо отчерпывать. Лодка стала похожа на ванну, наполовину заполненную водой, в которой плавают какие-то вещи, и уже вряд ли там осталось что-нибудь сухим.
17:00 порядком подустав, останавливаемся на ночевку, готовим ужин, сушим одежду у костра. Прошли всего 5 км.
21:00 отбой
Ходовое время 9 часов (9:30-17:00 и 18:00-19:30), прошли 30 км
t воздуха = +16 С, 752 мм. рт.ст. Ясно.
Штиль до 15:00 -> СВ(3б) до 17:00 -> ЮВ(4б) до конца дня. Сильные ветры неожиданно сменились полным штилем. А к вечеру вновь напомнил о себе «злой» ЮВ (4б) ветер, подкинувший нам к вечеру тяжелую лавировку по крутой волне.
6:00 подъем, завтрак.
9:30 вышли на маршрут. Штиль, в воздухе висит какое-то марево. Идем на веслах. Мертвая зыбь после вчерашнего ветра небольшая – 0,5м. Так идем 5 часов 30 минут.
15:00, наконец, поднялся СВ(3б) - ветер разгулялся. Идем в галфвинд. Волна небольшая (0,4 м), развиваем хороший ход и за 2 часа дошли до пос. Сольпром.
17:30 подошли к Сольпрому. Набрали воды. Сходили в магазин. Встретили у берега «Меву» Александра Фомина. Он идет вдоль Арабатской стрелки с юга на север встречным с нами курсом. Идет вдвоем с товарищем.
Для съемок в Сольпроме остались две «Мевы» - Канюкова и Федорова. Остальные двинулись вперед искать место для ночевки.
18:00 отходим от пос. Сольпром. Ветер отошел с СВ на ЮВ и усилился до 4 баллов, нагнал короткую крутую с барашками волну. Для нас это означает тяжелую лавировку по коварной, крутой волне, норовящей то и дело перескочить через борт внутрь лодки. И действительно, за 1,5 часа лавировки все «Мевы», кто раз, кто два, а кто и чаще вынуждены были подойти к берегу, чтобы отчерпать сверх меры набравшуюся воду.
19:30 встали на ночевку в нескольких километрах южнее пос. Сольпром.
21:00 ужин, 22:00 отбой.
Где-то у Рожка в нескольких километрах от берега из воды торчали останки двух разбитых кораблей
Меня как кинооператора взяли Успенские, разрифили парусину, и мы, оставив строй Мев, отправились на съемки. Говорили, что корабли долго служили мишенями для вояк, а в тех домиках, у которых была наша стоянка, располагался пост управления стрельбами. Во всяком случае, дыр в бортах было множество. Корабли служили гнездовьем для массы морских птиц, и некоторые, просунув свою глупую башку в какую-нибудь дырку, уже не могли выбраться и так и висели на борту. Несколько полусгнивших тушек, какая-то еще дёргающаяся... Грустное зрелище.
С непривычки далеко в море показалось слегка жутковато; ни низкого берега стрелки, ни парусов товарищей не видно. Но в этом походе у нас уже была кое-какая связь: раздобытая Канюковым пара геологических раций "Карат".
(сейчас их нет, в 99 г. в тех краях торчали уже буровые вышки, похоже, примерно в том же состоянии).
Г.Ш.
пос. Сольпром - мыс Красный кут
За 9 часов (11:00-20:00) прошли 18 км
t воздуха = +16 С. Ясно.
То штиль, то легкий ветер от ЮВ 1-2 балла. Весла на парус и снова на весла меняем непрерывно. Видимо ЮВ ветер «выдохся» окончательно и теперь установится какая-то другая погода.
6:00 подъем. Желающие пошли на осмотр близлежащей крепости.
9:00 завтрак
11:00 отходим от стоянки 5, выходим на маршрут. Держим курс на юго-восток, на Крым, горы которого видны в дымке впереди. В этот день столкнулись с маловетрием: полный штиль чередуется с редкими слабыми порывами ветра от ЮВ 1–2 балла. На лавировке против слабого ветра сильно не разгонишься – движемся еле-еле. В результате за 9 часов прошли всего 18 км.
20:00 встали на ночевку в одной из бухт скалистого берега Крыма, недалеко от мыса Красный кут.
21:00 ужин, 22:00 отбой
мыс Красный кут-мыс Китень
За 6 часов (9:00-15:00) прошли 12 км.
Облачность средней мощности, пополам с солнцем. Ветер совершенно новый и несильный С(2б). Волнение слабое – 0,25 м.
6:00 подъем
7:00 завтрак
9:00 отходим от стоянки 6, выходим на маршрут. Держим курс на СВ, идем в бейдевинд левого галса. Волнение слабое (0,25 м). Иногда закладываем контр-галс или обходим сети рыбаков. Идем 6 часов.
15:00 пристаем на ночевку за мысом Китень. Здесь мы заканчиваем свой маршрут. Вечером делаем праздничный ужин и отмечаем день Победы и окончание маршрута.
19:00 ужин
21:00 отбой
Ю (3б), малая облачность.
Ветер от берега и потому по гладкой воде вдоль него можно развить хорошую скорость. Отходим от берега ненадолго, только для съемок. Снова солнечно. Сегодня прощаемся с Азовским морем и его «причудами».
В этот день занимались разборкой и упаковкой лодок. В 12:00 выехали попутной машиной на станцию Семь Колодезей. Оттуда на местном поезде добрались до Джанкоя. Поздно ночью удалось сесть на проходящий поезд на Москву.
Ночная посадка на крымский поезд в Джанкое — отдельная песня. Разумеется, у кассы толпа, никаких билетов нет и не будет. Канюков, вооружившись фляжкой спирту и письмом насчет экспедиции не то от журнала «Турист», не то от «Клуба кинопутешествий», исчезает в служебной части вокзала. Билетов и правда нет! Но дежурный обещал лично поговорить с бригадирами следующих поездов. Кучу наших мешков (полный грузовик) наваливаем на две больших багажных телеги.
И вот поезд. Места, хоть в разных вагонах, но будут! Кто-то бежит в кассу оформлять билеты. Часть вагонов заперта, в какой-то из открытых заскакивает наша «диверсионная группа». Поезд трогается. Безразличная мысль (с устатку после целого дня тяжелой атлетики): куда денется, ребята стоп-кран сорвут. Катим вслед телеги. Скрежет тормозов, наши бегут с билетами. Барабаним в двери, сонная проводница: — «Чего стучите, куда?» Рев Фреда, подбегающего с огромным тюком на загривке: УЙДИ ПРИШИБУ!! Тетка еле успевает увернуться.
Как ни удивительно, сели все, ничего не потеряли, даже букетик тюльпанчиков, которые, по сравнению с Москвой, в Джанкое отдавали почти даром. После утрамбовки тюков по верхним полкам пары вагонов сняли стресс допитием оставшегося НЗ и доехали вполне цивильно.
Г.Ш.
Морская волна отличается от речной или озерной существенно большей длиной. В результате даже более высокие (крупные) волны имеют более пологий склон. Плавание на небольших лодках по таким волнам легче, чем на коротких и крутых озерных. Однако морские волны имеют и свои неприятные особенности. Морская волна сильнее укачивает. Часто волнение не соответствует ветровым условиям, волнение может отличаться не только по силе от ветра, но даже и по направлению. Волны могут идти навстречу новому ветру. Разные системы волн могут наложиться друг на друга, образовав сложную систему волнения с внезапными пиками и провалами. Морское волнение представляет собой сложное явление не всегда прямо связанное с ветром.
Наконец, длинные, мощные морские волны образуют у берега сильный прибой, существенно осложняющий подход и отход от берега.
Для плавания в таких условиях можно дать следующие рекомендации:
Здесь применяется техника плавания, именуемая «змейкой» - при всходе на гребень волны следует несколько приводиться, а при сходе с гребня несколько уваливаться. Это как бы сокращает путь «в гору» и удлиняет его при скатывании с гребня вниз. Кроме того, встретить вершину волны, иногда с пенным гребнем, лучше всего носом, а не скулой.
Прибой – это отмелое место у берега, где ломается, опрокидывается волна. Прибой толкает лодку к берегу, он захлестывает, заливает ее. А если лодка развернется боком к волне, то прибой может и опрокинуть лодку и начать бить ее об берег. Однако полоса прибоя обычно бывает довольно узкой (1-2 корпуса лодки). За этой полосой волны уже не толкают лодку к берегу, а спокойно поднимают и опускают лодку вверх-вниз. Значит, задача состоит в том, чтобы преодолеть эту обычно неширокую полосу. Действовать при этом следует быстро, соблюдая правило: нос лодки все время держать поперек волны.
Отходя от берега, следует толкать лодку впереди себя носом на волну до тех пор, пока хватает глубины (здесь хорошо помогают непромокаемые штаны до подмышек, склеенные с сапогами). А затем, с силой толкнув лодку вперед, взобраться на нее и, если зона прибоя еще не пройдена, энергично гребя веслами и держа лодку носом на волну, пробиться на спокойную воду. При быстрых действиях приходится пробиваться всего лишь через 2-3 волны. Далее лодка уваливается на нужный курс и забирает ход под парусами.
При подходе к берегу, также следует действовать быстро. Держаться следует также поперек волны. Нужно стараться, как бы, «оседлать» волну, бегущую к берегу, чтобы верхом на ней выкатиться на берег. Как только лодка днищем коснется дна или ее движение резко замедляется, нужно тут же быстро выскочить из лодки и быстро вытащить ее на берег. Иначе сзади идущая волна может накрыть ее. Не надо забывать и про шверт и руль, которые вынимаются в самый последний момент перед подходом к берегу.