Онежская кругосветка – 2003.

Маршрут путешествия: Петрозаводск – Петрозаводск.

Время проведения: 6 июля 2003 г – 22 июля 2003 г.

Посудина:  Катамаран Альбатрос-16, с новыми баллонами. Штатная экипировка + мотор  Yamaha – 2 л.с.

Дополнительное оборудование: GPS Etrex Vista.

Экипаж: 4 человека.

Саша, он же Папа, он же капитан, он же фото-кинодокументалист.

Галя, она же Мама, она же 1-й рулевой, она же повар и врач.

Петя, он же матрос, он же рыбак.

Марина, она юнга, она же 2-й рулевой.

6.07.03.  Выехали в 8-30, прибыли на место в 22-30. Добрались без приключений.

Погода теплая, солнце и дождь, гроза. Несколько раз наблюдали великолепную радугу.

В Петрозаводске погода пасмурная, но теплая, временами накрапывает дождь, ветра почти нет. Местный люд гуляет на пляже под музыку и водочку.

7 июля. Всю ночь собирали катамаран, в 8-30 отчалили.

Погода – пасмурная, иногда мелкий дождик, на воде штиль. Вдали на воде какая-то рябь. Полуживые (все-таки сутки на ногах) добрались до первого подходящего места, напротив остров Лой-остров с маяком. Завалились спать и проспали часов до 3-4 пополудни.

Опробовали мотор – красота! На веслах мы бы долго и мучительно шли к этому месту. А так – за полчаса. Ложились спать – барабанил дождь по палатке, проснулись – сухо, но пасмурно.

Полно черники – зеленая, брусника – еще только цветет.

Народу – почти никого (не то, что на Селигере). Комары – на пляже – море, на стоянке очень мало.

Из дневника Марины.

«Нам ехать ровно 1000 км. Это займет два дня. Едем мы в Петрозаводск.  По пути я видела большое зеленое поле, освещенное солнцем! Еще мы видели памятники «Катюша» и танк. А еще мы видели огромное водохранилище – Иваньковское.

Впрочем, мы видели еще очень и очень много чего нельзя описать по красоте.

Путешествие.

Оказалось, что мы доехали за 1 день. Мы на севере, а большинство людей знают, что на севере очень часто белые ночи, и поэтому темно было только 3 часа.

Все встали в пять утра, хотя трудно сказать что все, только я и мой брат. Бедные мама с папой всю ночь собирали катамаран. Я удивилась, когда увидела, что папа бодр.

Наконец папа отвез машину на стоянку. Мы быстро погрузили вещи на катамаран и сели на него сами. Папа и Петя оттолкнули нас веслами, и мы поплыли.

Мы купили мотор еще до путешествия, а сейчас как раз не было ветра, и папа завел мотор.

Мы приближались к острову на котором был маяк. Хотя ни кто не мог догадаться что это. Папа дума, что это дерево, а мама и Петя думали, что это церковь. На самом же деле – это маяк. Он стоял на Лой-острове.

Приближалась страшная туча. Мы решили причалить к берегу».

8 июля. 7 утра. Пасмурно, +6 град., ветерок. Слева – остров Ивановский. Отошли по ветерку под парусом. Но через 2 часа были вынуждены срочно причаливать, ветер невозможный, волны, даже с мотором еле едем. Затаборились в леске. Тихое местечко. С другой стороны острова слышен гул. Пошли, посмотрели. Ветер разгулялся на просторе, волны и прибой на море. Жуть.

Я нашла кучку опят. Сварили супчик грибной, вкусно!

Кто сказал, что здесь нет червей? Я перекопала 1 погонный км. земли у берега – банка червей есть. Теперь еще бы рыбу на этих жирных червей поймать, тоже жирную и большую. А то мальки всю наживку съедают.

Провел Саша мелкий ремонт и усовершенствование нашего судна.

К вечеру волны стали еще больше. Хоть бы ветер сменился.

Ну ладно, дров у нас много, еды много, виден даже Петрозаводск. Будем «ждать  у моря погоды».

Вчера видели необычную тучу – прямо посреди неба двойная дуга и туч.

Петя снял с себя клеща. Комаров нет, наверно, сдуло ветром.

Из дневника Марины.

«На утро все встали, поели и отчалили. Был шторм! Волны были страшные! Катамаран заливало водой!!! Я сидела под водонепроницаемым плащом. Наконец мы причалили».

9 июля.  Встали в 11-м часу. Пасмурно, прохладно. Через 15 мин. Полил дождь, скоро кончился. Ветер тот же, но волны меньше. На «море» волны меньше. Собираемся двигать дальше.

Саша нашел много грибов - подберезовики и подосиновик. Берем их с собой.

Поболтавшись, погалсировав на виду своего острова несколько часов, решили дальше идти на моторе. Дошли до Шардонских островов. Они оказались действительно очень красивые.

Затаборились на одном из них. Скалы, сосны, мох, брусника. Комары и тучи мошки. Проклятый мокрец портит жизнь. Все покрылись кранными пятнами, как корьевой сыпью. Петя поймал окуня  и еще кого-то. Зажарили их на костре.

10 июля. Погода улучшилась. Выглянуло солнышко, стало совсем тепло. Решили двигать дальше. На той стороне острова причалили рыбаки. Их собачка прибежала к нам. Мы ее подкармливали сухарями и остатками завтрака. Марина кидала ей палочку, играла с ней. Такая забавная собачка.

Мошка жрет нещадно.

Сначала шли под парусом очень удачно, быстро. Потом на горизонте показалась туча, медленно, но неуклонно надвигалась на нас – сменился ветер на южный (теплый!), как дал дождь! Гром, молнии, дождь льет, как из ведра, а мы посредине озера, берегов не видно, кругом сплошная белая мгла. Пришлось идти по приборам. Паруса убрали, пошли на моторе. Дождь стал стихать, и показались берега и острова. Причалили на «рыбные» острова (Липовские). Поймали еще 2 заряда дождя. Остров красивый и необычный. Дров навалом. Мошка жрет нещадно, спасу нет. Даже дыма не боится. Комары.

Петрозаводска уже не видно, и радио его не берет. Теплый южный ветер так и дует. Лицо и руки «горят» от укусов. Комары бледнеют по сравнению с мошкой.

На острове несколько лет назад был низовой пожар. Вся земля черная, обожжены стволы деревьев. Сосны стоят высокие, ветви все скручены немыслимым образом. Стволы на вид ровные, а на деревьях без коры видно, что стволы тоже скручены. Вероятно, это из-за господствующих ветров. Камни покрыты щетками лишайников и мхов. Повсюду кустики брусники и шиповника.

Рыбные острова – а рыба даже и не клюет.

11 июля.  Отчалили на Кижи. С утра хорошая погода. Ветра нет. Шли, шли, залезли в какую-то траву, чуть не сели на камни, когда стали входить в шхеры. Провели на руках, иначе пришлось бы обходить вокруг острова километров 6. Впереди показался  о. Кижи. Проплывают «Кометы». У причала видно 4 больших белоснежных теплохода. Попали под дождь. Скоро кончился.

Затаборились напротив Кижи на острове, но комарья – тьма. Так они нас достали.

Погода отличная. Солнце, ветер слабый. Саша перевез нас на о. Кижи, сам пошел обратно. 2.5 часа обозревали церкви и дома, сувениры, мельницы и пр.пр. Купили мороженное (оказалось московским, Петрозаводского мороженного нет), коньяк «Кремлевский» - ставропольского производства – такая гадость, 2 бутылки пива.

Петя наловил  рыбы, ели уху, суп с грибами – Саша с Мариной нашли несколько штук. Насобирали 0,5 банки черники. Комары не дают житья. Как-будто все комары с этого острова собрались у нас  стоит сплошной гул, одежда пушистая от них. Пробовали перебить всех вручную. Часа два били, стало их много меньше, по потом налетело столько же еще; нет спасения от этих тварей.

13 июля. День рыбака. День почты. Тепло, солнце, ветра нет. Комары звери. Кушали на больших камнях посреди воды. В туалет – лучше не ходить. Израсходовали целый пузырек «Деты». Марина отказалась чистить зубы, ссылаясь на комаров, вся искусана, чешется.

Вышли из шхер, разделись – благо тепло идти по морю. Где-то вдали слышны раскаты грома.

Вчера, пользуясь жарой, я помылась, вымыла голову. Вода холодная, на солнце быстро согреваешься. Больше мыться никто не рискнул. Вода холодная, а на берегу стерегут комары – твари.

Послали Ольге СМС - привет, (уже 2-й), получили от нее ответ.

Вода как зеркало. Идем на моторе. В течение первого часа перебили всех комаров на катамаране, что взяли с собой с острова.

Благополучно пересекли море на моторе (с 2-мя дозаправками). Немножко загорели.

Памятуя о тучах комаров, причалили на мысу, на самом юру. Это п-ов Оров-Наволок. С С-В поползла туча, задул ветер. Оперативно (чтобы успеть до дождя) поставили палатку, убрали вещи. Но дождь прошел мимо. Опять солнце, красиво отражается в воде, дорожка на воде. Цветет калина, а в Москве она уже давно отцвела.  На  другом берегу залива какие-то домики, прошла лодка с 2-мя рыбаками. Вообще, пустынно, тихо, глухомань. Сидим и мечтаем, как на следующее лето (если бог даст) поедем в Турцию. Там тепло, море теплое, комаров нет.

Обнаружили вдруг, что задний левый баллон спущен. Искали дырку – не нашли. Накачали его вновь. Вроде больше не спускает.

Из дневника Марины.

«Мы приплыли на отросточек от полуострова. Этот отросток мне очень понравился, но когда мы причаливали, начинался ураган. И когда мы ставили палатку, мы ее закрепили. Но ураган прошел без происшествий. И, слава богу»!!!

14 июля. Понедельник. Сегодня погода – класс! Солнце жарит, на небе ни облачка. Ветра тоже нет, опять шли на моторе. Шли,  шли, вдруг обнаружили под собой мель – до колена,  и вокруг нас метров на 200 везде мель. Пользуясь случаем и жарой и вынужденной остановкой – попрыгали все за борт – купаться, красота! Под ногами чистейший песочек,  вода теплая. Плавали по-крокодильски  - на четвереньках. Потом на руках вывели на глубокое место, и пошли дальше. На о. Лукостров – видна старая церковь, а на картах она не обозначена. Стали искать место для таборешки. На о. Тоне – купались  2-е, лодка стояла, пошли дальше. Хотели причалить на косу на о. Сельгострове, как причалили, так и отчалили, там оказался птичий дет.сад. Маленькие, серенькие пуховички ковыляли среди камней, а над нами кружили с криками тучи чаек. Не стали их беспокоить. Пошли на другой остров, на мыс – муравьи. В таком количестве, что трудно поддается описанию, стали чуть дальше на песчаном пляже. Здесь шикарное место отдыха, красивое, но тоже много муравьев. Они везде – на песке, на камнях, у самой воды, на деревьях, на траве. Целые тропы муравьиные. В лесу избушка – зимовье. В лесу больше муравьев. Решили стать прямо на пляже, на песке. Вроде они нас не трогают, да и мы к ним начали привыкать. Весь вечер купались, загорали, балдели. Комаров на пляже мало.

Прибор показывает давление 1013 миллибар, а вчера было 1009 миллибар. Даже вечером нет ветра. На небе редкие легкие перистые облака. На завтра на Карелию передали хорошую погоду. Мы уже немножко обгорели под северным солнцем.

Ночь, а светло. Изредка попадаются рыбаки. Таких дикарей, как мы, пока не встречали. Видели пару яхт, да иногда какой-нибудь буксир протащит баржу. Муравьи даже ночью (после захода солнца) не ложатся спать. Все бегают и бегают. Этот остров называется Курдило-остров.

15 июля. С утра тепло, пасмурно. Легкий попутный ветер. Муравьи не спали всю ночь. Хорошо едят сало, хлеб не очень.

Сгоревшая вчера кожа еще болит. С утра все встали с опухшими рожами. Я, конечно больше всех. Сильнее всех обгорел Петя. До него нельзя дотронуться.

При хорошем попутном ветре шли весь день под парусами. Волны, перекатываемся с них, особенно быстро скатываемся с волны вниз. Временами скорость до 10,5 км/ч (по прибору). Марина изъявила желание порулить. Так меня укачало, пока сидела возле мачты спиной вперед. Небо чистое, солнце.

Прошли большой порт Шальский. Большие краны, сухогрузы и баржи. И что они тут делают, тут же  глухомань.

Стали на песчаном пляже, напротив о. Михайловец. Пляж длиной километров 5 и шириной м 10-15. На берегу стояли рыбаки и подавали сигналы зеркальцем. Мы к ним подрулили, думали, что им нужна помощь. Оказалось, они просто баловались. Спросили у них рыбы, но рыбы большой у них  не было, а вся такая, какую мы и сами ловим (окуньки, плотва).

На самом краю пляжа стоят какие-то вигвамы. Рыбаки сказали, что это туристы.

К вечеру ветер стих, полетела мошка (мокрец) и комары. А мы так радовались, что здесь нет никаких насекомых.

Давление 1019 миллибар.

16 июля. С утра солнце, тепло, легкий ветерок. Мошка улетела, комары остались, прилетели водни. Стало жарко, но вода холодная, никто не рискнул купаться.

Саша словил у рыбаков 2 больших сига (всего за 200 руб.). Обе стороны остались довольны. Рыбаки сразу поплыли в Шальский пропивать заработок, а мы сварили уху и пожарили на сковороде большие куски рыбы. Такая жирная и вкусная рыба! Уха – класс! Наелись от пуза, даже все съесть не смогли, взяли с собой.

Ветер то стихал, то дул порывами, холодный. Какие-то большие волны набежали. Целый день качались на волнах. Шли то под парусом, то на моторе, пока мотор не заглох. Из-за  ветра еле смогли пристать к берегу. Прошли Муромский монастырь, очень интересное место. В лесу прячется церковь с серебристыми куполами и крестами. Мы ее даже не сразу заметили. На самом берегу стоят полуразрушенные строения  и новые, остатки каменной церкви и «трапезной» без окон (видно насквозь в пустые окна). На берегу стоял монах в черном одеянии и еще какие-то люди.

На берегу, где мы Затаборились, тучи мошкары (целыми облаками), под ними тучи стрекоз. Ветер стих, вот тут-то нас и поджидали мокрецы. Жуть. Быстро разбили лагерь, сварили кушать, поели в дыму костра и забрались в палатку. Дети пытались сыграть в бадминтон, не недолго. Теперь все сидят в палатке и дуются в карты.

Опять был очень красивый закат. Все небо и озеро до горизонта расцвечено розовыми, фиолетовыми и сиреневыми красками. Ночи стали чуть темнее, но все равно светло.

Ночью (глубокой) взошла луна – огромная, желтая, низко над горизонтом.

Днем проплыла мимо нас какая-то «мина» - железная бочечка с ручкой.

17 июля.  С утра солнце палит, на небе ни облачка, легкий ветерок. Сдуру обрадовались. Отсутствием мошкары и разделись. Северное солнце оказалось коварным. Сгорели все опять.

Хлеб кончился (вернее стал несъедобным). Скормили его чайкам. Пришлось напечь блинов. Какой кошмар. Я с ними провозилась часа 2.

Покупались, побегали по мелководью. Дети сходили вглубь к оз. Муромскому. Нашли там избушку рыбаков.

Отчалили как всегда, после часа дня. То под парусом, то на моторе двигались веред. Прошел  большой корабль, груженый лесом. На мысу какая-то деревня. (Климовская). За мысом весь берег «обсижен» народом. Еле нашли место для ночевки. Цивилизация! Народ на  машинах целыми толпами приехал отдыхать на природу. Даже рядом с нами стали сразу 3 машины с людьми и куча детей.

Наше место оборудовано: кострище, столик со скамейками, даже качели на сосне и веревочная лестница. Вот радость для детей. Опять партия в бадминтон, а вечером – картишки.

Давление падает 1016 миллибар. Сегодня повышен геомагнитный фон (как сказали по радио) Видимо, поэтому, да еще из-за загара, все  вялые, уставшие, даже на борту во время движения спали по очереди.

Поспевает черника, насобирала полкружки, (комары прогнали из леса).

Фраза дня: Петя – Марс находится в пике активности. Марина – Днем было жарко. Саша – хочешь, дам фонарик.

Всю ночь и с утра ветер к берегу, сильный прибой. Солнце, тепло. Быстро собрались. Чтоб выйти в открытое море, пришлось по пояс в соде выводить катамаран вручную. Мы  с Петей визжали и орали от ударов холодных волн и брызг, а папа орал нецензурно сидя на борту. Марина все это безобразие снимала на видео. Наконец  вышли, волн почти нет, ветер слабый в харю. Откуда на берегу такой прибой? Идем на моторе, через некоторое время сзади заметили наползающую тучу. Она, как покрывало, стала накрывать небо и подтягивать к себе облака со всех сторон. Срочно «упаковались»  от дождя и порулили к ближайшему берегу.

Туча все росла и догоняла нас, молнии сверкали, накрапывал маленький дождик. Быстро  папа натянул пленку на берегу под упавшим деревом – получилось  хорошее укрытие. Только спрятались – как дал ливень с громом и молнией. Пока пережидали дождь, покушали, потом перебирали камни под ногами.

Много нашли очень красивых и необычных камешков, разных цветов, с разными рисунками. После дождя порулили к месту предполагаемой стоянки. Быстро нашли место за мысом с маяком. Опять на пляже (песок и камушки). Место хорошее. Рядом в лесу еще одна избушка рыбаков. Петя ходил к маяку, забирался наверх. Говорит, так страшно, т.к. все сооружение очень старое и шаткое. Еще нашел развалины какой-то старой церкви и заброшенное кладбище рядом. Ближайшая деревня в км. 3-х отсюда. В 9 вечера Петя обещал нашествие вампиров – было, опять мошка напала на нас. Небо все затянуто низкими облаками. Хочется хорошей погоды.

Сегодня блины получились лучше и быстрее, чем в прошлый раз. Колбаса кончилась (сало еще раньше), коньяк тоже кончился вчера. Надо где-то до магазина добраться.

Самое яркое впечатление дня:

Марина – большие волны прибоя.

Петя – молнии над головой, маяк.

Папа – гроза

Я – удачные блины.

19 июля. Суббота. С утра пасмурно, но тепло. Ветер, прибой. Встали в 7 утра, в 10 дня отчалили. Поймали ветер, и пошли на парусах со скоростью 10 км\ч. Большие волны, весь день на американских горках. Иногда с брызгами. У Марины подмок рюкзак, а в нем – карты. Вечером играли мокрыми расплывшимися картами. Много кораблей – барж. К обеду тучи стали уходить, солнце пригрело, но сильный ветер пробирает до костей. В срочном порядке достали свитера, утеплились. Ветер, волны, брызги, скорость – лихо прокатались весь день. Подрулили к деревне (в надежде на магазин), с трудом пробрались в сильном прибое между камнями. А  рыбаки местные на берегу сказали, что магазина у них нет вообще, приходит автолавка 2 раза в неделю, и сегодня непривозной день. Вот так. Отчаливание от этого берега – целое событие.

Вначале мы с Петей, надев бахилы, пытались вывести катамаран за камни на чистую воду, но не смогли справиться с волнами и ветром. Катамаран постоянно разворачивало и несло опять на камни, а нас заливало. Пришлось мне раздеться по пояс и лезть в воду. Я мужественно сложила свои пожитки и пошла. Вода оказалась теплой (слава богу, хоть это хорошо). Я тащила с одной стороны за нос, а Петя толкал сзади корму, потом запрыгнул на судно. А я дошла почти по пояс, вскарабкалась на корму, когда папа уже мотор завел и выруливал. Купание пошла на пользу. Мы вышли из опасного места, и я перестала дрожать. А то, полдня дрожала от ветра. Пройдя еще немного, обнаружили уютную бухточку с песчаным берегом, и порулили туда. Место оказалось просто сказка!

Довольно большой луг, поросший колокольчиками, зверобоем, гвоздикой, земляникой др. травами цветами, со всех сторон окружен высокими холмами, поросшими соснами. Насекомых нет. В лесу поспевает черника, нашли один гриб – Петя нашел подосиновик. Зажарили его на костре. Место очень красивое и тихое. Есть кострище, яма для мусора. Дети поймали ящерицу, она бегала у них  по рукам и по одежде и Как-будто  совсем не боялась, отнесли ее в лес, подальше от костра. На берегу лежат среди камней большие каменные блоки. Откуда и для чего здесь это творение рук человека, непонятно. Здесь нет совсем ветра, а по морю все гуляет хороший ветер и гонит волны. С Марины сняли клеща, и Петя поймал у себя на одежде.

Спать на траве гораздо приятней, чем на песке, мягко, легко.

20 июля. С утра хорошая погода, солнце, ветерок. Вода теплая. Отчалили, кА всегда, в обед. Хорошее было место. Идем дальше. Зашли в д. Рыбрека. В магазине подзаправились. Хлеба нет. Купили коньяк (с каждым разом коньяк все хуже и противнее), пива «Балтика», мороженного петрозаводского – очень вкусное, колбасы докторской на обед (тоже очень вкусная), Порулили на о. Брусно. По морю ходит много кораблей – барж.

Стали на мысу о. Брусно. Земляники много красной, заросли малины (неспелая) Много также и брусники – тоже зеленая.

Кругом заросли Иван-чая. В лес нельзя сунуться – сплошной лесоповал. Видимо, когда-то (не очень давно) на острове был пожар, много деревьев валяется. Непроходимая чаща.

Марина дает фразу дня. Наш курс на о. Брусно.

Папа – нет слов.

Петя пошел обследовать остров и маяк. Летают утки. Мы уже много раз видели уток и выводки утят.

Видели большой белый корабль (пассажирский). Со стороны Петрозаводска показалась яхта на горизонте – идет на Петрозаводск.

На о. Брусно должен проходить фестиваль бардовской песни (по радио сказали), но не сегодня. Наше путешествие должно закончится как раз  в день открытия регаты. Саша разглядел в бинокль эту яхту – она оказалась надувным катамараном. Значит, мы здесь не одиноки. У Пети обгорел нос, шелушится. Я пыталась загорать на пляже в д. Рыбрека (пока народ ходил в магазин) – замерзла. Ветер с моря холодный.

Опять красивый закат, потрясающие краски!

И вдруг… Когда уже кипела каша в котелке, и мы собирались поужинать, тот самый катамаран поверну в нашу сторону и стал неумолимо приближаться к нашему острову. Мы сразу выскочили на берег и стали махать руками и кричать, что бы они рулили к нам. Наконец, они увидели наши отчаянные сигналы, и причалили к нашему берегу. Как потом признались ребята,  если бы мы им не махали, они прошли бы мимо на другое место.

На борту оказалось трое: Ира, Леша и собака Тайфун. Собака оказалась совершенно беспородная, крупная и невоспитанная, но добрая и службу несет, сначала нас облаяла, потом  2 раза рыбаков, причаливших к нам.

Ребята оказались веселые, компанейские, нашего возраста. Мы быстро нашли общий язык. Как приятно было встретить первых туристов-катамаранщиков за все время нашего путешествия.

За знакомство и за встречу приняли на грудь, а потом  - понеслось. К нам на огонек заглянули рыбаки с пропитыми лицами и предложили рыбу. Мы купили форель огромную за 250 руб., а ребята судака – еще больше. Тут же была организована уха из голов и плавников, варить пришлось головы по очереди, т.к. в котелок больше одной головы не помещалось. Если бы эту уху остудить, получилось бы заливное – такой крутой и наваристый бульон был. Туже под уху -  за поход, за Карелию, за попутный ветер. Из Форели сделали шашлык – я ее героически выпотрошила, содрала кожуру и отделила позвоночник, а Леша пожарил шашлыки. Все это опять сопровождалось тостами с обеих сторон.

Шашлык шел хорошо, во все съесть не смогли, припрятали на утро (подвесили в котелке повыше, чтоб собака не стащила),

Судака пришлось рубить топором на порционные куски и пожарить на сковородке, чтоб не пропал до утра, его тоже подвесили в котелке.

Все это безобразие продолжалось до 5 утра. Когда все было выпито и есть уже никто не мог – пошли спать. В 9 утра опять прирулили наши рыбаки (видно похмелиться не на что было), опять предлагали рыбу. Мы бы рады, да некуда. Но хорошо, хоть разбудили, а то утром уже жарко стало в палатке. Если бы еще поспали, то встали бы совсем разбитые. В куче вдруг обнаружили недопитую «клоповку» - опохмелились. Вяло стали бродить по лагерю, собирать вещи, сели завтракать. Холодная рыба пошла хорошо – вкусная, но съесть все не смогли, разделили на 2 семьи – к обеду с собой. Когда уже все стали грузиться, ребята вдруг обнаружили заныканую и забытую фляжку с «Монастырской избой». Просто бальзам на рану. Наконец собрались отчаливать – мы в одну сторон, а ребята в другую. Собака забралась к нам на борт и уселась. Решила идти дальше с нами, т.к. мы с ней очень подружились, особенно дети, хозяева ее буквально стащили к  себе.

Ночью проходила яхта, искала еще 2 других, но мы, кроме этой, других не видели.

21 июля. Понедельник. Солнце, жара, попутный ветер. Как вышли в открытое море, обогнув остров, опять попали на «американские горки». Так весь день при хорошем попутном ветре и большой волне шли в сторону Петрозаводска. Рыбаков стало попадаться больше, но рыбы никто не предлагал. К вечеру ветер стих и волны почти улеглись, уже на моторе пристали к о. Голомянский. Еле нашли место, втиснулись между камней на небольшой пятачок.

Затаборились на рыбацкой стоянке, все другие места, подходящие для ночевки и с хорошим подходом были уже заняты рыбаками. Совсем поздно вечером какие-то ухари даже стреляли из ружья.

Местечко хорошее, уютное, закрыто от ветров, насекомых нет, никто из вампиров не беспокоит. Сварили суп из оставшейся картошки и 2-х банок тушенки (чтоб меньше тащить домой), и опять уже доели рыбу.

Да, харчами мы запаслись основательно, еще неделю (или даже  больше) можно жить автономно, только нет хлеба и «горючего». Ребята дали нам с собой ржаные хлебцы – такая вкуснятина. Бензина спалили только одну канистру, даже носки и чистое белье еще не кончились.

Сегодня решили лечь спать пораньше, чтоб завтра встать пораньше и пораньше  прибыть в Петрозаводск. Интересно, кто первый проснется и во сколько. Я предлагаю всем надуться чаю побольше, что бы утром пораньше приспичило встать.

Сегодня,  прыгая на волнах вверх и вниз, временами становилось страшно – как бы нас не перевернуло. Таких больших волн еще не было. Настоящий русский экстрим. Одна Марина чувствовала себя хорошо. Ее сегодня не укачивало, она весь день резвилась на борту, смеялась и веселила нас. Только папа чувствовал себя «несколько больным», но «лекарство» давно кончилось. Теперь только в Петрозаводске можно что-нибудь купить, но папа – за рулем.

22 июля. Впереди Петрозаводск. С утра солнце, но тучки на горизонте бродят. Где под парусом, где на моторе добрались до города. Большая туча гналась за нами почти всю дорогу. Идем по заливу. Много кораблей на берегу, в одном месте – большое скопление яхт. Мачты стоят, как лес. Вертолет черпает воду и выливает где-то в кустах на  берегу. Впервые наблюдали такое зрелище. За 100 м. до берега кончился бензин. Причалили на веслах. Опять стали на том же месте, откуда отчаливали. На пляже много народу, отдыхают, загорают, купаются. Только успели упаковать вещи и катамаран, как разразился настоящий ливень! Петрозаводский народ смелый и закаленный – даже в дождь продолжает купаться и валяться на песке.

Цивильно покушали в кафешке, даже шашлычка. Потом поехали на городскую набережную – сегодня открытие парусной регаты. Наверное, весь Петрозаводск собрался здесь. Толпы нарядных людей. Даже дождь, который временами начинал поливать, не испугал никого. Телевидение, радио, театрализованное представление с пальбой из пушек. Сам Петр 1 сошел на берег с парусника поприветствовать участников. Собралось очень много яхт, даже иностранные. В общем, все было интересно и красиво. Протолклись на набережной до самого вечера, не забыли загадать желания у «дерева желаний». Хороший город Петрозаводск! Пора домой.