Рассказ о походе по Белому Морю на надувных катамаранах в июле-августе 2003 года.

 

 

Время похода : с 19 июля по 2 августа 2003

Маршрут : Кемь, Кемьские шхеры, Соловки, Кемьские шхеры, Кемь.

Участники : Шесть человек на двух катамаранах, переделанном Альбатросе и самоделке 13 квадратов.

 

19 июля, суббота.

Москва, квартира, Ленинградский вокзал, вагон в поезде номер 112 Москва –Мурманск.

 

Ну, здравствуйте. После годовалого перерыва приятно снова встретиться с вами. Я напомню, что в прошлом году мы уже встречались на страницах небольшого потрёпанного  блокнота, тогда мы бороздили просторы Ладожского озера, а  теперь мы имеем новый бортжурнал  с красивым фрегатом с наполненными ветром парусами на обложке и большие планы. Правда, прошлая встреча была несколько скомканной из-за энергетического вихря, который, как пролетающая мимо галактика, поймал нас в своё гравитационное поле, и всё кружилось само по себе, как в водовороте, люди, катамараны. А выглядел этот вихрь или, скорее, имел своё воплощение в виде небольшой девушки с большим фотоаппаратом, а может и не фотоаппаратом вовсе, а какой-то  хитрой неземной машиной, вроде космического пылесоса.

Но в этом году нас уже и этот сгусток энергии раскачать не мог по своему плану, наверное, из-за массы свежеприобретённого катамарана, и теперь всё вертелось вокруг нового центра масс, названного Луноходом. Прозвище ему дано было с лёгкой руки на акватории славного города Калязина в молодую луну, когда проходили испытания свежесклеенных камер. Почему испытания проводились при луне это отдельная история и с астрологией несвязанная, а может как раз и связанная.

Подготовка к предстоящему походу была нешуточная и обратно пропорциональная выбранному маршруту. Может, надо было маршрут подлиннее планировать и вещей бы поубавилось.

Теперь мы имеем на борту: средство навигации - GPS, средство связи – коротковолновую радиостанцию, источник энергии – аккумулятор от UPS, аварийное средство спасения – лодка надувная с транцем под мотор, сам лодочный мотор. И весь этот наворот предназначался вовсе не для ведения разведки боем на территории противника, а для вполне мирной цели. Цель эта была убежать от работы подальше, туда, где мобильный телефон не принимает. По слухам в районе островов Кузова и есть это место (как оказалось это только слухи, везде он там принимает).

Некоторые вещи, а именно два мешка по 75 кило с Луноходом, были сданы  в багажное отделение курсом на Кемь, где мы их и намеревались получить рано или поздно. Забыв билеты дома, мы заплатили за груз в два раза больше, как за грузоперевозку, а не багаж. Нашему катамарану это должно польстить, конечно. Пусть порадуется, ему ещё нас таскать на себе две недели, не считая груза и своих наворотов. Один транец под мотор чего стоит (а точнее весит). Правда, после неожиданного испытания на Шевнице прочности баллонов я чувствую себя несколько поувереннее, чем в ночь наречения катамарана его гордым и стремительным именем.

Позвонил в багажное отделение, сказали, что грузовой вагон пойдёт с опозданием на сутки. Ну, теперь я спокоен, а то чего-то всё как-то просто получалось. Поздравляю с началом отпуска! Ура!

1 час 15 минут. Поезд тронулся.

 

20 июля, воскресенье

Нам попалась очень приветливая проводница. За пять минут успела поругаться со всем поездом. То груза у нас много, то негабаритный он. Серёга дал ей такую характеристику – ангел, пока рот не откроет. Потом страсти кое- как улеглись и даже Димкины негабаритные ноги, занявшие полпрохода, не вызывали ажиотажа.

А какое с утра ласковое солнышко! Да, но только с утра, а потом стало жарко. Вагон впал в анабиоз. После того как удалось открыть окошко около титана, предварительно сломав ввинченный в раму нашей проводницей здоровенный шуруп, она боялась накануне замёрзнуть, стало полегче.

Проехали Петрозаводск, купили там копчёной рыбки. Вкусная, за исключением леща. Не оттуда ли пошла поговорка – дать леща. Вот он у нас точно дал или нам его дали.

В Кондопоге вода подходит к вокзалу, только непонятно можно ли кат провести в Онегу. Подъехали к Медвежьегорску. Вдруг слышим, запела флейта, потом что-то калибром побольше, заиграл духовой оркестр. Что за чёрт? Оказалось, так поют старые рельсы. Завораживает.

 

21 июля, понедельник.

Кемь, Коргаручей, о.Ончеостров

Приехали в Кемь рано утром, или поздно ночью, кому как нравится. Я боялся, что наша проводница проспит и нас не разбудит. Когда мы выносили вещи в тамбур, в купе проводников звенел будильник, но это её ничуть не тревожило. Тем не менее, мы с ней сердечно попрощались  и пожелали без нас  не скучать. Сразу нашли Газель, маршрутное такси, согласившуюся нас за 250 рублей довезти до воды в Рабочеостровске. До воды там, правда, ещё по протоке, полностью осушающейся в отлив, надо метров 200 добираться. Место неплохое по тамошним меркам и мошка тоже отлично об этом знает.  Местный народ здесь паркует свои деревянные баркасы, привязанные к шатким мосткам. Воду набрали метрах в 300 от мостков в колонке. Мы с Людмилой пошли прогуляться до порта, правда, заблудились в посёлке. Два весёлых или скорее навеселе мужичка, собиравшихся поутру в 6 эдак часов в портовый бар, нас любезно довезли. При этом пугали нас тяжёлой морской волной «она как хрястнет!» Ужас. По их словам у них всё хорошо, только вот «бандиты» их из порта выгнали и не дают заниматься частным извозом туристов. Но свои 100 баксов в месяц они имеют.

Был отлив, и вид из порта открывался  на валуны и бурые водоросли с тяжёлым запахом. Картинку скрашивало трёх мачтовое лакированное судно старой постройки. Нам показали, где здесь собираются катамаранщики, это около шлагбаума в порт. Там есть небольшая проплешина к воде на берегу.

Вернулись к протоке, и опять на нас набросилась мошка. Видно, она тут кормится упитанными туристами. Вода чего-то так толком и не подошла к нашему месту, и пришлось таскать вещи и Серёгин катамаран к берегу метров за 150. Я надул тузик, прицепил мотор и с Людмилой поехал к островам на разведку. Серёга погрузил все вещи на свой катамаран, оставшиеся 4 человека сели на эту горку и эта группа бременских музыкантов двинулась вслед за нами. Дошли до острова сразу за Яком и нашли место для сборки Лунохода. Как солидное судно он требует место бизнес класса. Вечером перецепили мотор на Серёгу, транец к альбатросу подошел, как будто для него и делался. Опоздали на рандеву с водителем на 30 минут. Его уже не было.  Правда, как оказалось, он и не приезжал. Долго ловили со Стасом попутку в Кемь. Никто не останавливался, пока Стас носки под шлёпки не надел. Вечерний костюм, так сказать. Два бомжа с пустыми бутылками под бензин и в шлёпках, но в носках. Водила на десятке довёз нас до станции быстро. Не знаю, с какой скоростью он ехал, спидометр у него не работал, но по местным дорогам, которые автобаном назвать никак нельзя, ехали мы далеко за 100 по ощущениям. На вокзале получили свой катамаран, который сиротливо стоял в багажном отделении. Встретили нашего пропавшего водилу, и пришлось ему опять нас везти тем же маршрутом. Вместе с общительными ребятами из Рабочеостровска погрузили кат на кат и поехали домой на остров. Ночью была такая гроза, что унесло Димкину палатку. А я себя казнил за то, что поставил палатку под сосной, хотя и невысокой. Да, на воде в такую грозу попасть совсем весело. Лучше об этом не думать.

 

22 июля, вторник

о.Ончеостров, о.Попадьина

Собирали Луноход целый день. Я всё время забывал какую-нибудь деталь привинтить в самом начале, и приходилось всё разбирать. Вдруг оказалось, что я забыл кусок стрингера дома, но не очень расстроился, так как имел запасной кусок трубы подходящего диаметра. Расстроился потом, когда нашёл под тентом потерянный стрингер, уже выпилив и прикрепив на место новый. Встретил на острове двух породистых лаек, которые решили на мне потренироваться за неимением под лапой медведя. Неприцельный выстрел из ракетницы убедил их в моих дружеских намерениях, и больше они не появлялись.

Ночью вышли. Луноход опять оправдал свое название. Ехали по направлению к кузовам, но за отсутствием ветра решили где-нибудь причалить. Остановились на довольно лысом острове, сделанном из цельного куска гранита.

Все устали и не хотели готовить. Нарезали сыра и хлеба и легли спать.

 

23 июля, среда.

О.Попадьина, о.Русский Кузов.

 

Утром, когда развели костёр, от острова с треском откололся большой кусок и, пролетев пару метров по воздуху, чуть не задел Людмилу.

Решили сломать график и ходить не по ночам, а преимущественно днём, поэтому вышли где-то в 14 часов утра в сторону Кузовов. Увидели идущий от Кеми к Кузовам трёхцветный парус и решили, что это Павел на тайфуне, которого мы встретили в багажном отделении Ленинградского вокзала, так оно и оказалось. Серёга нас обогнал, триколор тоже. А мы никуда и не спешим, мы в отпуске. Подошли к южной оконечности Русского Кузова, где и припарковались рядом с тайфуном на камнях. Осушка здесь маленькая, но народу на берегу тьма. Вдоль берега расположился детский лагерь от тур клуба северного округа. С водой не очень. Она тут между камнями под скалой скапливается и похожа на первую производную чая принцесса Нури.

Вечером до поздней ночи травили байки с капитаном триколора, а его жена подарила Серёге морскую карту Соловков с маяками и глубинами. Тайфун новый, но собирают его на заводе, как жигули. Павел верёвочки приделывал, чтобы шверты опускать, хотя, по инструкции, они должны сами на своё рабочее место вставать.

 

24 июля, четверг.

о.Русский Кузов, Соловки мыс Переговорный.

График всё-таки сломали, встав рано утром и быстро собравшись. Ветер южный, слабый, но нам он на руку, так как мы собираемся на Соловки. Серёга сначала отставал, а потом разогнался и ушел вперёд. Делать при таком ветре было нечего, но сон это компенсировал. Димка соорудил спиннинг  из весла и лески и с носа стал ловить рыбу. Мы ему заказали осетра. Ловил он долго и упорно, и захотелось ему как-то помочь. Я незаметно подёргал за леску. Что тут началось! Вот это рыбалка! Жалко только наш осётр сорвался.

Прошли мимо маяка, к которому сначала хотели пристать из-за надвигающейся сзади страшной чёрной тучи, но потом решили не сдаваться и идти вперёд и правильно сделали. Туча, увидев, что мы не испугались, пару раз на нас капнула и прошла мимо.

Серёга ушёл куда-то влево от маяка, а Стас вызвался порулить. Минут 15 он приноравливался, а потом мы так здорово пошли, что за 2 часа очутились у кремля. Наверное, потому ещё что в течение имени Серёги не попали, а Серёга передал, что его снесло течением севернее и он идёт к нам галсами вдоль берега.

Нашли хорошее место на песчаной косе в двух километрах правее от кремля рядом с переговорным камнем. В сумерках, на свет фонарика, подошёл Серёга. Димка со Стасом пошли за водой, и нашли отличное озеро, и все побежали отмываться от соли. Комаров на озере тьма и патентованные средства против них не действуют. Помогает старинный русский рецепт, принимаемый внутрь под закуску.

 

 

25 июля, пятница.

Мыс Переговорный, Кремль

Тихое тёплое солнечное утро. Ветра почти нет. Пошли с Людмилой и Серёгой на разведку узнать про экскурсии и магазины. По дороге нас все спрашивали, как пройти к переговорному камню. Оказывается, мы встали рядом с какой-то очень важной достопримечательностью.

Кремль потрясает своей монументальностью. Недаром в 19 веке английская эскадра не причинила ему бомбардировкой видимого ущерба. Умели раньше строить. Экскурсия начинается в 11 утра и стоит 250 рублей с резидента. Рядом ещё одно замечательное место – баня на банном озере. Меня вот такая простота завораживает. А где у вас баня? Да ясное дело на банном озере. А воду откуда берёте? Из питейных озёр, откуда же ещё. Ну зачем мы придумываем  себе лишние сложности?! Проще надо жить.

Сходили в Арт-Ангар от нечего делать.  Там после революции гидроплан парковался. Вместо гидроплана сейчас стоит маленькая, сваренная из разных там утюгов с вёдрами, арт-модель. Но дело не в претензии, а в документах, которые на стенках висят. Во времена ГУЛАГа находились люди, которые пытались убежать с острова. Они как кубинцы в наше время, чтобы преодолеть большую воду, использовали разные подручные средства. Вот этим кулибиным и посвящается выставка.

Вечером наша вторая группа пыталась доехать до дамбы на велосипедах, которые тут можно практически везде взять в прокат, но дорога, показанная на карте, оказалось заросшей и непроходимой.

 

26 июля, суббота

Мыс Переговорный, Кремль

Пошли на экскурсию. В нашей группе почему-то были ещё немцы и, кажется, финны. Внутри разруха полная. Лагерь сделал своё дело и теперь нужно скорее заново строить, а не реставрировать. В монастыре двоевластие, церковная власть и реставраторы. У каждого своя правда, но воз двигается медленно из-за этого. Я за монахов. Вон у них какой-то бурят за 4 месяца весь иконостас в Церкви Преображения написал взамен старого, а размер его впечатляет. Не думаю, чтобы он бюджетных денег ждал.

Вышли наружу в монастырский двор. Солнышко светит, булками свежими сладкими из местной пекарни пахнет, да ещё ласковый май откуда-то из окошка доносится. Картина Соловецкого монастыря наших дней.

Я с Санькой пошёл домой, а ребята отправились ботанический сад смотреть. Ждали их долго. Видимо местные указатели в каких-то своих километрах меряют, северных. Сад их не впечатлил, как и садки для рыбы. Думаю, им надо было лет 300 назад сюда зайти, поинтереснее тогда было. А вечером была баня.

 

 

27 июля, воскресенье.

М. Переговорный, Бухта Белужья

С утра мимо лагеря проплыла белуха, пыхая, как пароход. Решили сниматься с места и идти вдоль западного берега, куда доплывём за два дня, больше времени не остаётся, чтобы ещё успеть во время вернуться. Санька рвётся на Анзерский, но мне кажется, при таком ветре мы и до монастыря можем не доплыть. Ветер южный, слабый. Прошли мимо теплохода без признаков жизни под названием Екатерина Евланская, он финнов привёз на экскурсию. У причала для него мелко и их возят от теплохода на здоровенных надувных лодках с подвесными моторами. Потом нас обогнали два небольших, но полностью забитых людьми и тюками, судёнышка, Василий Косяков и Анна Мария. Да, какие разные имена, но одинаковые судьбы, возят неуёмных путешественников, паломников, да и жителей с берега на берег.

Нас догнали, вынырнув откуда-то из-под берега, мурманцы на разборных тримаранах с жёсткими корпусами, они идут в Кандалакшу завершать маршрут, грозы не боятся - в случае чего зарифятся. Ну, удачи вам и попутного ветра. Мимо опять пропыхтела белуха, много чего-то их тут. А, понятно, вот тут на карте губа Белужья. А может, нам как раз туда и нужно?  А то ветра чего-то совсем мало. Обогнули знак или маяк без лампочки на мысу выдающемся далеко в море, наверно, это здесь. На берегу видно несколько домиков без признаков жизни. Серёга зачалился на песчаной косе, а я промахнулся и ещё некоторое время лавировался против ветра, вызывая на Санькином лице улыбку, что это ты то подойдёшь, то опять отойдёшь? Ну чего возьмёшь с человека, который не знает, что такое боевая лавировка?

Место нам понравилось, комаров много, но мы уже привыкли к этой неизбежной ложки дёгтя. Песочек, сверху травка ровная с цветочками, а рядом около домиков лежат сетки для сушки рыбы. Эх, почему я не Хемингуэй, поселился бы тут романы писать и на рыбалку ездить. Только бы вот комаров всех подавить и живи себе.

Вечером в сумерках мимо нас по тропке прошла девушка, этим нас несколько удивив. Морок, наверное, местный. Сварили полную кастрюльку риса, и пошли спать.

 

 

28 июля, понедельник.

Губа Белужья, Гора Секирная

 

Всю ночь на горизонте громыхала гроза со сполохами, но до нас дошёл только чахоточный дождик. С утра выглянуло солнышко и мы, ободрившись, решили сходить на Секирную гору. Пошли по карте, где обозначена тропка к горе, но она постепенно затерялась в траве, и пришлось идти по азимуту, а точнее по интуиции. Тем не менее вышли к Волчьей горе и, обогнув её и озеро по болоту с красивыми пружинистыми кочками, пришли к подножию Секирной горы, откуда скит с вделанным над маковкой маяком был уже хорошо виден. Позвонили в колокольчик у двери и попросились на экскурсию, не зря же по болоту столько прошли, но внутрь нас не пустили, сказав, что билеты надо было в кремле купить. Идти в кремль 12 километров уже не хотелось. С Димкой, правда, что-то случилось, может, комар его какой то ядовитый укусил. Он сказал, что готов до кремля идти, очень ему там понравилось. Сил вязать его уже не было, и он укатил на попутной машине. Обратно пришли быстро, часа за полтора. Я просто шёл впереди, не разбирая дороги, по прибору, да и какая в болоте может быть дорога.

Около лагеря встретили вереницу школьников с рюкзаками. Оказывается, на бойком месте мы остановились. Потом океанологи подошли к нашему костру с переводчиком, так как были из Голландии и Германии. От чая отказались, но водкой не побрезговали. «А давно вы тут живёте? Да уже месяца три». Тогда понятно. Приглашали нас в гости, но после сегодняшней прогулки куда-то идти сил не было. Димка пришел по берегу, на вид совсем не уставший, с баклажкой чистой воды. Баклажка нас убедила, что он всё-таки  ездил в кремль, а не в кустах прятался, чтобы не готовить. Вечером играли на гитаре, пока Стас все песни в песенниках пальцем не перетыкал.

 

 

28 июля, вторник.

Губа Белужья, о.Немецкий Кузов

 

 

Не торопясь, собрались и в районе 2 часов, в самый отлив, дотащив наши  судёнышки до воды, направили носы на Русский Кузов. Ветер юго-восточный, слабый. Туман, как в знаменитом мультфильме про ёжика. Я всё прислушивался к звуку идущего где-то неподалёку катерка, не громче ли он становится. Но он шел своей дорогой, и наши пути не пересекались. Ветер изменился в нашу пользу, теперь на кузова должны попасть одним галсом. Серёга связался по рации с Ильёй МГУ, он в Онежской губе. Удивительно хорошо антенна «Шторм» работает. Подходя к кузовам, взял левее на ветер и правильно сделал, течение такое, что пока поняли в чём дело, проехали кузова по левую сторону, а Серёга, шедший в лоб, вообще остановился. Подошли к Немецкому Кузову под мотором, который на нас за что-то обиделся и стал плеваться паром. На берегу, уткнувши все свои носы в песок, стоит тримаран под названием Клим Чугункин родом из Воронежа. Посудина сделана основательно. Как нам сказали хозяева этого аппарата, задуман он для морских и более серьёзных путешествий. Такое количество растяжек и вант я только на старинной картине видел. Ну, наше вам КУ.

По совету Воронежцев переехали на восточный берег и разбили караван сарай около рыбацкого, а может охотничьего домика. Вода на другом конце острова, но хорошая, чистая, в копанке. Дрова здесь дефицит из-за частой посещаемости острова туристами.

Подошли два человека с повязками и представились инспекторами ГИМС. Я даже обрадовался, мне же накануне отъезда как раз по знакомству все документы сделали, сейчас, думаю, вы и обломитесь, барбосы. Так оказалось, это ребята из Харькова хотели пошутить. То-то я смотрю, у них лица ну никак не тянут на инспекторов откормленных. Девушка из их тусовки нас на камеру снимала из-за сарая, как мы в обморок упадём. Нашли, чем пуганых москвичей пугать. Я бы упал, если бы мне сказали, что остров теперь частная собственность. Вот этой страшной будущностью нас можно пронять, а всё остальное тьфу. Харьковчане стоят на противоположном берегу большой компанией с переделанными просторами и самоделкой.

 

 

30 июля, среда.

О.Немецкий Кузов, о.Сев. Коловар

 

Проснулись в 6:00 от постороннего шума. Кто-то пристал к берегу, и  теперь ищет место для стоянки. Поспать не дают, лихоимцы. Судя по разговору это местные « Ну чё? Сразу накатим или обождём чуток?» После того как какая-то дамочка громко спросила «Вась, а ты патроны не забыл?» стало ясно, что пора ехать дальше. Когда мы,  сонные, собирались отплывать, к берегу причалил здоровый катер с иностранными на вид туристами. Оказалось, это ребята из Питера, много, человек десять. Когда эта толпа в свою очередь выгружалась на берег, местные выглядели очень растерянными, видимо патронов захватили недостаточно.

Ветерок дул с юга довольно бодро, и мы быстро дошли до восточной части Русского Кузова, а потом ветер выключили. Стало настойчиво сносить течением обратно. Серега пытался закидывать якорь, но он не утонул, глубоко. Я же включил Санькой презираемый мотор и оттянулся к Дарьиным островам, где в ожидании Серёги устроил тренировку по взятию рифов. Потом ветер опять включили и мы вслед за Серёгой вошли в протоку между о.Юж Коловар и о.Сев. Коловар. Течение в протоке в этот момент было интересное, у правого берега на запад, а у левого наоборот. Подивившись на такое чудо, встали по правую руку в уютной бухте. Комаров, как ни странно, нет, воды питьевой, правда, тоже, а потом и морская ушла. Черники полно, комаров нет, чего ещё надо? Решили задержаться на денёк позагорать и искупаться.

 

 

31 июля, четверг.

О. Сев.Коловар

Проснулся бодреньким в 7:00, все спят, опять лёг и встал в 11:00 совсем не выспавшимся. Сварили кастрюльку геркулеса. Овсянки не хватило, и добавили для массы 2 пакетика Быстров. Получили в итоге целую кастрюлю Быстров, но всё равно съели. Серёга с Димкой и Санькой собираются на рыбалку.  Я где-то читал, что пескожилов очень трудно поймать, так как они быстро закапываются. Я не помню, был ли автор из Прибалтики или нам другие пескожилы попадались, медленные,  но накопали мы этих проворных глистов целую банку. Рыбаки уехали. Передали по рации, что первая пошла,  потом вторая. Ну, мы стали слюни глотать и думать всё ли у нас есть для ухи. Когда китобои вернулись и показали нам улов, у меня слеза покатилась от жалости. Это за что же мать природа так отделала эту, побоюсь назвать, рыбу? Рот, хвост и выразительные глаза. Как же они червяка умудрились сожрать? Оба неудачника лежали на Димкиной ладони и удивлённо на нас смотрели «Ребята, вы чего и правда нас есть будете?» Они были правы. Сфотографировавшись с ними на память, отпустили в море.

Эх, до чего красивый остров, уезжать не хочется.

 


 

1 августа, пятница.

О.Сев.Коловар, о.Октябрьской Революции, Рабочеостровск

Ветра, конечно, не было, это всегда бывает, когда времени в запасе нет, а ехать надо. Мы включили наши жидкие вёсла и дошли до Кильострова, чтобы не бороться в узких местах с течением. Серёга пошел напрямую к Якострову на остатках вчерашнего ветра. Димка вдруг поинтересовался, не этого ли я звука боюсь, прислушавшись, я подтвердил, что именно этого жизнерадостного булькания пропоротого баллона я и боюсь. Где-то мы умудрились баллон пробить. Правда, у нас две камеры, да и воздух выходит медленно, можно подкачивать по ходу дела, но, честно говоря, солнышко так пекло, что мысль оказаться в холодной воде не казалась ужасной, я себе ежеминутно делал маленький душ головы забортной водой, чтобы мозги не высохли. Как потом оказалось, мы просто протёрли шкуру и одну камеру, когда стаскивали катамаран по каменной плите, шершавой как наждак. Бензина мало и мы решили пошаманить, поскребя мачту и легонечко посвистев. Помогло! Довольно резво доехали до правой оконечности Якострова. Я включил мотор, чтобы на остатках бензина доехать до заброшенной военно-морской базы, про которую нам говорил Павел. Как ни странно, база всё не приближалась, хотя жужжали мы довольно долго. Когда бензина стало мало, и я заглушил двигатель, стала ясна причина такой оптической иллюзии, нас очень быстро понесло обратно в море течением. Поставили паруса и стали лавироваться, но движения относительно берега не было. Серёга тоже передал, что смог дойти до берега, но не может идти в порт из-за течения. Санька передал, что они попробуют обогнуть Якостров и подойти с другой стороны. Я взвесил возможные варианты и решил сходить пешком за бензином в порт, а Серёга с Санькой в это время шли пешком по осушке за островом и тащили груженый  катамаран.  Бензин нам отлили с благословения отца Алексия в местной деревянной церкви, которая является довольно бойким местом, судя по количеству работающих там благообразных мужичков. На обратной дороге я чуть не получил тепловой удар, дойдя до берега упал в море и мне показалось вода вокруг меня закипела. Я читал, что средняя температура июля здесь 15 градусов, либо лето выдалось аномальное, либо глобальное потепление всё-таки наступает. За последние 4 года моих путешествий по Карелии меня всегда больше мучила жара, чем холод. Помню на Пяозере, которое ближе к полярному кругу, мы в 20 часов вечера вешали тент от солнышка и под ним прятались от жары.

Стас в наше отсутствие сделал супчик. Наверху в углублении базальта нашли довольно большое пресное озерцо и смыли в нем с себя соль и выстирали одежду, а только потом вспомнили, что воды забыли набрать. Да ладно, скоро порт, там и вода.

Бензин оказался интересным, он не высыхал, а превращался в массу похожую на эпоксидку. Ну да делать нечего, добавили побольше масла и поехали. Мотор на нём работал как-то странно, задумчиво пережёвывал эту смесь и подумывал, а не заглохнуть ли в назидание хозяевам. Пока он думал, мы доплыли до базы и ткнулись в маленький песчаный пляжик сразу за разрушенными нагромождениями из камней похожими на волнорезы.

Разобрались быстро. Димка, как настоящий волшебник, принёс нам холодного кефира, а потом ещё и договорился с машиной, которая оказалась опять же из церкви. Воистину благодатное место. Забрали Серёгу, который разбирался в Рабочеостровске, рядом с местом, откуда мы начали путешествие. Приехали на вокзал, сдали Луноход без особых хлопот в багаж и завалились спать на вещах прямо у входа на вокзал. Серёга в своём накомарнике был похож на марсианина и пугал в сумерках местное население.

 

2 августа, суббота.

 

Билеты у нас были по всему вагону, но Серёга нам показал пустое  купе, велев заносить вещи, и сказал, что всё уладит. В Петрозаводске я с улицы через окошко нашего купе наблюдал, как он это дело улаживал, а пришедшие на свои законные места пассажиры усиленно жестикулировали. Пришлось нам перетаскивать вещи в другое более гостеприимное место у туалета. С нами ехал очень бойкий паренёк, лет так 11, бывший с бабушкой и младшей сестричкой на сплаве. До поздней ночи он обыгрывал весь вагон в карты и угомонился только часа в три. Ну, в общем, несмотря на духоту, доехали весело. Здравствуй, столица.

 

 

Выводы:

Середина июля по начало августа лучшее время для путешествий в Карелии. Самое лучшее средство против комаров и мошки это водка внутрь и накомарник как наружное средство. Для воды мы использовали баклажки, в которых продается вода в супермаркетах, но больше 5 литров неудобно, ручки отрываются. В шхерах сильные течения и желательно знать, где какое водится и от чего зависит. Приливы и отливы не так страшны, как кажется поначалу, и их расписание знать хотя и полезно, но вовсе необязательно, и так всё понятно. Мобильник на оси Кемь-Монастырская бухта принимает уверенно. Турция в подмётки не годится нашей Карелии.

Сергей Муравьев

Сайт управляется системой uCoz