Отчет

Поход по озеру Байкал
Июль 2007

Как и благодаря кому/чему состоялся этот поход

Я несколько лет вынашивал мысль пройти по Байкалу на парусном катамаране. (Как оказалось, сия мысль беспокоила не меня одного). Примерный маршрут: вдоль северозападного берега, большая часть маршрута – территория заповедника. Все началось со сбора всевозможной информации. Благо в инете полно сведений. Было понятно, что идти одной лодкой по малонаселенному району слишком рискованно (дорог там нет, сотовая связь не работает), но собрать хотя бы 2 экипажа для такого похода  никак не удавалось.

Этой весной все сложилось удачно: я нашел единомышленников через инет и списался с ними. Это Дима и Юля (из Питера), которые также собирались пройти по Байкалу на катамаране «Ветер» в июле. Мы встретились и договорились о совместном походе. Дальше сработала цепная реакция и к нам присоединился еще один экипаж: Дима Малышев и Саша Яковлев с ними мы не раз ходили вместе по Ладоге, Онеге, Белому морю. Они только что купили катамаран, и отважились дать ему боевое крещение на Байкале.

Участники похода

Группа туристов из Москвы и Петербурга в составе:

  1. Знаменский Сергей Львович год рождения 1962, катамаран «одиссей» (в прошлой жизни альбатрос), М508
  2. Михальчева Елена Юрьевна год рождения 1968, катамаран «одиссей» (в прошлой жизни альбатрос), М508
  3. Малышев Дмитрий Викторович год рождения 1975, катамаран -  «альбатрос», М53
  4. Яковлев Александр Михайлович, год рождения 1976, катамаран - «альбатрос», М53
  5. Тупицын Дмитрий Геннадьевич год рождения  1973, катамаран «ветер», СП61
  6. Курникова Юлия Борисовна год рождения 1978, катамаран «ветер», СП61

Снаряжение

Катамаран «Ветер» СП-61 заводской комплектации без переделок. Паруса: грот, стаксель, спинакер. Двигателя нет. Дополнительное оборудование: радиостанция alan 42 с штатной антеной.

Катамаран «Альбарос» М-53 комплектация штатная за исключением: поплавков, кокпита, шверцев (стоит центральный шверт). Дополнительное оборудование: радиостанция maycom sh 27, антена «шторм» на топе мачты. Двигатель бензиновый 3.5 л.с.

Катамаран «Одиссей» М-508 (бывший Альбатрос). От заводской комплектации альбы осталось железо с доработками. Дополнительное оборудование: радиостанция maycom sh 27, антена «шторм» на топе мачты. Двигатель электрический, аккумулятор 33 АЧ, солнечные батареи для подзарадки аккумулятора.

Описание маршрута

Дневник похода

15 июля, воскресенье

Примерно в 9:00 вышли из Иркутска на ракете как и планировалось. То что вышли без задержки – в определенной мере повезло, так как накануне в пятницу ракета не пошла – сломалась. А ходит нечасто – 3 дня интервал.

Погода пасмурная, в Иркутске накрапывал мелкий дождик. В порту Байкал пересадка с ракеты на комету, которая побольше размером и ходит только по озеру. На озере тоже хмуро, свинцовые облака, но вода спокойная, не штормит.

В 20:00 прибыли на комете в C.-байкальск        (N55º38’935 E109º21’979)

На фото: Северобайкальск. Идем «налегке» - основной наш груз получим утром следующего дня.

На фото: знаменитый БАМ – его начало.

Мы встали на ночлег в яхтклубе – за смешные деньги нам выдали ключи от деревянных домиков на территории яхтклуба. Там закрытая бухта, пляжик – неплохое место для сбора лодок.

На фото вид на Байкал с территории яхтклуба.

Но мы не ищем легких путей – решили собираться в селе Байкальское в 40 км от С-байкальска к югу, с тем чтобы сэкономить один ходовой день по маршруту.

К вечеру погода разгулялась, было безветренно и тепло. Поужинали в местном ресторанчике на крутом берегу с отличным видом на Байкал.

На фото: за чтением меню.

16 июля

9 утра – получение груза в багажном отделении с-байкальска. Все очень мило, но мы были неприятно удивлены объявленной нам ценой за хранение груза – доставка по ж/д почти уравнялась по цене с самолетной!  В с-байкальске закупили продукты и на микроавтобусе отправились в село байкальское в 40 км. к югу N55º21’324 E109º12’161. Это крайняя точка куда можно доехать по дороге. Там решили собирать лодки и вставать на воду дабы сэкономить один ходовой день. Лодки были собраны и подготовлены к отходу уже вечером.

В процессе сбора лодок в суете не заметили пропажу спиннингов Димы Малышева. Вероятнее всего их как – то стырили деревенские мальчишки, которые крутились рядом (один из них попал в кадр).

Вообще как оказалось, село Байкальское – не лучшее место для сбора лодок. Мусор на берегу и в воде – легко пропороть паплавки, за вещами нужно следить чтобы не спи#. Отчалили мы довольно поздно в 21:00 чтобы не ночевать рядом с селом. Прошли примерно 5 км и встали уже в сумерках на узком галечном пляже под высокой кручей N55º18’790 E109º11’339.

17 июля

Погода с утра ясная, яркое солнце, ветер восточный 3-5 м/с. Стартовали в 11:30. Вскоре ветер усилился, стал порывистым и задул встречно с юга. При этом низкие облака ползли через горы с запада. Несколько часов шли галсами, к середине дня раздуло довольно большую волну. На Одиссее был зарифлен грот, но не помогло – примерно в 15:00 сломался правый шверц. После чего борьба со встречным ветром было прекращена, грот сброшен и на стакселе вернулись на ближайший по ходу галечный пляж. Там же неподалеку оказалась рыбацкая заимка N55º15’983 E109º10’985. Второй альбатрос высадился на тот же пляж чуть раньше и также из-за возникших технических проблем. Там ничего не сломалось, просто перегрузили нос лодки и она слегка нахлебавшись воды стала плохо управляема.

На фото С.З. за ремонтом шверца

Так байкал проверил нас на прочность и решил пока дальше не пускать. За день удалось пройти по намеченному маршруту всего около 5 км. На сильном ветре даже на берегу было холодно, на воде и подавно – волны время от времени перехлестывали и устраивали душ всему экипажу. Остаток дня ушли на отогрев у костра, ремонт шверца усекновением, после которого он стал короче на 11см.

На фото: на сегодня все испытания позади, жизнь налаживается

К вечеру ветер стих, потеплело и два Димы, Юля и Саша расползлись гулять по окрестным горам. Мы с Леной остались в лагере. К нам на пляж вскоре причалили двое ребят – туристов на довольно странном очень маленьком надувном моторном катамаране. Погрелись у нашего костра, попили чайку и уплыли дальше воссоединяться со своей компанией (на катамаране «Тайфун»).

Ближе к вечеру шутки ради я пальнул зеленой сигнальной ракетой – хотел проверить увидят ли ее наши ребята, ушедшие в горы. Но похоже ее увидели еще и местные – буквально через 5 минут к нашему пляжику причалила рыбацкая лодка с компанией из троих местных жителей из села байкальское – мы от него отдалились не более чем на 10 км. Видимо местные опасались за свои сети. Проверили их и остались ночевать в домике. Мы с ними познакомились. Один из них представился как Анатолий Пак. Рано утром они уплыли на своей лодке, оставили нам немного свежей рыбы, похожей на омуля.

18 июля

Вышли в море примерно в 11:30 ветер южный свежий до 10 м/с для нас встречный, пасмурно, но без дождя, тучи ползут с запада через горы. Байкал нас упорно не хочет пускать на юг. Прошли за несколько часов галсами порядка 5 км. После чего произошла поломка шверта на альбе М53 – примерно по сценарию предыдущего дня. Мы сбросили паруса и повернули Одиссея назад по ветру. Высадились на галечном пляже у очередной заимки рядом с пострадавшим М53.

На фото: экипаж М53 в размышлениях над поврежденным швертом

Совместными усилиями разобрали катамаран чтобы подлезть к шверту. Подручными средствами восстановили срезанные шпильки в креплении шверта, после чего собрали лодку. Мне удалось связаться по рации с ветроводами – Юлей и Димой. После чего они тоже вернулись к месту нашей аварийной стоянки. Примерно в 17:00 мы снова дружно отчалили курсом на юг. Ветер по-прежнему сильный встречный. В этот день злоключения для лодки М53 не закончились.

В пылу борьбы со всречным ветром на М53 отстегнулись две ванты и мачта повисла на контровочных веревочках – то есть чудом ее не уронили совсем. Это известная болезнь у всех Альбатросов. Экипаж М53 мужественно пережил и это испытание – ванты пристегнули на воде. До конца дня шли галсами, причалили на очередной пляжик в бухте уже в сумерках N55º12’216 E109º10’109. Ветроводы Юля и Дима нас опередили примерно на час и уже разбили лагерь. Из оставленной нам рыбаками рыбы Дима Тупицин сварил вкусную уху. Ели ее уже в темноте и под дождем - дождик пошел поздно вечером. День получился суматошный, все устали и быстро разбрелись по палаткам. Всего за день пройдено порядка 5 км – маловато для выбранного маршрута и неполных двух недель на него.

19 июля

Утро выдалось солнечное, в бухте где мы стоим было безветренно, но наверху ветер дул по-прежнему запазный и редкие кучевые облака шли через горы. Стартовали неспешно примерно в 12:00. Ветроводы Юля и Дима отчалили первыми. Они бы и в 6:00 ушли, но экипажи альбатросов оказались на этот подвиг не готовы – хотелось поотдыхать и позагорать после двух дней борьбы со стихией. При выходе из бухты на большую воду «ветер» схватил добрый порыв ветра и на наших глазах поднялся и постоял немного на одном поплавке. Его команда в этот момент пыталась одновременно откренить лодку и отдать грота шкот – выпустить порыв.  Лодка выровнялась, а экипаж получил искомый заряд адреналина. Дальше они на всякий случай некоторое время шли на одном стакселе без грота. Ветер у воды часто менял направление и силу, но большей частью дул попутно и сильно – Байкал нас сегодня пускал.

На фото: слегка подрифленная альба «режет» волну

Перед приходом очередного порыва был слышен сильный шум деревьев в горах на ближайшем западном берегу. Парус я на всякий случай зарифил, начитавшись про коварные горные ветры, которые могут неожиданно дунуть через ущелье в горах. Примерно в 5 км не доходя мыса Котельниковский Одиссей попал в штилевую зону – шли близко от берега вдоль крутой стенки из прибрежных гор. Вторая такая же лодка М53, бывшая примерно в 50 метрах впереди стала быстро удаляться и превратилась в точку – они вероятно поймали попутный порыв и на нем ушли. Мне даже пришлось включать мотор и на нем выползать из штилевой зоны. Пока мы выходили из

тилевой зоны две другие лодки причалили на мысе Котельниковский и ребята там гуляли – ждали нас. Я не стал заходить на Котельниковский, так как ветер дул сильно и более – менее попутно, иногда галфвинд – идеально для альбатросов с их небольшой плошадью парусов. На траверзе мыса Котельниковский нам открылось ущелье и пик Черского – зрелище было зловеще красивое.

На фото: траверз мыса Котельниковский

Дело в том, что солнце светило как раз со стороны пика Черского – довольно высокой горы со снегом на вершине. Через пик Черского в ущелье сползали черноватые равные тучи – они окутывали гору. И из-под туч через ущелье очень прилично вдувало. Боясь сломать шверц я время  от времени рифил и набивал обратно грот руками моего матроса Лены. Шли мы весьма ходко не меняя галсов и предельно остро к ветру. Загнулись за мыс Котельнический – ветер продолжал дуть сильно, с порывами через горы. Шли ходко крутым бейдевиндом. Осознавая, что в случае поломки шверта или руля при таком ветре придется дрейфовать к восточному берегу через все озеро (50 – 70 км), я старался макимально притереться к западному берегу – насколько позволял ветер. Саша и Дима на М53 шли метров на 500 впереди нас и парус не рифили. Мне никак не удавалось к ним приблизиться. Так шли до тех пор, пока солнце не скрылось за горами, ветер задул попутно и стал постепенно утихать. Димы и Юли на «ветре» пока не было видно – они остались гулять на м. Котельническом и должны были нас догнать – их лодка чуть не вдвое быстрее груженых альбатросов. На остатках ветра мы дошли до устья реки Молокон и встали на косе в очень красивом месте на песчанно – галечном пляже N54º55’111 E108º56’938.

Чалились уже на эл. моторе – ветра не было совсем, остальные лодки подгребали на веслах. За пляжем полоса леса и дольше опять вода – не то озерцо, не то река – вода очень холодная и течения не заметно.

На фото то самое озерцо. Наша самая живописная стоянка.

На берегу в зоне прибоя чуть поодаль от нашей стоянки Лена обнаружила абсолютно лысый труп большой собаки. Время от времени приходилось ходить мимо трупа и думать о вечном J. В этот день Байкал пустил нас аж на 35 км вперед к нашей цели – рекорд!

20 июля

С утра погода ясная, дует слабый восточный ветер. Ветроводы Юля и Дима ушли раньше нас на один час примерно в 11:00. Мы задержались: Лена пришивала ленточки к гроту на Одиссее, а на М53 Дима и Саша монтировали в рабочее положение мотор. Перед этим он был установлен в транспортное положение из-за того, что транец своей нижней частью чертил по воде и тормозил лодку. К моменту нашего старта ветер утих окончательно и мы пошли в сцепке с М53 на моторе.

На фото: М53 впервые (и довольно надолго как оказалось)  в роли тягача

Вскоре мы догнали «Ветер» СП61 – он шел сильно дальше от берега чем мы. Установить с ними связь по рации не удалось – я вызывал несколько раз безрезультатно. Так мы ушли вперед на примерно на 10 км. и высадились на берег вблизи устья горной речки чтобы подождать отставший СП61 – они подошли через несколько часов на веслах, так как ветер утих окончательно.

На фото: место впадения речки в Байкал

Пока ждали и гуляли по берегу, я уговорил Диму снарядить спиннинг из моей удочки – на нее поставили Димину катушку, блесны тоже были Димины. Я безрезультатно закидывал снасть в речку. Потом я стал закидывать в озеро и совершенно неожиданно для меня самого клюнула рыба, ее удалось поймать

На фото: удачная рыбалка

Стал кидать еще, проснулся азарт. В итоге примерно за час я вытащил еще четыре рыбы. Они были небольшие по размеру, раньше мы таких не видели и мы решили, что это ленок (один из видов байкальской рыбы)

На фото: наш улов

Клев был на заходящем солнце. Как только солнце спряталось, клев прекратился.

Здесь же в устье речки нам встретилась яхта, шедшая нам навстречу из бухты Заворотной.

Дальше мы пошли в сцепке в 3 лодки на моторе с М53 в качестве тягача. Шли до сумерек и встали примерно в 22:00 в бухте на песчаном пляже за мысом Малая Коса N54º42’789 E108º48’519. Пока разбили лагерь стемнело. Рыбу чистили уже в темноте я и Дима Малышев. Варить уху не стали – отложили на завтра. Хотелось спать.

21 июля

С утра погода ясная, стоит по-прежнему Великий Штиль. Сварили и с удовольствием съели уху на завтрак. В 11:30 отчалили и пошли в сцепке тремя лодками курсом на мыс Елохин. Паровозом работал М53. часа через 3 дошли до мыса Елохин и высадились на нем. Это охраняемая территория байкало-ленского заповедника, а на этом мысе стоит домик егеря Володи.

На фото: общение на кордоне

Мы передали егерю привет от Анатолия Пака. На мысе стоять нельзя, егерь нас направил дальше на юг на 14 км до следующего кордона. Мы продолжили движение караваном за М53 и через пару часов дошли до следующего кордона, причалили там и пообщавшись с аборигенами выяснили, что заповедная зона крнчается еще через 2 км к югу и там можно стоять сколько влезет. Встали уже в сумерках на галечном пляже, лагерь разбили в сосновом лесу рядом с пляжем N54º24’266 E108º31’491.

 

Вечер был хорош, засиделись допоздна с разговорами за традиционной пищей туристов – картошкой с тушенкой, которую усилили в этот раз бутылкой водки. Мы встали, не дойдя до бухты Заворотной примерно 15 км. Туда хотелось зайти обязательно: посмотреть на заброшенный рудник, пополнить запасы топлива, попариться в бане.

22 июля

Утро ясное, на озере стоит Великий Штиль. Прямо на нашей стоянке мы с Леной встретили  бурундучка, который жил в прибрежных кустах и позволил себя сфотографировать.

Лагерь собирали неспешно – накопилась усталость от длинных переходов. Потому решили дойти до Заворотной и там сделать полудневку. Отчалили примерно в 12:00, шли караваном в три лодки и к 16:00 причалили в Заворотной. Встали на галечном пляже неподалеку от причала N54º17’125 E108º28’239. Бухта закрыта от непогоды. Постоянно в ней обитает егерь Володя Исайкин, стоят дачи, но их владельцев не видно. Погода стоит знойная, наша группа разделилась по интересам. Я как самый ленивый остался со спиннингом караулить лагерь. Остальные ушли на разведку, знакомиться с егерем, взяли с собой канистру для топлива.

Нам крупно повезло: удалось купить бензин, жизненно необходимый для преодоления Большого Штиля. После чего Дима Тупицин, Юля и Саша пошли в пеший поход к истокам горного ручья. Как выяснилось, идти до брошенного рудника далеко – около 20 км и потому выбрали более близкую цель для прогулки пешком. Дима Малышев договорился с егерем  насчет бани. Баню нужно было топить самостоятельно: носить воду и колоть дрова. Рыбалка не удалась, и мы с Леной стали помогать Диме в подготовке бани. К тому моменту Дима уже наколол гору дров и баня вскоре задымила, частично дым шел через парилку – так что получилась баня по-черному. Изначально мы собирались вечером пройти еще немного и встать в безлюдном месте. После бани с пивом пришло расслабление, идти дальше расхотелось.

На фото: перед тем, как попариться в бане, тоже пришлось «попариться»

К тому же мы встретились с группой туристов из 4 чел, идущих нам навстречу со стороны Ольхона. Они шли на катамаране, связанном из байдарок и оснащенном небольшим мотором. От них мы узнали о предстоящем нам длинном переходе и о больших штрафах за стоянку на территории байкало-ленского заповедника.

Бухта Заворотная вместе с рудником является территорией, отчужденной от заповедника. Следующая отчужденная территория – Метеостанция, она в 35 км южнее. Мы пошли еще раз пообщаться с Исайкиным на тему как нам ловчее пройти по заповедной территории. Он нам предложил утром в 8:00 прийти к нему на сеанс радиосвязи и поговорить с егерями с метеостанции по его рации. На том и порешили: ночевать в Заворотной и с утра договариваться с егерями и стартовать в сторону Метеостанции.

Бухта Заворотная для нашего путешествия стала точкой возврата: нужно было принять решение идти дальше к Ольхону и МРС, или возвращаться в Северобайкальск. То, что мы пополнили запасы топлива для мотора, решило в пользу продолжения на юг по первоначальному плану. Топлива теперь было достаточно с учетом Большого Штиля.

23 июля

Утром встали и позавтракали до 8:00. В назначенное время пошли в избу к Исайкину. Там пообщались с егерями с метеостанции по рации, получили у них устную индульгенцию на высадку на берег в заповедной зоне в случае форсмажора. Дальше все как обычно: свернулись, навьючились и вышли из Заворотной примерно в 12:00. Большой Штиль продолжался, потому пошли сразу в связке тремя лодками с неизменным М53 в качестве тягача, имея целью за день дойти до метеостанции (мыс Покойники). В этот день мотор впервые задурил – заглох примерно через 5 км хода. Мы причалили к заповедному берегу. Главный моторист (Саша) сменил свечу – старая оказалась с сильным нагаром. Мотор завелся и мы пошли дальше. Примерно через 1 час мотор снова встал. Снова причалили и немного размялись на мысе Малый Солонцовый.

 

На фото: Саша нянчится с мотором

Там обнаружили свежий помет крупного зверя. Мы подумали, что медвежий, но сам Хозяин не показался. По непроверенным сведениям от встреченных туристов, именно в этом месте мишка подрал кого – то из туристов. Тем временем мотор остыл, Саша смог его завести, мы срочно сцепились и пошли дальше на юг. Примерно в 10 км не доходя до мыса Покойники задул встречный ветер. «Одиссей» и «Ветер» отцепились и пошли наконец  - то галсами на парусах.

Вскоре экипаж ветроводов ушел далеко вперед. На М53 ребята подняли мотор и тоже шли на парусах. Между тем с запада, немного сзади от нас незаметно подошла грозовая туча. Нас эта гроза зацепила незначительно и ушла на восток в озеро. Тем не менее от греха «Одиссей» и М53  причалили и мы пережидали стихию на берегу. Опять заштилило. К мысу Покойники мы снова пошли в сцепке. На озере довольно сильная мертвая зыбь. Вскоре дошли до желанного мыса N54º02’023 E108º15’498. Дима и Юля уже были там и разбили лагерь. Из этого места можно прийти к истоку реки Лены и вернуться за однодневный пеший поход.

К общему сожалению рабятам не удальсь найти проводника среди аборигенов, который согласился бы нас туда сводить. Зато разжились прессованной соленой рыбой к пиву. Ближе к ужину в лагерь пришел местный пес, слегка похожий на волка и при этом очень интеллигентный и деликатный. Пес расположился от нас на некотором удалении, и хотя есть он хотел, но до попрошайничества или воровства не унизился. Был вознагражден.

На фото: тот самый деликатный пес, слегка похож на волка.

В этот день мы прошли примерно 35 км, из них 10 на парусе при встречном ветре. Байкал нас уважил ветром.

24 июля

С утра ясно, слабый ветерок попутного направления. Ветроводы ушли примерно в 11:00, следом за ними ушел Одиссей на парусах. В этот день мы впервые попробовали поставить новый еще парус генакер.

На фото: подъем генакера

Получилось немного на нем пройти, но ветер протух окончательно. Последними в 12:00 отчалили Саша и Дима и догнали нас на моторе. Опять пошли в сцепке тремя лодками, имея в плане зайти за мыс Рытый – за ним примерно через 5 км кончается территория байкало – ленского заповедника. Вскоре мотор снова встал, но задул легкий попутный ветер. Все три лодки пошли на парусах.

На фото: команда М53  гуляет на все  деньги

На Одиссее мы вновь поставили генакер, привязав его к носовой балке и применив спинакер - гик. Он неплохо работал на слабом ветре и на полных курсах в одиночку или в паре с гротом «бабочкой». Когда генакер и грот оказывались с одного борта, грот гасил генакер. Вероятно для более острых курсов нужно ставить с бушпритом.

Печально известный и загадочный мыс Рытый прошли очень близко к берегу. Но не причалили. По поверьям бурят женщинам на эту землю ступать нельзя, это место обитания злых духов озера Байкал. Говорят, недавно на мысе упал и разбился вертолет, а в глубине ущелья реки Риты (она впадает в Байкал в этом месте) найдено месторождение урана. 

На фото: мыс Рытый, устье реки Риты (летом сухое русло с несколькими рукавами)

В этот день на парусах с попутным ветром прошли примерно 20 км. Всего за день прошли примерно 30 км и встали как планировали, пройдя еще один мыс после Рытого. Встали на галечном пляже N53º46’794 E107º56’035. За ним большой коровий луг, редкие деревья. Чувствуется человечий дух, близость жилья. Дима и Юля пришли как обычно раньше нас, примерно на час. Одиссей и М53 пришли в сцепке на моторе, так как ветер к вечеру протух окончетельно. Но когда подходили к месту стоянки, ветер вдруг задул встречно из-под приехавшей тучи. Только успели разбить лагерь и сварить еду, как начался сильный дождь. Он шел почти всю ночь.

25 июля

С утра опять ясная погода, ветер слабый.

Как оказалось, мы поставили палатки на прибрежном луге – пастбище. И примерно полстада коров, проходя мимо, пришли к палаткам знакомиться. Два Димы и Саша предложили коровам покинуть пределы нашего лагеря. В качестве аргументов использовали весла (полезная вещь однако J).

На фото: разборки с коровами

Следом за коровами к нам заглянул бурят-пастух, вооруженный мелкашкой. Поговорили с ним о жизни. Пастух рассказал, что в прошлом году медведь задрал их лошадь, которая  паслась в этом месте.

На фото: беседа о жизни с пастухом

Стартовали примерно в 12:00. Ветер по-прежнему слабый, временами попутный с заходом вплоть до встречного. На воде очень жарко – палящее солнце. Берег скалистый. Прошли бухту Кочерикова. За ней началась длинная (порядка 20 км) и почти отвесная стенка – скалистый обрывистый берег. В случае шторма здесь в случае чего негде причалить, нет укрытия, некуда вытащить лодку. К концу дня ветер стих окончательно. Шли вдоль скальной стенки на электромоторе (пока не разрядили аккумулятор), на весле.

Ветроводы утром ушли раньше нас и потому оторвались далеко вперед. Ближе к вечеру нас догнал М53 на моторе и взял нас на буксир.  В сцепке мы прошли почти до конца скальной стенки. Потом задул встречный ветер, мы расцепились и галсами пошли искать место стоянки, куда уже причалили Юля и Дима. Высаживались поздно, было почти совсем темно.

На фото: лунная ночь, штиль

Встали мы в 5 км не доходя до поселка Онгурен, на пляжике у подножия двух сопок N53º38’927 E107º39’163. Неполадеку стоянка лодок, несколько сарайчиков и загон для скота. Ужинали в темноте дошираками, которые приготовили на газу. С костром возиться поленились – устали за длинный переход на солнцепеке.

Ночь выдалась беспокойная. Лена услышала шаги и странное стрекотанье близко от палатки. Подумала, что прилетели инопланетяне и на всяк случай разбудила меня. Звуки были странноватые и весьма близко от нас. Выходить наружу мне почему-то не хотелось.

Слушали звуки. Потом услышали, как Дима Тупицын сказал «брысь» и залаяла собака (так они пообщались J). После чего я решил поспать еще и не выходить до утра. Утром обнаружили источник стрекочащих звуков ночью: На поляне оказалось полным- полно крупной саранчи (кузнечиков). Собака ходила по траве и шугала саранчу, которая разлеталась с громким стрекотаньем. Вобщем, Дима меня спас от выхода в открытый космос ночью.

26 июля

Наш коллектив разделяется. Дима и Юля собрались рано утром и отчалили примерно в 9:00 курсом на Онгурен и с планом там разобраться, найти машину и уехать в Иркутск. Цель: сдать груз и налегке проехать по Кругобайкальской железной дороге. На карте пунктиром обозначена дорога (значит грунтовая), которая начинается в Онгурене и идет вдоль берега Малого Моря (пролива между материком и островом Ольхон) вплоть до выбранной нами конечной точки маршрута – поселка МРС.

Саша в это утро спал до упора. Мы его не будили, неспешно кашеварили. Напугавший нас ночью пес оказался маленьким голодным существом. Он лез во все щели и слушался только Диму, которого объявил своим хозяином. Дима его и отгонял от нашей еды.

На фото: вот он этот песик

 Мы неспешно собрались и стартовали дальше по Малому Морю, имея целью достичь поселка Зама. До него примерно 25 км на юг. Погода солнечная, штиль. Вышли примерно в 13:00 в сцепке с М53. Что интересно, вышли мы всего на 1 час позже обычного.

На подходе к Заме мне удалось связаться по рации с  «Ветром». Так от Димы Тупицына я узнал, что уехать на машине из Онгурена ребятам не удалось – Юля не нашла машину. Пришлось им собрать обратно полуразобранный кат и нанять моторную лодку, которая их отбуксировала к причалу в бухте неподалеку от  поселка Зама. Дима опять разбирал лодку, планируя уехать из Замы на катере на следующий день рано утром.  

Мы высадились в живописной бухте рядом с переговорной сопкой N53º27’223 E107º32’134 и в 4 км от поселка Зама, примерно столько же было и до причала, где разбирался Дима Тупицын.

На фото: наша бухта в Заме

На переговоргой сопке снова работала сотовая связь (отсюда название, сюда приезжают местные позвонить), отсутствовавшая в течение всего нашего похода. Вокруг были абсолютно гладкие, как бы вылизанные (сильным ветром?) сопки покрытые травой и никакой другой растительности – холмистая степь на много километров.  В этом месте было решено сделать дневку и попытаться на следующий день вызвать машину из Иркутска прямо сюда (грунтовая дорога на карте есть). Остаток дня отдыхали, бродили по сопкам. На одной из них обнаружили сложенную из камней пирамиду. Ужинали вечером в сумерках. Готовили снова на газе, дров практически нет. Откуда-то взявшаяся собака украла у нас соленую рыбу. Рыбу у нее отбили (потом все равно выбросили), а ворюгу прогнали.

27 июля

Приехать на Байкал  еще только полдела – нужно еще суметь оттуда уехать.

С утра я залез на переговорную сопку и начал обзвон водителей – грузоперевозчиков в Иркутске по местной газете объявлений. Как только выяснялось откуда нужно нас забрать, желание ехать у них пропадало. Причина выяснилась чуть позже, когда я пообщался с местным водителем уазика-«буханки». Дорога то вдоль байкальского берега  есть, но ездить по ней лучше всего на бронетехнике (валуны, ручьи вброд и т.п.). А чтобы добраться до асфальтовой дороги нужно проехать порядка 80 км такой вот грунтовки (65 км по прямой согласно GPS). Для местного населения в летнее время основной транспорт – водный, причем катера в Заму ходят нечасто, а заказать персональный катер можно, но уж очень дорого. Так как небольшой запас по дням у нас еще был, а также было топливо для мотора на случай штиля, мы решили двигаться дальше своим ходом до поселка МРС, откуда по словам водителей легко найти попутный транспорт до Иркутска. Был еще вариант идти в поселок Хужир на острове Ольхон и там искать попутку. Но в этом случае пришлось бы стоять в многочасовой очереди на паромной переправе  с острова Ольхон на материк.

Так к моему удовольствию путешествие продолжилось еще как минимум на один день.

На фото: кручи на берегу малого моря

Погода стояла превосходная и мне не хотелось уезжать. Мы свернули лагерь и в 13:00 Одиссей отчалил курсом на юг, пользуясь попутным ветром, задувшим с утра. М53 отчалил следом на час позже, но у них был мотор. Примерно 18 км по генеральному курсу  из отсавшихся 65 нам удалось пройти на парусе при преимущественно попутном ветре (он иногда заходил вплоть до встречного направления). Примерно в 19:00 ветер утих окончательно. Нас догнали Дима с Сашей. Они шли на моторе, и мы некоторое время прошли с ними в связке до тех пор, пока опять не задул довольно сильно встречный ветер. Мощности мотора (3.5 л.с.) оказалось недостаточно, чтобы тащить в сцепке 2 лодки против ветра. Опять расцепились и шли галсами часа 2 до сумерек. Дальше ветер стих уже окончательно – продолжали идти в сцепке на моторе. А между тем берег Байкала, вдоль которого  мы шли, становился все многолюднее. Почти повсеместно стояли палатки, бродил народ, ездили автомобили по «непроходимой» грунтовой дороге. В 23:00 сделали привал. На газе погрели пару банок тушенки и съели ее без всякого удовольствия – надоела за поход. Попили чаю. Взошла полная луна и стало очень красиво. Пофотографировали луну, я пострелял напоследок оставшиеся ракеты, а Дима запалил сигнальный огонь. Потом опять шли в сцепке уже в темноте при свете луны и звезд. Видели горящую тайгу – горело в двух местах близко к вершине одной из сопок. Я позвонил в МЧС (сказал координаты) – они мне сказали, что знают и принимают меры (только вот непонятно какие).

На фото: горящая тайга

Уже глубокой ночью мы подошли совсем близко к финишу – осталось примерно 11 км. Решили поискать стоянку и переночевать. В темноте рулевой на тягаче (М53) зевнул и на полном ходу чуть не привел наш караван прямо в берег. Саша успел заглушить мотор в последний момент. В этом месте мы и остались на ночлег (N53º08’157 E106º53’469), силы были на исходе. Экипаж Одиссея уснул в катамаране, зарывшись в генакер (парус). Дима с Сашей поставили палатку (практически на дороге).

28 июля

Утро ясное, тепло. Проснулись около 7:00 и через полчаса вышли в сцепке на моторе курсом на поселок МРС – конечную точку маршрута. По неосторожности Лена подарила Байкалу напоследок свою шляпу.

Чем ближе мы подходили к МРС и поселку Сарма, тем больше автотуристов повсюду на берегу Малого Моря. Вода в Малом Море существенно теплее, чем в Байкале. Акватория в районе МРС и поселка Сарма непростая, с островами, проливами, там оживленное судоходство. Честно говоря, наше движение ночью по этой акватории было весьма рискованным.

Когда на траверзе было печально знаменитое устье реки и одноименное ущелье Сарма, ощущение было неуютное. Такое чуство, что находишься в стволе пушки и не знаешь заряжена ли она и когда стрельнет. Ствол «пушки» направлен как раз в узкий пролив Ольхонские Ворота между материком (поселком МРС) и южной оконечностью острова Ольхон. Если оказаться на воде в этом месте в момент «выстрела пушки» - когда задует из ущелья Сарма, то в лучшем случае тебя выплюнет через Ольхонские Ворота далеко в озеро.

В последний день похода Байкал был к нам благосклонен (Лена подарила ему свою шляпу), Сарма не задула и мы благополучно высадились на песчаном пляже в небольшой бухточке между МРС и паромной переправой. Там разобрались, там же довольно легко нашли грузовую машину до Иркутска.

Стояла жара с легким ветерком. Уезжать с Байкала не хотелось.

На фото: поселок МРС (паромная переправа на остров Хужир) – наша цель и финишная точка похода 

Итоги похода, некоторые выводы, которые могут быть полезны для туристов из Москвы и средней полосы России, кто решит пройти по Байкалу на парусном катамаране.

  1. Наиболее сложной и дорогостоящей частью путешествия является заброска участников и снаряжения и выход с маршрута. Мы пытались сыкономить отправив груз по ж/д, а сами летели. Наша практика показала, что прилетать/улетать лучше в будний день  (чтобы получить/сдать груз в рабочие часы РЖД).
  2. Мы отправили груз заблаговременно (точные сроки прибытия РЖД не дает). В результате груз нас ждал более недели и за это с нас взяли по 7тыр. с каждой лодки.
  3. В Северобайкальск из Иркутска мы добирались на «ракете» в общей сложности примерно 10 часов. Это быстрее всего, дает возможность посмотреть почти все  озеро из быстро идущего корабля. Но риск также велик – «ракета» может не пойти из-за погоды или поломки, и тогда придется ждать пару дней, так как она ходит не ежедневно. Билеты на «ракету» до С-байкальска лучше заблаговременно забронировать – много желающих, может не хватить.
  4. Если идти несколькими лодками, обязательно нужна радиосвязь. Сотовой связи на большей части маршрута не было. Радиосвязь у нас была, но работала по разным причинам мягко говоря плохо и нестабильно – разряженные батареи, обрывы в антенном кабеле, плохие антены, разнотипные станции. В частности с моей станции maycom sh27 я не всегда мог разговаривать с «Ветром» - у них был alan42. Зато я мог свободно разговаривать с М53. М53 слышали всех, но у них оказался обрыв в антенном кабеле.
  5. Из-за склонности Байкала к штилям в это время года, необходим бензиновый двигатель (в случае если сроки похода ограничены 2-3 неделями). Хочу выразить особую благодарность Сергею Муравьеву, который сам не смог участвовать в этом походе, но оказал нам огромную помощь, дав свой двигатель. Благодаря ему то мы и смогли преодолеть Большой Штиль на озере. Если нет мотора, аналогичный маршрут реально одолеть на парусном катамаране класса «Альбатрос» за 3-4 недели, причем лучше  иметь запас на всяк случай.
  6. В любом случае ходить по Байкалу лучше спокойно, когда озеро тебя «пускает»  - тогда и маршрут одолеешь, и удовольствие от этого получишь. «Ломиться» не стоит. Расслабляться совсем тоже не стоит – экипаж должен быть готов к внезапным шквалам, чтобы вовремя помайнать или зарифить паруса.
  7. Байкальская фауна. Естественно все участники похода были наслышаны про энцефалитных клещей. Все кроме меня и Лены сделали прививки от энцефалита. Я брал какие-то химикаты против клещей и проч. насекомых, а также какие-то таблетки и мазь на случай укуса. Слава богу никого клещи не покусали, возможно потому, что мы долеко в тайгу не заходили. Зато меня покусала мошка, причем покусала ноги, и сильнее всего пострадала левая нога, она сильно распухла (слоновая болезнь). Несколько дней я проходил с распухшей ногой, постепенно опухоль прошла. А вот комаров почти не было. Медведи – к счастью нам  не встретились, хотя свежий помет, вероятно медвежий, я один раз видел.
  8. Общение с местными жителями, егерями. Даже самые заповедные и удаленные от жилья участки маршрута не безлюдны. Нас видят, о нас знают. Почти никаких эксцессов не было за весь маршрут. Всегда можно договориться, егеря подскажут где лучше встать лагерем. Единственный неприятный случай – когда мы собирали лодки в селе Байкальское у Димы Малышева пропал пенал со спиннингами. Вероятно стырили местные мальчишки, которые крутились рядом с нашим «табором».
  9. Мое общее впечатление о походе: очень хорошо, но слишком короткий срок для 350 километров. Надо бы закладывать 3-4 недели (не все от меня зависит к сожалению).

Об этом походе есть ещё один отчёт - А.Яковлева

Сайт управляется системой uCoz