Туда и Обратно

Отчёт о парусном походе IV к.с. по Ботническому заливу Балтийского моря.

Маршрут: Мерикарвиа - о.Вальгрунд - Умеа - о.Энгесен - Вааса - Каскинен - Кристиинакаупунки - Ютери - Мерикарвиа
15.07 - 3.08 2008 г.



О походе снят фильм (1,3 Гб - avi, 44 мин.) Загрузка с с Фордака.

Обзор района путешествия

Вот что говорят о Ботническом заливе Брокгауз и Ефрон:

— Ботнический залив (фин. Tohjanlahti) - занимает самую северную часть Балтийского моря, под 60° - 66° сев. ш., от ЮЮЗ к ССВ, между Швецией и Финляндией, 668 км длины, 150-240 км ширины и 40-90 м глубины. В прибрежных частях, а также и внутри рассеяны многие небольшие острова, мели, скалы, рифы и шкеры, так что судоходство по нем, особенно при входе в Балтийское море, требует большой осторожности и очень опытных лоцманов.

Кваркенским проливом, самою узкой частью Б. зал. (75 км), соединяется северная, меньшая и более узкая часть залива с южною, более широкою его частью. Вход в Б. залив из Балтийского моря между Швециею и Аландскими о-вами называется Аландсгаф, или Эрегрундзунд, а между Финляндией и Аландскими о-вами Эстер (восточный) Шён (Sjon). Многие реки, изливающиеся в Б. залив, до такой степени уменьшают солоноватость его воды, что нередко зимою по льду возможен проезд из Финляндии в Швецию.

В течение последних столетий заметно поднятие берегов как со стороны Швеции, так и Финляндии и вследствие этого уменьшение водной площади Балтийского моря.

См. о зимних переходах по Ботническому заливу, небезынтересно для любителей истории.

К сему добавим, что в 2006 архипелаг Кваркен ( 5600 островов в районе Ваасы, Вальгрунда и Реплота) вошел в список мирового наследия Юнеско.

На некоторых картах более широкая часть залива от Аландов до Норра-Кваркена (сужение между Ваасой и Умео) названа Ботническим морем, а северная часть - заливом. Берега плотно заселены и имеют хорошую транспортную сеть. Экскурсии по прибрежным городам и городишкам приятно разнообразят плавание.

Есть марины и места для стоянок, размечены прибрежные фарватеры для малых судов. Иногда между вешками всего несколько метров и издалека не верится, что там можно куда-то пробраться. А есть места так густо закаменённые, что их только и остается обходить сторонкой, даже на надувном судне. У берегов часто попадаются сети, причем прямо рядом с фарватерами. Это стационарно установленные сооружения с сотней-другой метров крыльев которые держат троса на поплавках. Есть и вешки (с двумя черными флажками), но вовремя заметить и обойти сети удавалось не всегда.

На прибрежных островах много дачных домиков. Мы удивлялись, что часто домики стоят и на явно негодных для дачного отдыха островках, правда совсем маленькие, как сарайчики. При ближайшем рассмотрении на одной из стоянок такой домик и оказался сарайчиком. Вместо избенки, как в Карелии и Поморье, поставлена бытовка. Три спальных места, аккуратная железная печка, есть матрацы и одеяла подозрительного вида. Если кто прибьется - непогода или там мотор подвел - переночевать и обогреться можно.

Характер берегов показался более суровым чем на Финском заливе: сплошные камни. А обзорный буклет по Финляндии обещал "многокилометровые пляжи и дюны"! И ведь соответствующие фото имелись.

Мы немного не угадали: пляжи есть южнее нашего маршрута, и, по словам рулевого катера из Нярпеса, севернее - под Пиетарсари. Чтобы все ж поваляться на песочке и убедиться что путеводитель не врал, на финише дали петлю до Ютери, недалеко от г. Пори. Да, там действительно большие пляжи... но Юрмала лучше.

Судоходство менее оживленное чем на Финском. Катер или яхту можно встретить на фарватере, большие суда - на своем фарватере посреди Кваркена. Есть паром, ежедневно курсирующий между Ваасой и Умеа.

Мореходно-политическая особенность Ботнического залива: хоть и не наш, а для парусного туриста может стать "внутренним морем". Между Швецией и Финляндией нет паспортного контроля. Если на Финском надо строго придерживаться тервод, то тут - хочешь иди поперек, хочешь вдоль, хочешь зигзагом или восьмеркой. Можно попробовать морское плавание. Зоны ограничения есть, но их немного.

Погода на Балтике летом обычно вполне комфортна, хотя и бывает неустойчива. Зато и ненастье держится недолго. По данным архивов сайта www.rp5.ru для г. Пори за 2005-2007 г.г. выходило, что северных ветров в это время нет . Однако в 2008 г. норд дул и перед нашим приездом, и хорошо помог во второй части похода. С ветрами нам повезло, весь поход был полными курсами.

Экипаж

Григорий Шмерлинг - шкипер, грузчик, кочегар по мотору и примусу и т.д.
Надежда Чернова - cтарпом, матрос, квартирмейстер и т.д.

График переходов

Схема маршрута

Путь от Мерикарвиа к Умеа показан через день зеленым и синим цветом, назад - красным и лиловым.

ДеньДатаУчасток маршрутакмПод
двиг.
км
Ход.
время
ч.мин *
Скор.
км/ч**
1-213-14.07пос. Новозавидовский – Mericamping (г.Merikarvia) (авто, 1274 км)
315.07Сборка судна
416.07Mericamping - wpt005 (о.Skranmasgrund)4236:206,6 / 13,9
517.07wpt005 - 006 (о.Harwungon)66-7:458,7 / 14,8
618.07wpt006 - 007 (о.Grisselskar)67-8:407,8 / 12,2
719.07wpt007 - 008 (о.Bredskar)61-6:0010,1
820.07Экскурсия в г.Umea и обратно32134:207,3
921.07Дождевая Дневка----
1022.07wpt008 - 012 (о.Angeson)31-2:5010,1 / 18
1123.07wpt012 - 014 (o.Korsoren)66-7:159,1 / 17,1
1224.07wpt014 - г.Vaasa - wpt016 (o. Ronnbuskorarna)31184:506,4
1325.07wpt016 - 022 (o.Kalvhagen)35256:055,7 / 11,4
1426.07wpt022 - Gashallan - wpt024 (o. Knoppelgrund)5026:507,3
1527.07Экскурсии. wpt024 - Kaskinen - wpt027 (кемпинг Kristiinakaupunki)4136:456,1 / 17,5
1628.07wpt027 - wpt028 (маяк Yttergrund)34-4:008,6 / 17,5
1729.07wpt028 - wpt030 (Karholuoto)50-4:1511,8 / 23,4
1830.07Пляжная Дневка----
1931.07wpt030 -Mericamping3615:456,3 / 12,1

Пройдено 642 км, из них под мотором 65 км. Горючки сожгли ~ 8 л.

* За вычетом промежуточных остановок, где они были.
** Пройденный за день путь, деленный на ходовое время / максимальная скорость по данным GPS, где была зафиксирована.

Координаты упомянутых путевых точек

WPTКоординаты
Mericamping N61 50.906 E21 28.270
005 N62 09.348 E21 17.583
006 N62 43.377 E21 05.697
007 N63 16.406 E21 05.726
008 N63 39.699 E20 19.630
012 N63 44.860 E20 52.901
014 N63 16.448 E21 26.203
016 N63 05.578 E21 25.628
022 N62 51.767 E21 07.917
024 N62 28.682 E21 06.674
027 N62 15.806 E21 21.816
028 N61 58.818 E21 17.666
030 N61 34.777 E21 29.354

Корабль

GRINDA - тримаран модели Фрези Грант 18 с оригинальным парусным вооружением. Описан в отчете о походе 2007 г. На этот раз доработки были небольшие:

Снаряжение

Отметим только некоторые новшества.

Кухня. Взяли два термоса - старый, в котором сломался клапан в крышке, использовался для приготовления каши. Утром хлопья Nordic заливались кипятком, и на ходу или по прибытии на стоянку у нас был готов не просто перекус, а нормальная горячая еда. Готовка оказалась очень экономичной: за поход ушёл всего один баллон газа (450 г), три приехали обратно.

Везли с собой крупы (хлопья, не требующие варки), сухие хлебцы, немного мясного детского питания и пр. Мясо-молочные продукты, хлеб, вкусная рыбка в разных видах закупались по пути. Первая порция в супермаркете на окраине Тампере, потом при заходах в Умеа, Каскинен, Кристиинакаупунки.

GPS. Использовали новый прибор c загрузкой карт - Garmin Map 60 Cx. Высшая оценка! Рулили в основном по нему. Иногда обстановка не позволяла открывать пакет с картами и перекладывать листы заменяя пройденные, а GPS всегда на шнурке. Однако планировать переход и принимать решения о выборе вариантов по прибору неудобно: слишком мал экран. "Зум" выручает плохо: в мелком масштабе информация теряется, а затем подробные карты и вовсе отключаются (это зависит от настройки levels самих карт). Так что бумажные карты незаменимы. У нас были обзорные 3-километровки, купленные в Чарт Пилоте, а также подробные топокарты, долгими трудами собранные из маленьких кусочков, привязанные и распечатанные.

Фото-кино. Благодаря цифровому фото в наш походный и семейный быт вернулось и видео. В первом моем цифровике Olimpus 720 видео было короткими кадрами и без звука. Зато следующий Canon S2 IS оказался на высоте. И захотелось больше!

Была куплена оригинальная камера Canon TX1 - 7 Mп, 10х зум и... HD видео 720р (1280*720) со стереозвуком. Пишет на SDHC. Все это размером с пачку сигарет. Куплена в интернет-магазине во Владивостоке, c инструкцией и прочими бумагами на японском. Кроме "темно-серого" импорта, других вариантов не было: эту модель Canon к нам решил не поставлять. Получил я камеру на Новый год, а к походу подумал что, пожалуй, поторопился: объявили водоупорный Pentax Optio W60, также пишущий в 720p. Правда, в продаже камера появилась когда мы были уже в пути.

Ну да ладно. И фото и видео малышка снимает вполне прилично - чудо техники! Но не без ложки-другой дегтя. Плата за минитиатюрность и лёгкость: при включении, выключении, зуммировании изображение неминуемо прыгает. Видоискатель - маленький откидной экранчик, в формате 16:9 считай ничего не видно, возможно только общее визирование. Иногда при большом увеличении камера не хочет фокусироваться. Есть фиксированная наводка, только на нее еще надо где-то переключиться. К теперешним камерам для управления надо мышь и клавиатуру прикладывать...

Электричество. Для подзарядки камеры и мобильников был куплен Проглот - зарядник-накопитель на Li-Ion аккумуляторах, а к нему в качестве контактного устройства китайский зарядник с регулируемыми пружинными контактами, позволяющий подцепить любой аккумулятор. Все это работало хорошо, но мало: т.к. в Умеа и потом в кемпинге Кристиинакаупунки всё что можно залили от розетки, заряжаться от Проглота пришлось только дважды. На индикаторе его собственного заряда это не отразилось, так и лежит до сих пор. Кстати, кушает TX1 прилично: после нескольких минут видеосъемки корпус в месте установки аккумулятора ощутимо нагревается.

Дневник

14 июля, Mericamping

Семь вечера. Позади два дня дороги с ночевкой в знакомом кемпинге у Хамины, и вот мы на берегу Ботнического залива. Городок Мерикарвиа, напротив него на конце закрывающего залив мыса кемпинг. Оставив машину у въезда, растерянно брожу по территории: встать негде! Все забито автокемперами, говорят - в соседнем Пори фестиваль джаза. А главное, пляж, на который по фото в Интернете был расчет для спуска лодки, для этого не годится. Он маленький, кажется даже насыпной, полно детишек, на подходах всякие домики-беседки, дорожки узкие - даже если собрать лодку в стороне, не подкатишь. Вдоль воды сплошь кемперы, да и берег такой что лодку не спустить: деревья и обрывчик, крупные камни.

Единственный пригодный уголок - там где стоит пара гребных лодок для проката. Парень на ресепшн входит в положение, идет со мной и разрешает встать на пару дней на этом "нештатном" месте, почти на дороге к причалу марины. И даже не берет денег за палатку, только за нас двоих, чтобы на законном основании пользоваться всеми удобствами.

Наконец палатка стоит и быт налажен. Чаек, прогулка... Старпом решает заслуженно отдохнуть, а я не могу - руки чешутся взяться за тюки. И к ночи уже начинают вырисовываться контуры корабля. На следующий день всё спокойно собрано и уложено, мы готовы. Только погода к вечеру пасмурнеет.

Нива отогнана за ограду кемпинга на стояночку у въезда, там ее можно оставить без оплаты парковки. Надеюсь не заскучает: рядом оказалась товарка покороче с финским номером. Надо же!

16 июля. Старт

Пасмурно. Ветер западный-СЗ, в проливе встречный - выходить будем на моторе. 10:30. Провожающих нет, только небольшой дождичек. Выйдя по фарватеру на ветер, выключаем мотор. Нам на север, получается что-то около галфа. Ветер 4-5 м/с, но на открытой воде зыбь с севера. У нас взят первый риф, для начала так и пойдем. Еще раз накрывает заряд дождя, потом постепенно проясняется. Привыкаем к корабельной жизни, подручное имущество находит свое место...

После обеда совсем прояснело, а ветер немного отошел и послабел. На ночлег встали, пробравшись с моря узеньким проливом на подветренную сторону внешнего из нескольких длинных островов-гряд. Острова населены. Через проливчик тянется на столбах провод. Опустив стеньгу, прошли с небольшим запасом, поплавком по камышам — поближе к столбу. Кабель изолированный с опорным тросиком, так что не страшно. Потом, в самом конце похода, еще раз попался такой же провод в узком проливе. Если бы не стеньга, крюк километров 5-6 если не больше.

Вскоре к нам подошла тетушка с двумя мальчиками, к их домику видимо и шел дальше провод. Сказала что увидели как мы причаливаем и решила узнать не случилось ли что и не хотим ли мы разжечь огонь. Мы заверили что все в порядке, парусим в свое удовольствие, а кроме кемпинг-газа ничего разжигать не будем. На чем и договорились. Прошли 42 км, неплохо.

17 июля. Идем на север

Ясно, SW, бакштаг. Когда идем около 10 км/ч, анемометр накручивает 2 м/с - стало быть, истинный ветер те же 4-5. Хорошая погода весь день; с обеда стала заметна раскачанная с ЮЗ волна. Отмахали 66 км! Стоянку нашли не сразу. На первом подходе место для палатки, хоть и не особо уютное, у воды нашлось (дальше - камне/бурелом), но... таких злющих муравьев до этого нигде не попадалось! Грызли забираясь на ноги прямо на ходу. Удрали на воду, и еще пришлось отлавливать пробравшихся диверсантов.

Держим SMS - связь с Алексеем Янковским из Питера: он со всем семейством идет в гости к друзьям, живущим в Умеа. Кто ходит в гости на Тайфуне, тот поступает мудро! :-) Мы стартовали раньше, но Алексей выбрал путь поближе, из местечка Аминне уже недалеко от Ваасы. Попутный ветер дает нам шанс встретить "Киркенес".

18 июля. На север...

Погода с утра прекрасна - небольшие облачка, 2-3 балла попутного зюйда. Выходим в 9:20. Алексей передает, что они уже на острове Вальгрунд, на хорошей штатной стоянке, сегодня пойдут дальше - на Стуршер, а уже с этого острова на пересечение в Швецию. Координаты как раз там куда и мы прицеливаемся. Вперед, вдогонку!

Однако, когда около четырех мы подошли к Вальгрунду, решили на этом месте не вставать: еще рановато, можно подняться вдоль западного берега острова повыше к северу. К тому же берег хоть и хорош - с пляжиком, но открыт с юга, стоянка будет с навальным ветром.

Встали мы в шесть, после нескольких неудачных заходов в шхеры найдя клочок относительно ровного берега под березой прямо у воды. Я было проскочил это местечко, но Надя уверила что палатка туда влезет, и оказалась права. Получилось уютно, таскать имущество не надо, стояночка защищена от ветра и волн с любой стороны.

Этот снимок сделан камерой телефона.

19 июля. Через Кваркен

Решаем идти на пересечение отсюда, подниматься еще выше к Стуршеру смысла нет. Связываемся с Алексеем, они тоже пойдут.

Выходим рано - в 8:20. Ветер вчерашний, южный, только небо затянули облака. Проходит небольшой дождик. В 11 мы уже к юго-западу от Стуршера. Вальгрунд, а потом и Стуршер с маяком постепенно пропадают на горизонте. Ветер от 4 до 7 м/с. Понемногу проясняется, появились редкие отдельные барашки - волну разогнало до 1-1,2 м, но она пологая и не бьёт. Наконец вокруг только море... видны буи проходящего посреди Кваркена фарватера, маяк на острове Хольмен к северу, куда мы, возможно, заглянем на обратном пути...

По фарватеру уже позади проходит какое-то судно. Ни яхт, ни "Киркенеса" не видно.

И вот старпом замечает - впереди что-то белеется и даже шевелится. Это мощные ветряки видны днем куда дальше штатных маяков. Земля!

В 14 часов входим в устье Умеэльва. Увернувшись от рыбацких сетей, за мысом с желтым входным знаком замечаем отличный песчаный пляжик и высаживаемся. Мы на острове Bredskar, прямо напротив ветряков. Дальше за ними порт Хольмзунд, а город Умеа находится в 16 км вверх по реке. Приятный сюрприз: хотя здесь еще широкий залив, скорее море чем река, вода совершенно пресная.

Тут и будем поджидать — Алексей сообщил, что они только выходят. Не спешили и дали ребятишкам попастись на чернике.

"Киркенес" подошел в восемь. Радостная встреча! Переписывались зимой, обсуждали варианты пути, и вот встретились на шведском берегу. Ребятки, Ая и Мишка, проснувшись и глотнув чайку, заявляют - хотим купаться! По-деловому освобождаются от непромоканцев и прочих одежек - и вперед, плескаться. Папа с мамой не возражают, раз охота. А нам и смотреть... прохладно. Вода-то более или менее теплая, градусов 18, но ветерок зябкий.

Все накупались и передохнули, и Алексей с Верой решают двигаться в город: там ждут друзья, нет смысла разбивать и с утра снова сворачивать лагерь. А мы пойдем в Умеа завтра.

20 июля. Умео

Выходим под парусом, но ветер скисает, да и все больше заходит навстречу, а берега сужаются. Пора поработать моторчику. Идем мимо зеленых речных берегов, симпатичных домиков, причалов со всякими лодками и катерами. Когда справа вместо дачек пошли какие-то ангары и корпуса, впереди показался вантовый мост. У причала перед ним видим "Киркенес". А мы встать рядышком не можем, швартуемся к самому концу причала - "Гринда" слишком широка, не помещается в штатную секцию.

Звоним Алексею - он как раз собирается на лодку и встретит нас, а пока осмотрим окрестности. Мы причалили прямо у торгового центра: полукругом стоят корпуса с разными вывесками, парковки для машин и велосипедов, погрузчик собирает супермаркетские тележки. Похоже, наш причал - парковка лодочная, для тех кто прибывает за покупками по воде.

В Швеции в ходу шведские кроны. В супермаркете говорят что можно расплатиться и евро, но ведь денежка может понадобиться и еще где-нибудь. Банкомат удалось освоить не сразу: думал, не нравится ему росбанковская виза-электрон, а оказалось всего-навсего что карточку надо было вставить полоской вверх. Теперь у нас есть тыща крон и можно ни в чем себе не отказывать. (Отказать потом, вечером, решили только Макдональдсу: единственное место где оказалась очередь, и вообще публика и обстановка... как у нас. А весь капитал так и не потратили.).

Мы тоже приглашены в гости, идем по пешеходным дорожкам сначала мимо торгового центра и железной дороги, потом через парк. Жилой квартал не отличается от парка: кругом зелень, двухэтажные домики. Не частные, здесь снимают квартиры. В плане дом — четырехугольник с внутренним двориком, в котором детская площадка, стоянка для велосипедов, беседка-барбекюшница, лавочки, цветы. Не видно ни стоящих у домов машин, ни гаражей. То что мы приняли за какие-то небольшие отдельные гаражи, оказалось действительно гаражами, но велосипедными — для жителей дома. Парковки вынесены в сторону.

Гостеприимные хозяева — преподаватели университета, являющегося вместе с огромной клиникой "градообразующим предприятием" современного Умео. Живут в Швеции 5 лет. Что говорить, жить тут хорошо... в странах Скандинавии лозунг "все для блага человека" реализован, насколько это возможно. Но благополучие зависит от бюджета университета: сегодня финансирование есть, а завтра может прекратиться или уйти в другие программы. И место работы и жилье придется менять, как уже случалось. Обрастать домашним барахлом, сундуками и комодами тут не получится.

А обучение в университете бесплатное.

Гуляя по городу, по пути в центр обратили внимание на названия улочек: Физиков, Химиков, Географов, Профессорская и т.п. :-)

21 июля. Дождевая дневка

В непогоду нас охранял Желтый Монах

Прогноз, обещавший ненастье, оправдался. Сидим на старом месте, по палатке барабанит дождь. Запрашиваем у Алексея последние сведения, благо сейчас у него Интернет под рукой. Near Gale Warning, 10-13 м/с. Но уже завтра пойдет на улучшение. Упавшее с утра от 999 до 991 КПа давление вечером прибавляет единичку.

22 июля. Хольмен-Энгесен

По-прежнему пасмурно, но дождя нет и ветер уже вполне ходовой. Идем на Хольмен - остров, лежащий севернее пути между Умеа и Ваасой. Забавно, что holmen по-шведски — остров. Так и назвали, без особых хитростей: остров Остров. Два часа ходу, полет нормальный... входим в пролив, еще через полчаса видим впереди мостик а справа самую натуральную туристскую стоянку. 30 км, средняя скорость 9, макс. 18. Шли под двумя рифами, стаксель то скручивали то распускали. Большой волны не было, так как ветер был с берега. По анемометру 8-10 м/с, макс. порыв 13. Встали собственно не на Хольмене а на Энгесене - это соседний остров, отделенный узким проливом. На картах эти острова смотрятся как целое. Где-то тут должна быть деревня с лодочным музеем, но в какой стороне узнать не озаботился, а снова начавшийся дождик заставляет прервать прогулку.

23 июля. Домой, в Финляндию

Погода прекрасна, давление ползет вверх: в 7:30 уже 1008 (а к вечеру было 1017). Ветер послабел. В 8:30 выходим, а через час, пройдя очередной пролив, оставляем шведские острова за кормой. Впереди снова Кваркен, только на этот раз мы пойдем севернее и оставим Стуршер, Вальгрунд и Реплот по правому борту. Переход прошел спокойно, в два уже были на берегу.

Встали в 16:40 на о. Korsaren около домиков какой-то "базы отдыха", невесть почему пустых. Никого нет, домики и сауна заперты. Все хозяйство в порядке, висят тряпочки и стоят швабры. Здоровый белый гриб на тропинке, заросли спелой земляники, набравшая дождевой воды лодка в укромном затончике, незаметном с воды. Нога человека не ступала здесь минимум недели две. Палатку поставили в сторонке, как обычно у воды, а боровик и землянику позаимствовали, пришлись очень кстати.

24 июля. Вааса

Идем в Ваасу. Впереди знаменитый мост, ведущий с материка на Реплот. Самый длинный в Финляндии, больше километра. Обсуждаем, зачем тут такое грандиозное сооружение? Обычный в этих краях способ переправы — паромы. Города и больших предприятий на островах вроде нет, только пара поселков и коттеджи. Движение машин по мосту тем не менее налицо, проходит даже фура.

Старпом видит в факте постройки моста просто проявление заботы финских властей о своих гражданах. Так-то оно так, но предполагаю что был план построить на островах что-нибудь, например порт поближе к главному фарватеру, чтобы не надо было судам протискиваться к Ваасе. Наверное, зеленые не дали. Подтверждения этой каверзной мысли не найдено, зато потом видел данные: в день по мосту проезжает до двух тысяч человек.

Вот бы кто построил мосты через Химки и Солнечногорск... Там конечно надо поболее километра, зато и народу едет в день не 2 тысячи а все 22 если не 200.

За рассуждениями втягиваемся в узкие проливы между островами и переходим на мотор. По берегам привычная уже картина прелестных домиков и лодочек, а иногда и дворцов с соотв. плавсредствами у причала. Попадается пляж, на котором купается целый детский сад. Обмениваемся приветственными взмахами рук со встречными судами. Догоняет мощный катер, но вместо того чтобы с форсом промчаться мимо, потихоньку идет следом, пока узость не остается позади.

В Ваасе остановились около морского музея, посмотрели его, погуляли по городу, подкрепились и пополнили припасы. На полуострове напротив - большой кемпинг, заходим туда за водой. Можно уходить. Теперь мимо порта, рядом с главным корабельным фарватером. Идем на моторе - с ветром туго, да и дело к вечеру, устали, найти бы стояночку поскорее.

Один бережок, издалека что-то обещавший, другой... Нет, только камни и заросли, места нет. Наконец, заходим в залив, поворот, еще, ответвление. Приехали - дальше ходу нет. С одной стороны камыш, с другой каменная гряда и сосны. Зато ни ветер ни волна сюда не доберутся. Все, ночуем в рубке. Поплавок удачно встал на низкий камень, привязались к здоровенной глыбе рядом.

И все бы удобно и замечательно. Даже ни одного комара не было слышно, пока мы располагались и ужинали. Зато когда расположились и солнышко зашло... А ночь теплая, ветра нет, в спальнике жарко невозможно. Та еще вышла ночка — плюя на москитол и потери в летном составе, показали они нам и кузькину мать, и йоккину и пуккину.

25 июля. Штиль

Штиль, солнце. Основной фарватер делает крюк, но в нужную сторону ведет некий пунктирчик с частоколом вех. Поехали! Вот это фарватер, буквально от камня к камню, в одном месте проход всего метров 5. Сегодня моторный день - сожгли два бачка с гаком. Иногда шли и под парусом, больше чтобы передохнуть от тарахтения. Анемометр не вертится, лучший парусный показатель - 2,4 км/ч. Итого - 37 км. Максималка 11,4 км/ч - когда дал полный газ.

26 июля. На юг

Погода такая же. Отошли на моторе, но когда вышли из-за острова на котором стояли и легли на курс - почти сразу потянул попутный NW 1-2 балла, а потом и повеселее. В середине дня по пути зашли на островок Gashallan, на котором было обозначено место стоянки. Там оказалась прямо-таки зона отдыха: причал, гуляющая публика, посиделки на травке, детишки. Катание на водных лыжах, прокат еще чего-то, киоск с пиццей и кока-колой. Надо же, народ съезжается сюда с окрестностей, где отдыхать ничуть не хуже.

А мы наоборот — на стоянку встали на островке вида диковатого, хоть и недалеко от коренного берега. Булыжная ледниковая "река", заросли можжевеловых кустов, кучки перышек от птичек, которыми кто-то закусывал. На другом конце бытовка - "избушка", недалеко от нее следы барбекюшно-кострового досуга.

27 июля. Деревянные городки

Сегодня день экскурсий. Заход в Каскинен, самый маленький городок Финляндии: 1500 жителей. А успеем, так дойдем и до Кристийнакаупунки (Кристинештадт в шведской версии). Каскинен расположился на берегу узкого длинного пролива, более похожего на реку. Маленькие уютные домики, ни одного высокого здания - город коттеджей. Четкая прямоугольная планировка. За час можно обойти весь городок. Издалека с моря видны трубы какого-то большого завода, но он в стороне, из самого городка даже не видно.

Когда уходили, наблюдали отход из порта судна "Stellar Forest". Несколько катеров болтались у берега явно ради этого зрелища, и мы к ним присоединились, тем более что лезть поперек, как нам было нужно, было бы минимум невежливо. Два буксира, выглядевшие словно моськи около слона, оттащили его от стенки и ловко, практически на месте развернули к городу задом, к морю передом. Стоял-то наоборот, видимо как пришел. Протащили еще немного вперед, пока Форест не задымил и пошел лесом... то есть морем сам.

Кристийнакаупунки с моря совершенно не виден, да и вблизи непонятно где же собственно город: только шпиль кирки поднимается над зеленью. Шли все время сверяясь с картой и GPS, чтобы не свернуть в неправильный залив. На подходах оказался пожалуй единственный за поход участок лавировки. Не хотелось тарахтеть как другие лодки, вот под парусом подойти это дело. У берега за веревочку дернуть все же пришлось: деревья загородили ветер, да и по мелкому тинистому дну со швертом было не подойти. Причалили прямо в кемпинге, который тут практически в городе, в 15 мин. от центра.

Оставив старпома отдыхать, не удержался от вечерней экскурсии. Улица от кемпинга подходит к старой центральной части, и словно попадаешь в сказку. Маленькие деревянные домики стоят рядком. Не вольные коттеджи на своих сотках, а именно цельный городок, настоящий, живой - но словно игрушечный. На улочках нет тротуаров, как впрочем почти нет и машин и пешеходов. В окнах выставлены вазочки, модели лодок и корабликов, какие-то фигурки. Готические надписи на табличках. Зелень, цветы.

Совсем узенькая (чем и знаменита) спускающаяся к заливу улочка с нечитаемым русским языком названием — Переулок Кошкодава. Давным-давно тут жил муниципальный ловец бродячих котов, а теперь память о пострадавших мурлыках сделала достопримечательностью самый натуральный "кошачий переулок". Собственно, проход между дворами и сарайчиками. Тут и специальная галерея "Katti", и усатые-хвостатые фигурки на стенах.

Деревянная, обшитая досками кирка Ульрики с небольшим погостом. Старинные плиты с полустершимися надписями, воинские ряды 39-40 годов с Зимней войны и 44-го, когда дрались с немцами. Сильный запах креозота, или чем там пропитывают дерево от гнили. Маленькая луковка, толстая шина громоотвода. Кровля напомнила Кижи, только здесь дощечки уже чёрные а не серебристые.

Невольно сравнилось - насколько величественнее, мощнее, наконец просто как красив огромный Преображенский собор по сравнению с этой скромной церквушкой. Но там давно лишь пустая мертвая скорлупа... А в кирке Ульрики тепло, здесь как и века назад идут службы, на истертые скамьи садятся прихожане, по лежащим тут же книгам поются псалмы. Кто как мы приходит поглазеть - глазеет, кто по обычаю, кто-то верит и молится своему лютеранскому Христу...

Знал ли Он, что станет православным, лютеранским, католическим? И невесть каким еще, церквей и сект не сосчитать, а уж властвующим и кормящимся вокруг имя легион. Что как ни старались ученики, поверившие будут век за веком коситься друг на друга, а то и выпускать кишки...

...Наверное, к лютеранам-протестантам бог немного поближе чем к католикам или нашим православным: не загорожен прослойкой особо приближенных. Пастор, хоть и служитель культа, но с небесами на равных с прочими рядовыми гражданами. С одним мы мельком познакомились в Мерикарвии. Веселый громкоголосый дядька, балабонивший на весь кемпинг. Кое-как объяснялся по-русски: сказал, что работал миссионером в Карелии. Нас обратить не пытался, зато одобрил длинную Ниву, посетовал что бензин дорог и посмеялся - раз доехали значит деньги есть!

28 июля. Сауна на маяке

С утра вдвоем гуляем по городу, выходим в 13:30. Ветер попутный, сначала 2-3 балла, потом потихоньу раздувает и берем один риф, а на подходе к маяку Иттергрунд и второй - чтобы снизить скорость и успевать осматриваться. Как подойти ближе, совершенно непонятно, а ведь там обозначена штатная стоянка.

Намереваемся обойти островок, загораживающий путь к высокому лесистому берегу. Но уж очень много камней в проливе. И тут замечаем у казалось бы сплошного берега вешку, за ней еще одну. Открывается узенький проход, даже похоже что искусственный! И вот бухта у коренного берега, причал, пара катеров.

Причаливаем рядом. Старожилы смотрят на наш кораблик, покачивают головами, только что пальцем у виска не крутят. Тут в почете добрые каютные катера. Показали где что: мусорницы, костровище, туалет, дорожка к маяку. Под скромной дверцей WC оказывается нечто особенное даже для Финляндии, можно сказать культурно-познавательный центр. Подробности в кино. Нет, на сам маяк забраться нельзя, зато вон место куда интереснее - сауна, которая как раз топится и можно присоединиться. Благодарим и отнекиваемся - мол, очень уж там у вас жарко, здоровье не позволяет. В самом деле, я не поклонник банных процедур, а Надя устала да и не пойдет одна. Поставили палатку, освоились.

И тут мальчик лет 12 с полотенчиком на голове показал на баньку и сказал "Sa-u-na!" с таким выражением добродушия и непонимания, как же можно отказываться от блаженства...

И правда, оказалось блаженство. А сауна, самая что ни на есть финская — вполне русская банька, с каменкой, только полок не многоступенчатый. Папа соблазнившего нас мальчишки потом объяснил, что сухая сауна — шведская, а у них, финнов, именно так и положено.

Башня маяка огромна. Над запертым входом табличка: 1892 г. Стены из железных листов, мощные заклепки. Наверное, чтобы доставлять сюда все детали и части и был тогда проделан узкий но глубокий канал которым теперь проходят лодки. Что тут есть фарватер, не обозначено даже на BlueChart.


На чем работал маяк в разные годы

29 июля

Маршрут практически пройден, до Мерикарвиа совсем недалеко. Но благодаря попутным ветрам времени у нас еще много, уезжать раньше совсем не хочется. Решено: пойдем мимо, дальше на юг, в Пори! Точнее, не в сам город, который немного в стороне от моря, а в Ютери, городское место отдыха и водного спорта. Тамошний кемпинг рассматривался как один из вариантов базы, вот и посмотрим что там за пляжи.

Отошли в 11:55. Ветер 6-7 м/с. Решаю наконец испытать плавучий якорь, изготовленный к походу после всяких услышанных за зиму историй. Старпом не любит экспериментов и неодобрительно ворчит, что вот как запутается твой якорь, так и снесет на во-он те бульники. Ну, отошли еще чуток подальше. Паруса скручены, лодка дрейфует лагом со скоростью 3 км/ч. Якорь пошел! Диаметр воронки ~0,6 м, есть и маленькая хитрость: чтобы сам раскрывался, с одной стороны горловины зашита полоска пенки, а напротив - дюралевая трубочка. Сработало: красиво раскрывшись, сачок уплывает вдаль. Вес куска цепи маловат: только когда вытравил метров 15, белое пятно пошло вниз. Тянет изрядно, но, увы, эффект слабый. Выпускаю все 25 метров веревки, которая привязана за карабин на носу.

Мда... Тримаран развернулся только градусов на 45-60 к ветру. Дрейф 2 км/ч. Эксперимент признан неудачным, маловато будет этого якоря. В 12:20 ложимся на курс.

Идем мористо, ближе к шхерам скопища камней. Какое там идем, уже летим. Ветер свежеет, раскачало волну до полутора метров. Два рифа, а не очень приятно пару раз бросало с волны. Хорошо что увеличил руль, управлять легче чем на прошлогоднем фордаке к Кауниссари. Уже недалеко мыс с ветряками и какими-то портовыми сооружениями. Заворачиваем и вскоре тыкаемся в каменистый берег - закусить и передохнуть в спокойной обстановке. Прошли 46 км. Максимальная скорость 23,4 км/ч, ого. На анемометре средняя 6 м/с а максималка 13, и это на форде.

В шесть отходим и не спеша, под одним стакселем (7-10 км/ч) наконец достигаем настоящего Пляжа.... Всего за день - 50 км.

31 июля. Финиш

Последний переход - это всегда грустно. Выходим совсем рано, в 7:20. Сначала штиль, потом слабый, но снова попутный ветерок. Стих и успел смениться за вчерашний день. Финиш в 13 часов, к 18:30 машина помыта на специальной площадке и погружена; экипаж сыт и может отдыхать. Завтра едем до Хамины, в знакомый кемпинг, оттуда домой...

Закончим стихами про Ботнический залив, обнаруженными на www.kvarken.fi во время подготовки к плаванию. Там был перевод на английский, по-русски получается уже вторая производная.


THE BOTHNIAN BAY
Translation Mats Hulden

Day by the sea is breaking,
sunrise sets the horizon ablaze.
The skerries and isles are awaking,
still aswim in the cool morning haze.
Far off in the misty distance
you can hear a lone seagull cry,
and the rumble of engine pistons
as a tanker goes thundering by.
In a chapter of nature's own writing,
see the script of the green on the grey:
starkness and splendor uniting
in the straits of the Bothnian Bay.
Here's where you'll be returning,
where your heart can be put at ease.
You'll be forever yearning
for the rocks and the alder trees.
Here is peace and beauty abiding:
see the eagle soar out of reach,
swans and cygnets gracefully gliding
past the seals that bask on the beach.
In a chapter...
Wherever your travels may lead you
this realm will be haunting your mind.
The Bothnian Bay has freed you,
yet your soul will not leave it behind.
Let us cherish our shores and our waters,
and the wildlife that breeds in this clime,
to ensure that our sons and daughters
may inherit a treasure in time.
In a chapter...




За океанами путь восходящего дня
Спрятавшись в зябкий туман, еще спят острова
Тенью ночной ненадолго укрыта земля
Вот и опять горизонт зажигает заря.

Средь тишины, что прозрачно над морем висит,
Только над лудами дальними чайка кричит,
Гул от могучих винтов еле слышен вдали
Где по фарватеру мимо идут корабли.

Как на натянутый холст в первозданные дни
Гряды зеленые в серые волны легли
И на Ботническом старый окончился спор:
Суши и моря застыл кружевами узор.

Лебеди в море и птичий полет в небесах,
Греется толстый тюлень на прибрежных камнях.
Пусть неприветлив на взморье суровый гранит,
Сердце твое навсегда этот край покорит.

Пусть будут чисты прохладные воды твои...
Ветер свободы, печальные мысли гони.
Мы попрощаемся, в дальнюю даль уходя
Дети и внуки придут вслед за нами сюда.

Сайт управляется системой uCoz