По четырем морям

Ирландия

Переход

28 июня - 1 июля

В 6:08 28-го отдал швартовы и с попутным отливом пошел вниз, к выходу в море. Все серо, с низких облаков сыпятся капельки... вот уже и дождь. В 7:50 прошел мол с маяком.


Навстречу, в Плимут, вот такой корабль прошел.

Издалека по виду с носа думал, что авианосец. Характерная открытая пустая палуба и узкая надстройка по правому борту. Но оказался относительно небольшой, на авианосец не тянет. Разве что для вертолетов или, может быть, Харриеров.

Дома пошарил в сети и нашел. Ого! Действительно вертолетоносец, и его как раз сделали флагманом британского флота. HMS Ocean. В июне был на маневрах в Польше, может быть, оттуда и шел домой (живет он на базе Девонпорт в Плимуте).

Ветер S-SW, 3 балла. Плюхаем против волны, удовольствие это небольшое. В 11 дождь не то чтобы перестал, но его стало поменьше. Еще два часа, и стало проясняться, уже и солнышко показалось. Вылез из вейдерсов. Вот только и ветер пропал вместе с дождиком, и начало сносить назад — течение сменилось. Хорошо, хоть вест быстро потянул: уже правым галсом пошел к недалекому берегу и в 15:05 встал на якорь под высоким берегом недалеко от местечка Mevagissey. Там есть рыбацкая гавань, но в нее не пошел, и хорошо что не пошел. Когда через три часа проходил мимо, в гавани происходило какое-то празднество с гульбой: музыка, флаги, вопли. Вздремнуть бы точно не дали.

——>


Курс на юго-запад, к мысу Лизард. Уилл предупреждал, чтобы не жался там к берегу а обходил мыс мористо: мощные сулои и скалы есть. Так само собой и вышло. SW ветер сначала отжимал от берега, идти получалось на юг. Вечером заштилело, всю ночь болтался в 14 км восточнее мыса, даже отнесло немного назад.. Только утром появился легкий южный ветерок. Прошел мимо мыса вдалеке и без всяких проблем.


У мыса Лизард.

Теперь на запад; осталось обогнуть Land's End, полуостров и крайний западный мыс Корнуэлла и всей Англии. Дальше поверну на север. Там уже Кельтское море, за которым — Ирландия. Р.Оливер, когда шел этим путем, пересекал Бристольский залив и делал еще одну остановку на английском берегу — в Milford Haven. Возможен и такой вариант, посмотрю в зависимости от ветра.

Пока, в 14 ч., ветер по-прежнему южный и слабый, 2-3 балла. Но от SW иногда приходит крупная пологая зыбь, по-моему, не меньше 2 метров. Или это не зыбь, а такие стоячие волны? Непонятно. Течение пока попутное, но скоро оно должно смениться, и за мысом, как поверну на север, снова окажется попутным. Далеко в море уходить ни к чему, обойду штатный южный знак, и порядок.

Знак кстати интересный оказался, никогда таких не видел: прямо Дядя Степа - милиционер, или, по-английски, констебль. Наверное, английский навигационный юмор.


Дядя Степа еще и поет... подвывает этак тоскливо наутофоном.

Прошел, повернул... и «Салация» изо всех сил борется с течением: оно оказалось не попутным, а встречным и сильным! Завихрение какое-то. Ветер в корму 3 балла, море в общем спокойное, а здесь, у Land's End и скал Longships, толчея, бурлит котел. Вдоль основного берега вижу вдалеке буруны, туда не пойду, попробую обойти Longships. Пробивался больше двух часов. Скорость 4-5 км/ч... 1-2.... 0,5-0,7... Не пройду! Куда бежать-то? Остается только в море, там похоже спокойнее. Повернул на запад, отошел от скал с маяком подальше, где-то на километр. Здесь действительно полегче, лодка наконец пошла на север.


Скалы Longships.

Около коренного берега виден высоченный грот, какая-то яхта идет там. Корпус разглядеть не могу. Долго наблюдал; казалось, что почти стоит на месте. Потом как-то сразу быстро пошла дальше. То ли преодолели стремнину, то ли двигатель запустили.

22 ч. Небо прочистилось, море спокойно. Идем нормально, около 5 км/ч. Зажег огни.


Вот и вторая ночь позади, уже 30-е июня. Рассвело, 4:35. Отдохнул хорошо, ночную вахту отстояли Семен и АИСка, моего вмешательства не потребовалось. Ветер S-SE, посвежел до 4 б. Уже не идем, а можно сказать, бежим: 8-12 км/ч. Теперь течение помогает. Солнце восходит... 5:13.

Спокойно и приятно шли почти весь день. А вот в половине шестого ветер стих, и сразу началась неприятная болтанка. Потянуло было с запада, несколько минут... нет, опять SE. И так крутило несколько раз. Море то выглядит нормально, то неадекватно слабому ветру: появляются волны, некоторая толчея. Берег далеко, вокруг только море, и глубина приличная, около 70 м. Но вот, выходит, и здесь проявляются неоднородности течений.

21:40. Солнце село, а ветер зашел на W-NW. Бейдевинд, 2-3 балла.

23 ч. Штиль. Грохот, лязг, жуткие рывки... и так всю ночь. Ветер скис, а болтанка-то осталась. Лодка размахивает мачтой и парусами как пастух кнутом, гик играет роль кончика кнута. Удары и лязг страшенные, боюсь, сломает что-нибудь! Амортизировал как мог: сдвинул на погоне стопора вплотную к каретке, привязывал гик к тросовому обвесу резиновыми шнурами. При не слишком сильных рывках помогает, но два шнура порвались. Потом уже и веревкой... Выбрать гика-шкот втугую или даже совсем снять паруса — так ведь то оттуда дунет чуток, то отсюда. Хочется использовать хотя бы эти порывчики.

1 июля. Наутро море наконец успокоилось, по-прежнему штиль. Последние километров 20 к ирландским берегам шел то парусом, то мотором. Опять встал у берега на якорь, чтобы пропустить встречное течение, потом пошел дальше. Думал остановиться в порту Rosslare, но он оказался чисто грузовой: паромный терминал, фуры, фуры. На картах марина здесь не обозначена, никакого лодочного причала не разглядел и даже заходить не стал. Вскоре нашел неплохое якорное место (точка 15) и заночевал, объявив эту стоянку финишем перехода в Ирландию.



Берег похож на эстонский остров Хийумаа: песчаный пляж, лес прямо у воды.


Дальше пошли холмы и поля, лесов по берегу мало.
Встречались высокие песчаные обрывы, напоминавшие Лямцу на Белом море.

Ирландия

2 июля

В середине дня дошел до городка Арклоу и, наконец, ступил на берег Эйре. Потом оказалось, что специальный гостевой причал — тот, что тянется вдоль набережной. А я, увидев проход во внутреннюю часть марины, свернул туда: подумал, ведь там местечко закрыто от любого ветра. Так то оно так, но марина маленькая и тесная. Смотрю, свободных мест нет. Насилу потихоньку развернулся, подошел к торцу понтона — вылезти и осмотреться. И тут мне замахали сверху руками, показывая в проход с другой стороны. Там оказалось одно-единственное свободное место между «пальцами».

Пошел в контору. Переставлять меня харбор-мастер не стал: достал мобильник и позвонил владельцу яхты, на месте которой я устроился.

— ОК, стой тут. Он во Францию ушел, не скоро вернется.

Стоянка тут дорогая: 25 евро (в Ирландской республике в ходу евро, дальше, в британском Ольстере — фунты). Сдачи со стольника у харбора не оказалось, и он велел, если уйду утром до его прихода, подсунуть денежку под дверь.


Гостевой причал Арклоу.

Старая часть города расположена на другом, левом берегу реки, на который ведет мост, совмещенный с подпорной плотиной. Главная улица сплошь состоит из двухэтажных домиков с маленькими магазинчиками и заведениями внизу, самое подходящее название которым — лавки. Мясная, булочная, винная, компьютерная. Парикмахерские, бары и другие заведения. Тут первый раз попробовал популярный в здешних краях вариант «быстрого питания»: Fish & Chips. За 5-6 евро или фунтов выдается приличный кусок поджаренного рыбного филе (собственно, половина какой-то рыбехи) и кулек жареной картошки. Соль и подливки добавляешь по вкусу. М-м-м... Нет, пюре из хлопьев и килька в томате тоже ничего, но после них...



На левом берегу недалеко от марины большой супермаркет, так что с пополнением припасов проблем нет. А интернета в марине не оказалось, и в его поисках отправился по городским заведениям. Надо же было заодно и отведать хваленый темный «Гинесс». Обе задачи были решены. Пивко оказалось своеобразное, мягкое, с какой-то не то горчинкой, не то привкусом трав. Приятное весьма, да. Но потом шотландский светлый Tennents еще больше понравился.

3 - 4 июля

Утром иду засунуть под дверь конторы 25 евро и вижу, плавает у причала здоровый черный мешок с мусором. Пытаюсь его достать, донес бы до помойки — никак не выходит, ворчу и ругаюсь, какая мол... его выбросила. По-русски, конечно.

Сверху эту картину наблюдает пожилой сухопарый мужик, на вид немного постарше меня. Говорит, приливом могло смыть где-то и сюда затащить. Потом идем рядом. Он спрашивает:
— Сам-то поляк?
— Нет, русский, а плыву из Финляндии.
— Ого! Русский — это здорово! Люблю Россию, и ваш Путин молодец — показывает Америке куда пойти! Жест через плечо оттопыренным пальцем

Вот такие дела в Ирландии! :)

Отдал швартовы в 9:05. Постепенно проясняется, ветер с моря постепенно уносит хмарь на запад. Скорость 12 км/ч, отлично! До смены течения проскочу мыс Mizen Head, а может быть, и следующий, Wicklow Head.


11:30. Прохожу мыс Wicklow Head.

Вскоре ветер отошел на южный. Три балла в корму — это здорово, но что чистый фордак — не очень, да еще и слабеющий. Начало мотать, стаксель захлопал. 2 балла, а течение уже навстречу, скорость 2 км/ч Так, уже 1,5...

13:30. Ушел в минус, как чуть поддует — стою на месте. Спустил паруса, ушел на моторе ближе к берегу, на глубине 15 м встал на якорь: ждать или ветра, или попутного течения. Снова изучаю карту течений и расписание HWD — полной воды в Дувре (High Water Dower), это время служит точкой отсчета. Надо бы поменять график . движения: сейчас идти на север можно утром и вечером, а днем лучше стоять не на якоре, а на суше, чтобы и погулять заодно.

Ветер появился в 15:50. Те же 2 балла, но теперь в нос. В 16:30 снялся с якоря и начал лавироваться вдоль берега в надежде, что течение тут послабее. Продвигаюсь, но медленно. 18:40. Штиль, прогноз на этот раз подвел: обещали восточный ветер на весь день. Зато прилив начинается, сейчас поедем. Через полчаса скорость и правда 5,5-6 км/ч, причем в воде лодка почти стоит.

По-прежнему лавирую, хоть ветер и очень слабый, из-за волны от течения болтает, паруса не хотят стоять в правильном положении. Зато лавировочный угол великолепный, участники Кубка Америки позавидовали бы. Понятно: течение тащит. И тут доходит, что ветра, очевидно, нет вообще! Несет течение, отсюда и «встречный ветер», которого хватает только на то, чтобы ползать туда-сюда поперек потока.

Так я на стоянку не попаду, а уже вечер. Болтаться здесь ночью нет никакого желания, вынесет туда, блин, куда не надо: к фарватеру to Dublin. Ладно, мотор. А он не тянет. Завелся, но винт не крутится. Караул. Редуктор? Ужас. Или все-таки шпонка?! Но никаких ударов не было, ни за что не цеплялся. Выйдя из Арклоу, штатно выключил мотор, поднял и все.— сегодня больше не заводил.

Надо смотреть. Приподнимаю мотор, и тут рука соскальзывает, мотор на пантографе качается вниз и намертво заклинивает в самом нижнем положении. Замочек, которым соединены ручки прижимных винтов, зажало между этими винтами и пантографом к пантографу. Дергаю его за дужку пассатижами, стучу молотком — бесполезно. Да кстати и ключика нет все равно — куда-то так хорошо спрятал, что потом искал и не нашел. Ножовочным полотном перепиливаю пластиковое ушко ручки винта (все это то и дело ныряет в воду), замочек освобождается, теперь мотор можно поднять.

Снимаю мотор и, наконец, добираюсь до винта. Крутится свободно!. Снимаю винт — высыпаются обломки шпонки... Как, почему? Устала, болезная? Но это не проблема, дальше все ОК.

Мотор работает, иду в Дублинский залив, к намеченной для остановки марине Дун Лэаре (Dun Laoghaire). Темень уже, толчея. Не дошел до марины: спрятался в проливе за островом Dalkey и встал на якорь. Здесь штатное якорное место, тихо, хорошо. Да и экономия в хозяйстве. Завтра утром приду в марину, оплачу стоянку за следующую ночь, а весь день можно будет провести в городе. Так все и получилось (стоимость стоянки тут 22 е).

Ночь прошла спокойно, отдохнул хорошо, но... утро добрым не бывает (с). В 5 утра сработала тревога по глубине: 1,7 м! Размах приливных уровней тут оказался 3,5 м — и это недалеко от Арклоу, где всего 1,5. Стал сниматься с якоря — не могу его поднять! Тянул-тянул — никак. Подъезжает мужик на моторке, стоявшей у острова, предлагает потянуть в другую сторону. А там уже мелко, камни близко. Пока думал, он хвать за борт и давай тянуть задним. А якорный до цепи уже выбран, и цепь пошла прямо к мотору. Я ору: Stop, propeller! Понял, не зацепил. Сенкью, говорю, лучше сам попробую справиться. Попросил взглянуть в мою сторону через часок (он сказал, что живет напротив на коренном берегу). В конце концов снялся: встал над якорем, цепь выбрал, лодку покачал. Вытащил мощный куст водорослей вместе с небольшой каменюкой.

Город Дун Лаэре находится на южной стороне Дублинского залива рядом с Дублиным, фактически сливаясь с ним. Марина большая, есть все сервисы. Вход с улицы по отпечатку пальца! Сканируют при регистрации, потом приложил к окошечку — дверь открылась. Непривычно, но удобно: никаких цифр запоминать не нужно.



Девушка-аниматор развлекает малышей суперпузырями.

Дублинский залив в малую воду.

Город приятный. Народ тут показался веселее, молодежь более-менее симпатичного вида, а то в Англии дамы все больше похожи на М, начальницу Джеймса Бонда. Рыжих ирландцев на самом деле не так уж много, но есть! Один мальчишка был прямо как огонь, спички зажигать можно. И рожица веснушчатая.

5 - 6 июля

Над берегом плотные облака и дождь с утра, над морем кажется светлее. В самом деле, когда отошел подальше, дождь перестал, начало проясняться. Наметил сегодня дойти до Kilkeel или Annalong, как получится. Но там нет марин, только небольшие рыбацкие гавани, что вызывает некоторые опасения. Удобная марина дальше, в местечке Ардгласс (Ardglass), но до него далековато: 115 км. Ветер хоть и попутный, но слабоват для такого перехода: 2-3 балла.

Читаю книгу Оливера. На этом участке пути течение было попутным как в начале перехода, так и дальше, несмотря на смену прилива на отлив. Это как же?! Так, где у нас карта...


SLACK — область, где заметных течений нет.

Приливная волна приходит в этот район одновременно с севера и с юга, а при отливе так же растекается обратно. Как и Роджер Оливер, подхожу сюда с юга с попутным приливом, пройду этот самый стоячий Slack... и дальше с попутным отливом! Во всяком случае, встречного течения не будет. Приятный сюрприз! Раз такое дело, стал брать правее, прицеливаясь уже на Ardglass. Где и финишировал в 20:45. Это уже Северная Ирландия, Ольстер (Ulster). 117 км за 13 часов 27 минут, хороший вышел переход.


Мыс и маяк Сент-Джонс. Его фото есть и в книге Р.Оливера.


Марина Ардгласса (Phennickcove). Открыта круглый год, глубина не менее 2,5 м при самой малой воде.
В соседней бухточке ближе к морю стоят рыбацкие суда.


Харбор-мастер и его команда.

Деревня Ардгласс имеет весьма почтенный возраст: первое письменное упоминание относится к XIII веку (как и о Москве!). В 15-м веке это был важный порт; тут сохранились развалины нескольких средневековых башен и замков. На завтра обещают SE 6 баллов, устраиваю дневку и прогулки по окрестностям.

——>


Соседнее местечко Killough по другую сторону одноименного залива.


Маяк Сент-Джонс (Saint John's).

Ну и бережок... Крокодильи зубы.

7 июля

Иду в Шотландию. На северо-восток, сначала вдоль ирландского берега, потом пересечь пролив Бофорта. Финиш в Портпатрике (Portpatrick). Вышел из Ардгласса в 6:52. Ветер попутный, настроение бодрое. Вскоре заметил впереди по курсу полосу бурунов: видимо, очередная приливная быстрина, то есть, теперь отливная: ведь иду с отливом. Гребни видны и далеко в море, если и можно обойти эту полосу, то далеко. Ладно, поехали... Вот как это выглядело.



Шел через сулой 15 минут, после чего пришлось переодеваться: первый раз за плавание как следует промок, а водичка 11-12°. Так как погода не предвещала взбучки, и вейдерсы лежали в каюте; когда увидел впереди буруны, одеваться было поздно. Вот если бы повнимательнее посмотрел перед переходом на карту, остался бы сухим.

В глубине суши здесь лежит обширный внутренний залив Strangford Loch, из горла которого при отливе в море устремляется мощный поток. Так и написано: Tide Rips, Overfalls — сулой!

Дальше обошлось без приключений. Догоняли дождевые тучки, но ни одна так и не накрыла, проходили стороной. В широком проливе течения сказывались не сильно; при попутном отливе скорость была 8-10 км/ч, на максимуме встречного прилива 5-6.


Шотландский берег, виднеется Портпатрик.


В 16:50 пришвартовался к высокой стенке маленькой гавани.




Продолжение

Оглавление