Первоисточник: форум журнала "Катера и яхты".
Материал собран из нескольких сообщений автора и слегка отредактирован.

ken123

Дон, Цимла, Азов, Черное море

Байдарка с парусом, Воронеж - Дивноморск.
26 апреля - 14 августа 2015

Это путешествие созревало достаточно долго, всю зиму. На байдарке с парусом через реку Дон и три моря — Цимлу (Цимлянское вдхр., прим. ред.), Азов и Черное море. Теперь сижу дома, в прохладном Подмосковье, второй день после приезда. После трех с половиной месяцев жизни в палатке, на свежем воздухе. Уже наладил 100 каналов в телевизоре, включил интернет, успел написать всякую ерунду в "любимые издания". Собственно, началась для меня очередная зима.

Навалилась усталость после столь долгого путешествия (больше, конечно, от возвращения в город и адского переезда в две тыщи км). Не знаю, сколько понадобиться времени, чтобы придти в себя, сижу как в каком то сюрреализме: никуда ломиться не надо, палатку ставить не надо...

Такие дальние путешествия утомляют и душу и тело. В последние дни пребывания в Дивноморске, финале маршрута, я уже просто тупо пил водку, а море,"само Море" (!) почти ненавидел. Впрочем, я и сейчас вспоминаю его с содроганием. Дело может в усталости, когда устал, еще не видно конца пути. Но для байдарки, вынужденной передвигаться вдоль курорта, Черное море в разгар сезона... в этом что-то есть, но это не совсем гуд.

Почему-то начали доставать нудисты — как писал поэт, "ожерелья голых поп" выглядят нелепо. Очевидно зад человеку Бог, или природа, или оба вместе, создали для стеба. Если вдуматься (если об этом стоит думать) — в относительно логичном человеческом теле попа выглядит нелепо. Когда эти попы стоят и общаются... этакая светская беседа голых поп на вечернем берегу моря...

После пустоты Азова, где всего два уютных городка и редкие рыбачьи поселки, или после вакуума реки или Цимлы, побережье Черного моря воспринимается как Содом и Гоморра. Загруженность курортов — ведь людям, не имеющим транспорта, приходится тусоваться, всем этим бешеным тысячам людей, на клочках черноморских пляжей кавказского побережья, не лучших в смысле природы.

Поднадоело отслеживание передвижения моей байдарки пограничниками. Он, "Кто то", должен знать, где я нахожусь. Это отслеживание настолько же назойливое, насколько и бесполезное, ведь если не повесить надо мной вертолет, я через несколько часов скроюсь за горизонтом. Не говоря уж о том, что вся ночь принадлежит вам, если у вас лодка. Рассказывают,что в Турции давно отошли от таких методов.

Надоели эти трубы, вырытые в море. Их "охраняют", чтобы никто не украл, какие-то внутренние охранники. Один раз меня чуть просто не затопили, не зная что с мной делать, а второй раз начавшийся шторм уносил меня в море, отжимая от берега, и тут подъехал милый катер с этой охраной и предложили поговорить за жизнь. Диалога не получилось,получился монолог от меня, в основном матом. Снова эти нервы, эти ненужные эмоции, чтобы просто объяснить людям очевидные вещи, что мне их труба не нужна, и что они ее могут засунуть себе... и так далее.

Ах да, была еще первая труба (их было три от Тамани), где меня снова отправили на верную смерть, "обходить" на пути огромных судов их сооружение. Откуда все эти бредовые безмозглые решения, ставящие под угрозу твою жизнь, я так и не понял. Очевидно, они ждут со дня на день какого-то нападения на их трубы.

Ходить по морю неудобно: то тебя топят в море, пришел на берег — тебя отлавливают вежливые погранцы. Это помимо того, что приходится грести по 11 часов в день, или идти под парусом, что иногда утомительнее. Ты отплываешь, и вокруг какие-то носящиеся лодки, забитые людьми курорты, следующие один за одним. А если их нет, то природа скучная, это там где не смогли воткнуть очередной курорт.

Мне кажется, местное черноморское население должно ненавидеть курортников, потому что они превращают их уютные места в неуютные.

Но это все лирика. Очевидно, такие дальние путешествия — сильно на любителя. В прошлом году мой маршрут был логичнее: месяц в начале лета, "в море", месяц отдыха от отдыха дома, и потом Осенний Дон, как последний аккорд сезона, перед долгой подмосковной зимой. Это не потому,что грести несколько месяцев, три или пять, какая-то проблема, просто в таких дальняках ты по теории вероятности встрянешь в какую нибудь ситуацию, которая нарушит логику путешествия.

К тому же это переизбыток путешествия. Ты забываешь уже события недельной давности — я помню только дней пять назад, где останавливался. Ставишь сто раз лагерь в разных местах природы... и ни черта не помнишь этой природы. Пейзажи сменяются за минуты на реке или часы на море, все это красотища неписуемая, и так день за днем, месяц за меяцем. Меняется природа, меняются люди. Этого слишком много. Так много не надо. Недаром какого-то такого бродягу назвали "Никчемный герой".

Это стихия, где все меняется, где неизбежен риск и в обычной жизни такого не увидишь, не то что "десятой доли красот и чудес" и экстрима, а наверно даже и тысячной. Но ты грубеешь,ничего уже тебя не может поразить, и все это превращается в какое-то путешествие героя романа Лермонтова, путешествие равнодушного человека из ниоткуда в никуда.

Байдарка кажется опасным видом средства передвижения по морю, но это лучший вид передвижения. На моторной лодке много шума и напряжения, а на яхте, очевидно, какая-то нега. Так проще на диване дома сидеть, чем затевать все эти сложности. Даже на байдарке несколько часов под парусом при стабильном ветре — скука. С другой стороны, весело, когда азовская волна,переворачивает лодку, или когда хорошенький такой черноморский порыв ветра неизвестно откуда бьет тебе в борт, сминая парус.

Не менее забавно, когда ты встаешь, потому что встречный ветер. Ставишь палатку на берегу, начинаешь готовить обед, читать учебник для системы партийной учебы (нашел на кладбище кораблей)... А выйдя из палатки, находишь свою лодку где то на горизонте. Ты начинаешь звонить спасателям, они приходят, забирают тебя, мы ищем лодку, находим ее и даже засовываем кое-как в спасательный катер, а потом начинается шторм с 2,5-метровой волной. Причем это азовская волна, это не черноморские симпатичные волны.

Путешествие было начато в Воронеже и закончено в Дивноморске еще из за того, что вдруг оказалось, что Черное море — это тупик. Это запертая с двух сторон Россия: справа Украина, слева Грузия. Вдруг встал вопрос, куда идти дальше. До Сочи,через зону железной дороги, подходящей прямо к пляжу? Дальше все равно тупик, какие-то там законы, границы и прочая непонятно кому нужная политика. То есть идти вдруг стало некуда, и маршрут был завершен.

С погранцами все нормально, у них вменяемая система, единственно — они должны вас знать. То есть вы приходите к ним, вы не подросток на таймене, не авантюрист, не дед с зонтиком на самодельной лодке, вы вменяемы. Далее вы должны настоять на своем, что вы пойдете. Меня отловили на заставе Ильич, там майор, с кем-то посоветовавшись, первым делом предлагает вам лодку разобрать и тащить на заставу. Я так понял,что далее будет отказ, и уперся. Не буду разбирать и все. Меня отвезли на заставу, просидел там полдня и написал им чуть не биографию. Потом меня отвезли "ждать ответа" на берег, и я два дня ждал решения Краснодара. А потом просто говорил что я Конкин на байдарке, и все заставы связывались с Ильичем.

То есть, во-первых, вы должны быть уверены, что вы этого хотите — потому что им проще вас завернуть, чем сопровождать по приграничью. Во-вторых, все вопросы дальше будут к тем, кто вас выпускал — они уже общаются между собой, вам просто надо сказать свою "партийную кличку" для пограничников. В-третьих, тов. майор мне вообще сказал, что, если бы я через краснодарский сайт пограничников, через их центр по интернету получил бы разрешение на проход — сам Краснодар бы и выпускал, то есть то же самое можно делать загодя.

Мне, кстати, влепили штраф в 500 рублей. Он до тыщи, но у меня не нашлось отягчающих (как и смягчающих) обстоятельств нарушения — что я нигде не получил "выпуск". Так получилось.

В прошлом году меня выпускал Ейск, я позвонил знакомому прапору, он меня отпустил — ну чего людей гонять,если они меня знают? Хотя он думал что я пойду в Ейск выпускаться, как в прошлом году, а там задул такой ветер, что меня бы забило в ейскую бухту. Избегая этого, проскочил весь Ейск. Ну неудобно там выбираться — ночевать в городе... В прошлом году всю ночь "тыгыдым", казаки на конях патрулируют. Люди подходят: "чо за шпион"? И ветер такой был,что на миллиметрах можно было обойти этот Ейск, или ночевать в нем. Еще есть тема, в Ростове выпускаться, но это надо где-то приставать, а весь Ростов как берег — стена, о которую бьются волны. Бросать там лодку и ходить где-то искать их контору — это невыполнимо.

В любом случае, было бы желание, вас выпустят. Им удобнее не выпускать, но если вам очень надо, они не будут настаивать. Они вежливые пограничники, это как в анекдоте: его проще выпустить, чем объяснять, почему не могут выпустить.

Дивномороск мне понравился только магазином "Магнит" — по сравнению с Крымом, у Кавказского побережья одни минусы. У меня стояла палатка на берегу, начался обвал — камни размером с голову лошади летали вокруг, вот и весь "пляж". Крым, конечно, симпатичней, хотя в Дивноморск каждый год ездят много кто, стоят в кемпингах.

В этом году начались пожары. Летали три вертолета, самолет, тушили. Приехал Медведев, стали разъезжать ФСО на водных мото, кругом шум, кипеш... Но меня укусил Крым, я там провел много сезонов, то есть Дивноморск, при том что он симпатичный, меня не впечатлил в смысле природы. Единственно порадовало,что все "ховОрят по-русски",а не "по-одесски", как в Крыму.

Мне даже стыдно прикреплять изображения своей лодки. Это одноместная байдарка Щука, надувная, на носу стоит мачта, парус треугольный примерно 2,5 квадрата. Шверты я выкинул, потому что в лавировку ходить не понравилось, а шверты мешались. Руль я выкинул так же, так как проще перекинуть весло и использовать его как руль. Щука плоскодонка, ее конечно сносит, хотя на такую лодку весло как шверт-руль вполне действует, в боковой ветер его хватает. Против ветра, как я уже говорил, ходить не очень приятно и из за волны и, честно говоря, пару раз кильнулся с этим делом. Аутригеры как мысль была, но я бы их тоже выкинул, потому что мешали бы, а грести приятно, приятней намного, чем в нестабильный ветер идти часами.

Далее. Ветра, как и писали, идут на Черном море попутно в Сочи от Керченской переправы. Азов сложнее с ветрами,там постоянно изгибается побережье и идешь то вправо, то влево. Ветер в основном "низовой", то есть встречный, а однажды задул северо восток, так в море вообще не хотелось. Такой "попутняк" что ну его нафиг. На реке парус нужен был. Быстро его поставить-снять, перейти на весла, перейти на парус, да и на море тоже.

Серьезный подход к парусной байдарке мне в голову не приходил, так как меня все в Щуке устраивает, а пересекать на ней море можно, просто опыта не хватает. И пока что все устраивает. И грести понравилось, парус это скука — однажды, или даже периодически на море дует попутняк, и сидишь в лодке часами,хоть газетку читай, скукотища. Однажды даже книжку читал от скуки.

Щука хороша тем,что если ее даже всю зальет, она будет держаться. Если она переворачивается, теоретически ее можно обратно перевернуть, или залезть на нее, вытащить привязанное весло и дальше идти, как приключилось однажды. Ее не сломает на волне, как бывает с жесткими, кто-то рассказывал. На Азове короткие волны. На щуке можно ночевать на воде, две ночевки такие были, правда на реке.

Один раз не дошел пару км до устья Сухого Донца (никому не советую проходить эту речку, это и правда сухой и заросший ручей), а второй раз на границе двух областей. Кто-то придумал скотомогильник на реке устроить, и пришлось ночевать на воде. Спишь на диване, укрылся парусом, на голову накомарник, и вроде лучше чем на берегу.

Мое судно более гребное. Дело в том, что в море страшно. Прибрежное плавание все же подразумевает пересечение водных пространств, и как то страшновато видеть где-то на горизонте полоску. В прошлом году долавировался и три часа рядом с лодкой дрейфовал на косу. Вернее, потом на нее удалось влезть. Море теплое, Азовское. Волна коварная, ветер коварный. А на Черном боковые порывы — это просто жесть. Местные азовские "тайменцы" суют в байдарки пенопласт, но опять же, если зальет, что делать?

Парус пошил за утро,потом вшил туда еще кусок старой палатки. Это не минимализм даже а .. А впрочем, что туда еще поставить, на щуку? Две алюминивые трубки. Треугольник, в сложенном состоянии он лежит на борту, от волн защищает. Потом одним движением руки его открываешь или сдергиваешь. Цирк, конечно. Как-то под Анапой резкие порывы начались, и что-то зацепилось. Парус не убирался, а приближался жесткий порыв, так пришлось вообще все сломать. Потом, на следующий день, прикрутил и дальше поплыл.

В одном яхтклубе мне местный вождь вообще говорил — на чем я приплыл. Я ему говорю — 2000 километров, и я приплыл. А ты тут сидишь со своим яхтклубом. В общем, такие дальники вырабатывают решения. Но снова, гребной вариант лодки кажется симпатичнее, и физическая нагрузка — тоже развлечение.

Несколько часов при метровой волне на байдарке щука, такое было два раза. Один раз пересечение Цимлы у плотины, а там волна ударялась в плотину и второй раз, когда вынесло в море. Ощущения жестковатые, потому что первая волна разворачивает, а вторая опрокидывает. На Азове волны были вроде и больше, среднинький шторм. Спас от переворачивания только парус. Можно было убегать от волны, хотя это и цирк. Цирк с большой буквы.

Попасть так вдали от берега, пересекая море — в такую погоду, очевидно, просто выкинуть якорь, плавучий или обычный, надеть гидру и штормовать. Было бы забавно, но... БРРР, даже смайлика нет подходящего, выразить что испытываешь на одноместной щуке три с половиной часа бегающей на парусе от волн, продираясь к берегу. А все начиналось так мирно: раннее утро, ровно по расписанию бриз... переросший в шторм.

Проблема такой байдарки в шторм — она короткая, волна резкая на мелководье и приходиться быть в постоянном напряжении, каждую секунду. Очевидно, если лодка была бы длиннее, волне было бы труднее ее разворачивать. Можно учесть тот факт, что, когда удалось добраться до "не-азовской" волны, эти огромные морские волны, ничего не вызывали, кроме отдыха. Они пологие — хоть три метра она будет или пять метров. А океанские они очевидно еще больше. Но все это в море конечно экстремально, это первый вид спорта, где приходится так испытывать всякое ЧАСАМИ.

Однажды у Камышеватки пришлось захватить эти загибающиеся (опрокидывающиеся волны, прим. ред.), то есть полноценный шторм в прибрежной полосе. Местные ребятишки развлекались — решили бросать камешки в палатку, стало жаль тента и вышел в море. На море было страшно смотреть,но мелко. И когда еще повод представится... В общем, прошел несколько км, идти можно. Но азовская волна коварная: сбоку выросла пирамидка из ниоткуда, выше головы, и пришлось переворачиваться.

При этом в море все выглядело на порядки приятнее,чем в прибрежной полосе, просто не хотелось соваться в море. На мели можно перевернуться и по пояс кондыбать до берега, что и произошло. Волны эти можно обрабатывать,ставить нос чуть боком. Заливает, но вполне проходной вариант, главное не попадаться.