Отчёт о сплаве
от Саратовской ГЭС (г.Балаково) до Волжской ГЭС (г.Волжский)



Время сплава с 12 по 26 июля 2015 г.
Протяжённость маршрута – более 500 км.
Средство сплава – надувная лодка Адмирал 300 с парусным вооружением.
Исполнитель сплава  - Чичилин Аркадий Аркадьевич, 1948 года рождения, проживающий в г. Волжский.




Введение.

Этот маршрут сплава является продолжением моих предыдущих одиночных сплавов по реке Волга и, прежде всего, сплава от Волгограда до Астрахани, осуществлённого лето 2013 года.

Определяющим условием выбора марштута явилось как его протяжённость, так и посильное для меня время его прохождения. Важной причиной было и то, что в городе Балаково живут мои однокашники по Волжскому политехническому техникуму Володя и Люба Петровы, которых я давно не видел.

Из Волжского в Балаково меня доставил автомобилем мой сын. На дачу к моим друзьям мы приехали во второй половине субботы 11 июля. Сын поехал обратно в Волжский, а я остаток дня до позднего вечера провёл с друзьями в воспоминаниях о днях учёбы и разговорах об известных нам судьбах однокашников.


Воскресенье 12 июля - первый день сплава.

Ранним утром  мои друзья-помощники помогли мне перенести вещи на берег судоходного канала и собрать моё плавсредство.

Согласно прогнозу ГИСМЕТЕО днём ожидался встречный ветер до 5 м/с, для моей лодки – это достаточно много, но утром дуло ещё не сильно.

Распрощавшись с провожающими, я устремился из канала в судоходное русло Волги, ан не тут-то было… При подготовки к сплаву я изменил место установки шверцов – перенёс их от середины лодки ближе к её носу. Домашняя проверка на слабом ветру нового места их размещения подтвердила правильность проведённой модернизации. Однако на сильном ветру лодка стала неуправляемо приводится.  Надо было исправлять мою ошибку и я, пройдя при встречном ветре до конца канала каких-то 400 метров, вернулся на берег и закрепил, как мог, шверцы на прежнем мести их размещения.

Теперь шверцы стало невозможно быстро снять, чтобы поставить вёсла и, главное, они не могли поворачиваться при наезде на препятствие и подходе к берегу. Это, конечно же, было неудобно и опасно, но самое главное они теперь не имели нужную вертикальность, что обуславливало значительный дрейф лодки при острых курсах. Но оптимизм начала сплава и вера в попутный ветер снижали глубину моих переживаний.

К середине дня сильно раздуло. Я попытался продолжить движение, однако результат оказался плачевным. Я с трудом добрался до противоположного берега – до восточной части острова Девушкин, понял как сильно и порывисто опасно дует и вернулся обратно на дачный берег канала. Стало ясно, что ветер до вечера не стихнет – не скиснет. Надвигалась гроза, к тому же я набрал в лодку воды. Надо делать первую ночёвку пройдя всего лишь один километр маршрута сплава. Первый блин явно был комом…

У меня было два способа защиты от дождя.

При ожидании длительного или ночного дождя на лодку можно было установить составной каркасный тент типа палатки, под которым можно было даже пользоваться газовой горелкой. На установку тента требовалось 10 – 15 минут.

Кроме этого, был тент для укрытия только лодки. Впоследствии на маршруте он всегда был в полуподготовленном состоянии. На острых курсах я закрывал им от брызг кокпит лодки, а также прятался под ним при недолгих грозах. Этот тент также использовался и при ночёвках, если дождя ночью не ожидалось.

Итак, 12 июля – в первый день сплава, я прошёл по маршруту расстояние меньше, чем погрешность его учёта!


Понедельник 13 июля – второй день сплава

Утро всегда хорошее время суток и я поднялся перед рассветом.

Ветер не изменил своего направления, но был не сильный, что подавало надежду на возможность начала движения по маршруту.

Следует отметить, что ниже Саратовской ГЭС имеется значительное суточное изменение уровня воды. Встав на ночёвку у кромки воды, ты утром оказываешься на суше, в десяти метрах от кромки воды.

Метеопрогноз на 13 июля был неутешительным. Весь день сильное встречное дутьё, которое должно было стихнуть только к вечеру.

Ждать в бездействии не было никаких сил. Я решил за попутным, обогнуть остров Девушкин с севера. По рассказам, в правом рукаве реки течение было сильнее, а может там и ветер будет несколько сбоку, и двигаться по генеральному курсу можно будет одним галсом.

Около 12 часов дня я, завернув парус  на «треугольник», начал подниматься до северного мыса острова, куда и добрался к часу дня. Здесь ветер, прикрытый островом, был слабым. Теперь это место и будет считаться началом маршрута сплава.

Однако в правом рукаве реки также дул сильный встречный ветер. Я подождал часа три и в 16 часов начал движение по маршруту, придерживаясь левого берега, где волна была не такой сильной.

Встречный течению ветер - «низовка», образует крутую волну, которая практически останавливает мою лодку. Двигаться вперёд можно только в полосе воды рядом с берегом, где волна небольшая. Этот приём я использовал постоянно, где это требовалось и это было возможно.

Вечером ветер полностью утих – «скис» и,  работая около часа гребком, я встал на ночёвку уже после захода солнца.

Устраиваясь на ночлег я обнаружил что забыл средство от комаров…  Это было моей значительной оплошностью!

За второй день сплава было пройдено всего 14 км! Но это были километры начала прохождения маршрута.


Вторник 14 июля – третий день сплава

Подъём в 3:40, завтрак и утренние сборы. Перенёс шверцы на их штатное место - ближе к носу, надеясь, что ветра сильного не будет. Сосед рыбак помог пронести лодку метров 12 до воды, и в 6 часов я уже был на маршруте, оставив удобное место ночёвки.

Поддувало совсем немного – был кисляк.

В 9 часов начал устойчиво дуть юго-западный – а значит встречный ветер, и пока он не нагнал волну,  я успешно продвигался по судовому ходу, максимально используя течение, скорость которого здесь была равна  3 км/час.

Сильно покраснел указательный палец на правой ноге. Причина неизвестна, но универсальным средством «Спасатель» я его намазал. В одиночных сплавах болячки – одна из важных причин безвременного завершения маршрута и я их очень опасался.

Впереди должен быть поворот на Вольск, эдак на 75 угловых градусов, а значит, после него, ветер должен будет дуть сбоку - курс к ветру будет быть галфвинд.

Миновал поворот, а ветер как был встречный, так им и остался!

Стало понятно, что на реке ветер дует не по сторонам горизонта, а по руслу реки и при этом чаще всего встречно!!!

Напротив Вольска остановился. Лодка сильно приводилась к ветру и я опять привязал шверцы ближе к корме.

После обеда нашли тучи и на ночёвку я решил встать пораньше. В 18 часов остановился ниже села Рыбное в начале острова Приверх, который предваряет большой остров Рыбинский, разделяющий Волгу на два рукава.

С левой стороны на самодельной лодке приплыл бомжатного вида человек, который заверял, что он рыбак, хотя никаких снастей или иного, подтверждающего его профориентацию, я не обнаружил. Внимательно разглядев содержимое моей лодки, он стал просить кофе. После объяснения моих целей и условий он отстал и уплыл направо за остров. Это была единственная неприятная встреча с людьми за всё время сплава.

Я приготовил большой ужин – в том смысле, что возился с приготовлением овощного салата, и запалил костёр, в надежде, что он отгонит комаров.

Третий день сплава был маловетреным, и пройдено было мало. При 12 часах сплава - всего 30 км. Можно считать, что это заслуга только течения. С начала сплава, за три дня, было пройдено 44 км.


Среда 15 июля – четвёртый день сплава

Поднялся как развиднелось. Было пасмурно. Ночью поддувало с севера, однако на рассвете дутьё скисло. Я выбивался из плана движения по маршруту, поэтому надо было начинать движение как можно раньше, а заканчивать его как можно позже.

Позавтракать я решил на маршруте и, дотащив лодку 10 м до воды, отошёл на гребке от берега в 4:15.

Слабыми порывчиками проявлял себя попутный северный ветер. Это радовало. После рассвета немного раздуло.

Для движения за попутным у меня были заготовлены бакштаги из моноволокна в оплётке. Они удерживали мачту на сильных ветрах от смешения вперёд за счёт прокрутки крепления степса на баллоне лодки. Их нижние концы свободно цеплялись за выступы поперечной траверсы, что позволяло гику паруса сбрасывать их при смене галса.


Было пасмурно и холодно. Для согрева натянул на себя спальник.

Впереди приближался остов Панинский, а справа, в низине берега, стояли красивые строения санатория Семёновский.


После семи утра попутное дутьё стало скисать, и я решил остановиться на острове для завтрака

Рядом готовился к отъезду рыбак. Он сказа, что последующие дни, по прогнозу, ожидаются дождливыми, а мокнуть ему больше не хочется. Он оказался моим спасителем, дав мне баллончик аэрозоля от комаров.


Впереди было село Воскресенское, однако дуть совсем перестало. Стали перепадать небольшие дождики, для защиты от которых я попробовал использовать стояночный тент. Скапливающуюся в нём воду можно было просто вылить. В этот день было семь недолгих дождей.

Часов в 15 кисляк сменился на слабые встречные порывчики.

При кисляках и слабых ветрах клонит в сон. Периодически засыпаешь, что, в принципе опасно – можно вывалиться за борт. Позже, когда сильно клонило в сон, я садился на дно лодки. Один раз даже видел сновидение… Лучший способ борьбы со сном – это  работа гребком.

За селом слева по руслу начинался остров Воскресенский, в конце которого я, работая гребком, причалил к узкому берегу, где и встал на ночную стоянку, впервые поставив лодку вдоль кромки воды на узкой горизонтальной песчаной полоске у обрывистого берега.

На склоне обрыва было много сушняка, и после мокрого дня я мечтал развести большой костёр, обсушится и согреться.

Вдруг снова упали первые капли очередного дождя, из тучи, которую было не видно из-за обрыва берега. Я поспешил поставить свой каркасный тент и, слегка намокший, скрылся под ним от очередного засилья небесной воды. Через 40 минут сильный дождь закончился. Вокруг было всё мокро, и мой костёр остался только в мечтах.

ГИСМЕТЕО обещало только дожди. Было несколько тоскливо. Я перебился чаем  с сайрой, и, как стемнело, уснул.

За четвёртый день прошёл 36 км: сказалось небольшое дутьё попутного ветра, а также слабый, а значит и без волны, встречный ветер. С начала сплава, за четыре дня, было пройдено всего 80 км.


Четверг 16 июля – пятый день сплава

Подъём опять в 3:30. Это время уже становилось привычным для подъёма. Достаточно светло, а восход солнца будет в районе четырёх часов.

Хмурое утро: низкая облачность, на воде туман и полный штиль. Всё мокрое… Пока пытался хоть немного просушится – слегка поддуло.

Отошёл от берега в 5 часов при чистом встречном и достаточно сильном ветре. В конце острова ветер опять скис. Появилась надежда, что он сменит направление, но ближе к повороту у города Маркс опять задул встречный и я продолжал движение возле правого обрывистого берега.

Тучи разогнало, я прибодрился и в 9 часов решил остановиться и поесть.


За поворотом, у села Березняки, ветер окончательно скис. Я сидел и любовался окружающей обстановкой.

Впереди была развилка реки. Гребком работать не хотелось, и течение затащило меня в правый, не судоходный рукав. Впереди по курсу собиралось грозовое облако. Хотел было подойти к острову и переждать грозу на суше, но подумал, что перед  дождём обязательно ведь поддует и грех этим не воспользоваться. А после дневной грозы к вечеру  всегда успеешь обсохнуть. Я сделал всё возможное, чтобы набрать в лодку меньше воды от дождя  и направился на грозу.

Ближе к грозе действительно поддуло. Причём были удачные, для текущего генерального курса, порывы. Однако гроза ушла направо, и задул устойчиво сильный встречный.

Избегая, как можно, волну я двигался, придерживаясь правого берега.

Моей целью была воложка Елшанка, которая начиналась у села Усовка, которая являлась проходом в группе островов на моём маршруте. Маршрут по ней был значительно короче, чем по судовому ходу. Для получения разъяснений я остановился у базы обществ «Динамо», где мне подтвердили возможность и выгодность прохода по этой воложке.

Очередным ориентиром движения для меня стал посёлок Усовка.

Вечерело. Ветер скисал, рождая в душе беспокойство, ибо в этом месте ширина реки была значительна, интенсивно работать гребком не хотелось и меня могло просто затащить в рукав с судовым ходом.

Но моя судьба опять проявила свою милость – поддул боковой ветер и перед заходом солнца я был у села на входе в нужную мне воложку. Надо было до темноты найти проход через траву на берег и устроится на ночлег. После метаний вдоль берега начального острова я наконец-таки нашёл проход в траве, но на берегу стоял большой палаточный лагерь. На моё ауканье никто не отозвался. Темнело, и я стал устраиваться на ночлег.

Ни вечером, ни ночью, ни утром, жителей лагеря так и не видел. Пустой лагерь для отдыхающих…

За пятый день я прошёл 36 км., а сначала сплава, за пять дней, - 106 км.


Пятница 17 июля – шестой день сплава

Встал в 3:20, а стартанул в 4:00 – это был текущий рекорд!

Был полный штиль.

Немного о том месте, куда меня занесло.

Есть понятие пойма реки. Это низменный участок приречной суши с множеством островов и проток. А вот как назвать приречное водное пространство реки с множеством островов, где пролегал мой путь? Антипойма?

По красоте своей это место моего текущего маршрута просто изумительное: красивейшие острова, стоянки отдыхающих, базы отдыха, лодки рыбаков… Но я был там впервые и ничего о географии мне было неизвестно. Следует понимать, что с уровня воды все острова зрительно сливаются в один берег, а в бинокль - особенно, и заплутать там достаточно просто. К тому же имеет место течение, которое просто выносит тебя в основное русло на судовой ход.

Пространство между островами, как правило, зарастает водорослями, а это большое неудобство для прохождения маршрута.

И так, день начинается, понемногу раздувает и конечно же встречно… Спасибо волны нет, а только рябь.

Немного поплутав между островами, я в 7:30 вышел из воложки на судовой ход.

При выходе на судовой ход, находясь практически посередине реки, лодка въехала в заросли водорослей. Это было так неожиданно… Середина реки и «саргассова» лужа! Это был первый звоночек об опасности движения по Волге вне судового хода. Сколько раз впоследствии я это вспоминал!

Текущий генеральный курс – прямая до Саратова. Ветер 2 – 3 м/с, курса бакштаг и фордак – типа почти попутный. Туч нет, ляпота! Если ветер не изменит своё направление, то это будет наградой за все мои прошлые мучения.

До Саратова было километров сорок.

Встречно, под мотором, проходил рыбак: его лодка была вся обставлена удилищами. Я, как и всем, махнул ему рукой , он подрулил и, увидев мои шверцы, спросил не троллингом ли я иду. Я рассмеялся и ответил: «Не троллингом, а парусом».

Справа судовой ход ограничивала группа островов, рядом с которыми я и держался.

В 9 утра решил, что надо поесть.  Встречающиеся места на берегу с проходами через заросли травы  были заселены. Я решил не искать свободное место, и остановился у очередного обжитого прохода.

Лагерь, у которого я встал, был пуст. Правда, дальше ауканья я не пошёл, решив, что жители могут неправильно понять моё чрезмерное любопытство.

Сварив себе суп и насытившись, я продолжил свой сплав.

К середине дня раздуло порывисто сильно.

В 13 часов я был уже у первого Саратовского моста.

За мостом – большая вода. Судовой ход уходил резко влево, а прямо простиралось царство островов, путь между которыми был значительно короче пути по судовому ходу. И конечно же я поддался этому соблазну… Однако всё водное пространство между островами оказалось заросшим водорослями. Возможно, что проходы там есть, но мне они были неизвестны.

Кое-как выбравшись из «саргассова болота» на судовой ход, я продолжил движение по маршруту.

При подходе ко второму мосту ветер стал гораздо сильнее и  противно порывистым. Перед вторым мостом слева показался пляж. Ветер был навальным и я держался поближе к берегу, чтобы при необходимости можно было бы быстро выброситься на песок.

Однако за мостом песок берега сменила длинная (900 м) бетонная причальная стенка, на которую меня упорно наваливал шквалистый ветер.

Чтобы двигаться вперёд надо было держать парус набитым, но тогда можно было сломать мачту. А при растравленном парусе лодка дрейфовала на стенку. Да и крутая волна уже не раз забрасывала воду со своих верхушек в мою лодку. Мне стало как-то нехорошо – я испугался…

Однако всё обошлось. За стенкой показалась протока, в которую я благополучно зарулил и встал в заливчике острова, присоседившись к стоящему здесь катеру с молодыми влюблёнными. Было тихо и покойно и не верилось, что всего полчаса назад я не знал, что будет сию минуту.

Было около пяти часов вечера. Я стал приводить в порядок своё судно. Сготовил ужин, и как стало темнеть, весьма уставший, решил пораньше лечь спать.

Здесь, я думаю, следует рассказать о размещении вещей на моей лодке и конструкции каркасного тента-палатки.

Все вещи, и прежде всего продукты, всегда размещались в носовой части лодки в двух ящиках, установленных в склеенном из баннерной ткани форпике. Он ограничивал пространство размещения вещей. Используемая единственная банка (сидушка) в походном состоянии была в кормовой части лодки и под ней стояла сумка с аппаратурой. При ночёвках банка перемещалась в носовую часть, к форпику, а сумка с аппаратурой перемещалась на банку.


В этом сплаве впервые использовался вкладыш из аирдека. Днём – это было надувное дно высокого давления, а на ночь воздух стравливался, и он становился мягким спальным матрасом.

Каркасный тент-палатка состоит из трёх частей: двух устанавливаемых - задней и передней, и третьей - соединяющей их накидки. Задняя часть с одной дугой, устанавливается за один приём. Для установки передней части надо сначала установить средние дуги, а затем накрыть их тканью.



Накидка крепится на липучках.

Для соединения каркасных секций используются трубчатые элементы. Они несколько ограничивают стрелу прогиба верхних секций и при надавливании на секцию рукой она расщепляется. Запасных секций не было. Расщеплённые секции обматывал скотчем.

За шестой день прошёл 56 км., спасибо попутному ветру, а с начала сплава, за шесть дней, пройдено 162 км.


Суббота 18 июля – седьмой день сплава

Проснулся, как стало сереть, а вышел на маршрут в 3:45 – новый рекорд!

Вышел на гребке и стал ждать рассвета и ветра. Небо было ясным, но по прогнозу в конце дня, ожидались дожди.

К пяти утра стало поддувать и, конечно же, это опять был встречно. Водное пространство было широким, и ветер быстро нагнал волну.

К семи утра был на месте стоянки нефтеналивных судов, ожидающих погрузки у железнодорожного моста, что  у посёлка Увек. Здесь загружался в этом году и мой сват, который капитанит на танкере типа река-море, с которым у меня ещё будет встреча.

Мост прошёл в 8:30. Впереди меня было большое водное пространство с множеством островов. После его прохождения судовой ход, а значит и русло Волги, прижимался к правому высокому берегу, держаться вдоль которого было гораздо проще. Однако до берега надо было ещё дойти, и я всеми силами давил в себе желание пройти между островов для сокращения маршрута. Разум победил.

Часов в 10 я пристал к берегу одного из правых островов для перекуса. Пока готовил еду ко мне подошел один из соседней отдыхающей группы, стал интересоваться реализацией парусного вооружения на лодке «Казанка» и я ему посоветовал приобрести парус Катайнена.

Дальше судовой ход поворачивал направо, а ветер скисал. Так как это был субботний день, то на воде было много различных лодок с отдыхающими людьми, в том числе и достаточно необычные.

Течение проносило меня мимо лодок с рыбаками и рыбаки одной из лодок угостили меня рыбой, которую мне удалось у них взять. Ранее, из-за сильного верна или течения, мне не удавалось подойти к лодкам с щедрыми рыбаками.


Небо хмурилось, начинал покапывать дождик. Впереди облачность густела, и я решил переждать дождь на левом острове, присоседившись к компании отдыхающих.

Пока возился с лодкой меня «доставали» дети (девчонки) отдыхающих. Закрывая лодку тентом, я подумал, что тент надо установить на постоянной основе для оперативного его использования для защиты не только от дождя, но и от брызг волн при острых курсах.

Прошёл небольшой дождь, и стало прохладно. В пятом часу пополудни я опять вышел на маршрут.

До берега было ещё не близко, а там опять поливал дождь. Прогноз сбывался.

Из под тучи как всегда поддуло встречным ветром, был конец  дня, и надо было, во что бы то ни стало, добраться до высокого берега.

Находясь недалеко от берега, у бакенов судового хода, я сменил левый – проигрышный для генерального курса галс, на правый – более выгодный, идущий практически параллельно берегу. Ну очень хотелось пройти как можно дальше по маршруту…

Справа у  меня был судовой ход и желанный берег, а слева – водный простор мелководья заросшего водорослями, в которые я и въехал… Пришлось поднять шверцы, при этом ветер с берега стал сносить мою неуправляемую лодку в заросший водорослями водный простор. Быстро убрать шверцы и поставить вёсла было невозможно… На душе стало до противного тоскливо.

Вечерело. Снизу по реке подходила большая грозовая туча, под которую я, безусловно, попадал. Ветер перед грозой притих и я, изо всех сил работая одним гребком и громко ругаясь, поминая всех, в том числе и мать, с трудом выгреб в водную прогалину и через неё кое как добрался до чистой воды.

Снизу задуло из-под тучи, и я спешно направил лодку к стоящей на берегу пристани. Судьба опять надо мной сжалилась. Я до грозы успел добраться до причала пристани, вытащить лодку и убрать парус. Однако накрывал лодку тентом и залезал под него я уже при первых каплях грозы.

Пристанью была затопленная баржа, на которой был сооружён причал для ОМок, перевозивших людей между береговыми санаториями и городом Саратов. Следующий снимок сделан из-под тента, под которым я находился, когда гроза была уже на исходе.

После грозы небо было обложено тучами, моросил мелкий дождь и конца ему не ожидалось. Я перевёл лодку под причал и вытащил её под его крышу. Дуло вдоль берега – сквозило, но не капало.

Шёл восьмой час вечера. Темнело.  Пристань имела большой и неудобный наклон. Я поспешил поставить каркасный тент, чтобы спрятаться от сквозившего ветра.

Надо было ужинать, а тут еще свежая рыба. Выкинуть её я не мог – «душила жаба», да и хотелось разнообразить своё питание. Рыбу варил при свете фонарика, укрывая горелку от ветра и конечно же переварил. Ел без удовольствия, в полумраке (как Райкин в гробнице греческого зала), что-то съел, а что-то выкинул.

В этот вечер я лишился запасного баллона с питьевой водой. На начало сплава у меня было два пятилитровых баллона с питьевой водой. Один я израсходовал и пользовался им для забора воды вдали от берега, которую использовал только после кипячения. А другой был запасным, на случай днёвки в балках водохранилища с цветущей водой. Потеря была глупой, обидной, но не смертельной.

За седьмой день прошёл всего 30 км., а сначала сплава, за семь дней, - 192 км.


Воскресенье 19 июля – восьмой день сплава

Привычно обычный подъём до рассвета. Пасмурно, морось. Не задерживаясь на завтраки стартанул. При старте дул слабый северный, а значит попутный, ветер.  

Было весьма прохладно, и я одел на себя весь запас одежды.

Продвигаться у берега мешали заросли водорослей, а на судовом ходе встречались и плавающие сгустки водорослей, а это требовало дополнительного внимания.

Часам к восьми попутный раздул до 4 – 5 м/с и так дуло практически весь день. Это был второй день из восьми дней сплава, когда с утра до вечера всё время дуло и только попутно.  Настроение радостное, душа поёт, в том числе и вслух.

В одиночестве песни поются самые разнообразные до неожиданности. Однажды часа два повторял строки из одного куплета песни «Вставай страна огромная». Нередко вспоминал и «Бабку-любку» - душе не прикажешь!

Около девяти утра позвонил из Волжского знакомый мясник и предложил сейчас прийти на рынок, так как у него есть хорошая свининка… Эх, сейчас бы я от жареной свининки, да с картошечкой, да с салатиком, да с запотевшей рюмочкой, ну ни за чтоб не отказался! Однако восемь дней уже ни грамма во рту…

При попутном ветре успеваешь разглядеть береговые красоты, всякие особенности и необычности.

Ну чем не красота!

Эта береговая необычность ассоциировала у меня с высеченными из скалы фигурами отряда красноармейцев.

А это, ну чем не барельеф головы! А деревья  и кусты, зацепившиеся на отвесном склоне…

А вот впереди домик в обрыве…


А этот обрыв, под которым я пережидал грозу – ну чем не стена красного гранита!

И подобных нежданчиков достаточно много, если приглядываться к окружающему.

В этот день я проскочил аж до села Золотое. Согласно приданию в этом селе расплачивались с бурлаками за их тяжкий труд – отсюда и название.

Село находится за мысом, где река поворачивает направо. На мысу – посёлок с названием Дубовка. Но это Дубовка Саратовской области.

От этого мыса судовой ход начинают указывать не бакены, а судовые знаки.  Эти знаки имеют порядковую нумерацию, которая начинается от порта г. Волжский, а расстояние между ними – три км. Теперь можно точно знать, сколько ещё идти до дома! У мыса знак с номером 92.

На ночь встал рано, в пятом часу вечера в заливе Морозовский на береговой полосе из галечника.

Галечная береговая полоса состоит как бы из горизонтальных плоских ступенек, вдоль которых можно практически горизонтально разместить надувнушку. Прошлый дождливый день обусловил необходимость просушки всех вещей и самой лодки, что я выполнил в этот солнечный и ветреный вечер.

Несмотря на раннее завершение дневного маршрута, я за восьмой день прошёл 72 км. Это было рекордное дневное расстояние. Вот что значит хороший и постоянный попутный ветер!

С начала сплава, за восемь дней, пройдено 264 км., или больше половины маршрута.


Понедельник 20 июля – девятый день сплава

Встал как обычно до рассвета. Ночёвка была отличной. Я впервые спал под бескаркасным тентом. Ночью любовался звёздным небом!

Убрался, подготовился к отплытию, сфотографировал восход и с удовольствием, за многие дни плавания, позавтракал остатками от ужина.

Надо отметить, что вечером аппетита, как правило, нет. Сказывается усталость и иное. А утром - просто нападает жор…

То, что на старых картах судоходного хода называется заливом Морозовский, сегодня обычный затон, заросший водорослями. Практически все небольшие заливы и балки обмелели и заросли. При подходе к берегу надо быть очень внимательным. Даже у обрывистого берега всегда есть линия водорослей.

Было небольшое послерассветное дутьё, и мне удалось выйти на судовой ход, а затем ветер скис. Я находился в начале большого изгиба, как берега, так и судового хода, - лукоречья, и соблазн пойти по хорде был очень велик. А тут ещё рыбаки на лодке подтвердили, мол, конечно надо срезать. И я, задавив разум, при слабом встречном ветре двинулся сокращать маршрут.

Надо понимать, что водоросли есть видимые – их вершки возвышаются над поверхностью воды, и невидимые на поверхности. Так вот, здесь всё было «засеяно» невидимыми водорослями.

Хорошо, что был весьма слабый ветер и каждый раз натыкаясь на очередные заросли я отворачивал к судовому ходу. Долгое время двигался, как мне казалось, погранице зарослей, однако, в конце концов, въехал в очередной раз в эти «саргассы» основательно, я плюнул на попытку сократить маршрут и направился к берегу на судовой ход.

В этом месте кормилось много водоплавающей дичи. Наверное, бакланы.

У берега слабо дул встречный и 14:30 я «подползал» к посёлку Нижняя Банновка. Она была за знаком с номером 80. До дома оставалось 240 км.

За заливом посёлка профессиональный рыбак одарил меня рыбой на уху.

Здесь начинались красивейшие места водохранилища: урочище Белая гора, гора Скоробогатов, гора Андрианова и разделяющие их овраги.


Вечерело. Слабый встречный ветер не воодушевлял. Я решил закончить маршрут пораньше и спокойно заняться ухой. На берег вытащился около 17 часов.

Место было замечательным. Очевидно, что здесь был чей-то базовый лагерь: имелись стационарные постройки и запасы чурбаков на дрова.

Я приготовил уху с рисом – рыба была очень жирной, и с удовольствием поужинал.


Вечером закрапал мелкий дождь, и на ночь пришлось ставить каркасный тент.

За девятый день я прошёл всего 20 км. Я уже перестал болезненно реагировать на свои неудачи при прохождении маршрута, ибо понял, что всё зависит от погоды, изменить которую не в моих силах. С начала сплава, за девять дней, пройдено 284 км.


Вторник 21 июля – десятый день сплава

На маршрут вышел в шесть часов. Ветер был небольшой, но чисто западный, с правого гористого берега – «горыныч», и держаться на текущем курсе можно было одним правым галсом.

Около девяти часов у залива Даниловка, где стоит знак с номером 74, я пересёк границу между Саратовской и Волгоградской областью. На душе стало радостнее, о чём и сообщил жене по телефону, а до дома оставалось 222 км.

По полудню на меня накатили две крейсерских яхты. Они спешили в Волжский, где, как я позже узнал, в субботу 25 июля был дан старт гонки «Кубок Волгоградского моря».

Пожелав мне удачи, они стали быстро  удаляться и скрылись за очередным выступом берега.

У посёлка Щербаковка с берега как-то быстро стала наваливать грозовая туча. До первых капель я успел выброситься на узкую полоску суши под отвесным береговым обрывом, где и пережидал дождь больше часа, накрывшись в лодке тентом. Удобства было мало, зато сухо.

После грозы ветер сменился на встречный, и за поворотом у посёлка Бутовка, я решил искать место для стоянки.

Согласно карте за поворотом через восемь километров должен быть большой залив – убежище Галка.

В прошлом году, в разговоре  о подготовки плавания до Саратова, мой собеседник, бывалый яхтсмен, очень рекомендовал мне остановиться в балке, со странным названием Другалка. Она была чуть ниже по руслу реки упомянутого убежища Галка, и по описанию очень красивая и удобная для стоянки. И вот судьба дарит мне возможность её увидеть.

В шесть часов вечера нос моей лодки уткнулся в галечный берег Другалки. Место  было действительно  хорошим. Узкий, но глубокий вход, берега которого хорошо защищали балку от волн даже при сильном навальном ветре.

Не спеша сделал привычные дела и ещё засветло стал устраиваться на ночлег.

Так как больше половины пути я уже прошёл и накопленный опыт позволял верить, что сплав безусловно должен завершиться в Волжском, я решил дать знать о себе моим друзьям.

Самым важным был звонок моему гуру в парусном спорте Зябкину Владимиру Ильичу.

Ещё в начале 70 годов, когда в заливе Волжского речного порта на мертвяках стояло всего четыре  килевых яхты, а о яхт клубе даже и не мечтали, я под его командованием на яхте класса «Дракон», осваивал как азы, так и премудрости парусного спорта. Было много соревнований и плаваний, в которых я с ним участвовал.  Именно он подарил мне парус от детской спортивной лодки класса «Оптимист», который шесть лет назад я впервые пристроил на тогда ещё резинотканевую надувнушку и «заболел» с тех пор одиночным плаваньем под парусом.

Сегодня ему за 80, он, конечно же, знал о маршруте этого сплава и мой звонок, и рассказ об уже содеянном, был для него, безусловно, интересен.

За десятый день было пройдено хороших 46 км., а с начала сплава, за десять дней, - 330 км.


Среда 22 июля – одиннадцатый день сплава

Рассвет проспал – встал в 4:30. Отоспался, и надеюсь, что днём не буду клевать носом.

Ночью было, наверное, очень прохладно, так как утром упала сильная роса. Моё укрытие было очень мокрым как снаружи, так и изнутри от конденсата. Надо было хоть немного подсушиться.

Ветром тянуло из балки, и это был хороший признак.

Завтрак, последние снимки на берегу красивой Другалки, а впереди, по плану, город  Камышин.



Ветер почти попутный (пока) текущему генеральному курсу. Прошёл Нижнюю Добринку. Впереди был Ураковский бугор – мыс с крутым поворотом берега направо.

Здесь маленькое отступление. 

Когда мы с женой, Наташей, были просто знакомы, то с ней и её подругой на «драконе» «гуляли» по водохранилищу, и в одной, очень красивой балке, праздновали её день рождения.  У меня была тайное желание найти эту балку и привезти жене фотографии настоящего её вида… Полный наивняк, ибо прошло уже более сорока лет! Однако идея фикс существовала, и я думал, что если идти близко к берегу, заглядывая в каждую балку, то я обязательно найду то, что ищу. И почему-то я решил, что сорок лет назад мы в своём гулянии дошли до Ураковского бугра, и что начинать искать вожделенную балку нашей молодости надо отсюда…

За поворотом берега судовой ход не поворачивал, а шёл прямо на Камышин. У берега было мелко, ветер стал чисто встречным, и опять эти ненавистные заросли водорослей.

И вообще, вид берега мне ничего не напоминал. Дело в том, что я достаточно много ходил по водохранилищу, и береговая линия мне была достаточно известна. Здесь было большое лукоречье, в глубине которого находилось  первое по курсу село Дубовка в Волгоградской области. Я понял, что при встречном ветре, облизывая берег, мне в этот день не дойти до Камышина. Печально вздохнув и махнув на свою идею поиска балки, нашей с женой юности, я направил лодку на судовой ход и одним галсом двинулся к моей текущей цели.

В 15 часов город Камышин был у меня на траверзе.

Увалившись немного влево, я, почти за попутным, стал двигаться вдоль берега. Впереди были известные места, которые я проходил четыре года назад при сплаве от села Николаевка, что напротив Камышина, до Волжского.

Ветер скисал, и к концу дня вообще обезветрило. Я хотел остановиться на ночлег на мысе берега в начале залива Вихлянцево. В этом месте на обрывистом берегу был брошенный дачный массив «Сестрёнки».

В шесть часов вечера я встал на ночёвку и стал заниматься обычными делами.

Полоса галечника была небольшой и сильно загаженной.

Вдруг, откуда-то появился посетитель - мужчина моего возраста, в шортах, в расстёгнутой распашонке, на ногах которого были чуни из валенок. Познакомились, зовут Георгий. Оказалось, что над обрывом у него дача, которой уже 40 лет, а спустился он по съёмной лестнице. Разговор за жизнь. Наверное, я ему понравился, потому что он поднялся к себе и принёс полведра помидор и огурцов.

За одиннадцатый день было пройдено плановое расстояние в 51 км., а с начала сплава - 381 км.


Четверг 23 июля – двенадцатый день сплава

Проснулся, когда солнце уже взошло – на смартфоне было пять утра.

Позавтракал изобилием свежих и вкусных помидор со сладкими огурцами, заедая ими хлеб и сайру. Поддувал встречный, но у берега было тихо.

Подошел попрощаться мой новый знакомый, и я решил задарить ему растворимым кофе, из упаковки которого я использовал всего три чайных ложки. Он очень засмущался и принёс ещё полведра овощей.

Дул не чисто встречный, а немного с берега. Поэтому правый галс был почти по генеральному курсу с дрейфом в сторону судового хода. Левый галс, которым надо было двигаясь по направлению к берегу, чтобы набирать высоты (контриться), для текущего курса, был проигрышный, так как мой галсовый угол был 110-120 угловых градусов и я, набирая высоту, смещался назад.

К этому дню возникли проблемы с подзарядкой смартфона Lumia 520. Он меня очень выручил. Всё фото и видео снято им. А также интернет, навигация, карты и селфи – это всё его услуги. Все манипулирования выполнялись одной свободной рукой. Так как стоимость его невысокая, я его особенно и не берёг. Перестал помещать его в защитный чехол и валялся он у меня «голенький» в общей сумке со всеми причиндалами.

Днём раздуло. Отвальный от берега ветер был очень порывистым, а может даже и шквальным. Затишья на 10 – 15 минут сменялись очень сильными кручёными порывами с берега минут на 15 - 20, который надо было не прозевать. Два раза лодка чуть было не лёгла. Напряжение было предельным. К тому же судовой ход, у Антиповки и дальше за ней, проходит очень близко к берегу, а сам берег изобилует впадинами.

Часто контриться не хотелось, и если судов не было, я шёл по судовому ходу или сваливался за него.

Около 12 часов впереди появилась встречное судно, и я решил «не дёргать тигра за усы» и отвернул к берегу, чтобы в очередной раз подконтриться. На траверзе маршрута был залив.

Обернувшись, я увидел, что судно движется прямо на меня, хотя моё плавсредство было явно вне судового хода. Всё было очень странно и непонятно. Вдруг я услышал, что с судна, по громкоговорящей связи, ко мне обращаются по имени и отчеству…  В голове пронесся вихрь разных причин этого события. Однако всё оказалось просто. Это была нефтеналивка серии «Волга-флот»,  на которой капитанил мой сват. Он шёл в Саратов к Увеку на загрузку мазутом.

Сват спросил, не нужна ли мне помощь и предложил «отметить» встречу. Помощь мне была не нужна, а от «отмечивания»  встречи наших судов, я «мужественно» отказался и мы разошлись каждый своим курсом.

К вечеру, конечно же, как всегда, ветер поутих, и я, уставший, решил встать в заливе села Караваинка, что на траверзе знака с номером 35. До дома оставалось 105 км.

В балке, к моему удивлению, обрывы левого берега были песчаными.

За двенадцатый день было пройдено всего 35 км., а с начала сплава - 416 км.


Пятница 24 июля – тринадцатый день сплава

В пять утра я был уже на маршруте, имея большое желание за два дня дойти до Волжского.

По прогнозу ветер должен быть слабый северный, а это значит - попутный. А раз слабый – значит можно и надо ставить второй парус - спинакер. Нести два паруса одному человеку достаточно сложно, а тем более, если и ветер слабый. При этом необходима возможность фиксации положения руля, на что у меня была специальное приспособление.

Спинакер я нёс больше получаса, пока ветер окончательно не скис.

В это время года водохранилище изобиловало мелкой сельдью-черноспинкой. Её косяки то и дело устраивали недалеко от моей лодки охоту на малька, которую сопровождали стаи чаек. Снять фото – весьма сложно, только вырезать подходящий кадр из видео.

К двум часам дня, за убежищем и посёлком Горный Балыклей, ветер полностью скис. Всплыли синезелёные водоросли, образуя на поверхности воды болотную ряску с соответствующим запахом.

Дневная температура заметно возросла, стало хотеться пить. Одной литровой бутылки чая на день не хватило. Хотя до Саратова я днём практически не испытывал дневной жажды и мой традиционный двухлитровый запас чая использовался при ужинах и завтраках.

И так с кисляками переменного направления я к вечеру докатил до Горной Пролейки, пройдя за день 44 км., а с начала сплава – 460 км.


Суббота 25 июля – четырнадцатый день сплава

Это был психологически один из самых тяжёлых дней сплава.

Ранее утро – полный штиль.

По метеопрогнозу до обеда ветер встречный, после обеда – попутный. Вроде всё замечательно.

Полный штиль, голова и руки свободные, условия для селфи идеальные.

В восемь часов потянул встречный, который к десяти часам нагнал хорошую волну и стал противно порывистым. Даже движение вдоль берега не приносило желаемого результата.

До дома оставалось всего ничего, и впервые возникла мысль продолжить движение на вёслах.

Пристал к берегу в небольшой бухточке и решил проверить метеопрогноз. Смартфон упорно твердил, что сейчас начнётся попутный северный, но вся окружающая обстановка этого не предвещала. Небо было чистым, а рябь волны от ветра  была от горизонта вверх, до горизонта вниз по водохранилищу. Но человеку свойственно верить в желаемое предсказание и при очередном затишье, я решил,  что ну вот и началось…Оттолкнул от берега лодку и до самого вечера я боролся с противным встречным ветром и волнами!

У залива Горноводяное ветер стал скисать. Была суббота и в заросшем водорослями и травой заливе «резвились» моторные лодки. У одного из отдыхающих на гидроцикле моё плавсредство вызвало интерес и мне пришлось отвечать на вопросы.

За заливом, работая уже гребком, я присмотрел небольшую балочку, которая была занята отдыхающими. Узнав, что ночевать они здесь не собираются, я присоседился и стал ожидать, неторопливо делая обыденное. Было пять часов вечера, а настроение – весьма не очень.

Я присоседился к достаточно большой компании, которая приехала сюда на катере с буксируемым надувным плавсредством катамаранного типа. Это был очень необычный девайс, который лучше всего увидеть. На его корме находилась «ватрушка» для буксировочных развлечений. Основная масса отдыхающих – человек 15, транспортировалась  на этом катамаране.

Собственником всего этого добра была семья военнослужащих. Причём он - муж и отец двух детей служил под Саратовом, а жена - мать этих двух его детей – служила в Краснознаменске в Астраханской области.

Супруги оказались людьми очень отзывчивыми и компанейскими. Все остальные – это их знакомые, проживающие в посёлке Оленье, что дальше по моему маршруту, и они готовы были туда меня отбуксировать.

Меня снабдили меня чистой водой, чёрным хлебом, мы распрощались, и они пошли в Оленье.

От встречи у меня остались тёплые чувства, как и опускающийся в балку вечер. Недовольство днём потихоньку проходило, я впервые за всё время я хорошо весь помылся и в благодушном настроении стал смотреть прогноз погоды на завтра. Обещали за 30 градусов при ветре в 2 м/с постоянного северо-восточного направления! Ну и что, что слабый, так он же постоянно попутный!

До финиша было 48 км, а значит, в конце дня, я, безусловно, должен быть дома.

Неспеша приготовил свой последний ужин, с помидорами и огурцами от Георгия, а когда стемнело, лёг в лодку и стал любоваться звёздным небом.

За этот четырнадцатый  день сплава, я прошёл всего 17 км, а с начала сплава – 477 км.


Воскресенье 26 июля – пятнадцатый и последний день сплава

Утро, восход, и уже дует обещанный северо-восточный. Я сегодня буду дома!

Цепляюсь за знаки и иду самым коротким маршрутом – иду по судовому ходу.

Тринадцатый знак – у меня на траверзе Оленье. Через полчаса уже и двенадцатый – средняя скорость 6 км/час. Только бы не ослаб ветер!

Перед  заливом Дубовка общение с экипажем яхты, вышедшим на утреннею рыбалку.

Они сообщили, что вчера, в субботу, в Волжском порту был дан старт крейсерской гонки, первый этап который заканчивался в Дубовке, где яхты сейчас стоят после ночёвки  ожидая очередного старта.

В 9:30 я подошёл к стоящей на якоре у выхода из залива Дубовка судейской яхте и пообщался с судейской «коллекцией». Старт был назначен на 10 часов, но я не стал ждать начала этапа гонки и попрощался, пожелав успеха в проведении гонки.

Ну вот и знак номер один, последний! Впереди отчётливо видна Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС, а также входные маяки территории Волжского аванпорта.

Сделаны последние звонки жене, детям и друзьям. Сделано последнее селфи.


В 14:30 на родном берегу первыми меня встречают внук и супруга.

Ну, вот и всё! Я на берегу среди моих родных и любимых!

За последний, пятнадцатый  день сплава, пройдено 50 км, а с начала сплава - маршрут протяжённостью в 527 км.


Заключение.

За 15 дней было пройдено более 500 км, при средней скорости 35 км/сутки.

Всего лишь три дня был устойчиво попутный ветер, но, тем не менее, на всём маршруте движителем моей лодки был только парус в 3,5 кв. метра.

Ночёвка в лодке достаточно комфортна, но для лучшего удобства нужна лодка длиной более трёх метров.

Лодка достаточно мореходка: хорошо всходит на встречную волну и принимает кормовую волну. Однако удары волны о дно носа при острых курсах значительно уменьшают скорость хода. Нужен штевневой нос.

Вкладыш из аирдека безусловно штука удобная, как и выделенный форпик. Однако форпик затрудняет манипуляции с установленной на носовой части баллона мачтой и парусом.

Приобретённый опыт обусловил новые желания и планы.

Небольшой ролик с видеосюжетами можно посмотреть по следующей ссылке.

С автором можно связаться по адресу artch48(at)mail.ru или через социальные интернет-сети