Авантюра, или путешествие оптимистов

Алексей Зубов

(AlexZubov в кают-компании КиЯ).

Авантюра, или путешествие оптимистов

Рассказ о перегоне яхты Neptun 26
 из Vaasa, Финляндия, в Мартышкино, Ломоносов, Спб.

Пессимист – это хорошо информированный оптимист.
(Кто-то из умных…)

Поиск

Финский залив мелкий. Не глубокий. В прибрежной части.

Маркизова лужа еще мельче (Это название в честь Маркиза, при котором плавания флота осуществлялись не дальше Кронштадта). Особенно в южной части.

Но ходить хочется с комфортом.

Но мелко…

Исходные условия:

Исходя из вышеизложенного, речь шла о крейсерской яхте… типа швербот (или швертбот?В русской морской традиции термин произносится «швербот» - Вики)

Сложнее всего было найти подходящие модели яхт.

По году выпуска и по стоимости были выбраны HUNTER 23-26, Neptun 22.

HUNTER при ближайшем рассмотрении оказался яхтой, прекрасно приспособленной для прогулок в теплых краях. Но их в Европе просто мало. Наиболее массовыми оказались яхты Neptun. Их продают в основном в Германии.

После долгих поисков, совершенно случайно, нашел Neptun, да еще 26, да еще с дизелем. Да еще и в Финке…

Сразу списался с продавцом. Пока собирался… Через неделю позвонил, договориться о времени продажи. Повезло, сознательный продавец оказался. Говорит, из соседнего городка покупатель звонил, тоже готов купить. Ну, я вроде раньше договаривался, обещал мне отдать.

Теперь о подготовке.

  1. Права. В Финляндии для управления маломерным судном достаточно… водительских прав. Считается, что ты машиной управляешь, и поэтому компетентен.
  2. Страховка. Это один из основных документов, причем довольно дорогой. От 400 е за неделю. Если брать за границей. В Питере сложно найти страховщика. Ну, опросом знакомых, нашел страховую, за 200 е. Сделал на 10 дней, потом немного сдвинулись сроки, подъехал, продлили на 2 месяца. Без доп. оплаты.
  3. Навигация. Основной навигатор – Ipad Air с программой iSailor. Закачана Балтика, Восточная. Резервный – Gamin 78s. Карты распечатал на офисном плоттере, телефон с определением координат.
  4. Еда, теплые вещи, инструменты, спасики.
  5. Прогноз погоды. Скачанные ГРИБы, прогнозы метеосайтов, наших, английских и финских позволили спрогнозировать отсутствие наличия экстремальных условий.

Выехали с напарником вечером, переночевали в Хамине у товарища, потом на его машине (свою оставили у него под окнами), через всю Финку поехали в Вассу, за лодкой. Где-то посреди дороги начал проверять документы, понял, что в машине оставил свой загран. паспорт. Обсудили ситуацию, пришли к выводу, что «Курица - не птица….», не возвращаться же теперь.

Где-то после обеда добрались до места. Посмотрели лодку. Продавцом оказался итальянец, он женился на финской девушке, ну и забирал ее с собой (В Италию, наверно). И продавал ненужное.

Лодка уже три года не спускалась. Стояла снаряженная, тут не заморачиваются со съемом мачты.

Подогнали 50 метровый кран, перекинули на воду.

Вроде не течет. Завели дизель, с полтычка. Шелестит. Залили полный бак. Попросили хозяина, тот съездил за импеллером, ремнем запасным. Заправил газовый баллон. Подписали договор, отдали деньги. ВСЕ!!!

Что приятно при покупке яхты за границей, ее отдают со всем, что есть. Какие-то игры для детей, система навигации с нетбуком, автопилот, рацию морскую переносную, простыни в упаковке…

Съездили, закупились недостающим в местный сельмаг. Когда приехали обратно, на пирсе – аншлаг. На пирсе стоят финны и предлагают посмотреть свои яхты. Зачем? Объясняют, мол, прошел слух, русские приехали, скупают яхты… Приглашают посмотреть, может понравится… Кризис, однако. Что делать, пообещали вернуться.

Поужинали, проложили маршрут. На выход в Ботнический залив, и дальше, с заходами в порты – убежища, до Аландских островов. Рюмочку на сон, и в койку. Встали в 3 ночи, утренний кофе, и в путь.

 

Выход из клуба, за боны. И вот, оказывается, вешки то без подсветки.

Ну, береговые огни опять-же в глаза лезут. Но навигатор – наше все. Фонарик – прожектор, и электронные карты позволяют четко проходить все узкости. Смотришь на карте вешку, потом фонариком ее вживую. Не сбились с маршрута, все навигационные знаки на месте, спасибо финнам.

Вышли  к 8 утра на чистую воду.

Погода – шепчет, сильный ветер, в корму, правая улитка. Холодно. Поставили стаксель, через час поняли, что погорячились, поменяли на триксель. Идем. Вахты по 4 часа. Холодно. Волна сзади накатывает, на уровне краспицы, глиссируем, уворачиваемся от гребня, красота. Запустили двигатель на малых, для устойчивости и компенсации работы автопилота. Включили автопилот. Держит, яхточка маленькая, маневренность прекрасная, обратная связь, инерция – все компенсируется. Красота.

18-00 Ветер не стихает, усиливается. Надо принимать решение – идти к берегу, или дальше. К берегу пробираться – часа 3, потом столько же выходить. Пошли дальше. Начали стоять вахту по 2 часа, холодно, ветер. Продирает до костей. Ну и за волнами следить, за автопилотом, несколько раз срывало с курса.

Утро такое же безрадостное. Пока готовил завтрак, так налетался по каюте, как-то и есть расхотелось.

14-30 Заходим в Аландский архипелаг. Какой ветер? Какие волны? Слабый ветерок, солнышко пригревает. Сказка.

Итого: Переход Вааса-Аланды, 1день, 10 часов. Максимальная скорость – 11,2 узла, ну это на волне, средняя – 5,2 уз. Порадовал дизель, вышли на спокойную воду – долили 10 л. ВСЕГО! Работал больше суток. Yanmar, 1-цилиндровый, это фантастика.

Поставили геную, больше для красоты. Вначале вроде ветерок был, потом лавировка началась, решили не пижонить, геную убрали, стаксель и дизель, автопилот. Солнышко пригревает. Хорошо.

Красота кругом, острова рядом,  рукой дотронься.

  

      

 

Маршрут проложен по фарватеру, кажется, что надо? Но ведь у нас компромисс! Осадка всего 0,6, с поднятым килем. Можно и срезать. Ага, срезали. На скорости 5 узлов удар, летим вперед (Команда), лодка стоит, дизель остановился, масляное пятно… Осмотрелись, вроде все ок. Отвлекся на чайку, а автопилот ведет прямо. Кругом вода. Че в карту то смотреть? Ну, разделся, вышел на воду. Каменная грядка, стою, по щиколотку. И лодка рядом стоит. Начал раскачивать с воды, напарник бегает по лодке, с борта на борт. Минут через 20 столкнули. Пятно, видимо от бака, через вентиляцию плеснуло. Завелись, пошли дальше. По фарватеру.

Смеркалось. Нашли стоянку, завернули в бухточку. У пирса яхт и катеров, штук шесть. Отошли на другой край, кинули якорь. Поужинали и спать.

Утром в 6 часов вышли со стоянки. К ночи архипелаг закончился.

Какие впечатления от Аландов? Лето на Севере короткое. Поэтому такое впечатление, что вся Финляндия здесь. Яхты, катера идут одна за одной. Дистанция метров 70. Сплошной поток. И все здороваются, общаются. Со стороны Ботнического залива яхт мало. Зато с моря – аншлаг. Просто праздник какой-то. Кстати, итальянец, у которого мы яхту покупали, когда нам показывал оборудование, все повторял, что это, и это, и это все покупал для похода на Аландские острова. Но вот, не получилось у него.

Ну, дальше неинтересно, штиль, тепло, дизель, автопилот. Идем между берегом и судовым ходом, чтоб никому не мешаться.

Днем наводим порядок, помывка палубы, загар, душ в кокпите. Курорт. Ветерок поднялся, парусим потихоньку. Идем в Хамину, там уже стоянка забронирована. Расслабились.

Смеркалось.

Перед развилкой на Хамину, со стороны берега летит катер. Полиция. Может не к нам? Мы никого не трогаем, паруса работают. Не, пролетают мимо, лихо разворачиваются, заходят с кормы, подходят на полметра, давайте документы. Ну, что делать. Отдали папочку, они отъехали, потом говорят, не, поехали к нам разбираться. Паспорта-то нет. Поехали. Картина маслом – гордо идем под парусом, 3 узла, нам спешить уже некуда, и они за нами в 10-15 метрах плетутся.

Дошли, парус сбросили, ошвартовались, у них закрытая территория, решетки, сетки кругом. Товарищ мой который местный, уже за воротами с паспортом стоит, мы с ним созвонились в море, даже полицейским трубку давали, но не поверили на слово.

Перевернули всю лодку, а что там? Бомж-пакеты, да тушенка. Как то даже и спиртного почти нет. Да запах.

Вобщем-то я их понимаю. Двое русских. Заходят с моря. Один без паспорта. Под шведским флагом (Почему-то на корме висел, ну и висел, может так надо?). Яхта куплена у итальянца. О чем есть расписка и договор такой, с ошибками. За наличку. Есть паспорт-регистрация на яхту, финская. Нет рег. номеров на борту. Пока шли, нашли в шкафчике комплект, видать хозяин не успел наклеить. Да, и еще, яхта куплена на дедушку из Выборга, это чтоб на растаможку в Питер не гнать.

Из плюсов, я так понимаю, есть страховка.

Пока проходит досмотр яхты, мне объясняют, что самое страшное - хождение под чужим флагом, штраф от 1500 е. Сразу после покупки надо Российский вешать. Заикнулся, что мол еще не растаможена, цыкнули сквозь зубы, мол, такие правила. Ну и сейчас еще что-нибудь найдем. Сижу, молчу, что права то качать?

Вылез досмотрщик с яхты, все ок, говорит. Пошли оформляться.

Вопрос – откуда идете?

– Из Вассы.

– Куда заходили?

– Никуда.

– Вы не поняли вопроса. Куда заходили, Стокгольм, Таллин, Хельсинки…

– Никуда, можем трек показать.

– Покажи.

Принес планшет, показал.

Посмотрели, поувеличивали, поцокали. Сфоткали на телефоны. Посмотрели в глаза. Посмотрели на яхту. Пошли совещаться.

Пришли. Говорят, пиши. Флаги купить, номера приклеить. Штраф за просроченный огнетушитель 30 е. И огнетушитель купить.

Все, переночуешь, и уматывай, и документы отдают.

Когда предъявить устранение?

Зачем предъявлять? Утром поедешь и купишь. Все.

С утра все исправили, купили, оплатили. Перешли в Хамину.

На гостевой причал.

Итого:

Выход – Вааса,- 11.07, 4-25

Приход - Хамина – 15.07.14-51

Дистанция – 428 м.м.

Переход Хамина – Выборг.

Обычный переход, главное – контроль погоды.

С финской стороны заход на о. Сантио. Там причал. Граница работает с 8 до 22.

На подходе можно позвонить. Телефон лучше уточнить на сайте http://www.raja.fi/ru/kontakty/vremia_raboty_pogranichnyh_punktov_propuska

Мы звонили, потом оказалось, не тот телефон, старый.

Бухта закрытая, только надо заходить точно по рекомендованному курсу. Говорят, камни. На пирсе видео-камеры, если даже ничего не делать, минут через 40 подъедут погранцы. Если пришел в нерабочее время, спокойно ночуй, утром оформят.

 

При переходе нашей границы сразу начинают вести Лебеди. У нас было две морские рации, iCOM, почему то ни одна не сработала. Через часа два после прохода границы мимо прошел катер с военными, спросил по рации, чего не отзываетесь, мы страшно удивились, «Вы же нас слышите?».

Тут и Лебеди прорезались. Не знаю, у них, у нас что-то со связью было, но не сильно ругались.

Выборг, таможня, переход в Питер.

Все получилось.

Надежная яхта, идеально управляемая, хорошо держит волну. Малая осадка. Туристский вариант.