Дневник похода по Байкалу в 2019 году

Первоисточник и обсуждение - см. форум "Под гиком".

Сергей Старцев

500 км по Байкалу на СК21М в 2019 году

(Можно щелкнуть для увеличения).

Подготовительные мероприятия

Покупка катамарана

Этот поход задумывался еще 15 лет назад. Команда и желание пойти на Байкал были в наличии, но опыт плаваний по таким водоемам и имеющаяся лодка (катамаран Альбатрос) - вызывали сомнения. Походы по Онежскому и Ладожскому озеру подтвердили опасения, что с Альбатросом могут быть проблемы. Его грузоподъемности и пространства на палубе не хватало для комфортного путешествия, также стали трескаться пластиковые соединения на центральной балке (кату уже под 30 лет).

Пришлось подбирать новый кат и ждать появления финансовых возможностей для его приобретения. Только в 2018 году все удалось осуществить. Был куплен новый Сибкат-21М. Катамаран был опробован в 2 недельном походе по Ладоге. По итогам ладожского похода, стало очевидно, что для комфортного путешествия (с учетом ненулевой вероятности ночных переходов и ночевок на борту) желательно иметь фанерную палубу вместо ПВХ трамплина и обязательно более мощный мотор (2лс ямахи явно не хватало), жесткие крепления спинок по бортам (а не на цепях как в оригинале).

Переделки катамарана

С друзьями (нас трое, ходим в совместные походы каждые 3..5 лет) запланировали поход по Байкалу на 3 недели в августе 2019 года. Исходя из этого были проведены подготовительные работы: куплен и обкатан новый мотор Mercury 5ML 2такт. с длинной ногой (75 т.р., вес 22 кг), куплена ламинированная фанера 9мм и из нее сделана разборная палуба (крепится к раме U-образными скобами М8, М10), сшито дно палатки в подмачтовую пирамиду из кордуры.

Листы фанеры стыковались через алюминиевый Н-образный профиль и чтобы не разъезжались в стороны стягивались пластиковыми хомутами (в походе их пришлось заменить на проволоку).

Также на выносной транец мотора сделали отбойник от воды из поликарбоната (в походе его оторвало, пришлось заменить на фанерный) - это обязательная доделка, без нее корму бы заливало водой при волне.

Навигация

На разных форумах и сайтах были собраны из отчетов водных туристов координаты стоянок и залиты в GPS навигатор. В основном это были стоянки байдарочников, которые шли большую байкалькую кругосветку. Эта информация местами очень пригодилась, так как позволяла планировать дневные переходы и экономила время на поиск места для ночевки.

В дополнение к навигатору Garmin c ТопоРоссия, были также подготовлены на ПК в SASPlanet геншатбовские километровки и залиты на телефон в OruxMaps. Была бумажная карта Байкала с прилегающими территориями и гид по интересным местам.

Погода

Мною было написано ПО, которое установил на домашний сервер (Raspberry), которое считывало прогноз погоды на ближайшие 5 дней с сайта windguru в районе п.Бугульдейка и передавало в виде SMS через GSM модем (SIM800) на телефонные номера всех опсосов (симки заранее купил). Как оказалось, на Байкале наиболее полно были представлены МТС и Tele2.

Транспорт

В мае 2019 были куплены «возвратные» билеты до Иркутска и обратно (96 т.р. на троих) авиакомпанией S7. Получилось, что с учетом дней прилета и отлета поход будет длиться с 4 по 25 августа. Лодку и снаряжение отправили деловыми линиями до терминала в Иркутске. Веc получился большой, так как друзья брали с собой гидрокостюмы, грузы (свинец 30 кг), снаряжение для подводного плавания с маской. Общий вес лодки и снаряги - 420 кг.

Доставка от дачи в ближнем подмосковье до Иркутска – 35т.р. (спойлер: отправка назад стоила в два раза дешевле!). Я заранее узнал, что терминал на выдачу работает круглосуточно все дни недели (прилетали в вск). Груз дошел за неделю и еще 5 днейлежал на складе, дожидаясь нас.

Микроавтобус (Toyota Hiace – далее Хайс) был заказан через авито. Особые сложноcти, очевидно, были с фанерой (размер самого большого листа 1200x2200). Я заранее сделал фотки всего груза, они пригодились для обсуждения с водителем возможности перевозки из Иркутска в Сахюрту в район паромной переправы. Как оказалось, микроавтобус на 14 мест был переделан внутри. Например, спинки всех сидений складывались, что позволило положить блок фанеры плашмя, а на него все баулы.

План похода

идея водной части похода была следующая: старт из Сахюрты, проход по малому морю вдоль западного берега о.Ольхон с заходом в самые известные места, проход через мыс Хобой, один..два дня проход вдоль восточного берега Ольхона и ожидание подходящей погоды и ветра для пересечения Байкала под парусом. Пересечение в Баргузинский залив, либо южнее в зависимости от ветра и волны. Затем проход на юг вдоль восточного побережья таким образом, чтобы сделать обратное пересечение Байкала в лесистую местность на западном побережье, и потом уже вдоль до Листвянки. Заранее скажу, что все удалось. Оба пересечения были под парусом (почти). Общий маршрут получился длиной 500 км.

Дневник

3..4 августа

Мы (я - Сергей, Павел, Андрей) встретились в аэропорту DME. С собой только ценные вещи (фото, видео, электроника) остальное было отправлено ранее. Вылет задержали на 30 мин. Прибыли в Иркутск 4 августа в 6.30 утра местного времени (разница с Мск -5 часов). Я боялся что будет много дыма, вокруг ведь горит 1.5 млн гектар леса. Но был только туман. В 7 утра пошел сильный дождь, шел с перерывами часа 3.

Подъехал Хайс, водитель Антон. Поехали в деловые линии, где нас ждал первый сюрприз. Оказалось что с 1 авг они изменили расписание работы. В выходные только с 9 до 18. Ну хоть так. Кроме наc ожидали открытия офиса еще человек 10 таких же туристов, в основном байдарочники. Мы приняли решение поехать за продуктами. Я заранее узнал, что самый большой гипермаркет в Иркутске это Абсолют, открывается в 8 утра. Мы были там первые покупатели.

Список продуктов был составлен заранее, набрали две полных тележки. Еды и спиртного ориентировочно на 10..12 дней - я знал что на маршруте будут магазины. Помимо провизии купили 3шт. 5л баклажки воды и сразу ее вылили – они пойдут на бензин.

Алкоголя набрали на 7 т.р. у них там спец отдел. Спросили кассира (мужчина - бурят) можно ли скидку, он достал из кармана карту лояльности и сумма стала меньше на 1 т.р.

Примерно так же получилось и с продуктами. Вместо 12 т.р. заплатили 10.5 т.р. Отличное начало.

Вернулись в ДЛ, отстояли очередь, получили свой груз. Надо сказать, он вызвал у окружающих уважение. По габаритам он был больше груза которые получали байдарочники в кол-ве 8 человек.

Погрузили под дождем в микроавтобус. Хайс был забит под завязку, я сидел впереди с водителем, ребята на первом ряду спиной ко мне. Все остальные сиденья были заняты грузом под потолок, под сиденьями пакеты с продуктами. Поехали в Сахюрту. Расстояние 300 км. Распогодилось, жара.

В п.Баяндай (это примерно половина пути) по рекомендации Антона отобедали в позной. Позы и суп бухлёр (бухлеор) – прекрасные образцы бурятской кухни, было очень вкусно, особенно после самолетной пайки. Наелись вперед на весь этот тяжелый день. Антон обедал вместе с нами салатиком, сказал, что его бы только на суп хватило, а мы еще и по 5 поз умяли.

На ближайшей АЗС заправили наши канистры 95 бензином. На АЗС нам разрешили наливать только в пластиковый доп.бак для мотора и стальную 10л канистру, а в 5л бутылки отказались. Пришлось бегать за пределы АЗС и переливать (заправочный пистолет мы не отдавали). Таким образом, купили 35л бензина (1л моторного масла было с собой из Москвы).

Дорога до Сахюрты асфальтовая, качество покрытия на 4. Навстречу машины непрерывным потоком – Иркутчане возвращаются с уикенда на Байкале. Легковушек и внедорожников 50/50. Была даже пара десятков немцев на фоне сотен японцев (тойота рулит).

Начались степные горы. Вид для меня необычный, как 3D рендер поверхности земли начинающим гейм-дизайнером. Горы высотой до 800м с мелкой, будто подстриженной/объеденной зеленой травой одинаковой высоты. Видели табуны лошадей от 3 до 20. Часть явно дикие. Видели стада коров, которые местами стояли прямо на дороге. Подъехалили с Сахюрте. Вот он Байкалушка!

Начали просмотр мест для сборки ката (сборка 5..6 часов) в бух.Базарной. У пристани для яхт и катеров не понравилось, место хорошее, но много людей на пляже. Решили подъехать к бухте левее паромной пристани. Там оказалось в самый раз. Песчаный пляж длиной около 600м, правда усыпан сухими коровьими лепешками (не пахнут), видимо по этой причине людей буквально 4 человека. Правда от дороги до уреза воды около 200м и обрывчик 2м от полотна дороги до грунта, сложновато…

Методом осмотра местности убедились, что Хайс вполне смог бы по грунту доехать до воды по дуге - там был спуск пологий, но путь нам преграждал шлагбаум паромного кармана для машин. Регулировщик паромного причала что-то говорил про экологию и что велено не пущать. Но доброе слово сделало свое дело. На 15 мин нас пустили под разгрузку.

Разгрузились, заплатили Антону 14 т.р. и чаевых 1 т.р. Договорились, что будем звонить нас забрать из Листвянки в 20х числах. Антон пожелал нам удачи, попросил фоток ката в вотсап и уехал. Времени около 14 часов. Погода отличная - ясная, воздух +21, ветер 2мс с порывами до 5мс.

Начали сборку. К нам иногда подходили люди – пассажиры с переправы. Фоткали процесс, задавали вопросы о путешествии. Китайцы, европейцы, русские, буряты. Вот такой контингент отдыхающих.


Когда все собрали (мачту пришлось дважды опускать и поднимать, все забывали про мелочи), cтало темнеть. В плане я хотел успеть уйти на Ольхон на первую ночевку еще до заката, но не получается. Стали накатывать сомнения, темно, места вообще не знаю, правда в GPS были заранее залиты точки реальных стоянок байдарочников. Но ведь не каждая для ката подойдет. Ближайшая в 6 км.

Предложил команде заночевать прямо здесь. Но голосование решило – идем. ОК – отходим в ночь. Почти штиль, волна мелкая. Фонарь на топ мачты, дергаем мотор, идем по GPS. Видны только контуры ольхонских гор, звезды и более ничего. Заходим в залив Хул, идем к точке. В 20м от берега осматриваем фонарями с лодки кромку в надежде найти пологий спуск с галькой или песком. Делаем пару продольных проходов вдоль берега по 100м. Нашли пляжик песочный. Чалимся. Вокруг трава, грунтовка в 20 м, деревянное строение типа ларька торгового, какие-то огни в метрах 500 кверху. Усталость огромная. Частично вытаскиваем на берег кат, привязываем носовой веревкой к большому камню. Делаю на плитке ужин из дошираков и сосисок, коньяк за начало путешествия и спать. Я сплю в лодочной палатке.

Стоянка B19-CAMP01 (около оз.Муху-Нур)

5 августа

Просыпаюсь около 7, не терпится узнать, где мы стоим.

Оказалось, горная степь. На километр вокруг пара деревьев. Вдали какая-то турбаза с маленькими домиками без забора. Пока завтракали и сортировали снарягу и продукты, к нам пару раз подходили отдыхающие. Вопросы стандартные, откуда и куда, как рыбалка. Надо сказать, что отношение у встреченных нами в походе было позитивное, доброжелательное, и даже восторженное («Ну вы красавцы!»), на протяжении всего путешествия.

Рядом с берегом, если перейти через гребень было небольшое озеро, с названием Муху-Нур. В нем купалось несколько человек с турбазы.

Паша покидал спиннинг, с рыбой пока пусто.


Выходим около 11 утра. Поставили парус. Выходим из бухты в Малое море. Ветер встречный северный, идем широкими галсами скорее от любопытства, чем по необходимости. От пожаров есть явная дымка, но запаха не чувствуется. Вода Байкала удивительного цвета – бирюзового. Кстати, местные Байкал называют Морем. Мы тоже так стали делать. За время перехода несколько раз над нами пролетал Бе-200, который брал воду из Байкала и тушил ею пожары в лесах неподалеку.

Решили посмотреть на буддийскую ступу на о.Огой. Пока чалились, к нам вплотную подошел МЧСный катер. Оказалось, тоже привез туристов (вот такая халтура). Я и Андрей фактически вместе с ними поднялись к буддийской ступе (высота холма метров 150), пофоткались. Спустились, перекусили, побурханили и пошли дальше. С ветром надоело бороться, запустили мотор. Дошли до ближайшей байдарочной стоянки из GPS. Это оказалась бухта галька с песком. Обрыв к бухте от 2 до 10м. Наверху степь. Дрова есть, это топляк, прибило штормами.

Вечером к бухте подъехали на внедорожники люди. Оказалось, рыбаки. Пытались ловить хариуса на «кораблик». Кораблик это такой маленький игрушечный катамаран сделанный из двух досточек длинно 30см, которые боковинами входят в воду. Его на поводке, идя вдоль берега отпускают примерно на 30м, на леске закреплены несколько поводков с крючками длиной от 30 до 50 см. Дергая за главный поводок пытаются привлечь рыбу. Они так пытались порыбачить около 1 часа, ничего не поймали, пожелали нам удачи и уехали.

Стоянка B19-CAMP02 (600м севернее м.Хунгай)


6 августа

Сегодня хотим сделать переход к главной достопримечательности Ольхона – скале Шаманке. Идем галсами против ветра. Дошли до бухты. Много отдыхащих, в ней штиль, жарко. Залезли на холм с которого идет спуск к Шаманке. Сделали фотки, отправили родным и друзьям в вотсап. Место действительно красивейшее. Спустились, идем дальше под парусом.

Идем к следующей стоянке байдарочников из GPS. Место примерно такое же, как и предыдущее. Степь, обрыв к песочному пляжу. Ночью по верху ездили внедорожники, изредка фарами и фонарями освещали наш лагерь, но никто не спускался.

Стоянка B19-CAMP03 (зал. Улан-Хушинский)


7 августа

C утра погода штилевая, сильная дымка от пожаров, но запаха почти нет. Солнце проглядывает медной монетой. Под мотором идем к северной оконечности острова – мысу Хобой.

На мысу в бинокли видим кучу людей. Ради привлечения внимания погудели из пневмо-горна пару раз, все повернулись и стали нас фоткать. Мыс красив. Вертикальные скалы метров по 200 высотой.

Обогнули мыс, стали искать подходящие стоянки. Будут ли они среди этих вертикальных обрывов? В GPS нет ничего, кроме м.Ухан, до которого более 50км. В заливе Шунтэ видим пляжик, чалимся, только после чалки замечаем лагерь рыбаков. Посоветовались, решили идти дальше. Прошли на юг еще 3 км вдоль берега и видим пустой галечный пляж. Вертикальная стена в 10м от кромки воды – нам хватит. Место красивейшее! Вот такой Байкал мы ждали!

Ветра почти нет, но волна есть. Это необычно. Погода то ли дымная, то ли пасмурная. Я решил здесь ждать ветра для пересечения. Почти сразу после выхода на берег Паша стал забрасывать спиннинг. Вот и первый хариус! Полнейшее счастье рыбака. Бурханим за Байкал и погоду.

Стоянка B19-CAMP04 (4 км южнее м.Шунтэ левый)

8 августа

У нас дневка. Пасмурно, штиль, редкий мелкий дождь. Поставили тент, используя корни сосны растущей на обрыве. Обрыв метров 50 высотой, но забраться можно. Андрей забрался наверх, было интересно что там (оказалась плато степи с редколесьем). Я залезал наверх по более прозаичным вещам, случайно задел рукой за некое растение, после которого руку в месте касания пронзила страшная боль как от укусов кучи злющих муравьев. Также я задел штаниной за него, там меньше болело.

После более подробного осмотра куста, это оказалась крапива с интересными необычными листами. Я ее назвал сибирской. Жгучее европейской (той что на даче) в раза три. Кожа на руке покрылась волдырями и болела еще сутки. Ближе к вечеру ребята отдели гидрокостюмы, грузы, маску и пошли осматривать подводные достопримечательности. Вода была на удивление теплой, около 17 градусов. Что интересно на следующий день, когда поднялся ветер, ее температура упала до 8.

К ночи волнение усилилось. У нас не было возможности кат полностью вытащить из воды (носы в стенку упирались), поэтому на сильных волнах корма подпрыгивала. Перо руля, лежащее на ноге поднятого мотора, (само по себе оно держаться не хотело) стало подпрыгивать и бить по ноге, царапая и себя и мотор. Пришлось сделать прокладку из полиэтилена и привязать скотчем перо к ноге. Кат в таком виде нормально переночевал.

Также мы заметили, что фанерные листы в кормовой части палубы стали вылезать из Н-профиля. Часть пластиковых хомутов порвались. Приняли решение все стянуть стальной 1мм проволокой. Она была у нас. Паша отдел гидрокостюм и полез под палубу, я сверху подавал проволоку. Делали два оборота и закручивали. Правый лист фанеры вставить назад в паз не удалось, но хоть дальше она перестала отходить.


9 августа

Погода с утра хорошая. Ветер северный умеренный. То что надо для перехода на восточный берег. Не зря активно бурханили!

Завтракаем, рыбу (3 штуки массой по грамм 100 каждая) готовим на решетке. При осмотре берега нашли лом. Лом назначили талисманом похода и положили в кат. Собрались, с учетом ветра вышли в сторону м.Повалишина на восточном берегу. Курс к ветру галфвинд, скорость около 7 кмч. Волна до 1м.

За прошедшие дни похода судовые роли распределились так:

На воде: Андрей – рулевой, Павел – моторист, шкотовый при работе с гротом (помогал парус в ликпазе мачты проталкивать и дотягивать фал при окончании подъема грота, моих сил уже не хватало). Сергей – капитан, штурман, кок. Определяю когда, как, куда идем под парусом и мотором. Работаю со швертом, стакселем, гротом. Слежу за состоянием узлов лодки, распределением груза на палубе, состоянием корпусов (осмотр на предмет потертостей, поддуть, подсдуть).

На суше: Андрей – палатка, спальники, надувные коврики, уют в палатке, костер. Паша – рыбалка, костер, помощь в готовке еды, ремонте снаряжения. Сергей – выбор места для стоянки, костра, палатки, тента. Куда тащить и ставить лодку. Готовка еды на всех. Ремонт снаряжения. Работа с эл.питанием для электроники (аккум, солнечная батарея).

При пересечении Байкала бурханили. От качки я неудачно упал на пищевой рундук (далее - маша), который использовали как стол на палубе и 5й точкой проломил пластиковую крышку маши, хорошо хоть ничего не помял внутри, включая 10 куриных яиц. Паша не растерялся и восстановил крышку с помощью арм-скотча к концу этого перехода.

И вот приближаемся к берегу. 45 км парусное пересечение Байкала позади! Просматриваем берег в бинокли. Я знал что пятница, и что трасса из Улан-Удэ идет близко к воде. Но не предполагал, что будет ТАК много народа. Прекрасные километровые песчаные пляжи с сосняком - и десятки палаток и машин. Каждые 50..100м лагерь. Мы начали идти вдоль берега, вначале под парусом, а когда ветер сел – под мотором, ища место для ночевки. Что интересно, моторных лодок и байдарок почти нет. Отдыхающие сухопутные. Купаются. Вода на этом береге была около 18 градусов почти все время, пока штормить не стало.

Нашли более менее удаленное место, там где трасса начала отходить вглубь суши. Штиль, я решил сегодня ребят пловом угостить. Готовил на плитке в глубокой сковородке. Плов получился отличный! Отметили удачное пересечение.

Около 21 часа, когда солнце уже зашло, к нашему лагерю подъехало две машины. Оказалось это две семьи с детьми приехали отдыхать. Они встали буквально в 20м от нас вглубь леса (типа 2я линия). Включили генератор, освещение. Было, скажем так, неуютно, пахло выхлопом от гена. К нам были нормально настроены. Мужики пьянствовали до часов 3, купались с женами рядом с катом. Хоть музыку не включали и то хорошо.

Я на всякий случай спал в палатке ката. Мы ведь на берег только часть вещей выносили, и мотор никогда не снимали. Сплю я чутко, поэтому недружественные действия мог бы своевременно заметить.

Стоянка B19-CAMP05 (южная оконечность бух.Безымянная)


Паша разбавляет концентрированный клюквенный сок. Классная вещь, почему в Москве такого не продают?

Ольхон на закате. Вид с восточного берега.

10 августа

Проснулись, стали собираться. Пока завтракали, наши соседи быстро собрались и уехали. Как мы поняли, они поутру нашли более удобное место для стоянки.

Я сделал ревизию продуктов. Хлеб уже с душком, консерв с тушенкой как- то маловато. Средний расход по консервам в день получился по 5 банок (2 рыбных, 2 тушенки, 1 овощная). Я рассчитывал на 3. Приняли решение зайти в п.Горячинск за продуктами.

Идем под слабым попутным ветром. Горячинск оказался настоящим куроротом. Куча отдыхающих, катание на бананах и гидромтоциклах. Магазин по ассортименту не очень. Купили только часть желаемого. Нам посоветовали зайти в п.Гремячинск, там есть супермаркет Титан (это было сделано через 1 день). Купили в кафе поз поесть на борту, пиво, соленую рыбу и кальмаров. Вкуснота!

Также решили затариться дополнительно бензином и маслом, так как успели уже сжечь 10л. У меня была GPS точка с АЗС Роснефти прямо рядом с берегом в 5 км на юг. Дошли под мотором. Там опять повторилась многоходовка с одной стальной канистрой и 4 бутылками. В результате купили еще 30л бензина и 1л масла (до конца похода все не смогли истратить).

Штилевая теплая погода, идем под мотором, ищем место для ночевки среди десятков лагерей. По карте вижу, что есть место, где дорога отходит от берега. Оказалось, что там полоска песка метров 20 шириной и потом большой достаточной крутой подъем к сосновому лесу метров 10 высотой. Мы решили ночевать внизу на пляже. Воткнули в песок лом, к нему привязали лодку. Место отличное, вид красивый, вода +18, ощущение что находишься на настоящем море. Кат с парусом было видно издалека, к нам подъезжали прогулочные моторки с отдыхающими, задавали стандартные вопросы, желали успешного путешествия.

Стоянка B19-CAMP06 (4км южнее устья реки Турка) Видео стоянки у п.Турка.


Тучи отдыхающих

Ольхон на закате. Вид с восточного берега.

Маяк в п.Турка.

11 августа

Было желание сделать дневку, но мы его перебороли. Пока дневки у нас приберегались для «нелетной» погоды. Поднялся западный ветер и волна. По прогнозу сегодня вечером будет усиление ветра и дождь.

Завтракаем. Паша заправляет в очередной раз банку луком для мариновки. Утром заправлем банку кольцами свежего лука и маринадом из уксуса, нерафинированного масла, соли, сахара. К вечеру получается замечательная закуска. Таким образом, к концу похода съели 5 кг. Цинга нам не грозила :)

Отошли. Пытаюсь опустить шверт. А он не опускается! Веревка для постановки в нос, слетела с блока и запуталась вокруг шверта. Опять чалимся к берегу. Паша держит лодку с носа, я раздеваюсь до трусов и со стороны кормы залезаю под палубу. Волны с песком меня полностью окатывают. Распутываю снасти, вылезаю. С этого момента все веревки я начинаю подтягивать, чтобы из-за слабины не путались. Сейчас вода еще ничего, а ведь и +5 бывает, когда мышцы сводит судорога уже через 3..4 мин.

Под крепким ветром (курс галфвинд) идем в сторону Гремячинска на юг. Подходим к поселку. Там огромный широкий песочный пляж, от воды поднимается достаточно круто. Пока пытаемся хоть немного затащить груженую лодку, к нам подходит мужик с сыном, предлагает помощь. Вместе с ними вытаскиваем частично лодку и чалим за лом. Знакомимся. Мужчина с семьей приехал на отдых. Предлагает подвести до Титана. Пока разговариваем, сынишка лет 7 без спросу запрыгивает на палубу и все осматривает, залезая везде. Я промолчал, все-таки нам они помогли. Паша и Андрей берут рацию и уезжают вместе с семьей отдыхающих. Магазин примерно в 1км от берега на трассе.

Я сижу, слушаю приемник. Началось паломничество туристов к лодке. Китайцы, буряты, русские. Фоткаются сами с лодкой и иногда со мной. Разговорился с уже поддатым мужиком из Читы, который подошел к лодке с дочкой лет 8. Говорит, что ездит уже 4 год, ни разу таких парусных катов не видел.

Погода портится. Временами идет мелкий дождь.

Возвращаются Андрей с Пашей, все купили. Отходим. Почти сразу начинаем искать место для ночевки, так как мне очень не нравятся резкие черные тучи которые идут к нам с юго-запада. Паруса снимаем, включаем мотор.

Дорога ушла далеко, начались дикие места. Песок закончился, только галька с резким высоким подъемом от воды. Ширина пляжа мала, метров 5..7 потом обрыв грунта 1..2м и лес (лиственница, сосна, береза) далее горы высотой до 400м. Берег завялен плавником и другим мусором прибитым волнами. В районе м.Черный утес видим какие-то следы похожие на лагерь. На берегу стоит то ли стол, то ли нары, сверху камень в виде сердца. Чалимся, видим в лесу недостроенный или сгнивший зимник проводим осмотр бухты на предмет где бы вытащить лодку и поставить лагерь, у реки Рассыпная слева от устья есть зимник, но много мусора. Уже очевидно, что через 1..2 часа будет жопа с погодой.

Нашли подходящее место для вытаскивания лодки и ровню площадку в лесу для стоянки. Лагерь надо будет делать с нуля (т.е. нет костревищ и расчищенных площадок). Вытащили частично, как могли, лодку (300 кг без вещей, только с палубой, мотором, бензином), закрепили носовой веревкой за деревья, чтобы волна не сдернула в море.

Ветер стал усиливаться. Я поставил тент, под него покидали вещи и ребята сели в непромоконцах в кресла. Ветер усилился до штормового (порывы до 18мс), пенные дорожки по волнам, звук ломающихся ветвей. Налетел дождевой фронт. Капли горизонтально. Думали тент сорвет. Я сидел в корме лодки для утяжеления, боясь что ветром и бъющей в корму волной ее начнет разворачивать.

Через 1 час ветер снизился до порывов в 6 мс, дождь стал эпизодическим. Волна раскатилась до сильной. Длинные валы по метров 200 по диагонали били в берег.

Начинаю готовить ужин на плитке с ветрозащитой. Ребята делают очаг из камней и пытаются разжечь костер. Дров навалом на берегу (топляк, доски, даже жерди от юрты бурятской с рисунками), но сырые после дождя.

Стоянка B19-CAMP07 (севернее 100 м от устья р.Рассыпная)

Видео прихода шторма.

12 августа

Ночь. Дождя нет, ветер бьет по палатке, волны о берег. Сон беспокойный. Просыпаюсь около 3 утра. По звукам ударов волн, чувствую, что волнение усилилось. Одеваюсь, фонарь на голову, выхожу на осмотр. Так и есть, волны стали перекатываться на следующий «этаж» гальки, заходят под лодку - она всплывает, а потом отходя пытаются ее утянуть в море. Кат не уходит только благодаря носовой веревке – она струной натянута. Лодку надо вытаскивать выше. Бужу экипаж. Ребята без вопросов и возражений одеваются, идем к лодке.

Для облегчения веса убираем с палубы все что можно. Мотор не снять, там так сильно бьют волны, что зальют полностью если зайти с кормы. Вначале пытаемся тянуть лодку за носовую балку на себя. Эффект минимален. Из-за наклона пляжа, кат как бы встает на дыбы, носы на уровне груди – не эффективно. Предлагаю по трое с борта двигать. Паша в рыбацких сапогах до пояса ближе к корме, там больше всего воды. Я в середине. Андрей в носу.

Дергаем, простаскивая волоком по гальке, правый борт. Пошло! Поочередно таща то за правый, то за левый борт переваливаем лодку через бугор гальки на следующий «этаж». Вода теперь до кормы не достает. Только отдельные валы слегка перекатывают. На всякий случай лодку утяжеляем камнями, чтобы волна не могла ее приподнять и ветер не раскачивал. Также я дополнительными веревками закрепил корму за деревья с обоих сторон, чтобы ее не могло развернуть ударами с боку, если волна еще усилится.

Ребята пошли спать, а я еще минут 20 наблюдал за волнами и ветром, потом тоже залез в палатку спать. С утра и весь день небо чистое с редкими облаками. Ветер и волны. Байкал штормит. У берега холодно. Если в лес зайти, то гораздо теплее, но налетают тучи комаров и гнуса. Гуляю и фотографирую бухту до м.Рассыпной. Море под солнцем переливается бирюзовыми и изумрудными красками. Белые гребешки волн. Красиво. Нашел пару интересных по окрасу галечных камней, привезу сыну в Москву в его коллекцию.

Сегодня решили сделать дневку, так как неясно что будет с погодой, да и кат можно поломать, пытаясь отойти при таком навале.

Паша при осмотре лодки увидел, что за ночь ударами волн сорвало отбойник на транце из поликарбоната. Его ветром отнесло по берегу. У нас собой был кусок ламинированной фанеры (остатки от изготовления палубы), и инструменты. Паша сделал новый отбойник и закрепил его на транец.

Принесли нары, которые ранее увидели на берегу, в наш лагерь. Использовали как лавку, и по прямому назначению. Ветер к вечеру сел и было приятно лежать на них у костра. Также нашли в лесу валяющиеся информационные щиты от местного лестничества, привалили к деревьям как защиту от ветра. Жерди от юрты решили не жечь, было видно что их округлую форму и рисунки делали ручным трудом.

К ночи ветер успокоился почти до штиля, волнение на море стало спадать.



13 августа

Утром ясно, волны небольшие. Завтракаем, собираемся, отходим.

Пытаемся идти под парусом, получается медленно. Включаем мотор. Места здесь дикие, встретили только один катер с рыбаками. Берега с узкой полоской гальки с достаточно резким подъемом, потом грунтовый обрывчик к лесу. Полоска леса 100..300м, потом горы.

Для ночевки нашли интересное место в устье р.Болдакова, которое раньше видимо было детским лагерем или рыбхозом. Привлекло тем, что на березах были прибиты дорожные знаки, видимые издалека, а на воде покосившийся причал из старых потемневши бревен. Рядом с причалом пологий галечный берег. Поле с травой в обрамлении березника, остовы ввалившихся деревянных зданий, здание туалета на два очка с дверями. Вдали склад из свежего бруса с крышей от дождей. Стол, лавочки, шиферный навес от дождя рядом с костревищем. В глубине полуразобраное 3 колесное транспортное средство из мотоцикла Урал.

Решили палатку только ближе к закату поставить, вдруг сейчас группа людей приедет и сгонит. Было видно, что место активно используется. Андрей взял рацию и пошел по 3 колейной грунтовке в лес. В 500м от берега грунтовка заканчивалась турбазой (на генштабе помечен как зимник). Современные каркасные домики, беседки, дровяной склад. Тишина. Ни собак, ни людей. Может кто и был внутри, Андрей не проверял и вернулся лагерь. Сделали вывод, что отдыхающих привозят на катере на причал, потом они пешком идут на турбазу, этим 3х колесным чудом с небольшим кузовом подвозят их снаряжение, а также инвентарь и продукты для поддержания работы турбазы.

За время стоянки людей мы не увидели. Паша поймал на спиннинг нескольких хариусов, приготовили на решетке.

Стоянка B19-CAMP08



14 августа

Утром погода пасмурная. Ветер слабый. Нас развлек баклан, который явно чего-то ждал. Подплывал очень близко к Паше, когда он спиннинг закидывал. При попытке протянуть руку, отплывал, но недалеко. Кинули ему кусок хлеба, клюнул пару раз, потом наблюдал за нашими сборами и отходом на расстоянии в метров 5.

Идем под мотором. Проходим мимо п.Заречье, тут опять начинается дорога вдоль берега, а значит кучи палаток на берегу. Берег песчаный с соснами, горы начинаются в метрах 300 от берега.

Приходит время искать стоянку. Желания впихиваться между группами отдыхающих нет, ищем более уединенного места. Идем примерно в 50..100 м от берега, смотрим на народ, народ на нас. Девушка лет 30, мимо которой проходили, вдруг скидывает с себя накидку (перед этим в ней мыла посуду в воде), и лицом к нам топлесс медленно заходит в воду купаться. Минут 15 мы рассуждали, это было случайностью или как-то связано с нами.

За м.Облом (как в тему :)), сосны кончаются. Начинается песчаная коса (губа Облом), за ней болото. Пристали в одном месте, увидели что места для лагеря нет, так как по косе идет грунтовка, а за ней болото. Не будешь же на дороге лагерь ставить. Просмотром пешком вдоль косы нашли подходящее место, где ширина песка до болота доходит 100м и деревья есть. Перегоняем кат, чалимся, ставим лагерь. Погода пасмурная, начинается мелкий дождь. Байкальская вода здесь мутная, видимо из Селенги грунта наносит. Чтобы приготовить чая, воду надо отстаивать в ведре минут 30 надо. Вода достаточно теплая, но купаться в ней не хочется.

Ночью, около 22 часов мимо лагеря по грунтовке ехала газель. Остановилась, к нашему столу подошел водитель, стал спрашивать как м.Облом проехать, мы сказали что он как раз оттуда к нам и приехал. Он развернулся, сел в машину и поехал в сторону п.Дулан. Час спустя эта же машина проехала в обратную сторону к м.Облом. Как то беспокойно мне стало, эту ночью спал в лодке.

Стоянка B19-CAMP09 (губа Облом)

15 августа

С утра, после завтрака, начинаем обсуждение идти ли в дельту Селенги, где предположительно будет хорошая рыбалка, или пересекаем Байкал на запад. Ветер есть, но условно подходящий (ЮЗ).

Пока разговариваем, замечаю что к лагерю со стороны м.Облом приближаются подростки (3 пацанов) явно проявляя интерес к кату. Увидев, что я на них смотрю, разворачиваются и уходят назад.

Решение предлагаю принять Паше. Он сказал, что грязная вода производит на него негативное впечатление и желание уйти к чистой воде сильнее, чем рыбалка. Итак, сегодня пересечение.

Отходим в сторону м.Крестовкский. Чувство какое-то тягостно-тревожное. То ли из-за пасмурной погоды, то ли из-за расстояния (38км), которое надо пройти вдали от берегов.

Идем бейдвинд. Ветер крепкий, порывистый. Кат по диагонали заходит на волны высотой до 1м, брызги с носа, а на корме иногда из дырочек в фанере бъют струйки воды (это значит гребень волны ударил в фанеру снизу). Лодка подскрипывает. Я даже заглянул под палубу перегнувшись через корму, чтобы убедиться что со швертом все нормально. Грот полный, рифы не ставил, скорость лодки около 10кмч. Ветер не вызывал опасений, так как на Ладоге на этом кате и на Альбатросе мы при полных парусах ходили и при более сильном.

В 15 часов, не доходя 8км до м.Крестовый, происходит самое печальное событие похода.

Мачта падает.

Все случилось неожиданно и без спецэффектов, раз - и она на воде по ветру с правого борта. Я не видел, как она падает, смотрел в другую сторону. Андрей (за рулем) ошарашенно смотрит на меня. Я его спрашиваю, сильно ли ударил гик по голове, как он себя чувствует. Говорит, что ударил не сильно, чувствует себя нормально.

Осмотром пытаюсь понять причины. Крепления вант и штага на месте. Ромбованты и краспица на месте. Осматриваю саму мачту. Погнута посередине – не выдержала давление паруса. Погнутость привела к уменьшению высоты, критичная точка натяжения вант была пройдена и она грохнулась на правый борт.

Волна относительно небольшая, идем по ветру. Принимаю решение отсоединить мачту на воде и разобрать. Отсоединяю штаг. Низ мачты подтягиваем в кокпит. Снимаем и отсоединяем грот, затем штаг-пирс и стаксель. Все скручиваю и складываю в пирамиду. Откручиваем ванты, ромбо-ванты и разбираем мачту. Благо, мультитул при себе, инструмент из ЗИПа не пришлось искать в баулах. Мелкие детали кладем в карманы спинок. По ощущениям на разборку ушло около 30 мин, работали вдвоем с Пашей.

Дергаем мотор, продолжаем движение в сторону м.Крестовский. Настроение у меня подавленное.

Размышляю о причинах этого инцидента. Так как мачта согнулась ровно посередине, а не в районе краспицы, делаю вывод, что были недотянуты ромбо-ванты. Ветер-то нормальный. В среднем 5мс, с порывами до 8мс. Ромбо-ванты я натягивал еще в Сахюрте руками, контрил на проволоку. Руками же периодически и ощупывал. Да при ветре одна из 3 была ослаблена, но это нормально. Варианта получается два. Либо надо было натягивать до звона с помощью инструмента, либо за прошедшие дни трос дал слабину и подрастянулся. В основном конечно виню себя, а не конструкцию лодки. На Ладоге в 2018 мы шли под более крепким ветром, и все было нормально. Правда, груза было на 150кг меньше.

Байкал нас пожалел, дал все нормально разобрать.

Подходим к точке из GPS южнее мыс Крестовский, там палатки и машины. Решили искать другое место. Южнее на 1км оно находится. Степное ущелье (падь) опускается к песочному пляжу. Никого нет. Песочный бугор достаточно высокий, волны тоже.

Начинается эпопея с частичным, а потом и полным вытаскиванием ката. Крепимся за лом, разгружаемся. Волны норовят лодку назад вниз к воде утащить. Делаем многоходовку с бортами перебегая от одного к другому. Лодку удалось быстро перевалить через песочный вал, так что носы чуть ли не ниже кормы, баллоны с кормы зависли над водой в 50см. Осматриваем берег, ставим лагерь. А место то красивое, хоть и дров нет. При просмотре Андрей нашел старое костревище и дрова (кто-то принес или привез). На ночные посиделки не хватит, но на ужин и завтрак – вполне.

Так как с запада натягивает тучи, я растягиваю длинную веревку от пирамиды ката к камню на каменной стенке обрыва. А потом уже на нее кладем и растягиваем тент. Удачное использование рельефа получилось.

Стоянка B19-CAMP10 (2.2 км южнее м.Крестовый)


16 августа

За ночь тучи уходят, дождь так и не начался.

Утром прекрасная солнечная погода, почти штиль. Начинается интересное явление, которое только на Байкале наблюдал. Солнце жжет, под тент прячусь, чтобы не обгореть. Но тут с воды приходит облако. Темнеет, видимость падает до 30м. Оно холодное. Такое холодное, что поверх футболки сразу одеваешь флиску и пар из рта идет при дыхании. Облако начинает взбираться/просачиваться на горы и уходит от нас, тень уходит и солнце опять жарит. До отхода такие облака несколько раз проходили через лагерь. Пытаюсь это дело запечатлеть в виде фотографий.

Сушу паруса, сворачиваю снасти от мачты – больше они нам не понадобятся. Поход становится моторным. Собираю нашу гнутую мачту на берегу и фотографирую для истории.

На всякий случай решил дотошно осмотреть все узлы лодки. И не зря. С расстройством заметил еще две серьезные поломки, которые могли на большой волне привести к еще более плохим последствиям, вроде сломанной рамы ката. В двух местах (левый и правый борт) в месте сгиба частично оторвало пластины крепления нижних частей передних труб пирамиды к поперечной балке.

Благодаря тому, что пластина охватывает трубу с двух сторон, а оторвало только с одной – сама пирамида не отвалилась от рамы. Вот это я уже склонен относить на недостаток конструкции. Пластина не смогла выдержать диагональной нагрузки, когда мы носом одного и затем другого поплавка всходили на волну, идя бейдвинд.


Собираемся, отходим. Волна небольшая, поэтому все получилось легко. Идем в сторону п.Бугульдейка. Андрей говорит, что водку ему надоело пить, хочет купить коньяка. Я попросил купить хлеба, так как имеющийся уже начал плесневеть. Всего остального было в избытке.

Чалимся за лом (деревьев нет, степь). Ребята берут рации и идут каким-то странным путем (через верхушку хребта) к поселку. Так им показалось короче. Около двух часов жду в лодке, слушаю приемник, жарюсь на солнце. Эх, нет уже гика, чтобы перекинуть через него тент и в его тени поспать.

Вернулись с 2 бут. коньяка, 1л нерафинированного масла, хлебом, пивом, рыбой х/к в вакуумной упаковке. То, что надо в такую прекрасную погоду. Рассказали об удивленной продавщице в магазине «Багульник», потому что первое наименование, которое произнес Паша, было масло («наши все на сенокосе, а вы откуда такие?»). Оказалось, что туристы приходят с катеров, одеты «по-граждански», покупают только какую-то мелочевку по пути на заброшенный мраморный карьер (его с воды видно). А мы точно выглядим не так, но при этом и не местные.

Идем к ближайшей точке ночевки из gps, утоляя жажду пивом. На берегу машины, палатки и отдыхающие. Правильно, сегодня же пятница. Потом горы подходят ближе, отдыхающие заканчиваются. За мысом должно быть место. Предлагаю всем сжать кулачки на удачу, чтобы там не было палаток. Эх, не свезло. Красивое место с песком и редкими огромными соснами. В правой части бухты 4 палатки разного назначения, включая даже шатер с трубой. Баня, что-ли? Людей не видно. Предлагаю пройти до южного мыса и глянуть за него, может там тоже будет пляжик? Но нет. Тогда возвращаемся назад в бухту и встаем левее 100м от этой группы палаток.

Во время разгрузки ката в тот лагерь приходит надувная лодка приличных размеров в двумя мужиками. Больше людей мы не видели. Все палатки принадлежали либо этим мужикам, либо людям, которых они ждали. То ли из-а действительно красивого места и расслабляющей обстановки (горы, сосны, штилевая неспешная волна, лунная дорожка под звездами), то ли из-за пережитого стресса от падения мачты - ребята почти полностью «уговорили» эти 2 бутылки. Мне коньяк не нравится, поэтому участвовал номинально. Вода 14 градусов – Андрей даже искупался.

Оценив состояние, а точнее «нестояние» нашей команды - сомнений насчет завтрашней дневки у меня уже не было.

Стоянка B19-CAMP11

17 августа

С утра начался дождь, который шел почти весь день с небольшими перерывами, похолодало. Когда он закончился, я пошел наверх к горе фотографировать байкальское разнотравье.

Обнаружил хорошо утоптанную тропу. Вдали заметил третий в этом месте, но уже сухопутный лагерь на хорошей стоянке, там похоже было две семьи с детьми. Интернет здесь ловило, мы узнали что тропинка, это часть большой байкальской тропы, по которой вполне можно пройти от Листвянки до Бугульдейки.

Эту Тропу и путников на ней, мы потом неоднократно видели с воды.

Андрей, гуляя рядом с лагерем, частично забрался на гору и увидел в оном из скальных закутков православную икону прибитую прямо к горе и свечку под ней. Место конечно странное было выбрано.


18 августа

С утра небо хмурое, но дождя похоже не будет. Прощаемся с этим прекрасным местом, заводим мотор. Сегодня у нас планируется посещение еще одной достопримечательности Байкала – бухты Песчаная.

Дошли, чалимся за лом. Природная красота бухты впечатляет. А вот старые, покосившиеся сараи и строения, стоящие на берегу расстраивают. Уж не знаю, специально или нет, фотографы, которые бухту фотографируют и выкладывают потом фото в Интернет, старательно выбирают ракурс так, чтобы этих бараков не было видно. Но мы то честные, покажем как есть.

Сносить все это надо.

Бухта небольшим мыском разделена условно на две части: для белых людей (современные здания отелей, рестораны, лежаки, причал для яхт) и для остальных. Интересно получилось. Не замечал ранее на Байкале такой явной сегрегации.

Пока ребята гуляли по бухте и выше в лесу, я был рядом с лодкой и наблюдал за людьми. На катере МЧС приехала группа женщин с детьми и корзинами. Часть осталась на берегу, другая зашла в полуразваленное строение, непонятного назначения. Как потом оказалось, все они ждали прихода большого судна на 200 пассажиров, катамарана Баргузин-3. Он имеет возможность «вылезания» на берег, благодаря устройству типа воздушной подушки. Мы разминулись с ним буквально на 15 мин, поэтому высадку и посадку пассажиров не зафиксировали.

Потом мимо ката прошла странная процессия, которая точно вышла из «богатой» части бухты. Красивая женщина, одетая так, будто телепортом принесенная из бутика в Столешниковом переулке Москвы. В длинном городском плаще, туфлях, солнцезащитных очках. За ней два мужика позади (охрана что ли). Полный сюр.

Экскурсию закончили в каких-то смешанных чувствах. Я почему-то ожидал большего. Идем с к стоянке из GPS у м.Верхние хомуты



Стоянка оказалась шикарная, со столом и лавками. Рядом высокий мыс. Видно, что часто используется. Стоит прямо на маркированной (синими точками на деревьях) Тропе. Удивительно, что не занята, хоть и день выходной. В часов 18 мимо стоянки прошла сильно нагруженная резиновая лодка. В ней была целая семья. Отец семейства с сожалением посмотрел на наш лагерь и двинулся дальше.

Туда сюда постоянно ходили катера различного размера. В дальнейшем, когда шли к Литствянке, мы заметили что катера-то одни и те же. Явно за деньги катают туристов.

Стоянка B19-CAMP12 (м.Верхние Хомуты)


19 августа

Штиль. Пожалуй, это было самое тихое утро похода.

Когда проснулись, еще в палатке, Паша с удивлением отметил «Тишина-то какая!», и в этот момент мы слышим металлический звук «дзинь». На макушке палатки лопается в сочленении алюминиевая дуга (реально отлетает кусок алюминия длиной 5см) и половина обломанной дуги острым концом насквозь протыкает внешний тент. Блин. Палатка новая, 2 год пошел. Когда купил и собирал, явно чувствовалось что длина дуг чуть больше чем нужно, накосячил производитель. Внутренняя палатка вставала уж больно в натяг. Вот и произошло укорачивание естественным образом. Но в штиль! Необычно.

Завтракаем, потом начинаю ремонт палатки. Делаю заплату на палаточный тент куском кордуры, который остался от изготовления дна палатки на кат. Потом достаю струбцины и пилу по металлу. С Пашей укорачиваем обе дуги. Стало лучше, чем было.

Место хорошее, но надо идти дальше. Идем в сторону Большого Голоустного. В Б.Голоустное не заходим, продуктов в избытке. В 500м от нас проходит кат под мотором, такой же примерно надувастик как и мы. Корпуса большие, мачты нет, на трамплине стоит обычная палатка. Помахали, поприветствовали, но рулевой либо не заметил, либо проигнорил.

После Голоустного поднялся достаточно сильный встречный ветер, разогнало волну. Скачем. На берегу ищем что-нибудь подходящее для стоянки. Везде большой обрыв с почти отсутствующей береговой кромкой. Нашли и приметили одно место (официальная стоянка) на Тропе, но больно открытое для ветра. После этого места идет низинка 400м с узким галечным пляжем и густым лесом (кроме него везде степь с редкими деревьями). Решили еще посмотреть стоянку из GPS за м.Кадильный дальше на юг. На мысу видим кучу строений, в GPS помечены как кордон парка. На этой стоянке оказалась куча палаток.

Разворачиваемся на север и по ветру возвращаемся к той, что ранее присмотрели. 3км назад пролетам под ветром и мотором чуть ли не за 10мин. Она уже занята! Не доходя до нее метров 200, рукой показываю на лес в низине по траверсу с левого борта и даю команду на выброс. Выбрасываемся. Затаскиваем лодку, осматриваем лес на годность для стоянки. А внутри отличное местечко для лагеря. Видно даже костревище, обложенное камнями, которым не пользовались несколько лет.

Ближе к ночи ветер перестает дуть с воды (нас мыс удачно прикрывал от него), но начинает дуть с г. Кадильная. Благодаря тому, что нас плотным строем окружают невысокие лиственницы и березы, ветер почти не беспокоит, шумит наверху, палатка даже не шевелится. Отдельные порывы бывают очень сильные. Дует почти всю ночь.

Стоянка B19-CAMP13 ( 2.2.км севернее м.Кадильный)

20 августа

Утром ребята посетили достопримечательность тропы – пещеру Часовая, которая была примерно в 1,5км от нашего лагеря. Вернулись. Собираем совещание по поводу двигаться дальше или делать дневку. Дней в запасе много, до Листвянки осталось совсем ничего. Место понравилось. Решаем – дневка.

21 августа

Погода штилевая, ясная, но холодно. Идем в Листвянку.

Сегодня необходимо присмотреть место для анти-стапеля и решить вопрос с транспортом. Так как ДЛ в выходные работают по укороченному графику, суббота для отправки исключается - есть риск, что не успеем до закрытия. Значит лодку надо сдавать либо в четверг, либо в пятницу.

Чем ближе к поселку, тем больше катеров различных размеров. Даже «кометы» появились. Смотрим во все глаза, чтобы с кем-нибудь не столкнуться. Многоэтажные здания гостиниц, загорающие тела на узкой галечной набережной. Солнце жарит, но воздух холодный, поэтому мы в лодке одеты тепло.

Вот и нормальное место. Чалимся. Как движение закончилось, становится жарко. Ребята пошли прикупить поз и пива, я созваниваюсь с Антоном и договариваюсь, когда он нас сможет забрать. В пятницу только утром, это не подходит. Значит четверг. Досрочное завершение может нам дороговато обойтись, это целых три ночевки в Иркутске или, как дешевая альтернатива, в палатке где-то поблизости.

Приходят ребята. Большинством решаем, что сухопутную часть до отлета проведем в Иркутске. А сегодня у нас переход на другую сторону Ангары, знакомство с КБЖД и финальная ночевка на Байкале. Обедаем позами и отходим в сторону м.Зобушка на другой стороне. Там есть точка от байдарочников.

Действительно место хорошее, песок. Наверху железная дорога. Вся бухта в отдыхающих. Палаток, однако всего 2. Очевидно, что на ночь почти все уйдут. Решаем все-таки еще место поискать, хотя далее берег сплошной обрыв. Кромку просматривать тяжело – солнце прямо в глаза. Но вот видим в одном месте отходящий катер. Идем туда. Узкая полоска гальки между вертикальными стенами из плит. Кат полностью не вытащить, но с другой стороны сегодня и завтра обещают штиль, поэтому колбасить волной не будет.

Чалимся, чуть выше нашли ровное место для палатки. Буквально в 2м протекает ручей и есть мост через него (на самом деле это была р.Марьяная)

Забираемся на полотно железной дороги. Дошли до ближайшей галереи, которая буквально в 300м от нашего лагеря. Я достаточного много читал о КБЖД, как много ручного труда было вложено в ее строительство. Теперь появилась возможность увидеть это своими глазами. Удивило, что РЖД демонтировали второй путь, но не поменяли на оставшемся пути шпалы на бетонные, так деревяшки с повылезавшими костылями и остались. Знаю, что здесь несколько раз в день ходят экскурсионные поезда. Один даже с паровозом. Вдруг нам повезет, и мы его увидим?

Паша предложил пройтись до 78км, там по GPS есть станция. Это в 1км от нашего лагеря по железке (у нас 77). Идем, налетели кучи комаров. Пожалел, что при себе нет репеллента. Дошли, никакой станции не увидели. Я предположил вслух что она дальше, но мы чего-то подустали уже. Пошли назад, и вдруг слышим гудок. К нам приближалось облако дыма и пара. Это он! Повезло. Заняли с Пашей точки для удобной видеосъемки. И вот мимо нас прогрохотало это чудо на пару, в сцепке с еще одним таким же паровозом, а за ним три пассажирских вагона. Однозначно, ради таких кадров стоило поискать правильную стоянку.

Когда шли назад встретили группу китайских и европейских туристов. Поприветствовали друг друга. Как оказалось, их специально подвозят катера от Листвянки на просмотр галереи и этого паровоза. Для этого даже сварен стальной причал и сделаны ступеньки для подъема к ЖД.

Вернулись в лагерь, поделились впечатлениями с Андреем, он на свой телефон тоже успел снять.

Потом началась пьянка с поеданием всех деликатесов которые у нас остались.

Стоянка B19-CAMP13 (устье р.Марьяная)

Видео. Паровоз.


22 августа

Вот и настал день расставания с Байкалом.

Встаем с восходом солнца. Я поднялся на полотно КБЖД, сходил к галерее еще раз, пофотографировал с «правильным светом». Завтракаем, отходим.

Уже на воде видим еще один состав на КБЖД, но с обычным дизельным локомотивом. Вагонов штук 15. Подходим к месту анти-стапеля около 9 утра. Разобрались за 4 часа, потом еще час все паковали и обматывали стрейтч-пленкой. Предложили ближайшему дайверскому клубу (их офис был в 100м от нас) дар в виде 3 баклажек с бензином и 4 баллончиками для плитки. Они с благодарностью приняли. Немного поговорили о походе. Приятно удивило, что нам даже задали вопросы типа такого: «А у вас киль есть, и куда он крепится?». Продвинутые.

В 15 приехал Антон, все сложили в Хайс. В 17 кат был принят транспортной компанией. Через букинг нашли подходящий вариант с гостиницей, но договорились о цене уже на месте. Гостиница «Иркутск», отличный вид из номера на парк и Ангару. Байкальский поход закончился. Всем кто прочитал и поставил лайк :), спасибо.


Анти-стапель

Конец