Хождение за два Бельта

Первоисточник и обсуждение - см. форум КиЯ.

Александр Танский

Хождение за 2 Бельта

Из-за различных накладок новое путешествие по Балтике. висело буквально на волоске — то отпуск не срастался, то на машине зеркало отвалилось, то колеса до корда стерлись с весьма неприятными последствиями. В общем, кто-то скажет — знаки свыше, кто-то, как и я, посчитает, что хорошо, что эти неприятности произошли заранее, и хватило времени их устранить.

В этот раз впервые выхожу на Моане в море. Экипаж 2 человека: я и мой старый друг из Мюнхена, проверенный велопоходами. Отправление из Карлсруэ в пятницу вечером. Где-то 700 с хвостом кило до Экернфёрде по автобанам, а оттуда - курсом на нордвест через оба Бельта. Но это - только предварительная прокладка. Там по обстоятельствам будет видно. Главное - никакой регаты, спокойное плавание в удовольствие, рыбалка, отдых на море, вдали от мирской суеты.

Планируем успеть вернуться в порт отплытия не позже следующей субботы, чтобы в воскресенье утром быть уже дома. Лодка проверена и готова к плаванию. Только молюсь Нептуну, чтобы с погодой не подсуропил. Уже чарочку рома ему заготовил... Я собрался захватить хороший фотоаппарат, а товарищ грозился взять с собой дрон, потому надеюсь и на хорошие фото и видео.

Буду выкладывать материалы по ходу плавания.

Все лодочное уже живет на лодке, а нашего шмотья — у каждого по герме, а продукты сложены в складной ящик. Что портится - то в холодильнике.

Четверг 15.07

Ветер южный, порывистый до 5 узлов. Волнение баллов 5... Кто сказал, что в Карлсруэ нет моря?.. Это пока нет. Вон, в Пфальце и в NRW уже, считай, есть. Так что выйди из зала и не мешай умным людям. Волнение — оно внутри. Ничего ли не забыл? Не появится ли на горизонте каких-нибудь злых форс-мажоров, выдержит ли наспех заваренная укосина прицепа? В общем, тот самый ветер в голове, наполняющий паруса, вызывал волнение и уже швырял пену. Она летела изо рта в моменты, когда стоял в многочисленных пробках и ехал на лодку подварить оторвавшуюся укосину на прицепе, пока хозяин стоянки еще там и даст электричество.

Несмотря на все пробки, наводнения и прочие клизмы... Кто сказал, что правильно; "катаклизмы"?.. Молодец! Имеешь полное право взять с полки пирожок... Так вот, приехал товарищ и спутник в плавании. От матроса до старпома... Сам же я надел на себя капитанскую тужурку, боцманскую тельняшку и колпак кока.

В общем, "заправлены в планшеты косми... морские карты", машина загружена, йо-хо-хо остается дома, а бутылка "Капитана Моргана" едет с нами. Сегодня осталась пережить работу - и в путь...


В районе между Дармштадтом и Франкфуртом. Еще 600 с лишним кило...

18 июля, 17:28

В общем, судя по всему, запланированного путешествия не получится. Вчера вышли из Экернфёрде довольно поздно, и ночью прилетело злое дуло в морду. 5 баллов с порывами до 6 (это по приборам) с норд-веста, и волну развело. У старпома, несмотря на его стойкость, разыгралась забортная болезнь. Скорее всего, ещё и съел чего-то не того... В общем, в начале второго ночи пришлось менять планы и срочно искать убежища за юго-восточным мысом острова Эрё, где мы стали на якорь часам к 5 утра. Все это время, пока мы плыли, нас мотало нещадно. Шел под гротом, но не рифился. Хода держали где-то 4 с копейками узлов.

Сегодня целый день никуда не выходили. Спали (шутка ли, две ночи без сна), купались, приводили в порядок лодку. Откуда-то набралось изрядное количество воды, явно забортной, но вода была только в меджудонных пространствах каюты, и после осушки больше не набиралась. Я грешу на колодец троса подъема киля — там большой диаметр и малая высота над ватерлинией. А потом мы искупались, я сплавал на берег, только, как назло, снова не удалось найти ни кусочка янтаря... Сейчас сидим, жарим шашлыки, чего хотим, пока еще дуло не стало длиннее и крупнокалиберней (прогноз пророчит ветер 6-7 баллов до 25 узлов) — перебраться тихо по-над островом в марину Марсталь. А там будет видно.

20 июля, 10:07

Продолжаем наше путешествие... Пока особо без картинок — снимаем, в основном, на фотоаппараты и видео, но материала уже отсняли огромное количество. Позавчера поздно вечером мы наконец-то ошвартовались в марине Марсталь.

Очень долго кружили перед этим по акватории, тщетно пытаясь найти хоть какое-то место для Моаны. Увы - аншлаг. В итоге отыскали-таки пенал, правда там висела табличка, что занято, но мы уговорили Портового Мздоимца (дядьку, который собирал деньги за стоянку) постоять там одну ночь.

После того, как дело уладили и получили разрешение, пошли осматривать окрестные места. Красота, конечно - что и говорить. С каждым разом, как я иду в Данию, она нравится все больше и больше. Наверное, пока не столкнулся с реальной жизнью в ней, но, возможно, я и ошибаюсь. А люди все равно веселее и улыбчивее, чем в Германии. Хюгге, блин! :)

У самых причалов нас встретил здоровенный и упитанный наглый, рыжий Корабельный Кот — совсем, как в песне Олега Медведева. Мявкнув что-то по-датски, он стал тереться об меня, возможно, выпрашивая сьестное, а может быть, - и я не исключаю этого — просто от желания ласки.

Начесав вдоволь кота, мы прошлись по марине и полюбовались музеем под открытым небом с недостроенной шхуной, чьи необшитые шпангоуты напоминали ребра вытащенного и выпотрошенного китобоями кашалота.

Чуть поодаль стояли у причала старинные парусники - все на ходу. И это - тоже отличительная черта европейцев - заботливо хранить старину. Дай бог морской таким кораблям еще долгой жизни в плаваниях и любви экипажа.

Наконец мы дошли до кафешки и поужинали доброй порцией жареной картошки. Хороша... И мороженое на десерт было тоже совсем не лишним.



Так и закончился день. Ночной чай с ромом на палубе перед сном — и до утра по койкам...

...

24-25 июля

Ну вот и завершилось наше морское путешествие... Последний этап пришлось жульничать и полностью идти на моторе, но бóльшую часть пути шли честно под парусом. Увы, весь вчерашний день над Южной Данией царил абсолютный штиль с шелковым морем и великолепными видами. И дельфинами — куда же без них, этих морских свинтусов...

Я вряд ли сейчас смогу в паре слов описать закат над Фленсбургом и восход гигантской полной луны над морем... Это уже попозже.

В общем, где-то к половине второго наш кораблик стал на бочку в Экернфёрде.

Сейчас - привычный утренний кофе, - и разгружаться, поднимать Моану и завершать последний этап путешествия уже по земле.

Боюсь, мне и за месяц не разгрести весь отснятый материал, но постараюсь.

Ура! Мы наконец-то добрались сегодня утром до дома. Вот и закончилось наше, пусть и короткое, но очень интересное и увлекательное хождение за 2 Бельта.

"Моана" заняла свое привычное место на стоянке под тентом, мой старпом уехал в Мюнхен, и с завтрашнего дня снова начинается самая обычная и достаточно рутинная жизнь. Но вернемся на неделю назад, чтобы уже на страницах форума пройти этот путь.


Итак, поехали...

Далека дорога твоя,
Далека, дика и пустынна...

Эта песня стала лейтмотивом нашего путешествия. Спетая и сыгранная на гитаре, насвистанная на морских просторах обоих Бельтов она сопровождала нас с самого первого дня до минуты, когда наша машина затормозила сегодня в 3 часа утра перед подъездом моего дома.

В пятницу 16 июля, радуясь отпуску и предстоящему плаванию, мы доехали до стоянки, прицепили наш славный кораблик и выдвинулись на север. Дорога оказалась на редкость свободной, большегрузов практически не попадалось, пробок, как ни странно, не образовывалось, хотя в том направлении и в пятницу вечером без них не обходится. Наша машина резво шла по автобанам, постепенно приближаясь к заветной гавани. Уже за Гёттингеном в районе Нордхайма автобан А7 оказался полностью перекрыт. Что за дрянь! Пришлось ехать в объезд по таким шанхаям, что ни один Макар туда не доходил. Дорога петляла по селам, то там, то тут попадались участки ремонта, поэтому смотреть приходилось в оба.

Худо-бедно, у Ганновера объезд закончился, и мы снова выехали на практически пустой автобан. Ехать было приятно и спокойно, если бы не клонило в сон. Но ударная порция ядреного чая, который хорошо бы смотрелся в мятой алюминиевой кружке колымского сидельца, возвращала меня к жизни.

Светало. Уже у Гамбурга мы свернули на какую-то стоянку, чтобы позавтракать. Сели, закипятили чай, жуем бутерброды...

Смотрим, неподалеку стоит престарелый Опель с открытым капотом, а вокруг него бегает и суетится какой-то мужик восточной внешности. В машине его жена и трое детей. Отчего бы и не помочь человеку? Как оказалось, этот бошняк ехал откуда-то из Гессена к своему брату в Киль. И у машины порвался клиновой ремень, крутящий генератор и водяную помпу. Наши попытки соорудить временный ремень из веревки не увенчались успехом.

Как назло, у бедолаги не было ни страховки от поломки, ни знакомых поблизости, никаких возможностей добраться до ближайшей мастерской. У него даже троса буксировочного с собой не оказалось — пришлось отдать ему хороший отрезок пропиленового троса и объяснять, что заводить машину без охлаждения и ехать по автобану без ремня — не самое лучшее решение, и что ему стоит все-таки кого-то попросить отбуксировать до съезда (хотя это формально на наших автобанах и запрещено). Швартов пропал, но я надеюсь, что нашлись еще добрые люди, и он со своей семьей не остался торчать на стоянке. Странно, однако, как легкомысленно относятся некоторые к дальней дороге...

Едем дальше. Наконец-то! Вот он - долгожданный поворот на Экернфёрде. Через минут 40 мы уже подъезжали к марине.

Договорившись за слип, мы вооружили Моану и выгрузили вещи, чтобы после спуска перенести их в лодку. "Флюгер! Главное - не забыть прицепить флюгер перед подъемом мачты" — говорил я себе. Всю дорогу говорил. И не забыл. Конечно, можно обойтись ленточкой на ахтерштаге, но несолидно как-то... Рыбы засмеют!

Наконец мачта поднята, гик поставлен, грот уложен. Осталось поднять геную, И тут...

"Засада, амиго" — генуя не захотела фиксироваться в штагпирсе. Тянем-потянем фал — а шиш тебе! Не защелкивается, и хоть ты тресни! И плясали мы на этом фале, и лебедкой тянули, так что аж фал закусило — еле освободили, и молились, и матерились — шЫш! В итоге освободили галсовый угол и потянули парус наверх до упора. Кажется, зафиксировалось... Потом с помощью небольшой тали оттянул галсовый угол вниз и набил переднюю шкаторину. Аллилуйя! Спускаемся...

Спуск прошел очень удачно. Все-таки, хорошая штука удлинитель дышла, с которым можно загнать прицеп далеко в воду. Лодка сошла, как по маслу. Еще через 10 минут вещи были погружены, и мы пошли на якорное поле отсыпаться после такой дальней дороги перед началом морского пути.

Немного отоспавшись, мы снялись с якоря, подняли паруса и направились на выход из бухты. Естественно, не забыли и Нептуна, плеснув ему "Капитана Моргана" и попросив хорошей погоды, спокойного моря, добрых ветров и хорошего улова. Немного забегая вперед, скажу, что наши молитвы, отчасти, были услышаны: с погодой нам повезло, ветра были, по большей части добрые, а море —бОльшую часть путешествия спокойным. Вот, только с уловом швах. Не сложилось... Зато на прощание, словно извиняясь за отсутствие рыбы, Нептун подарил мне безынерционную катушку с изрядным количеством лески. Но это будет потом, уже в конце похода, а пока - прощай, гостеприимный Экернфёрде!

Прошли мимо базы подводных лодок. Восторгу старпома от увиденного не было предела. Шутка ли - прямо перед тобой - настоящие подводные лодки!!! :w00 Не атомные, конечно, но все же... И Армен захотел поднять в воздух Муську - нашу любопытную муху с камерой, но здравый смысл все-таки взял верх. Кто знает, насколько быстро и где закончилось бы наше путешествие?.. Обошлись только фото, да и то - украдкой на телефон, чтобы никто не просек. Военная тайна, знаете...

Только зашли за базу - щелк! Генуя снова выскочила из фиксатора.. Что за дьявол! Стоп, машина! Точнее, убрать паруса! Возвращаемся к причалу, откуда начали свой путь. Так, думаю, — если не удастся зафиксировать геную в штагпирсе, срубаю мачту к чертовой бабушке, выясняю, почему не фиксирует, и выходим в море на следующий день. Перекрестившись и помолясь всем богам, снова натянул фал... Сработало! Захват генуи плотно вошел в фиксатор, осталось только набить переднюю шкаторину уже привычным способом. Было уже начало седьмого, когда мы покинули уютную гавань.

Вечерело... Мимо нас проплывал слегка обрывистый берег с кемпингами и домиками, роскошные отели Дампа с блекдже... барами и дискотекой.

Справа лежал флотский полигон, куда заходить уж совсем не стоило. В подтверждение этому у кромки полигона стоял на якоре сторожевой корабль береговой охраны, который мы не решились фотографировать.

Мы продвигались на северо-запад. Спустилась ночь. Вызвездило так, как бывает только на море. Таких звезд не увидишь, наверное, сидя в городе и глядя в окно. Крупные и мелкие, они мерцали, словно подмигивая нам и желая доброго пути.

Но ветер уже крепчал. Скоро он достиг скорости в 20 узлов, и море покрылось достаточно крупными волнами, при том, что небо оставалось таким же ясным и звездным.

Армен не выдержал... Скорее всего, на общую усталость наслоилось еще и пищевое отравление какое-то, потому что до этого он забортной болезнью не страдал. Нехитрый ужин пошел на корм рыбам, но его не отпускало. А волны и ветер только начинали свою свистопляску. Спустя еще часа два, ветер усилился до 25 узлов, наш кораблик зарывался носом в волны. Но мы летели бакштагом на всех парусах. Скоро анемометр начал показывать 25 узлов, а стрелка лага достигла 6,5. Был принято решение свернуть направо к острову Эрё и стать в укрытие, поскольку прогноз пророчил ветер в течение довольно продолжительного времени. Пришлось свернуть геную и идти на одном гроте.

Измученные и уставшие, пережившие небольшой, но шторм, мы дошли до Марстальской бухты острова Эрё и стали на якорь практически напротив Святого Альберта (54.82952N, 10.44140E). Было уже почти 5 утра...

Тех кто внимательно читал, сейчас скажут: "Поздравляю вас, гражданин Соврамши!" в качестве замечания к тому, что я сначала написал, что ветер дул нам в морду, а потом — что мы летели бакштагом. Ошибки нет. До поворота на Эрё ветер дул нам прямо в морду, а потом мы повернули более, чем на 90 градусов направо и пошли в бакштаг.

Итак, мы бросили якорь под защитой высокого берега в Марстальской бухте. Проснулся я от того, что Армен встал ногой в лужу воды на полу.

— Капитан, в лодке вода!

— ...!!!! (здесь следовало особое военно-морское выражение повышенной этажности, которое я для краткости приводить не буду).

Все, блин, приплыли... — пронеслось в голове. Сразу вспомнилась старенькая моя Гемма, которая дала течь, из-за чего ее пришлось в срочном порядке продавать. Где течет? Откуда вода? На вкус соленая. Дерьмо дело...

Перво-наперво в ход пошла помпа, откачал ведра 3 воды. Неполных, конечно, но все же. Затем в ход пошла тряпка. Высушив пол и рундуки, я сел ждать, параллельно думая, что делать дальше и где и как искать течь. Ладно, думаю, подождем, посмотрим, наберется ли еще — а там будем решать.

Пока стояли на якоре, немного искупались. Я взял маску и ласты и поплыл к берегу, надеясь найти рыбу, ибо подводное ружье валялось в рундуке в ожидании своего часа. Рыбы, как назло, не было. Дно было практически чистым и безжизненным. Только отдельные медузы украшали собой подводный пейзаж.

На берегу тоже было безлюдно и пустынно. Битый час бродил среди валунов в поисках янтаря, но его так и не попалось. Зато я умудрился здорово поскользнуться и ушибить колено. Ну да и черт с ним, с янтарем! Не солоно хлебамши, вернулся в лодку. В холодильнике дожидалось своего часа маринованное мясо на гриль. Ветер быстро раздул угли, и вскоре у нас на обед была сочная и вкусная свиня.

А погода начинала портиться. Из-за мыса то и дело прилетали порывы ветра, и волнение в бухте тоже усилилось. Было решено сниматься с якоря и идти в ближайшую марину Марсталь на ночевку.

Странно, но за время нашей стоянки воды в лодку не набралось, посему я пришел к выводу, что она набиралась через колодец троса подъема киля — довольно широкую трубу, сантиметров 10 в диаметре, которую пришлось заткнуть тряпкой. После этого в течение всего путешествия сколь бы то ни было значимого количества воды под пайолами не наблюдалось.

— По местам стоять! С якоря сниматься!

— Якорь чист!

Расправив паруса, мы устремились в марину, но нас ждал неприятный сюрприз — свободных мест не было. Мы потыкались по причалам, обошли весь порт, но нигде приткнуться не получалось. Где-то мы увидели свободный пенал, но там висела красная табличка — занято-с...

— Да идите вы! Что мы не русские? Всего на 1 ночь... — решили мы, — и смело пришвартовались. По причалу в это время ходил местный мздоимец и собирал дань за стоянку. Мы извинились за столь наглое вторжение и попросились остаться, тем более, что небо уже затягивало тучами, а ветер становился все злее. Разрешение остаться было получено, и мы радостные сошли на берег.

Первым делом гальюн, а потом — душ! Какая это прелесть, смыть с себя соль... На обратном пути повстречался здоровенный рыжий корабельный кот. "Сквозь какой-то там тыщу-лохматый год, протоптав тропинку в судьбе, полосатый, как тигр, корабельный кот научился сниться тебе..."

Как он терся, мурчал и катался, когда я его гладил. А потом пошел провожать нас до самой лодки. Шашлыка от нас он так и не дождался. И не потому, что мы такие жадные, просто не вспомнили.

А потом была прогулка по вечернему порту, с видами на рыбацкие лайбы и старинные парусники, с заходом в музей под открытым небом и встречей с пиратом, с посиделками у киоска с жареной картошкой и дорогим, но очень вкусным мороженым...

Уже стемнело, когда мы вернулись на Моану. Ветер растаскивал тучи, и вскоре засияла луна. Кружка горячего чая с ромом согрела наши успевшие слегка озябнуть тела.

Назавтра была запланирована экскурсия по Марсталю..


Наутро, выпив крепкого кофе, мы сошли на берег и побрели по городку. Было еще облачно и ощутимо прохладно, но прогноз пророчил улучшение погоды. Наш путь лежал вдоль уже знакомых причалов и судоремонтных мастерских. На одном из зданий красовалась надпись "Ремонт моторов Марсталь", и мы из любопытства заглянули внутрь через запыленное окно. Внутри стояли станки начала-середины прошлого века и висели инструменты примерно такой же давности.

Думаю, что и моторы, которые ремонтируют в этой мастерской, тоже покрыты благородной патиной времени. Примерно, такие...

Мы прошли немного немного дальше, к центральной пристани, где ошвартовался немецкий парусник, готовящийся к отплытию. На этом паруснике можно совершить довольно продолжительную прогулку, на время переместившись во времена, когда корабли были деревянными, а люди — стальными. Но нам ли ехать в Тулу со своим самоваром?.. Конечно, Моана не настолько музейный экспонат, но свои заслуженные седины не скрывает.


Естественно, как это стало уже многолетней традицией, зашел в лавочку, купил магнитик, наклейку с островом на корму Моаны и отправил открытку своим коллегам, теперь уже, к сожалению, бывшим. Неподалеку стояла тележка с вязанными носками, примерно по 10 евро. Мда-а.. Решили, что как-нибудь в другой раз...

Дальше пошли в центр, если это можно так назвать. Марсталь - очень небольшая прибрежная деревенька, потому центра там - всего одна улица. Естественно — с супермаркетом, где Армен затарился чипсами и напитком. Там даже клубника есть. Не верите?.. По 7 евро за полкило. Что удивительно — не привозная, а местная. Хотя, кто ее проверял... :)

На улицах Марсталя было малолюдно даже в выходной. Несмотря на всю провинциальность, многие дома лучились уютом и тем самым знаменитым датским "хюгге" в сочетании с неприхотливостью. Все-таки умеют датчане довольствоваться малым и создавать себе красоту в таком относительно неласковом краю.

На нашем пути стояла кирха, и мы решили зайти внутрь. Ну, просто посмотреть, как выглядит провинциальная датская церквушка. Когда мы переступили ее порог, мы просто остолбенели: под потолком вместо ликов святых, крестов и картин страшного суда (о чем это я?.. Это же не костел, а кирха, там такого и не должно быть...), или какой-либо прочей церковной атрибутики парили корабли.

Большие и маленькие, старые парусники и современные пароходы... Выкрашенные голубой краской скамьи придавали сходство с океаном. Как завороженные мы смотрели на эти модели и завидовали мастерам, создавшим их и вложившим свой талант и свою душу в каждую деталь.


На обратном пути было кафе с хорошим кофе и все та же картошка в припортовом киоске. Назавтра мы собирались в путь, чтобы покорить Большой Бельт...

...

Да, теперь точно соврал: написал, что мы дождались вечера и отправились на покорение Большого Бельта утром. Так вот, это —беззастенчивое вранье! :) Мы не стали дожидаться утра и выдвинулись по намеченному маршруту около часу дня. И в дальнейшем старались утром осматривать места, куда приходили, а днем, ближе к полудню начинали следующий переход.

Погода выдалась солнечной, а ветер добрым, — почти галфвинд. Но выходили все равно на моторе, поскольку движение в марине было оживленным. В самой акватории марины за нами пристроилась лихая академичка-пятерка под датским флагом, которой даже почти удалось нас обогнать. Благо, мы шли не быстрее 2-3 узлов — почти на холостом ходу, любуясь судами, стоящими у причалов. В итоге они плюнули на нас, развернулись и гордо погребли обратно.

Пока не прошли входные буи Марсталя, полагались на тягу 5 японских жеребцов. Армен уверенно сидел на румпеле — это занятие ему явно нравилось. Лишь на длительных переходах мы доверяли держать курс Железному Майку, который, уже не помню как и через какие ассоциации (возможно, через Железную Деву), был переименован в Железную Женщину, а впоследствии просто в Тетушку.

Уже на чистой воде мы заглушили мотор и расправили паруса. Моана набрала ход. Впереди лежало почти настоящее море — широкое и спокойное. Где-то вдалеке виднелись острова с полями, домиками и ветряками. "Тетушка" рулила, я разглядывал в бинокль острова, а Армен наигрывал на гитаре джазовые пассажи.



У Рудкёбинга нас нагнал паром, так что пришлось немного принять вправо за судовой ход и уступить ему дорогу. Первый автомобильный мост на остров Лангеланн, под которым мы прошли, не удостоился нашей фотографии, поскольку впереди открылся ОН! — огромный мостина через Большой Бельт. Длиной почти 7 кило и высотой в добрые 60 метров, он сначала казался таким далеким и крохотным, но по мере приближения рос на глазах. Казалось, еще немного, и мы гордо прошествуем под главным пролетом.

Но день уже перевалил в сторону вечера, и нам уже надо было искать ночевку, поскольку до моста оставалось еще добрых 20 миль. Мили через 2 после Рудкёбинга мне приспичило "выгулять гуся". Сделав дело, я отправил сосуд на штерте за борт полоскаться. Но то ли удавка прослабла, то ли скорость была слишком велика, но вдруг в руке осталась только веревка.

— Гусь за бортом! Геную долой! Грота-шкот травить! Опускаю мотор и дергаю шморгалку... Разворот на 180°. К моему стыду, классического отработанного приема MOB у нас не получилось, но емкость, от которой было видно только горлышко вровень с водой, еще оставалась в поле зрения. Я полез в рундук за складной рыболовной подсакой, чтобы втащить "птицу" на борт. Но, как назло, разбросанные по рундуку блесны спутали ее до бесполезного состояния. Пока я вытаскивал застрявшие в ячее тройники, а Армен пропускал шедшую нам наперерез яхту, гуся уже не было видно. В бесплотных поисках мы потеряли почти час. Эх, хороша была птица! Удобная...

Пришлось сооружать нового из двухлитровой баклажки из-под воды, обрезав горлышко. В дальнейшем новый гусак выгуливался без приключений.

Но до Большого Моста мы в этот день так и не дошли. Для ночевки выбрали марину Лундеборг на острове Фюн. Не знаю, кто проектировал это богом забытое пристанище, но, возможно, его строитель вдохновлялся Островом-Пальмой в Дубаях. Похожее не то на улитку, не то на хамелеона с закрученным хвостом, она была забита лодками, стоящими в 2, а то и в 3 корпуса, отчего в узкие ее проходы невозможно было протиснуться даже такой малютке, как Моана, не говоря уже о посудинах погабаритнее.

Что и говорить, места у причала для нас в этот день не отыскалось. Набравшись русской наглости, мы пришвартовались у круглой смотровой площадки прямо у входа в марину. Хорошо иметь маленькую лодку! От носа до кормы в 6,5 метров — самый подходящий размер, чтобы спокойно там стоять и не мешать окружающим. ;)


Армен: Вот он - тот самый хамелеон-пальма. Сыграем в игру "найди тут нашу лодочку" :)

C Муськи (нашего дрона) съемка велась уже на следующий день, когда вся эта орава уже по большей части, рассосалась. А вечером 19-го с наружной стороны у присала стоял какой-то большой парусник, и к нему еще 2 корпуса были пришвартованы.

В марине в тот вечер проходил какой-то самодеятельный концерт, и я пожалел, что мы пришли к самому шапошному разбору, когда основная часть уже закончилась. Учитывая мою любовь к шанти, я много потерял. На импровизированной сцене остались какие-то залихватские датские бабушки, певшие под гитару, домру и гармонь какую-то веселую и очень длинную песню на совершенно непонятном мне языке, а какой-то мужик подыгрывал им на саксофоне. Песня полностью вошла на видео.

Вдохновленный концертом, я предложил старпому показать все свое мастерство и сыграть им чего-нибудь на гитаре. К слову, играет он, действительно, виртуозно и профессионально. Заодно пополнили бы судовую кассу. "Мда... Мы, в некотором роде, не совсем гавайцы. Скорее даже — совсем НЕ гавайцы..." :) Предложение было отвергнуто, но идея была хороша.

На марину опускалась белая ночь, и виды бухты за молом приобрели совсем открыточный вид, как будто мы находились не на Балтике, а где-нибудь на теплых атоллах Тихого океана. Последнее мороженое для капитана и его старшего помощника в уже закрывающемся киоске оказалось очень даже кстати. Стемнело. Небо очистилось, и над гаванью взошла полная луна. Мы прошлись по марине, полюбовались яхтами, а я выкурил на сон грядущий душистую капитанскую трубочку. Прогулка по Лундборгу и выход на покорение Бельта были отложены на завтра.


Утро 20 июля началось с уже привычного кофе из мокки. Достаточно бодрые мы сошли на берег, чтобы прогуляться по Лундеборгу. За территорией марины лежали редкие домики. В каменном заборе одного из них обнаружилось такое:

Через какую-то сотню метров мы дошли до распутья. Куда пойти? Направо пойдешь — выйдешь к кемпингу, прямо пойдешь — начинается загородная дорога. Решено — сворачиваем налево. Ну, деревня как деревня. Одноэтажные приземистые довольно скромные домишки. Рядом с одним, правда, паслась "Тесла", но то такое...

Веяния моды.

В окне какого-то домика была выставлена целая коллекция различных предметов. Мало ли, зачем? Возможно, просто для души. У самого края деревни стояла беленая фахверковая хата, крытая соломой. Такие хаты попадались нам на севере Германии и в Швеции. Остальные дома щеголяли рыжей черепицей, а эта — скромно стояла со своей соломенной прической.

999000 морских чертей! Что я вижу?!. Вишневое дерево, усыпанное мелкими, но спелыми ягодами. В чужом дворе? Да ладно! Ну не могли мы удержаться, чтобы не попробовать датских вишен. Бальзам... Капли датского короля по сравнении с ними — так, водичка.

Мда-а, совсем мелким оказался населенный пункт с гордым именем Лундеборг. Мы и полкило не прошли от распутья, как вышли к краю деревни. Пришлось возвращаться обратно. На обратном пути зашли в небольшой магазинчик на углу Havnevej и Kystvej (соотв. переулок Портовый и Прибрежный, ежели по-русски). Купили на дорожку всякой всячины: лимонада, чипсов, хлеба и банку ежевичного варенья. Признаюсь честно, такого вкусного варенья у нас в Германии не найти..

В самой марине у рыбацких причалов сидели старик и мальчуган лет 5-6 и смотрели на яхты. Казалось бы — просто сидят и любуются, но что-то особенно притягательное было в их виде. Не мог пройти мимо и не сделать фото.

До того солнечная и ясная погода начинала потихоньку портиться. Прогноз сильно не пугал, но небо стало покрываться плотной облачностью. Пока не разыгрался ветер, решили поднять в воздух Муську — любопытную муху о четырех пропеллерах. К слову, наличие дрона дало нам возможность съемки с таких перспектив и ракурсов, которые были недоступны для простого путешественника с фотоаппаратом или видеокамерой. Впоследствии мы еще не раз поднимали ее в воздух.

"Как прекрасна наша саванна с высоты птичьего полета!.."

Но, довольно съемок — пора выходить на Большой Бельт. Дорога до него была относительно долгой, до моста было где-то 13 миль. "Далека дорога твоя..." — раздавалось над морем. Небо затянуло тучами за какой-то там час, ветер усиливался, становилось довольно зябко, так что пришлось надеть куртки. Мы шли приличным ходом под всеми парусами к мосту.


Навигатор благоразумно вел нас через западную часть моста, но разве так покоряются Бельты? Капитанское слово тверже гранита: "Только под центральным пролетом!"

20.07.2021 в 15:00 наш маленький, но отважный кораблик пересек первую линию нашего путешествия. Мост через Большой Бельт остался позади. Ну и громадина! Естественно, фото и видео такого знаменательного события. Армен особенно радовался, поскольку это было первое его морское путешествие подобного рода. Дай бог, не последнее... Да и я ликовал — невесть какое достижение для моряка, но значительное для сухопутной крысы.

Ночевать собрались в марине Кертеминде. Но, как назло, ветер дул прямо в нос, поэтому, несмотря на свежую погоду, пришлось убрать паруса и впрягать японских лошадей. А море становилось все неспокойнее. Ветер достигал 20-25 узлов, лодку швыряло, выгребать против ветра и волны было непросто. Несколько раз винт оголялся, и мотор взвывал. Брызгало нещадно. Если бы не доджер и не обвесы, были бы все мокрые. Фототехнику убрали от греха подальше, чтобы не забрызгать. Я потом еще снимал на гопруху, но фото с нее оказались невыразительные - серое море и небо, волны, брызги да перекошенный горизонт...

По корме прошла царская яхта "Даннеброг"— не иначе Ее Величество совершали какой-то летний круиз. Спутать этот корабль с каким бы-то ни было другим было невозможно. Жаль только, что он был от нас довольно далеко, так что наших камер с их куцыми объективами не хватило, чтобы запечатлеть царственный вояж. Да, название "Даннеброг" переводится, как "датский флаг". И действительно, казалось, что этот самый "брог" на корме яхты был величиной с ее добрую четверть.

Датчане свой флаг очень любят и вешают, где это только возможно, зачастую - в виде узкого длинного вертикального вымпела на поперечной палке. Если бы мне предложили выбрать самый красивый флаг в мире, я бы, не задумываясь, выбрал датский...

Но вернемся к нашему пути. Море показывало свой норов, но до того шторма, который застал меня во время возвращения из Клинтхольма в Росток два года назад во время первого датского похода, было еще далеко. Старпома сморило, и он лег вздремнуть, а я остался "на мостике" нести вахту.

Уже ближе к вечеру мы подошли к Кертеминде. Ветер у берега уже не так ощущался, волнение утихло. Армен проснулся и вылез из каюты.

Мы подходили к берегу. Слева у обрыва стояло несколько яхт на якоре. По дороге нас обогнала какая-то немецкая яхта, и мы с ее экипажем обменялись приветствиями, хотя я, памятуя прошлые стоянки, где-то в глубине души опасался, что они придут в марину раньше нас и займут место. Как оказалось — совершенно напрасно. Места было предостаточно. Мы спокойно причалили к пирсу и завели швартовы. Тучи разогнало, ветер утих, и на марину опустился такой красоты вечер, что ни одна фотография не способна его передать.

Кертеминде был намного крупнее предыдущих населенных пунктов, поэтому его осмотр мы перенесли на утро. А пока, переодевшись, отправились осматривать ближайшие окрестности. На пригорке красовалась ветряная мельница, которую мы заметили еще с моря. Решено было подняться к ней. Рядом располагался художественный музей Йоханнеса Ларсена, но он нас особо не заинтересовал. А мельница красиво смотрелась на фоне закатного неба.

Темнело, и нам пришлось вернуться в порт. По пути к лодке нам попались кусты шиповника с еще недостаточно зрелыми, но местами уже довольно красными ягодами. До чего же они были огромные! Чтобы не соврать, - диаметром сантиметра 3-4. На вкус они даже незрелые, были приятны и не кололи язык.

"Завтра обязательно вернемся сюда, и я наберу шиповника"— заявил Армен. Увы, про шиповник мы потом забыли в будничной суете. А на Моане мы отметили успешный переход и покорение первого из Бельтов вином. А потом был чай со свежим хлебом из Лундеборга и отменное ежевичное варенье, которого в других краях и не сыскать...

Наступил пятый день нашего плавания. Утро 21 июля встретило нас пасмурной и неуютной погодой. Однако дождя не было ни по прогнозам, ни вживую, потому мы смело пошли смотреть город. Ну, с точки зрения датчан это был город, а ежели взглянуть с позиции людей, привыкших называть городом нечто более масштабное, то оказалось, что Кертеминде представляет собой эдакую деревню на стероидах. И все же дома в несколько этажей и даже светофоры, как неотъемлемый атрибут города, в нем присутствовали.

Был даже мост через пролив, ведущий к извилистому заливу. В проливе ютились рыбацкие сейнера, разного рода, - в основном моторные, - яхты, спасательные буксиры и даже ВОЕННЫЙ КОРАБЛЬ! Правда, под стать городу... ;)

Мы перешли по мосту, сделали несколько снимков и направились в центр. В центре было немноголюдно - был рабочий день, да и погода сказывалась, хотя, думаю, для Дании это - самое заурядное явление. Прошвырнулись по магазинчикам в поисках подходящей шляпы для старпома, но ничего подходящего не оказалось ни в припортовом магазине яхтенной атрибутики, ни в бутиках, ни даже в магазине зоотоваров, в котором был большущий отдел для охотников-рыболовов. Исходя из ТЗ требовалась зюйдвестка, которую в Дании, по крайней мере в той, которая лежала у нас на пути, отыскать было невозможно. Ну да ладно! Купит к следующему походу. Безос в помощь... :)

Я обзавелся очередным магнитиком, а вообще привезти из Дании какой-нибудь интересный и оригинальный сувенир для семьи, родителей и сестры, в данных условиях оказалось чересчур сложно. Скорее всего не хватило взаимозаменяемых вещей - времени и денег. А еще мы зашли перекусить в туземную кебабную съесть дёнер (он же - шаурма, он же - шаверма). Пока турок готовил мясо и лепешки, мы смотрели по телевизору на стене какую-то датскую программу про ремонт дома.

Увы, датская фонетика оказалась для меня настолько сложной, что не удалось разобрать ни единого слова. В шаурмарий зашла какая-то бабушка и заказала смёрребрёд — местный бутерброд с овощами и рыбой. Я из ее заказа понял только "смёрребрёд", поскольку это слово уже был мне знакомым. Но ее речь звучала уж совсем по-немецки, да так, что мы с Арменом поспорили, на каком языке она все-таки говорила. Шаурман... (даже не знаю, как назвать человека, готовящего шаурму) принес нам заказ. Оказалось довольно вкусно, хотя и лепешка, и начинка здорово отличались от привычных нам немецких дёнеров. Расплатившись, мы вышли на улицу и спросили у той бабушки, которая жевала свой смёрребрёд за столиком снаружи, на каком языке она все-таки сделала заказ, чтобы разрешить наш спор. Победила дружба. Бабушка заказала на датском, но родом была из Германии. Немецких, как и русских Штирлицев здорово выдает акцент.

Пора было возвращаться на лодку и выходить на очередной этап. Но перед этим мы еще немного побродили по улочкам Кертеминде, хотя они особой примечательностью не отличались. Да и снимать в такую погоду особо было нечего.


Перед отплытием мы пополнили запасы бензина на ближайшей заправке, поскольку спалили по дороге добрую половину 13-литрового бака, а потом Армен облетел на Муське марину и даже сфотографировал какую-то молодую датчанку с сыном, которые с любопытством наблюдали за полетом нашей мухи. Фото он клятвенно обещал выслать ей на мыло.

А еще его очень развеселила надпись "HAVNEKONTOR", что по-датски означает всего лишь "портовый офис", но как звучит по-русски... :)

Справа автопортрет в интерьере...

Мы попрощались с Кернеминде, сделали еще несколько вылетов с Муськой, и направились дальше на север, чтобы обогнуть мыс и повернуть на северо-запад.

Пролив Ромсё между Фюном и одноименным островком, куда мы свернули, кишел яхтами. Большинство из них были под датским флагом и шло нам навстречу, скорее всего, возвращаясь домой в порт. Внезапный рев заставил нас поднять головы - над нами на бреющем полете, едва не задевая мачты, пронеслась пара истребителей. Хорошо, что не отбомбились по нам... Армен успел "завалить" один из скорострельной зенитной фотокамеры.

На траверзе пляжа Fynshoved я заметил надстройки какого-то БЖП, о чем сообщил Армену, чтобы при проходе мыса не столкнуться. Кстати, это сокращение было незнакомо моему старпому, и оно ему, а особенно его сестре, с которой он вел переписку, очень понравилось. Будут теперь знать и активно применять в жизни. К счастью, БЖП стоял на якоре в балласте, в чем мы смогли убедиться, пройдя мыс. С левого борта лежал вход в залив Оденсе. Второй БЖП пересекал наш курс с правого борта, но и он был далеко, так что никто никому не мешал.

До Одесс... Оденсе (кажется, третьего по величине города в Дании после Копенгагена и Орхуза), мы не пошли, поскольку сроки уже поджимали. А зря. Там было бы на что посмотреть. Я думаю, что еще не раз в будущем пойду в Данию и непременно побываю в Оденсе.

Ветер дул почти с запада, поэтому после прохода поворотной точки Fyns Hoved нам пришлось свернуть геную и включить железный фордак. Эхолот показывал большие глубины, на которых, по моим расчетам, должна была водиться рыба. Но, сколько бы я ни забрасывал удочку, клева не было. "Фиксация позора... Попытка номер N..." - троллил меня старпом, снимая, как я пытаюсь троллить рыбу. Ну, не судьба... Потом я еще неоднократно буду пытать рыбацкой удачи, но каждый раз пилькер будет приходить, в лучшем случае, с тиной или травою морскою...

Мы шли на вест, и закатное солнце освещало нам путь. Какая это все-таки непередаваемая красота - провожать его над морем. Мы за все плавание ни разу не встретили рассвет на море, но два чудных заката останутся в памяти.



Снова начал крепчать ветер, и поднялась волна, хотя небо на западе становилось чище. Стоявшая весь день облачность уходила на восток. Мы прошли траверз маяка Эбелё и свернули налево в сторону Малого Бельта.

Можно было выключить мотор и поднять паруса. Правда, пришлось это делать с собой осторожностью, поскольку по курсу, словно морские мины, маячили черные вешки рыбацких сетей, и перспектива а них запутаться, особенно на ночь глядя, нас не радовала. Потихоньку наступала темнота. Было ветрено, и прохладно. Волны бились о форштевень, и отдельные брызги залетали в кокпит. Бр-р-р..

К сожалению, мы просто забыли запечатлеть нашу борьбу со стихией и окренивание лодки, пенные струи, расходящиеся от бортов и брызги, летевшие во все стороны. Спустилась ночь и взошла луна.


Ветер зашел на юго-запад, и нам опять с целью экономии времени пришлось отказаться от лавировки, хотя места было предостаточно. Нашей первоначальной целью была марина Стриб, но мы глянули на карту и решили, что ночевать будем на противоположном берегу во Фредерисии — с той стороны город был больше и выглядел солиднее. Мотор мерно тарахтел, толкая нас со скоростью узла 4. Через какое-то время открылись огни порта Фредерисии, где стоял под погрузкой даже не БЖП, а ОЖП — от слова огромный. Исполинский танкер стоял у причала в сиянии собственных огней, залитый светом портовых фонарей и прожекторов. Но даже этого света не хватило, чтобы его сфотографировать. К тому же было почти 2 часа ночи, мы были уставшие, и здорово клонило в сон.

В марине Фредерисии было грязно и неуютно. По акватории плавал какой-то мусор, а сама она напоминала отстойник для катеров и яхт исключительно фредерисийцев. К тому же там не принимали к оплате наши карточки, поэтому мы заночевали там на халяву, а утром решили держать путь в более гостеприимное место — порт Ассенс.

Подъем состоялся в начале десятого. Ночь выдалась холодной, а утро промозглым, что еще добавляло желание поскорее отдать швартовы и продолжить путь. "Эта даль и глушь не для слабых душ. Далека дорога твоя..." - звучал в голове привычный мотив.

Оставив за кормой негостеприимную Фредерисию с ее гремящим портом, пароходами и индустриальным пейзажем мы взяли курс на Малый Бельт.


Конечно, будь у нас побольше времени, еще был бы шанс причалить у стенки в центре города, пройтись по его уже по-настоящему городским улицам, или посидеть на лавочке в парке Vold. Увы, времени на это не оставалось совсем. Поднимать лодку и выезжать из Экернфёрде нужно было не позже субботнего утра.

Для обратного пути ветер был благоприятный. Мы дошли до марины Стриба, в которую намеревались зайти днем раньше, а оттуда заложили длинный галс до самого моста через Малый Бельт. Проход под мостом не вызывал уже такого трепета, как в первый раз под Большим. Труба пониже, дым пожиже, да и мы уже возомнили себя заправскими мореходами, прошедшими, если не под доброй сотней, то, хотя бы, под парой десятков мостов.

По левому борту открывался красивый, прямо сказочный вид на Миддельфарт, и казалось, что еще немного — и на пристань выйдет Оле Лукойе в старомодной шляпе с парой зонтиков в руках.

На траверзе Гальсклинта мы замедлили ход, решая, куда нам дальше двинуться. Навигатор советовал обогнуть остров Фэнё с веста, но мы решили, что виды там не слишком привлекательные по сравнении с тем, что открывалось по левую руку, и мы, после непродолжительного раздумия свернули налево в узкий пролив между Фэнё и Фюном.

Было около полудня. Прикинув, что времени до вечера еще остается довольно много, а расстояние до Ассенса - около 15 миль, было решено стать на якорь для рыбалки и аэрофотосъемки. Естественно — по-идиотски, почти на самой середине пролива. Однако запрета на якорную стоянку нигде не было указано, а идущие суда могли обойти нас с любой стороны, потому мы позволили себе там постоять с часок. До дна было метров 30, но, поскольку ни ветра, ни сколь бы то ни было значимого течения в проливе не наблюдалось, обошлись 50 метрами якорного каната, вытравив его до жвака-галса.

Справа по борту мелькнул черный плавник. "Смотри, дельфины!" — почти закричал я. Морские свини показывали из воды свои крутые спины и забавно фыркали, выпуская воздух через дыхала.

До недавнего времни я считал дельфинов умными животными, не уступающим в интеллекте человеку. Как оказалось, это отчасти правда, только к морским свиням не относится. Да они и не на 100% дельфины. Источники утверждают, что свинтусы тупые, как пробка. Не знаю, не проверял. Но детская мечта погладить дельфина и поиграть с ним так и осталась мечтой — животные не подплывали близко к борту и на контакт не шли. Возможно - они такого же мнения о нас. Кроме дельфинов, еще пару раз выныривала усатая хитрая тюленья морда. И крупные слегка оранжевые медузы, выпустив длинные щупальца, проплывали в толще воды. Не хотел бы я напороться на такую во время купания

Я развернул удочку и в который раз безуспешно попытался добыть треску, доверившись показаниям эхолота и наличию дельфинов-тюленей. Да где там! Муська, сердито жужжа, взмыла в небо, откуда открывались поистине незабываемые виды. Жаль, только заряд батарей быстро подходил к концу.


Подкрепившись "студенческим кормом" - смесью орехов и изюма, мы снялись с якоря чтобы пройти дальше на юго-восток, а затем, свернув направо, выйти на оперативный простор Малого Бельта и дойти до Ассенса. Армен впервые выбирал якорь и был отчаянно горд этим, пусть малым, но достижением. "Якорь чист, капитан!.."

Ветра в проливе почти не было. Лодка тащилась с черепашьей скоростью не больше 2 узлов. Снова застучал мотор, и от носа разошлись пенные усы. Внезапно все закончилось...

"Старший помощник Лом, почему стоим?.." А потому что мель прозевали.

До этого мы уже уже раз садились на песчаную банку недалеко от Большого Бельта. Тогда пришлось поднимать шверт. Но мне все недосуг было настроить глубинную тревогу на эхолоте. А потому и в этот раз увлеклись созерцанием окрестных пейзажей и заскребли швертом по дну. "Лево на борт! Машине полный!" скомандовал я, и лодка, натужно взбивая воду винтом, сошла на чистую воду. Все-таки хорошо иметь поворотный шверт, ежели голова дырявая.

За Фэнё вышли в широкую часть Малого Бельта. Появился ветер, наполнив наши паруса. Тугие полотнища несли нас бакштагом со скоростью почти 6 узлов, что для Моаны — более, чем ее крейсерская. Радовало наличие ветра и практически отсутствие волны. Вокруг простиралось обширное водное пространство, по которому сновали быстрые катера и, осанисто накренясь, проходили парусники.

На траверзе острова Брандсё нас обогнал какой-то сухогруз, судя по всему, груженный не то песком, не то щебнем, на палубе которого возвышался самый обыкновенный строительный экскаватор. Напомнило часто встречающиеся на дорогах фуры, к которым сзади приторочен небольшой вилочный погрузчик. Так сказать, в Тулу со своим самоваром...

Пара каякеров прошла по левому борту и вскоре осталась далеко позади. Мы проходили мимо западного побережья Фюна. Поля, ветряки, огороды, отдельные домики и небольшие деревеньки. Где-то трактора боронили сжатые поля и паковали солому в рулоны. "Это - Дания родная, это — Родина моя"— отчего-то пришли на ум забавные строки...

Вскоре показались большой элеватор и одинокая труба Ассенса. Около 4 часов дня мы благополучно зашли в марину и стали у пирса.

Между рядами лодок деловито гуляло утиное семейство, выпрашивая еду у постояльцев порта.


Надо было подключиться к береговому питанию и подзарядить батарею, измученную работой холодильника, телефона, автопилота и зарядкой мусечных аккумуляторов. Частая и довольно плотная облачность не позволяла в полную силу работать солнечной панели. Все розетки на причале были заняты, но добрый сосед-датчанин радушно подключил нас через свой удлинитель.

Мы отправилсь бордить по Ассенсу. Городок не мог похвастаться достопримечательностями - обычный приморский захолустный городишко. Приземистая застройка, какой-то завод с высокой трубой, на поверку оказавшийся мэрией и отделением полиции, паром до соседнего острова Богё (невероятно, но факт: на этом, в принципе, необитаемом острове расположилась русская православная церковь), ржавеющий траулер и видавший виды трехмачтовый парусник в порту. И, тем не менее нашлось на что посмотреть. Как, например, на дорожный ограничитель, сооруженный из морской мины, или на парусники у гостевых причалов.

В центре было относительно пустынно, несмотря на то, что рабочий день уже закончился. За столиками редких кафешек, а то и просто на парапете фонтана сидели местные и расслаблялись после трудового дня. Кто с пивом, кто с вином...

Вызвал немалое удивление припаркованный на улице "Мазерати". Интересно, для чего нужен такой автомобиль в Дании, я уже молчу про Ассенс? А за невзрачным фасадом серых улиц порой проглядывало настоящее сердце Ассенса.


Мы дошли до конца центральной улицы и остановились возле супермаркета. Напротив него находилась барахольная лавка, где разложила свои товары даже на улице весьма колоритная старушенция.

О! Это — то, что я искал, — подумал я, увидев среди всякого барахла рюкзак в виде датского флага. А вот и подарок для малой — в школу ходить. — Вы говорите по-немецки? — спросил я бабушку. Старушка бойко говорила по-немецки, правда, перемежая свою речь английским, который я здорово подзабыл, но еще понимал.

Меня ждал очередной облом. Рюкзак был ее собственным, и расставаться с ним она не захотела. В качестве подарка жене она предложила мне фарфоровую лейку для цветов в виде вытянувшего шею гуся, но цена в почти 100 евро за "раритетный фарфор" заставила меня вежливо отказаться. Увы, из всего разнообразия товара не нашлось ничего, что можно было бы выбрать в подарок. Черт с ним!

Чтобы запастись провизией для предстоящего перехода, зашли в супермаркет. Он оказался довольно бюджетным, типа нашего Альди или Лидла (не знаю, с чем его можно сравнить для жителей России — возможно, с "Пятерочкой"). Кроме ставших уже основой нашего рациона чипсов, мы взяли по банке какого-то датского пива (ладно, я взял две, но выпить смог только одну. Пенистое, простите за латынь..., пару пластиковых бокалов для вина, еще не помню чего. Но главное — нашел, чем порадовать дите. Там продавались на развес различные местные мелкие конфеты нескольких десятков сортов, чего в Германии мне до сих пор не попадалось. Недолго думая, набрал пару пакетиков, от избытка чувств даже забыв их взвесить, отчего пришлось краснеть на кассе. А еще — банку черничного варенья. Из настоящей лесной черники. Такого тут тоже фиг отыщешь...

Армен совершенно неожиданно для себя нашел какое-то редкое вино из Италии. Valpolicella ripassa, если это кому-нибудь о чем-нибудь говорит. Нагрузив полные сумки мы вернулись в порт, попутно пройдя через церковный дворик.

И на обратном пути нашлось, на что обратить внимание.

На ужин у нас было картофельное пюре, консервированный тунец, вино в новых, пусть и пластиковых, но все-таки бокалах, и великолепный пейзаж с луной над причалами. На следующий день предстоял долгий заключительный переход, протяженностью в 43 мили.

С новым рассветом наступил день нашего заключительного этапа. Под вечер разгулявшийся было ветер куда-то исчез, хотя, если верить прогнозам, еще ожидался в течение дня с юго-запада. Соврали... Вот и верь после этого синоптикам, которые, по утверждению старпома, недалеко ушли от астрологов. Небольшие порывчики были кратковременными, и на море установился штиль. В низкой облачности то там, то тут виднелись редкие разрывы. Мы попрощались с Ассенсом, примерно в половину десятого и вышли в пролив между Фюном и Аарё (не путать с Эрё :) )

Погода располагала для полетов Муськи и мы не преминули этим воспользоваться и легли в дрейф недалеко от "острова" Торё, который, если взглянуть на карту, только казался островом. Море намыло песчаную косу и соединило его с Фюном. Ложиться в дрейф не было особой сложности — достаточно было просто выключить мотор.

Моана вновь затарахтела мотором и неспешно двинулась на юго-восток. С утра ветер еще дразнил нас редкими всплесками, отчего хотелось наступить на горло нашему довольно громкому и по-старчески чуть хриплому "Тарахтелло", расправить все паруса и скользить по присмиревшему морю, но наши ожидания и вера в добрых синоптиков были напрасными. Ветра не было. К часу дня прошли траверз маяка Хелнэс.

Дорога предстояла долгая, как в гимне этого путешествия, поэтому торопиться было некуда. Времени оставалось еще полдня, и вся ночь тоже была нашей. Беспокоило только количество бензина в баке и припасенных канистрах, которого могло не хватить, чтобы дотянуть до порта назначения. Но стрелка бензометра в баке еще плясала возле отметки 3/4, и еще с десяток литров ждал своего часа в рундуке.

Море переливалось всеми оттенками от светло-зеленого до темно-серого, местами сияя режущей глаз ультрамариновой глубиной. Справа и слева лежали плоские, как балтийская камбала, датские острова.

Откуда-то справа вынырнул военный вертолет и направился куда-то за горизонт. Немного не долетев, он завис над каким-то объектом, который даже в 7-кратный бинокль невозможно было разглядеть. Не исключено, что отрабатывал высадку десанта на какой-то корабль, чьи надстройки едва возвышались над морем. Черт их, этих военных, знает...

Небо потихоньку прояснялось и к трем уже радовало нас своей синевой. Мы остановились. Армен захотел выкупаться прямо посреди Малого Бельта. Отчего бы благородному дону и не сделать этого? Вода, по его заверениям, была очень даже свежей, но я не рискнул последовать за ним. А то мало ли...

А потом мы долго и внимательно смотрели, как шествуют навстречу друг другу и затем медленно расходятся паромы линии Alslinjen, курсирующие из Фюнсхава на острове Альс до Бёйдена на Фюне.

Попытка порыбачить в который раз закончилась провалом. И глубины хватало, и воды вокруг. Не было только рыбы. Хотя, неподалеку снова периодически показывались над водой свинячьи плавники. Впереди можно было разглядеть рыбацкие лодки, поэтому мы решили на тихом ходу, чтобы не спугнуть их будущий улов, подойти к ним поближе, в надежде, что от него что-то перепадет и нам. Так и поступили.

Море было гладкое и шелковисто-сниее.

Пока я пытался отобрать у местных рыбаков их непойманный улов, старпом вновь достал Муську из чехла и отправил ее на свой страх и риск почти на полкило в небо. По большому счету, во всякого рода европах (по крайней мере, в отдельно взятой Германии) поднимать дрон выше стометровой отметки не положено. Но кто стоял рядом с нами с рулеткой, высчитывая высоту полета неугомонной мухи? Панорамы получились великолепными! Как же непривычно видеть море глазами, к примеру, чайки...

Спустя почти час, так и оставшись без рыбы, мы двинулись дальше. На горизонте снова прошел поперек пролива какой-то паром. Как оказалось — полностью электрический, под именем Ellen. Нашей оптики не хватило для хорошего фото, по ссылке можно почитать о нем в Вики и посмотреть фото в лучшем качестве.

Датчане вообще подвержены модным "экологическим" веяниям, потому даже переправу между портами Фюнсхав и Сёби на острове Эрё сделали на электротяге с зарядкой от ветряков. Интересно, правда, сколько времени требуется для его зарядки?

Миль через 8 достигли траверза марины Моммарк, в которую, стрекоча и поднимая клубы пыли, садился какой-то "Робинсон". Из него выходили люди. Не исключено, что он катал народ над морем, предоставляя возможность на какое-то время тоже почувствовать себя чайкой. С каменного мола приветствовали Моану загорелые отдыхающие, а навстречу нам прошлепал небольшой рыбацкий куттер, буксируя лагом большую алюминиевую, похожую на баржу открытую лодку.

Бензин плескался уже на дне бака, потому пришлось вылить в него остаток, помолясь о том, чтобы не застрять без горючего, не дойдя до конечной точки.

За маяком Гаммель Пёль мы взяли южнее и направились уже к немецким берегам. Я в последний раз закинул удочку и еще пару миль волок за лодкой блесну. Наконец, окончательно сдавшись, свернул снасти и забросил бесполезный спиннинг в рундук.

Стрелки часов показывали 8 вечера. Где-то на западе над Фленсбургом заходило солнце, и мы в очередной раз пожалели, что оставили длиннофокусную оптику дома. Вторые проводы солнца в море оказались не менее красивыми, чем первые, с одной лишь разницей, что море было абсолютно спокойным, а на горизонте возвышалась полоска суши.

Вскоре солнце совсем зашло, и на умиротворенную Балтику опустилась летняя ночь. По правому борту замигали огни Шляйемюнде. Дальше сверкал роскошью помпезный Дамп. На осте, где перемигивались буи морского полигона, всходила большая, чуть желтоватая и уже слегка ущербная луна.

Где-то за горизонтом, чуть севернее, просвечивало зарево какого-то крупного города. С западного берега от кемпингов долетал запах костра и жареного мяса, заставляя наши пустые желудки урчать от голода, хотя мы еще не так давно доели остатки чипсов и какого-то печенья "Каммерюнкер", купленного в супермаркете Ассенса и принятого по незнанию датского за успевшие нам полюбиться сухари той же марки.

Наконец-то открылся секторный маяк Экернфёрде, светивший сначала зеленым, а затем белым, ведя нас к заветной цели. Почти в половине второго, пройдя мимо ярко освещенных кораблей на военной базе, мы достигли яхтенного рейда и стали на бочку. В баке еще оставалось изрядное количество бензина.

Ура! Или, все-таки, "Эх..."?

Наше морское путешествие подошло к концу. Уставшие, как черти, но с огромным сожалением, что придется расстаться с морем, мы завалились спать.

С утра до бухты дошел наконец-то обещанный днем раньше ветер. Собака, северо-западый, попутный!.. В этом месте снова опускаю многоэтажные выражения в его адрес, дабы не утомлять читателя. День обещал быть солнечным и теплым. Корабли еще вырисовывались на фоне утреннего неба темными силуэтами, а бухта уже наполнилась многочисленными катерами и яхтами.

Наскоро позавтракав, мы пришвартовали Моану к дощатому причалу возле слипа, выгрузили вещи и перенесли их на берег. Машина дожидалась меня на обочине неподалеку от яхт-клуба даже без "письма счастья" на лобовом стекле, вопреки опасениям. Через пару минут я уже загонял прицеп в воду. Завести Моану на прицеп не составило особого труда, однако бетонная поверхность слипа оказалась чересчур скользкой, и я, поднимая брызги, рухнул в море, до крови разбив себе правое колено и порезав пальцы об острые ракушки. Мда... Хорошо, что оставил телефон и ключи в машине.

Благо, в аптечке лежал пластырь, а многолетний опыт обращения с ранами оказался кстати. Я выкрутил одежду и положил ее сушиться на солнце. Моана заняла свое место на прицепе. Взревел мотор, в воздухе пахнуло чуть подпаленным сцеплением, машина тяжело поползла вверх по крутому уклону. Вскоре кораблик уже стоял на берегу, обсыхая и отдыхая после недели, проведенной в плавании. Армен пошел добывать нам обед, а я занялся приведением лодки в транспортное состояние.

На слип в это время въехал какой-то немец с ярко-желтым катером, который после спуска никак не хотел заводиться. Дядька долго еще копался в моторе, который чихал, плевался сизым дымом и в какой-то момент даже завелся, но он, все равно, спустя пару часов поднял лодку на прицеп и уехал. Наверное, решил не рисковать. Море есть море... На берегу, неподалеку от места, где стояла Моана, я обнаружил спиннинговую катушку. Ну, спасибо, друг Нептун, за подарок! Надеюсь, не напрасный... Вернулся Армен, принеся завернутые в фольгу еще теплые гамбургеры. После такого обеда дело с подготовкой Моаны к дороге пошло веселее, и довольно скоро уже было все готово к отъезду. Лодка собрана, вещи уложены в машину. Прощальное фото. До следующего путешествия!

Я уселся за руль и повернул ключ...

"Ык-Ык-Ык!" - донеслось из-под капота.

Дьявол! Только этого еще не хватало! Было похоже на то, что аккумулятору приснились белые тапочки, хотя я больше всего боялся, что во время подъема что-то случилось с мотором, памятуя о нагрузке на непрогретый двигатель на слипе и запах феродо в салоне. Рядом стояли какие-то русские ребята на кемпере, которые не без усилий "прикурили" нас, и мы, ежеминутно боясь заглохнуть, выехали в сторону дома. Прощай, Экернфёрде, прощай Балтика...

На заправке мотор не глушили, и только отъехав за Гамбург позволили себе выключить мотор на стоянке, который завелся уже без проблем. Дорога была спокойная, мы менялись за рулем. Только под Франкфуртом угодили в приличную пробку из-за перевернувшегося микроавтобуса. Около 2 часов ночи мы доехали до стоянки, поставили Моану и в половине третьего утра, в воскресенье, 25 июля уже были дома.

На будущий год, если очередные клизмы (кто сказал: "катаклизмы"? Молодец! Твой пирожок все еще дожидается тебя на полке...) не испортят нам жизнь, планируем тем же составом, включая не сумевшего приехать из-за всяких лок- и прочих даунов Андрея из Киева, с которым мы прошлись по Северному морю 3 года назад, снова рвануть на Балтику. Но уже подольше и подальше...

Так живи не трусь. Будь что будет, пусть,
А что будет — дальше поймешь...

Трек. В некоторых местах, где программа ничего не записала, трек пошел по суше. Не верьте этому... :)