Впечатления от регаты «Балхаш-2005».


На Балхаш хотелось давно. Последний раз мы пересекали это славное море в 1988году на надувных судах с энтузиазмом построенных на кухне. Потому, несмотря на отсутствие в Положении о Регате четкого понятия об участниках, судах, да и самих соревнованиях, мы нисколько не задумывались об этих мелочах, упаковали «Байкал-22» в две легковушки (Ниссан-Вингроуд), для чего сняли по сиденью спереди, и вчетвером укатили в экзотическую страну «Казахстан». Прохождения границы произошло просто, без проблем, в потоке с другими эмигрантами, но уже через полчаса первый же ГАИшник откровенно попросил денег, мы дали по 50 рублей и это был последний побор за всё путешествие. Дорога поначалу просто убитая, темп движения от границы - 150 км за 5 часов. После Караганды моя машина дала отказ, мы не раздумывая, зацепили её ко второй, но за 280 км до Балхаша сдала и вторая. Ремонтироваться было некогда, мы поймали попутных славян на КамАЗе из Таджикистана и на веревке к 21 часу доехали до Балхаша.

На площадке водно-спортивной базы (местного, сдохшего яхт-клуба) уже стояли четырнадцать судов: «Просторы» и «Альбатросы» модифицированные по уму и возможностям их владельцев. Трое участников были из г. Балхаш, остальные из Алма-Аты. Бурная встреча, возлияния и первая ночевка.

К 10.30 утра наше судно уже было готово к старту, мы же бегали по местным базарам за харчами и пристраивали свои авто к местным автомастерским.

В 12.00 началось!

Я такого открытия туристских соревнований не видал никогда! Было всё – пионеры, оркестр, выступления местной знати и даже кандидата в президенты Казахстана – всё было здорово! В 14 часов все пошли в Море. Но это был не старт, до старта оставалось ещё три дня. Три дня мы отходили от мест ночёвок и шли к заветному острову. Эта часть – самая интересная - никак не классифицировалась. Нас пасли три катера типа «Ярославец», аутсайдеров цепляли на буксир и тянули к месту ночёвки. Тем, кого тянули я не позавидую - при лёгкой однометровой волне – это был экстрим, хотя сама прогулка под парусом доставляла просто наслаждение.

Море в этой его части не было так красиво, как солёная часть весной семнадцать лет назад. Мутные воды Или изрядно мутили воду, но всё же она более походила на морскую, чем речную. Слабая видимость одного из берегов, простор, волна – всё указывало на то, что Балхаш – это море, возможно последняя капля древнего океана. Пятидесятикилометровые переходы для «Байкалов» давались легко, мы, что называется, шли «с песнями». Погода радовала. Было тепло, воздух +20, вода +17°C. Мы (только сибиряки) даже купались, всё было прекрасно! На второй ночёвке нам взбрендилось поставить сеточку – наловить рыбки на уху (ведь с утра уха так хороша!). Это было нечто! В эту сеточку набилось рыбок столько, сколько смогло. Раздавали всем участникам и вообще всем. Больше мы сеточкой не ловили. Жерехи и сомы прекрасно ловились спиннингом.

Наконец дошло дело собственно до cоревнований. Утром было что-то между штилем и совсем не дуло.

Главный судья - заслуженный яхтсмен в парусных гонках ещё в СССР – дождался своего часа и выставил классическую олимпийскую дистанцию с петлёй, разъяснил на всякий случай всем куда и откуда идти, а главное, что флажки разноцветные и разные будут подниматься и опускаться, бить рында, выть сирена на кораблике, это всё будет означать какой класс и когда стартует, а когда уже можно и не стартовать. Чудак – он так соскучился по Олимпийским гонкам и так хотелось, чтоб по-настоящему…

По-моему, о чем он говорил, поняло человек пять, но вопросов не задавали.

Соревнования начались! Волны за островом не было, а дуло уже нормально.

Для тех, кто ходил – настал праздник. Ветра много, места много, волны совсем нет – лодки просто летали! Через 10-15 минут, когда мы честно закончили дистанцию ещё не все суда преодолели стартовый створ, а некоторые уже гребли к берегу с поломанными мачтами. Вторая гонка пошла за первой по расписанию, ветер усилился, мы взяли первый риф и благополучно пролетели дистанцию. Ещё несколько снесённых мачт, один киль. Ветер усиливался, гонки отменили.

Тогда мы по нашей Обской традиции устроили «Пивные гонки» через пролив (4,2 км.) до ближайшего магазинчика. Дуло уже совсем по настоящему – волна за метр, на небе ни облачка. Два «Байкала» с жаждущими погнались через пролив. Приз для Победителя – первыми купить пивка. GPS показывал 18-22 км/час, а пива в аульском магазинчике оказалось всего две бутылки, но с вином и водкой напряжёнки не было.

Сделали месячную выручку магазину, скупили и вечером выпили всё, что было и этим скрасили свою робинзонаду.

Гонки на этом закончились, но об этом мы узнали только к 15 часам следующего дня (пятница), а в 18 часов мы уже стояли на трассе Алма–Ата - Астана в 10 км от «пивного» аула Тасарал с кучей упаковок, а ещё через три часа были в г. Балхаш и с печалью узнали, что наши машины будут готовы не ранее завтрашнего утра.

Обратный путь прошёл без особых приключений.

Остаётся добавить, что судейство всё же решило подвести итоги по двум гонкам и вручили нам первое место и приз - Шестьдесят тысяч теньге (около двенадцати тысяч рублей)! Ремонт автомобилей нам обошёлся где-то в эти же деньги.

Вся поездка заняла 10 дней, была неутомительна, а даже познавательна и приятна. Чистое ходовое время в один конец (1500км) составил 21 час. На всё про всё мы затратили восемнадцать тысяч рублей (по 4500 рублей на каждого!), не считая затрат на ремонт авто. Народ, который встречался нам, был приветлив и гостеприимен – никакого национального вопроса мы не ощутили. По-моему всем было глубоко плевать – из Новосибирска мы или с Новой Зеландии.

Для желающих поехать, как мы – справочная информация: цены на хлеб, мясо и другую еду дешевле, чем у нас в Новосибирске. Русские разносолы - вроде семги и черной икры - подороже.

Бензин – по 13руб./литр, (в Новосибирске -17руб/л.), водка 30-60 руб./бутылку, пиво 12-15руб./бутылку, вино десертное 60-100 руб./бутылку 0,7л. Дефицита нет. По-русски говорят все. Рубли на заправках и в магазинах не берут.

Организатор регаты: «Экологический союз ассоциаций и предприятий Казахстана «Табигат» www.tabigat.nursat.kz


Анатолий Кулик,
г. Новосибирск, 10 октября 2005г.

Фотографии Ю.Маслобоева


Утро в дороге.

На стапеле в Балхашском яхтклубе.

Лодки к параду готовы.

Парад - Смирно!

Приветствие кандидата в президенты страны.

Команда России к старту готова!

Байкалы-22 на старте.

Главный спонсор регаты - Балхашский медеплавильный комбинат.

Старт регате дан!


Главный спонсор регаты - Балхашский медеплавильный комбинат.

Мы еще не в гонке!

Остановка в непосредственной близости от военного объекта.

Вечер на Балхаше.

Судно под "Роджером" или "Гнездо".

Команда.

Казастанская Ассоль.

Ждем процедуры награждения.

Финиш.

Баянаул.