Происшествие | Поломка руля |
Последствия | Нет. |
Водоем | Белое море |
Дата | 30.07.1988 |
Автор сообщения: | Г.Шмерлинг |
Группа из 3 катамаранов в 8.30 вышла с о. малый Жужмуй на юг, в направлении Мягострова. Погода была хорошей: ясно, ЮВ ветер 4-5 м/с. В 10.30 на катамаране М150 (Г.Шмерлинг - В.Дзюба) произошла поломка — судно перестало слушаться руля.
Спустили парус, что было сигналом аварийной ситуации. Оказалось, что перо руля — согнутый и надетый на трубу 30х2 лист дюраля — сорвало с этой трубы (рулевой коробки в конструкции не было, эта же труба, проходя через отверстие в откидной петле на задней балке, служила баллером). Насколько помню, лист был прикреплен к трубе несколькими винтиками М4, какой-то выпал, пару головок выдрало из листа. К счастью, посадка была тугой и перо не соскочило, но стало прокручиваться.
Пока к нам подходили товарищи, проблема решилась: через заднюю шнуровку трамплина были продеты оба весла, и мы с Дзюбой стали рулить ими. Оказалось, что хватает и одного.
Очень помогло то, что у весел были длинные рукоятки: в первом походе на этом катамаране по Онеге в 1987 г. я шел на нем без матроса, и весла были удлинены деревянными ручками так, чтобы, сидя посреди трамплина, можно было грести в одиночку как на обычной лодке.
Курс изменили на более близкий берег: пошли полнее в направлении Юково - Бережной Сосновец. Управление лодкой оказалось не менее удобным, чем штатным рулем, правда, условия перехода бвли хорошими: полный бейдевинд, ветер от 2-3 до 4-5 м/с, волнение незначительное. Благополучно финишировали на Сосновце в 15.30. Руль отремонтировали — перо укрепили получше, и больше проблем с ним до последнего сезона лодки (2000 г) не было.
Коротким веслом (обычным гребком или байдарочным с одной лопастью) рулить было бы куда труднее, так что в такой ситуации лучше удлинить весло.