Происшествие | Оверкиль. |
Последствия | Гибель судна. |
Водоем | Азовское море. |
Дата | не указана, видимо, весеннее время. |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Публикация в журнале "Катера и яхты" № 150 (2/1991), с. 98 |
А.Матосьян из Макеевки совершал одиночное пересечение Азова на самодельной парусной лодке. Длина лодки составляла 2,3 м, ширина 1,3 м; 4-метровая мачта несла двойной стаксель площадью чуть больше 4 кв.м (вооружение Люнгстрома). Полный световой день лодка шла со свежим попутным ветром (направление движения в публикации не указано; судя по дальнейшему, ветер был восточный или северо-восточный /прим.сост./ ). К вечеру рулевой увидел слева по курсу гору (Казантип) и к наступлению темноты был от нее в 5-6 км. Решив ночевать в море, Матосьян отдал якорь и лег спать.
Ночь прошла спокойно, но утром рулевой был разбужен усилившимся волнением и ветром; погода при этом была хорошей, с ярким солнцем. При подъеме паруса из-за лопнувшей тонкой оттяжки галсового угла парус взвился на топ мачты, лодка легла мачтой на воду и опрокинулась.
Рулевой вытолкнул мачту из степса и поставил лодку на ровный киль. Парусное вооружение при этом было потеряно. При находящемся под брезентовой палубой надувном матраце лодка сохраняла устойчивость, но не имела достаточного запаса плавучести для отчерпывания воды и движения (автор ссылается на потерю паруса; неизвестно, имелись ли весла и водоотливный черпак).
На этом борьба за живучесть судна закончилась, началась борьба за жинь. Надев спасжилет (самое время...), непромоканец и уже замерзнув, Матосьян решил плыть к отчетливо видимому берегу на матраце, рассчитывая достичь его через несколько часов. Однако ему пришлось провести в море на матраце весь день и следующую ночь, непрерывно гребя и жестоко страдая от холода. Только на рассвете он достиг берега около с. Каменское (находящегося вблизи основания Арабатской стрелки).
Автор пишет, что его ввело в заблуждение солнечное утро и он не сумел правильно оценить силу ветра. Лишь добравшись до берега, он узнал, что видел Казантип, а гнали его ветер и волны к Арабатке. Да была ли хоть какая-то карта, как же можно так ходить по открытому морю? Очевидно, способствовала аварии неудачная конструкция вооружения (сказано, что фал и тонкая галс-оттяжка закладывались... в один и тот же стопор-«ёлочку»). Но достаточных сведений, чтобы судить об этом, публикация не содержит.
Несомненными представляются две вещи.
Во-первых, А.Матосьян спасся благодаря большой силе духа и оптимизму. Замерзать, терять и ловить спасительный матрац, видеть пролетевший рядом самолет, с которого не заметили терпящего бедствие... и после этого говорить "спасибо" окатывающим волнам — так вел бы себя далеко не каждый и выжил бы не каждый.
Во-вторых, спасти экипаж потерпевшего тяжелую аварию одиночного судна на большой воде может только аварийное плавсредство, позволяющее продержаться несколько часов, а то и день-два. Лучше всего, очевидно, надувнушка. Но вот — в качестве спасательного плота сгодился и матрац.