Происшествие | Поломка руля |
Последствия | нет |
Водоем | Азовское море |
Дата | лето 1992 г. |
Автор сообщения или ссылка на источник: | М.Холодов |
Экипаж из четверых взрослых и ребенка шел от Мариуполя к Геническу, чтобы затем принять участие в ралли до Керчи. Катамаран был только построен, опыт управления парусным судном имел только рулевой.
В один из дней во время долгой обеденной стоянки сильно раздуло, стали свистеть ванты. По воде пошли полосы пены, высоту волны в море оценивали до 2 м. Однако для ночевки место было неуютное, а впереди в ~2 км виднелся более привлекательный залив. Поскольку ветер был навальным, переход не представлялся опасным. Одну из женщин и ребенка отправили пешком, с помощью отдыхающих вывели катамаран за полосу сильного прибоя и пошли.
Шли близко к прибойной зоне. Не прошло и 5 минут, как удар волны снес руль. Лишившись руля (перо болталось на сорлине), катамаран привелся и пошел от берега.
Вместо руля приспособили байдарочное весло, однако повернуть катамаран не удавалось. За время этих попыток берег оказался уже в ~4 км. Спустили грот, но и этого оказалось недостаточно. На приведение катамарана работала парусность обвесов кокпита. Только отправив на нос матроса со вторым веслом, совместными усилиями удалось развернуть катамаран носом к берегу.
После разворота удерживать курс с помощью рулевого весла удалось, хотя это требовало очень больших усилий. На берег вылетели с разгону за полосу прибоя.
Михаил пишет о том, что выход в крепкую погоду был ошибкой. С другой стороны, когда и испытать лодку как не при навальном ветре, когда вода теплая, а берег - пляж. Руль оказался слабым местом, что бывает часто. Подвел бы потом в более сложных условиях - было бы хуже.
Второй вывод - что научиться управлять лодкой без руля надо было заранее. Верно конечно, но в более слабый ветер наверняка было бы гораздо проще.
Ну а тут в крайнем случае надо было сдернуть и стаксель и возвращаться к берегу под рангоутом. Из рассказа неясно, а не забыли ли в горячке событий... полностью поднять шверт? ;-)