Происшествие | Шторм, удар молнии |
Последствия | Нет |
Водоем | Белое море |
Дата | 1995 |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Сообщение Ильи Лукомского |
В 1995 году состоялся поход на Белое Море, закончившийся через 3 дня после сборов. Из 12 человек 9 были там впервые. Из 3 лодок (самоделки, длиной 6 м), до этого на море побывала только одна, И.Лукомского.
Перейдя после старта на о. Осинка к востоку от Сорокской губы, группа была вынуждена пережидать шторм.
Часовое затишье приняли за конец шторма и пошли на о. Жужмуй. Сразу же вдул юг-югозапад 15-20 м/с. На двух лодках сложились мачты. Рации накрылись. На Осинке остались 2 девчонки (без жратвы, спичек, спальников и палатки). //— ?! Почему их там оставили, как такое могло произойти - непонятно. прим.сост.
Катамараны разбросало. Один добрался до мыса Выгнаволок, второй вернулся на Осинку, третий добрался до о.Жужмуй, о чем остальные не знали.
Ветер сопровождался проливным дождём и грозой, под которую попали все три катамарана.
Из рассказа капитана Сергея Бочарова: "Вдруг на топе мачты раздася звук, похожий на треск электросварки (долгий звук, несколько секунд). Успел крикнуть: "Все от металла!" Сразу вслед за этим, метрах в 50 ударила молния. Боковая ветвь попала в мачту — одновременно от топа разлетелся сноп искр. Перекличка установила что все живы. Гроза ушла с ветром. Уже на берегу разглядели мачту. Никаких следов не обнаружили."
Очевидно, спасло заземление (руль и шверт были деревянными, но за лодкой волочили небольшой кусок троса).
Обратились в милицию в Беломорске. С Осинки всех сняли гидрографическим катером, потерянный катамаран нашли на Жужмуе — на следующий день ходили туда на мрб. Все остались живы. Встретились все вместе на Выгнаволоке и уехали в Москву.
Выводы,которые мы сделали.
Описание катамарана (чтоб другим неповадно было).
Катамаран был сделан из деталей Простора. Продольный лонжерон имел 2 стыка, длиной он был 5.5 м. Поперечных балок - 3 шт., длиной 3.3 м. Т.е."полтора
Простора". Всё собиралось на родных просторовских узлах. Надстройка представляла собой боковые обвесы высотой 60 см.в носу и 40 см.в корме. Добавлена центральная продолина, на ней стоял шверт. В носу был сделан
"трамплин". Трубы надстройки образовывали поплавковые фермы. Корпуса
самодельные, длиной 6 м. Материал - теза, БЦК, диаметр по миделю - 56 см. Секций - 2. Мачта - труба 80*2 длиной 7.8м, без краспиц и ромбов. Грот - родной от Простора, стаксель - 6 м.кв. На корме - лавка во всю ширину. На носу ставился тент. Вес катамарана - 170 кг. Экипаж - 4 чел. Построен был за 2 месяца в одиночку. Назывался "Петр Мамонов". Ходил неплохо, Альбатрос обгонял на любых курсах, в любые ветра. Комфорту было - завались (по сравнению с Альб.). Отходил 2 сезона на Белом Море. Второй сезон описан выше.
Осмотр после 8-часового шторма установил частичное разрушение практически всех просторовских узлов. Корпуса вылезли из ликпаза на метр с кормы и держались на дополнительных завязочках. Катамаран ремонту и восстановлению не подлежал. Продлись этот шторм ещё полчаса, нас бы не было в живых. <р>Всем, кто ходит на Просторах: нельзя увеличивать его в размерах! Боже упаси ставить корпуса больше чем родные!
Прим. сост.:
Вряд ли можно рассчитывать, что мотор вытянет в шторм 2-3 лодки. Буксировка на большой волне может оказаться попросту невозможной, да и на одной лодке условия работы мотора будут тяжелые, с частым хватанием воздуха. И отказы случаются в самое неподходящее время. Естественно, мотор должен соответствовать катамарану: Ветерок-8 - это для "тяжелого крейсера", но никак не для лодок от Альбатроса до Тайфуна.
Действительно мореходная лодка должна позволять пусть потихоньку, но пробиваться против ветра под глухо зарифленным парусом. В 7 баллов это реально. Больше - трудно сказать, не дай Бог попасть...