Авария | Разгерметизация баллона, оверкиль катамарана |
Последствия | Потеря части вещей |
Водоем | Онега |
Дата | 27.07.1997 г. |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Г.Шмерлинг |
Поход совершался группой из двух катамаранов: М* (около 13 кв.м) и "Сталкер" М 150 (10 кв.м) с семейными экипажами: Г.Шмерлинг и Н.Чернова на М 150, семья А. — двое взрослых и двое детей младшего школьного возраста на М*.
На Онеге было необычно тепло; стояла жара, температура воды в прибрежной зоне была 18-20°. 27.07 после штилевой дневки на островке недалеко от деревни Ямка на Кижах было решено выходить на Лукостров.
Погода была благоприятной: солнце, 3-балльный ветер с SW, иногда усиливавшийся до 4 б. В месте старта ветер был навальным, а место для маневра недостаточным, поэтому отход (12:00) представил некоторые трудности. На М 150 парус был поставлен заранее, и катамаран отошел с маханием веслами, цеплянием швертом и зубовным скрежетом рулевого. При всем том едва не въехав снова в камыши. Поглядев на эту сцену, А. решил выгрести на чистую воду и уже там спокойно поставить парус.
Пока на М* выгребались и потом дрейфовали во время возни с парусами, М 150 уже шел через плес. Расстояние между судами достигло примерно 1 км. С М 150 видели, что парус поставлен, и вторая лодка галсами пошла следом. Непрерывное наблюдение не велось, так как причин для тревоги не было. Приблизившись к островкам на выходе из Кижских шхер, на M 150 потеряли товарищей из виду и легли в дрейф — подождать. Но, осмотрев плес в бинокль, катамаран так и не нашли; была видна только какая-то лодка. Забеспокоившись, на М 150 решили пойти назад и через несколько минут поняли, что это не лодка, а баллон перевернувшегося катамарана с сидящими на нем людьми.
Причиной аварии стала попытка на ходу подкачать баллон, подсевший после выхода на воду. По просьбе рулевого прицепить шланг матрос, нашарив клапан рукой, нечаянно вместо крышки вывернул клапан целиком. Воздух вылетел из однокамерного баллона за считанные секунды, сделать что-либо экипаж уже не успел, и катамаран лёг.
К счастью, при этом А. не потерял клапан.
А. сумел освободить надувную лодку (была взята для рыбалки) и накачивал ее ртом. Остальной экипаж остался практически сухим, сев верхом на целый баллон.
M 150 подошел к аварийному катамарану через 15-20 минут. За это время А. уже почти надул лодку и сидел в ней.
Взяв на борт остальной экипаж, мешок со спальниками и другие вещи, М 150 пошел к берегу. Подойдя, попросили помощи у стоявшей у деревни яхточки. На ней оказался один человек (остальные гуляли по Кижам), но он тут же пошел на тузике под моторчиком к месту аварии.
Оставив потерпевшую команду разбирать выловленное имущество, М 150 пошел назад к аварийной лодке. На полпути встретили тузик, тащивший лодку с А., которому удалось вытащить из-под воды сумку с документами и всякой техникой (из-за внезапности аварии она не была завязана, и много чего подмокло и погибло). Тузик (секционная "Романтика") для серьезных спасработ явно не годился. Было решено попробовать поднять лодку своими силами, так как нашелся шланг от второго насоса-"лягушки" и, таким образом, появилась возможность накачать баллон. Яхтсмен обещал посматривать, как у нас пойдут дела.
Катамаран лежал примерно как показано на рисунке; воздуха в спущенном баллоне осталось очень мало в носовой части. Работы производились в основном с надувнушки. Используя ванту и потом фал, с большим трудом удалось приподнять мачту. Спустили паруса. После нескольких попыток удалось, ныряя, вкрутить клапан.
Соединили трубки и стали качать сверху на глубину около 2 м воздух — очень тяжело, но качалось. Постепенно нос затопленного баллона стал приподниматься.
Разогнало волну, трубки стали отрываться. Мы ныряли, сменяя друг друга, соединяли и снова качали — пока волна позволяла сделать хоть несколько качков и пока не выдохлись сами. Корма катамарана оставалась погружена одной стороной под воду, мачта торчала вбок, — но уже вверх, а не вниз. Подвязав затопленную корму к надувнушке, еле-еле потащили вторым катамараном все хозяйство к ближайшему островку. Воткнулись в камыши, переоделись, выпили водки, чай из термоса с заготовленным еще на переход перекусом — полегчало. Пересидели грозу, наконец нормально накачали баллон и поставили паруса. К вечеру обе лодки своим ходом пришли в деревню. Там палаток ставить не дали, но выделили светелку в одном из "музейных" домов — доме крестьянина Вичурина из-под Медвежьегорска (летом служит общежитием сотрудникам музея).
На другой день из баллона было вылито немеряно воды. Попробовали вставлять обратно вывернутый клапан, специально к этому приготовившись. И не смогли. Мощная струя воздуха выбрасывает резинку клапана назад, и она не дает ввернуть клапан в резьбу.
Мы собрались было закончить поход и уехать из Кижей, но вместо этого команда А. смоталась на "Комете" в Великую губу за покупками взамен утопленной посуды, плащей и сапог (ни черта там не было, но чашки какие-то купили). Двинулись дальше через М.Онего, постояли на Лукострове и финишировали в Шале, откуда "Кометой" вернулись в Петрозаводск.
Однокамерный баллон... Пояснения нужны? И не мешает как-то подстраховать гайки клапанов. Например, просверлить сбоку отверстие и привязать за него подклеенной к оболочке толстой капроновой ниткой, препятствующей случайному откручиванию.