Происшествие | Навал на каменистый берег. |
Последствия | Потеря части ходового дня. |
Водоем | Ладога |
Дата | 20.08.2000 |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Отчет группы Я.Гришко |
Группа из 3 катамаранов "Простор" выходила из залива у Питкяранты на открытую Ладогу. Погода хорошая; утром штиль, с 10 ч. ЮЗ ветер.
...Как только два первых катамарана миновали маяк, волна стала весьма ощутимой. Она словно на лифте поднимала и опускала два наших утлых суденышка. Но это была скорее мягкая зыбь, а не агрессивная штормовая волна. Катамаран Дойниковых шел первым. За маяком он лег в дрейф и стал поджидать наш катамаран. Здесь по предварительной договоренности была первая точка рандеву. Мы должны были собраться все вместе и в зависимости от ветра решить, куда двигаться дальше. Флагман еще только подходил к выходу из залива и пока был скрыт за мысом. Долго лежать в дрейфе мы не могли: навальный ветер тащил нас прямо на скалы, где стоял маяк. Наш экипаж заложил длинный правый галс подальше от мыса в сторону открытого горизонта, а затем контргалсом вошел в неширокий пролив между двумя маленькими островками и встал в ветровой тени одного из них. Экипаж Дойниковых повторил следом за нами этот маневр и пришвартовался рядом к высокому гранитному лбу. Мы ждали появления флагмана, которым сегодня управлял Валера.
Наконец из-за мыса выплыл знакомый бело-красный парус. Третий экипаж увидел нас сразу же, и в тот же миг, переложив руль в опасной близости от скал, лег на левый галс и пошел вдоль скалистого берега в стремлении быстрее присоединиться к нам. Это была ошибка, которая могла привести к непредсказуемым последствиям. Мы с ужасом наблюдали, как флагманский катамаран понесло на скалы. Было видно, что рулевой окончательно растерялся. Он уже не мог справиться ни с боковым дрейфом, ни переложить галс. Почему-то команда не догадалась даже скинуть паруса. Очередной волной катамаран мощно навалило на камни. Издалека было слышно, как заскрежетали рули и шверты. Я с тоской подумал, что на этом наше путешествие закончилось. Помочь третьему экипажу мы уже не могли. Нам оставалось лишь наблюдать с соседнего островка, как Яков и Валера по горло в воде кувыркались среди камней в полосе прибоя, пытаясь спасти судно. В конце концов, Якову, вынырнувшему из под бьющегося в прибое катамарана, удалось выбраться на наклонную гранитную плиту и зашвартовать судно. Через некоторое время экипаж флагмана снял с кормы чудом уцелевшие рули, увел свою лодку на буксировочном конце из зоны прибоя в спокойный затененный пролив. Вскоре они были на нашем островке, перекусывая и обсыхая на теплых, прогретых солнцем скалах. Ошибка рулевого обошлась нам в три часа времени, потраченного на устранение последствий аварийной ситуации. К счастью, само судно осталось невредимым.
Оказался опасен накат от зыби при слабом ветре (что, видимо, и усыпило бдительность рулевого - а хода-то без ветра и не оказалось). При более сильном ветре экипаж вряд ли рискнул бы маневрировать около скал. Вряд ли в этой ситуации имело смысл спускать парус, как пишет автор отчета. А вот несколько энергичных гребков веслом помогли бы повернуть на другой галс и помочь лодке отойти от берега на десяток-другой метров. Мораль: весла должны быть наготове!