Происшествие | Переворот катамарана |
Последствия | Поломка мачты, потеря вещей. |
Водоем | Матырское вдхр. (Липецкое море). |
Дата | Июнь 2002. |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Владимир Журавлев; сообщение П.Попова в конференции "Таверна". |
Дело было так. У нас под Липецком есть водохранилище, км 8 в длину, около 4 км в самом широком месте, а так в среднем ширина порядка 2 км. Hа борту я и еще 2 чела. Я второй раз в жизни на катамаране (плюс один раз в детстве на "Кадете"), остальные - первый. Покатались неподалеку от берега часа 4, освоились немного, решили пройти водохранилище вдоль от начала до конца. Был почти штиль, пришлось даже временами подгребать. Поймали ветерок, он был строго в лоб, поэтому лавировали долго. Прошли км 7, это по прямой, реально все 15.
Тут смотрим, на горизонте за селом, куда шли, рыжая стена - смахивает на ураган. Прикинул - вроде далеко еще, глядим ветерок чуть посвежел. Hу, думаю, до села можем не успеть против ветра, давай разворачиваться назад. Паруса бабочкой, ветер в задницу - полный кайф! Скорость обалдеть. А ветерок все свежеет и прямо скажем не по-детски. Уже пришлось всем переползти на корму, а то нос стал в волну зарываться.
Оборачиваюсь назад - метрах в 500 уже волна неслабая. Кинулись паруса опускать. Стаксель скинули, а грот чего то заклинило. И через пару секунд такой шквал!.. Штаг провис, все заскрипело, мужики инстинктивно кинулись мачту держать. Какое нафиг?! Мачта рухнула через кокпит и мы кувыркнулись прямо через нос как три какашки...
Выныриваю прямо возле катамарана, который уже болтается вверх дном. Схватился за что-то, давай искать остальных. Тут же рядом выныривает второй. Hачинаем вдвоем орать (непонятно зачем) звать третьего. Орали около минуты. Потом смотрим, а он прямо посреди перевернутой палубы сидит, оказывается вынырнул самый первый.
Если б мне рассказали, что на Липецком море (так его у нас неофициально называют) бывают волны до 2-х метров, я бы не поверил, если б сам по ним не проплыл около 5 км. Вот это адреналин! Страшно до усрачки! И жить так хочется!
Hо это было еще не самое страшное. Дождь ледяной сечет, как розгами, замерзли напрочь. Впереди мель, глубина метра полтора, и на ней частокол свай. Сваи забиты в линию через 8-10 метров, и нас несет на них под углом в 45 градусов к линии частокола. Простил за пару секунд всех кого вспомнил на всякий случай. Утопающий хватается за соломинку, по фиг, что волна 2 метра, попрыгали в воду, уцепились за останки катамарана и давай со всей дури отгребать ногами, чтоб между свай попасть. Уж не знаю, наши ли усилия имели успех или просто помирать было рано, но прошли впритирку, сантиметрах в 20 от сваи.
После этого мы мечтали только, чтобы нас прибило к мысу, что был впереди. Однако, не свезло, так и протащило мимо вдоль под острым углом к берегу. Когда до берега оставалось уже метров 300-400 (но несло нас вдоль) ветер стал чуть-чуть стихать. Впереди по курсу небольшая компания на берегу участливо наблюдала за нами. Было видно, что они замерзли на ветру под дождем, но не уходили, ждали нас. Один парень отважился, прыгнул в воду и проплыл метров 50 нам навстречу. Волна уже спала, стала около метра. Помог дотолкать катамаран к берегу.
За это время его подруга куда-то метнулась, притащила бутылку водки и два помидора. Вылезли, вытащили обломки на берег, тут же пустили пузырь по кругу прямо из горла. Hаш помощник сделал только глоток, остальное схлебали мы втроем. Водка была паленая, термоядерная, но нам она показалась райским напитком. Вдобавок ребята пожертвовали нам последние две сигареты и мы почувствовали как же жить-то хорошо.
Минут через 20 шторм стих совсем. Мы погрузили обломки в катамаран (было сломано нижнее колено мачты и погнуто среднее), и наши радушные спасители отправили нас добираться до турбазы, где нас ждали жены. Чудом оказались целы оба весла, которые я предусмотрительно закрепил в кокпите еще до шторма. Дошли. И что самое обидное, пока мы барахтались и гребли потом "домой", наши благоверные не удосужились даже пожрать нам приготовить. Подгребаем, а они спокойненько так купаются, благо опять солнышко, этакий бархатный вечерок в конце июня. Hе забыли также спросить где мы шлялись целый день.
Если уж не успевали удрать на берег (хотя тучу заметили вовремя), надо было привестись, встать носом против ветра и сбросить грот заранее. Убегать от шквала можно было под стакселем или под голым рангоутом.
Спустить грот на полном курсе невозможно, так как он прижат к мачте. Пусть надеваемый карманом на мачту парус "Альбатроса" в этом отношении менее строг, чем паруса с ликтросом, но действовать все равно надо правильно.
Если бы не попытка спустить парус на фордаке и потом инстинктивно - удержать мачту (все кинулись к ней...), скорее всего переворота не было бы. Вместо этого была бы потеряна мачта (согнута, или оборвана ванта, или порван парус и т.п.) - что все равно произошло. Грубая оценка показывает, что для переворота при сидящих в кокпите сзади 3 чел. нужен ветер более 25 м/с. Это возможно при шквале, но усилия будут таковы, что раньше что-нибудь сломается.
Дальше действовали правильно: не бросили лодку, весла уцелели не столько чудом, а ибо были привязаны...
Спасжилеты что-то не упоминаются в истории, а в них было бы надежней выныривать и отгребать, да и чуть теплее. Не пренебрегайте. И, конечно, уходя кататься далеко от базового лагеря, надо брать какой-никакой запасец: непромокаемый мешок с одежкой, ремнабор. С термоядом вопрос неоднозначен: после преодоления критической ситуации может сильно помочь, если не спасти, "авансом" - погубить.
А для надлежащего воспитания благоверных лучшее средство - включение в экипаж!
Тогда будут понимать, что есть что и кто есть кто ;-))
Вот, например, что яхтсмены пишут:
Прогулка под парусом в свежий ветер - уникальное средство "укрощения строптивых". Какие они шелковые становятся! Только жалеть не надо - сказать что-нибудь вроде "Тяни изо всех сил эту веревку, а отпустишь - нам хана!" Только главное, чтобы на самом деле все под контролем было. А то так и доиграться можно.
От составителя