Происшествие | Выброска на берег в прибой |
Последствия | Поломки, повлекшие потерю судна |
Водоем | Белое море |
Дата | 2002 г., третья неделя сентября |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Александр Мальчевский |
Маршрут был Пояконда - Сидоров - Соностров - Кузема. После прекрасно проведенной недели на участке Пояконда - Сидоров, без каких-либо приключений и осложнений с погодой мы вышли от о.Попалам в сторону Сонострова. Переход предполагался на 30-40 км вдоль берега и, по предыдущему опыту, не представлял ничего опасного.
После прохождения пролива Глубокая салма ветер сначала стих, а потом начал задувать с северо-западного направления. Кто знает, что такое северо-западный ветер на Белом море, может себе представить наши устремления. Когда направление ветра окончательно определилось, единственным желанием было добраться до Сонострова и укрыться с подветренной его стороны.
Я 3-4 раза проходил по переходу Попалам-Соностров и только один раз останавливались на полпути, по-моему на Вороньих островах, половить рыбу, но тогда погода была прекрасная; поэтому не знал, где можно там укрыться.
Волну уже разогнало приличную и лбы, на которых когда-то ловил рыбу, превратились в бурлящие стены, на которых хорошо было бы сводить счеты с жизнью. Но в наши планы это пока не входило и мы приняли решение лететь к Сонострову.
Взял курс в открытое море с расчетом перед Соностровом повернуть по ветру и залететь за него. Но из-за плохой видимости и сильного порывистого ветра ошиблись где-то на километр и в результате влетели не за него, а в него, т.е. в бухту, расположенную на морской стороне Сонострова. Эта морская бухта хороша тем, что ее отгораживает от открытого моря здоровый каменный лоб, высотой метров 20. За этот лоб мы и планировали спрятаться. Но хороший на первый взгляд план решения проблемы не означает хорошего его исполнения...
В бухту мы попали, если можно так сказать, но повернуть за каменный лоб (поворот на 60 градусов направо) так и не смогли в силу напряженности обстановки, мягко говоря, а также несовершенства парусного вооружения. Короче, прямо напротив этого лба мы на "камешки"- то и вылетели. Результатом экстренной высадки были значительные разрывы обеих гондол, повреждение мачты, разрыв основного паруса, частичное разрушение несущей рамы. Никто из членов экипажа не пострадал, если не считать нескольких синяков и царапин.
После оценки повреждений было принято решение о списании судна, прослужившего нам верой и правдой с 1987 года, прошедшего Поньгому, Калгу, Поной, не один раз Белое море, спасавшего нас от бурь и водоворотов, пережившего несколько аварийных высадок (правда, на песчаные берега), пережившего разрывы обеих гондол, но сохранившего плавучесть...
Через 4 дня нас рыбак на моторке отвез нас в Чупскую губу и мы благополучно вернулись в Москву.
Да, берег к югу Шарапова стоит считать чреватым неприятностями — как, впрочем, любой скальный участок. В 90-м году нас прижало там же, только навальным В-ЮВ ветром (см. отчет). Идя на безопасном расстоянии от берега, углядеть протоку за остров невозможно, а если бы и углядеть, крайне сомнительно что туда можно проскочить — замолотит...
Была бы GPS-ка с отмеченной контрольной точкой - глядишь, не ошиблись бы. На подходе, напротив, подвело хорошее знание местности — такой вот редкий случай. Видимо, надежней было не прорываться в знакомое, но "узкое" место, а свалиться еще немного под ветер до следующего залива.
(прим. сост. - Г.Ш.)