Отчёт 2003-05

ПроисшествиеПереворот в шквал
Последствия5 часов дрейфа, спасены теплоходом
ВодоемОнежское озеро, район о. Брусно.
ДатаИюль 2003
Автор сообщения или ссылка на источник:Юрий Пикулык, публикация на catamaranforum янв. 2008


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Катамаран Простор, переоборудованный: «Тритоновские» поплавки из ПВХ, усиленные продольные балки, дополнительная балка в носовой части + грузовая палуба, шпрюйт на подмачтовой балке, ромбованты на мачте, штатный стаксель.

Экипаж: матрос Леонид Язов, рулевой Юрий Пикулык.

Вышли мы из Вознесения и вдоволь порыбачив на «92 километре», планировали остановиться на дневку в районе Заячьей губы и оттуда уже рвануть на Кижи. С Кижей - на Петрозаводск.

Июль выдался довольно прохладным с переменчивой погодой. Были и шквалы. Два раза удачно убегали без взятия рифов.

В тот день вышли около 08.30, ветер NWW 1-3 уз. К 12.00 ветер выключили. Прошли около 2 часов… Штиль. Попили пиво. Подремали. Поиграли в нарды. Над западным берегом заметили штормовой фронт. По своей беспечности никаких приготовлений не было произведено. Когда поддуло, попытались убежать. Бежали резво в галфвинд. Что-то заставило меня оглянуться.

Черная стена облаков метров 150 к западу от нас. Следующий порыв был очень сильный. Волна отсутствовала, только низкая черная рябь. Незабываемая картина… Нас выстрелило как из пушки. Грот лег на подветренную ванту, и попытка его потравить ничего не дала. Ветер еще усилился. Последовало стремительное приведение катамарана. Наветренный поплавок вышел из воды. И последнее что я увидел, это показание GPS – 11 узлов!!!

Катамаран рубанулся со всего маху носом подветренного поплавка в воду, палуба вздыбилась и накрыла моего отважного матроса, а Ваш покорный слуга, по ощущениям, полетел по воздуху и еще метров 5 пробежал по воде.

Ликвидация аварии

После приводнения, что самое неприятное для капитана, матрос сразу обнаружен не был. Но чуть позже выплыл из-под палубы. Катамаран встал мачтой вниз. Разместившись сверху на палубе между поплавками по колено в воде, начали собирать дрейфующее имущество: нарды, спасжилеты, резиновые сапоги, шверты.

Беглый осмотр показал: один шверт (наветренный) сломался, вероятно, от удара об воду; все, что не было зашнуровано в грузовой палубе – смыло; поплавки, балки и все железо на месте.

14.00 Шквал накрыл нас. Стало очень темно. Ветер до 25 узлов, 2 метровая волна, грозовые разряды и напоследок град. На таком сильном волнении больше всего боялся за крепление поплавков (ликтрос). Потому что вся нагрузка пришлась именно на них. Спасибо «Тритону» - сработали на совесть и с запасом. А так же очень не хотелось попасть под грозовой разряд. Хотя где-то рядом пару раз долбануло.

14.30 Шквал прошел. Волнение осталось. Выглянуло солнышко. Ветер NWW 5-10 уз Мы сели верхом на поплавки.

GPS, который все это время и последующих 5 часов плавал привязанный к катамарану, показал что мы находимся на траверзе о.Брусно на западе b дрейфуем со скоростью 1 узел ровно на восток.

Следующие 5 часов:

безуспешные попытки поставить катамаран на ровный киль, поверьте, всеми известными и неизвестными способами, 4 часовая гребля уцелевшим веслом и швертом по направлению берега. Грузовая палуба, точнее гермы, рюкзаки, палатка и тд. набрали в себя немереное количество воды. И намертво «держала» катамаран мачтой вниз.

Попытки срубить грузовую палубу саперной лопаткой не привели к успеху. Так как палуба находилась под водой, лопатка рикошетила. Все ножи к тому времени уже благополучно достигли дна. Вспомнились строки из книги Перегудова… Единственно возможный способ был бы отсоединить носовую балку и стянуть палубу и попытаться поставить его на ровный киль. Но я отказался от этого, так же как и попытки бросить катамаран и добираться вплавь.

Я думал и думаю, что отсоединение балки ослабило саму раму катамарана, а на таком волнении мы могли потерять и его. А присутствие рюкзака с продуктами и бутылки водки вселяло нам надежду на какую-то ночевку в дрейфе и счастливую жизнь.

19.00 Вечерело… Самочувствие и моральное состояние экипажа оставалось нормальным, несмотря на многочасовое кувыркание в бодрящей Онежской воде. На северо-западе заметили еще один штормовой фронт. Когда он приблизился, из-под грозового облака выскочил сухогруз, который проследовал в южном направлении на расстоянии 50 кабельтовых. Сигнальные ракеты и фальшфейер результатов не принесли. Потом еще один сухогруз и опять мимо.

Через 30 минут заметили три сухогруза идущие с юга. Один из которых «Невский 51» (пускай ему будет стыдно) прошел на расстоянии 3 кабельтовых. Сигнальные ракеты и фальшфейер результатов не принесли, хотя стреляли, буквально по рубке и вахтенный явно наблюдался на мостике. Когда третий сухогруз прошел на расстоянии 50 кабельтовых, и надежда быть увиденными пропала, приняли решение поднырнуть под катамаран и перевязать основную палубу сверху поплавков и таким образом организовать ночлег и ужин.

Но чудо! Сухогруз «Невский-95» начал очень медленно разворачиваться и подошел к нам правым бортом. Бросили конец, предложили помощь, мы не отказались. Они шли в Шокшу в поселок Кварцитный в балласте за гранитной крошкой. Экипаж человек десять. Подняли нас с потрохами с помощью лебедки. Засунули в сауну (работала!!!), отогрели, обсушили и накормили. Познакомились с капитаном и экипажем.

Оказалось, что вахта нас видела, равно как и вахта предыдущих сухогрузов. Но никто никаких действий не предпринял! Когда начали расспрашивать, отвечали что не видели, видели, но вроде байдарки, или пьяных рыбаков стреляющих ракетницей. Но ни у кого даже мысль не шевельнулась, даже в одном месте не зачесалось взять в руки бинокль и просто посмотреть. А увидела нас жена капитана, по совместительству работавшая коком. Выливала помои за борт через иллюминатор на камбузе, и заметьте без бинокля, заметила в полумиле что-то такое, что заставило ее побежать и разбудить мужа, то есть капитана, отдыхавшего после вахты. Ну а он, естественно, поднявшись на мостик, повернул назад. За что ей и спасибо! Ну а мы утром сошли на берег, разобрали катамаран и уехали домой.

Выводы

Не стройте иллюзий насчет спасения. Никто спасать не будет за редким исключением.

...

Автор пишет, что после описанных событий стал постепенно яхтенным капитаном, побывал в Атлантике...

Очевидные ошибки: недостаточная осторожность, не следили за обстановкой, утонувшие ножи.

Два заключения, с которыми согласиться трудно:

— во избежания ухода мачты вертикально вниз при оверкиле поднимайте надутую автомобильную камеру на топ мачты дополнительным фалом при ухудшении погоды.

— ...теперь понимаю, что самым оптимальным было бы выдернуть со стопора штаг, срубить мачту и таким образом переждать шквал.

Ликпазное крепление баллонов не подвело, показало надежность. В том же году на майские при отрыве баллонов погиб экипаж Простора, у которого ликтрос заменили на крепление на петлях троса. Почти что в порту Казани (отчет 2003-1).

Прим. сост.

Сайт управляется системой uCoz