Происшествие | Разрушение каркаса (шпангоутов). |
Последствия | Затопление палубы, потеря хода и спасение с посторонней помощью. |
Водоем | Кременчугское вдхр. |
Дата | Август 2008 г. |
Автор сообщения или ссылка на источник: | Борис Золотов, сообщение в конф. Под Гиком от 4.01.10 |
Первая сборка и спуск на воду нового крупного (L=8,4 м) катамарана "Борей", предназначенного для крейсерских походов. После успешных 15-км ходовых испытаний было решено в следующие дни предпринять плавание по водохранилищу с женами и детьми из Черкасс на о. Жовнино. Всего на борту было 12 человек.
В первый днь переход в район с. Сагуновка с попутным ветром прошел легко и без проблем, на следующий день также с попутным ветром 6-7 м/с вышли на о. Жовнино (пересечение). На расстоянии около 6 км от берега при смене курса на галфвинд, когда катамаран пошел лагом к волне, сломался один из сделанных из фанеры шпангоутов. Через некоторое время не выдержали еще два, и баллон вывернулся наверх, повиснув на стрингере. Тут же поломались шпангоуты второго борта, вывернулся и второй баллон, одна из секций которого была при этом пробита. Катамаран остался на ровном киле, развернувшись лагом; трамплин оказался под водой.
Пассажиров посадили верхом на баллоны, выловили уплывавшие вещи. Катамаран дрейфовал лагом, рули торчали вверх; поэтому совсем спустили парус. Через некоторое время удалось привлечь внимание рыбаков на баркасе, которые за несколько часов отбуксировали аварийный катамаран к берегу (при этом им пришлось на веслах идти за топливом). Скорость буксировки была около 2 км/ч.
Борис написал так: "ну, сами самонадеянные бараны - зачем жен и детей потащили на первый выход, Господи спаси!".
Что можно добавить:
1. Не подготовились к переходу. Судя по фото, не на всех спасжилеты. Не было мотора (а значит, и бензина) — еще не был сделан транец для его установки, рассчитывали опробовать только парусный ход. Но без мотора выход на самостоятельный маршрут на судне таких размерений чреват неприятностями. В случае штиля или какой-то поломки парусного вооружения команда попала бы в сложное положение, и не случись тяжелая авария.
2. Положительную роль сыграло продольное секционирование баллонов, спасительную - что верхняя продольная труба-стрингер по всей длине продета в карман. И все же конструкция с тросовой фермой для крупных судов вызывает большое сомнение.