Происшествие | Ухудшение погоды, борьба с сильным ветром |
Последствия | Без последствий |
Водоем | Адриатическое море |
Дата | 2010 |
Источник | Дневник похода Катрин Заз |
Объединены описания двух инцидентов, имеющих много общего. Произошли они во время дальнего похода через все Адриатическое море, который немецкая спортсменка Катрин Заз совершила в одиночку (с собакой) на пляжном катамаране Nacra 5.0. Мотора на катамаране не было, грести, видимо, было неудобно и малоэффективно — Кэтрин пишет, что обычно тащила за собой лодку вплавь, а гребля выходила лишь немного быстрее.
Обычно Кэтрин не удалялась далеко от берегов, лишь при необходимости совершая пересечения в отккрытом море. В один из дней второй недели пути, при хорошей погоде и очень слабом ветре, она шла мористо, расслабляясь и устроилв на ходу "день отдыха", В районе Солта погода стала портиться - над сушей собиралась гроза. До берега было 4 мили, до ближайшей гавани Маслиница более 6 миль. Кэтрин повернула прямо к берегу, дойти под парусом до укрытия она заведомо не успевала. Ветер скис совсем примерно в миле от берега, над которым уже начиналась гроза. Несмотря на буксировку лодки вплавь и греблю, дойти до берега она не успела, шквал застал в 200 м. Она пишет, что была сильно испугана видом надвигающихся туч и сообразила только убрать паруса до шквала. Ветер пошел на берег, под тучу, а высадиться на желанном берегу оказалось некуда - сплошные камни.
Спрыгнув в воду, Кэтрин держала катамаран, чтобы его не разбило о камни поднявшейся волной, и так ей пришлось провести несколько часов, пока уже ночью ветер не стих и она смогла отойти и встать на якорь. Последствия ограничились тем, что ее побило и поцарапало о камни. Сама забралась в худшую из возможных ситуаций - "штормовала" в прибое среди камней, - могло быть хуже.
Второй случай произошел уже ближе к концу путешествия, в районе полуострова Карабурун. Здесь катамаран также попал в штиль и два часа болтался без хода на зыби. Как пишет Кэтрин, она заметила приближающийся шквал всего за несколько секунд до удара и даже не успела надеть спасжилет. На этот раз это был стоковый ветер с берега, типа боры. Берег был недалеко, но из за силы ветра лавировать было невозможно, к тому же порывы были неровные и меняли направление. Плана действий (и, вероятно, плавучего якоря) на такой случай не было, Кэтрин оказалась перед опасностью быть унесенной далеко в море. Оставалось сопротивляться сносу изо всех сил, и после нескольких часов борьбы отход ветра позволил ей достичь берега.
Отсутствие двигателя или, по крайней мере, сколько-нибудь эффективной гребной системы для такого путешествия - большой риск.
В первом случае повидимому вид начинающейся грозы толкнул на ошибочное решение - во что бы то ни стало на берег... на который не выбраться! Когда вдуло, стоило попытаться отдать якорь в 200 м от берега - прыгать в воду спасать лодку можно было и позже, если бы якорь не удержал.
Во втором случае "планом Б", об отсутствии которого пожалела Кэтрин, мог стать плавучий якорь. Лишь бы не перевернуло, а отнесет - вернуться можно.