Отчёт 2016-02

ПроисшествиеПереворот при прохождении бара
ПоследствияПоломка мачты, потери имущества.
ВодоемБаренцево море
Дата29.07.2016
Автор сообщения или ссылка на источник:Отчет В.Ракитина


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Группа на двух катамаранах Тайфун (Негордый В.Ракитина и Лакка А.Казакова), двигаясь на запад, после ночного перехода достигла входа в бухту у Тобседы, где предполагалась либо остановиться, либо двигаться дальше. Поскольку за время перехода при 3-б ветре появилась неадекватно большая зыбь (макс. до 3 м), было решено идти на защищенную стоянку в бухте (далее удобных мест не было). Вход перекрывал бар из нескольких линий, на которых был виден прибой - опрокидывание волн, пена. При слабом ветре (ССВ, примерно галфвинд) скорость была мала и управлялись лодки на волне трудно. Первую линию оба катамарана прошли благополучно; в промежутке "Лакка" обогнала более тяжелый "Негордый" и прошла через промоину с меньшим волнением. Оказавшемуся левее второму катамарану попасть туда не удалось. Уже на третей линии "Негордый" получил двойной удар: первый гребень сбил с курса, и сразу же более мощный второй перевернул катамаран через левую скулу в 70-100 м от берега. При перевороте мачта ударилась за дно и сломалась.

Ликвидация аварии

Рулевому удалось быстро вылезти на трамплин, матросу пришлось помогать (намокшая тяжелая одежда). Навальный ветер через некоторое время прибил катамаран к песчаному берегу; теплая для этих мест вода (15 гр.) исключила угрозу быстрого переохлаждения. При перевороте оказалось потеряно много вещей (не привязанные камбузный ящик и ящик с инструментами), подмокла и вышла из строя часть электроники, в т.ч. спутниковый телефон, считавшийся водонепроницаемым.

На "Лакке", увидев аварию, попытались подойти под двигателем, но тот заглох и оказать помощь не смогли (В.Ракитин пишет что сигналил оставаться на берегу, т.к. помощь на воде в этой ситуации была не нужна).

За два дня был проведен ремонт, и 1 августа группа продолжила движение; успешно прошли весь запланированный маршрут — сокращать не пришлось.

Выводы

Очевидный момент - большей части потерь можно было избежать, будь все привязано, а электроника на ходу лучше упакована. Тем более что экипаж видел сложность предстоящей высадки.

В.Ракитин отмечает, что при слабом ветре (ослабевавшем по мере приближения к берегу) надо было разрифить грот, который зарифили на ночном переходе. Низкая скорость и как следствие плохая управляемость лодки способствовали аварии. Отмечается также, что катамараны оказались слишком близко друг к другу и это помешало выбрать оптимальную линию движения.

Вопрос о целесообразности применении двигателя стоит оставить открытым. В.Ракитин пишет что на крутых волнах мотор с вылетающим в воздух винтом все равно не помог бы. Но, возможно, между основными линиями бара все-таки помог бы зайти на "второй круг" и пройти последнюю линию в оптимальном месте. С другой стороны, еще и возня с мотором в это время?