Отчёт 2018-03

ПроисшествиеПоломка рамы
ПоследствияРемонт (замена трубы).
ВодоемБаренцево море
Датаиюль 2018
Автор сообщения или ссылка на источник:Д.В.Козлов, форум Под гиком.


Обстоятельства возникновения аварийной ситуации

Тримаран "Пола" совершал поход по Баренцеву морю, двигаясь с Печоры на запад.

Переход из Тобседы получился самым неприятным за весь маршрут. В плане было зайти в устья речек (Черная, Вельт, большая Горносталья), по обстоятельствам. Прогноз перед выходом: ближайшие полдня север 5 м/с, потом заход на СЗ, также 5-6 м\с. Наката большого нет, и есть надежда зайти в русла рек.

В море стало понятно, что с ветер не тот: дует уже СЗ, под парусами о.Сенгейский одним галсом не обогнуть, идем в берег. Заводим мотор и идем под парусами и мотором, очень остро к ветру, с надеждой, что за Сенгейским, повернув градусов на 30 налево, получим нормальный парусный ветер. Через 4 часа, при подходе к восточному проливу Сенгейского ветер зашел еще западнее и вдобавок усилился, практически встречный. Усиливается также и волна. Появилась мысль сделать остановку, зайдя в этот пролив, но подойдя ближе, видим приличный поток с сулоем, выливающийся из пролива. Скорость такая, что, по оценке, под мотором мы бы эти несколько км шли бы не менее часа, неоправданно сжигая бензин. Или надо ждать конца отлива

Принимаем решение идти дальше. Обогнув Сенгейский не получаем нашего ветра, он так же доворачивает, почти с запада, под парусами нужным курсом не выходит идти, да и волна усиливается. Хоть отлив и закончился, но в западный пролив за остров не пошли уже из-за большого наката. Идем дальше. Чем дальше, тем волна становится больше, а соответственно и прибрежный накат. Видимо сказывается тот факт, что при этом ветре открывается от Колгуева Баренцево море, и возможно там дальше ветер сильнее. Это я не учел, прогноз снимал на минимальный участок, интернет такой «быстрый». Еще пасмурно, дождь… Все в куче.

Безопасно идти не менее 1 км от берега. Ну так и идем, наблюдая за валами с пенными гребнами, катящимися от нас к берегам. Проходя устье Черной, мы его не смогли разглядеть из-за высоких пенных валов. Так же прошли и Вельт, без шансов к нему подойти. Настроились уже идти как минимум до Святого носа, или до Индиги. Все бы ничего, но тут ломается носовая верхняя продольная труба, рядом с точкой крепления штаг-пирса. Дюралевая труба диаметром 55 мм является частью несущей конструкции. Носовая часть лодки стала неприлично живая, все ходит ходуном.

Ликвидация аварии

До Святого носа, где есть ближайший шанс подойти к берегу, еще 50 км. Остается только идти вперед на минимальном ходу, стараясь обруливать острые волны. Чтобы совсем не разъехались трубы, стянули их, как смогли, веревками. Так и шли еще часов 12, думая о том, как выбрасываться на берег, в случае если раму начнет ломать дальше. Ничего, все выдержало, причалили к вост. берегу Святого носа в самой узкой его части, где было наиболее спокойно, осмотрели лодку, убедились, что держится «Попандопола», пообедали, и вышли огибать мыс. Теперь без вариантов – поселок Индига. В Индиге нам оказали помощь добрые люди. Юрий, скорее всего из администрации, возможно даже глава, потратил на нас почти целый день в поисках трубы нужного диаметра. Облазили все склады и ангары. Нашли стальную трубу, которая отлично встала вместо сломанной. Тяжелее раз в 10 правда. Там еще и стенка 3 мм была. Но зато надежно. Так и отходили с ней весь маршрут.

Выводы

Поломка произошла прежде всего из-за усталости металла, ну и сказался многодневный расколбас по встречным волнам в Печоре и Печорской губе. Хорошо, что это произошло хотя бы здесь, с хорошим исходом. Могло бы случиться в более серьезном переходе и при худших обстоятельствах. Теперь меняю все трубы хребта на нержавейку. А стрингера центрального баллона были поменяны на нержавейку еще до похода.

...