На XIII соревнованиях на Приз «Катеров и яхт» в Кавголово
Прогноз погоды на субботу был мрачный — заморозки, сильный шквалистый ветер, дождь. Многих ленинградцев это, очевидно, испугало; во всяком случае, на дистанции лодок с ленинградскими номерами на парусах было гораздо меньше, чем ожидалось. А вот гостей приехало больше, чем обычно. И в итоге ясным солнечным утром 8 июня на традиционном месте—пляже у дома лесника — собралось рекордное для кавголовских встреч количество участников: 64 экипажа из 9 городов страны. (Сразу же отметим очень хорошее впечатление, которое оставили команды из далекого Узбекистана и Воронежа, Латвии и Подмосковья, Ворошиловграда и Красного Лимана Донецкой области.)
Наша встреча — это в первую очередь традиционный, уже 13-й по счету, слет туристов, плавающих под самодельными парусами, а то и на лодках, сделанных своими руками. Это — своеобразная выставка технического творчества, экспонаты которой на глазах у зрителей проходят практическую проверку на трассе гонок. На этот раз флот, поднявший в Кавголово свои разноцветные яркие паруса, был, пожалуй, особенно интересен. Пока техническая комиссия делит этот флот на шесть стартовых групп («классов») и проверяет готовность участников, пройдем вдоль строя стоящих на пляже разнообразных судов — от 2-метровой одноместной «надувнушки» до двухмачтового гиганта-катамарана е 7-метровыми мачтами.
Пояснения представителям редакции дает известный турист-водник, автор многих заметок в журнале и неоднократный победитель гонок под парусами Николай Юрьевич Иванов.
Первое, на что многие сразу же обращали внимание, была серийная металлическая «Романтика» с московским номером на борту. То, что она превращена в парусник — шлюп с гафельным гротом, никого не поражало. Восхищало другое. То, как абсолютно спокойно и уверенно ее капитан в одиночку управлялся с парусами, выполняя поручения начальника дистанции: он без конца ставил и переставлял буи. Складная «Мечта» под моторчиком явно на выдерживала конкуренции с ним. Оказывается, А. Богачев ходит под этим самым парусом уже три года, все отработано до тонкостей. Опытом вооружения «Романтики» он обещает поделиться с читателями журнала.
Кстати сказать, обмен опытом идет вовсю уже второй день. Да в этом и состоит главный смысл подобных встреч! Вот один из капитанов заинтересовался тем, как московский турист А. Мишин установил на серийной надувной лодке «Юрюзань» кормовой подвесной парус (самодельный). Тут же капитаны меняются лодками, оба выходят в озеро. Минут через двадцать они уже не только делятся впечатлениями, но и сообща что-то переделывают, улучшая проводку шкотов на «надувнушке».
Рядом можно видеть уфимскую «Славянку» с нарядным тюменским подвесным парусом. Н. Партал, выступая на ней, занял 1-е место среди трех «зачетных» надувных лодок. А вот и еще одна «надувнушка» — классической овальной формы «Омега» с очень аккуратно сделанным вооружением: на носу — тренога с гнездом для мачты, хорошо сшиты гафельный грот и стаксель. Автор — ленинградский архитектор А. Щепкин.
Николай Юрьевич подводит нас к двум тримаранам на базе «Тайменя». На обоих одинаковые паруса типа «Стриж» с силуэтом ласточки и надписью «Испытания». Команда Московского машиностроительного объединения «Салют» снова привезла для показа на гонках образцы подготавливаемого для запуска в серию стандартного вооружения для байдарок (4.5 м2; 16 кг). «Обратите внимание, — говорит Н. Иванов,—туристы критиковали завод, и критика учтена: теперь мачтовая балка навешивается на фальшборты не между шпангоутами, а прямо на шпангоут, вся система стала более жесткой».
Можно видеть и то, с чего когда-то все начиналось: две байдарки, соединенные в катамаран и оснащенные шлюпом. Да, минусов много — большой вес, плохая ходкость и управляемость, но ведь есть и очевидные плюсы. Обе лодки в любой момент снова могут быть превращены в обычные гребные суда, кокпиты их не загромождены. Забегая вперед, скажем, что во время гонок этот катамаран неплохо шел и на полных курсах, и в лавировку. Значит, при правильной доводке вооружения и умелом управлении этот практичный вариант вполне имеет право на жизнь!
В одном из предыдущих репортажей в «КиЯ» упоминался катамаран В. Королева и Г. Красикова, собранный по тому же принципу, но с одним существенным отличием. Корпуса серийных байдарок переделаны — чуть ли не вдвое уменьшена их ширина (переделаны, естественно, только шпангоутные рамки). Благодаря этому авторы добились существенного улучшения скоростных качеств катамарана, но... потерялась самостоятельная ценность байдарок. Вдоль лодок уложена гермоупаковка — поддувное днище: это и багажник, и гарантия непотопляемости, и мягкий матрац-сиденье. Первое выступление катамарана, как отмечалось в журнале (см. № 105), было довольно слабым из-за несовершенства парусов. На этот раз судно производило уже совсем другое впечатление — и экипаж вошел в число призеров. Наглядный пример того, что путь от хорошей идеи до высокого результата тернист и долог: нужны терпение и кропотливый труд по настройке, доводке всех элементов вооружения.
Только первый шаг на этом пути сделал ленинградец Ю. Жидко. Он сконструировал и впервые испытал на воде совершенно необычный вариант: латинский парус на двух соединенных в галсовом углу рейках, установленный на самой корме байдарки. Вертикальная ось вращения этого паруса проходит через кормовую оковку лодки и топ заваленной в корму наклонной мачты, нижняя часть которой прикреплена к шпангоуту под кормовым фальшбортом.
«Не пойдет! — утверждали одни, — ведь у него даже нет шверта!» — «А почему бы и нет?» — надеялись другие. И вот внимание собравшихся уже приковано к нарядному ярко-красному треугольнику на корме байдарки Ю. Жидко. В лодку садятся двое. Поскольку ветер прижимной, они спокойно гребут веслами, отходя от кромки пляжа, и это сразу же отмечается всеми как важное практическое достоинство нового варианта; грести ничто не мешает, байдарка осталась полноценной байдаркой! Да, лавировать не удается, даже при ходе в полветра надо «подгребать», так что о результате в гонке, где действовать веслами запрещено, нечего и говорить. Но когда байдарка с попутным ветром лихо подкатила к берегу, даже скептики признали: в качестве вспомогательного такое походное вооружение наверняка будет полезным, только... И началась обычная техническая дискуссия, причем идей было столько же, сколько и самих знатоков.
Если говорить о флоте в целом, то уже не раз отмечавшиеся тенденции не изменились: число находящихся в строю добрых старых «Мев» все уменьшается — на этот раз их гонялось только восемь; больше всего судов выступает в классе с парусностью до 4,5 м2, соответствующем интересам туриста, который совершает походы по не самым крупным водоемам; при некотором затишье в классе тримаранов продолжается «катамаран-ный» бум, причем строятся они с легкими надувным» поплавками и используются не только под парусами, но и для сплава по бурным рекам.
В гонках катамараны показывают себя неплохо. Не случайно же в заключительной общей Гонке дружбы все три места заняли именно двухкорпусные парусники!
Отличные, хорошо сделанные и надежные катамараны с площадью парусности до 5 м2 привезла команда латвийского колхоза «Накотне». На крупных катамаранах до 7 м2 уверенно выступали узбекские туристы-водники. Но, пожалуй, имеет смысл особо остановиться на двух надувных катамаранах (естественно—самодельных, поскольку долгожданные «Альбатросы» в магазинах еще не появлялись). На самом маленьком и самом крупном.
Говорить о выступлении маленького в гонках не приходится: он был одноместным, а это противоречило «правилам класса». Однако все знатоки отдавали должное его конструктору. У него получилось очень ладное, изящное 3-метровое суденышко с обтекаемыми поплавками, защищенным обвесами местом рулевого (на тенте), аккуратным «Стрижом» и стакселем. И ходил по озеру этот катамаран неплохо.
Спорным было впечатление от огромного воронежского катамарана «В-2» конструкции Сергея Любкина. Две свободноповоротные мачты 7-метровой высоты («выше нельзя, не пройти под мостами» — объясняют воронежцы). Стоят эти мачты в одной поперечной плоскости («как же вы ходите в полветра?»—интересуются узбекские гонщики). На каждой — оранжево-белый парус-крыло площадью 6,5 м2. Воронежцы снова и снова рассказывают собравшимся, что общий вес их гиганта всего-навсего 75 кг, что укладывается он в пакет 2,2 X 0,4 м и один рюкзак «даже в самолете спокойно перевозим»), что они уже совершали на «В-2» походы. по Большой Волге. И тем не менее опытные туристы-парусники продолжают сомневаться: уменьшать площадь паруса при усилении ветра нельзя, что будет с такими высокими и ничем не раскрепленными мачтами при шквале?
В эти два дня соревнований ветер был слабым, что и позволило воронежцам с их огромной площадью парусности выиграть Гонку дружбы.
Второе место занял экипаж ленинградца С. Печали-на, на 3-ем — председатель парусной комиссии республиканского клуба туристов Узбекистана Ю. Крамер.
Переходящий кубок «Катеров и яхт», по традиции разыгрываемый в некогда самом популярном среди туристов классе тримаранов 7 м2, покинул Ленинград. Его увезла с собой дружная команда подмосковного города Зеленоград, экипажи которой во главе с рулевыми Ю. Ширшовым и Г. Кабановым заняли 1-е и 3-е места. Вторым был ветеран наших гонок — выступавший в них уже в 13-й раз ленинградский конструктор Гегам Гегамович Ханданов.
В. Федоров, главный судья соревнований.
Швертбот Мева: 1 — С. Корбан; 2 — А. Волков; 3 — В. Белязь (все — Ленинград).
Катамаран до 5 м2: 1 — Е. Барышников (Елгава); 2 — Е. Безматерных (Воронеж); 3 — В. Загнибеда (Елгава).
Катамаран до 7м2: 1 — Ю. Крамер (Ташкент); 2 — Ю. Королев (Л-д); 3 — Ю. Матвеев (Ташкент).
Катамаран до 10 м2: 1 — В. Королев; 2 — В. Киселев; 3 — В. Кулагин (все — Ленинград).