Возможно, читателей несколько удивит появление раздела, в котором нарушен принцип четкого размещения материалов в журнале по их тематической принадлежности. Мы пошли на это, чтобы поощрить московских туристов, подготовивших столь разнообразную подборку по своей инициативе. И, откровенно скажем, в расчете на то, что творческое начинание москвичей будет поддержано членами других яхтенных, водно-моторных и туристских клубов, которых в стране — многие сотни. Редакция глубоко убеждена, что каждое их этих объединений располагает любопытным материалом, способным заинтересовать и своих коллег по водному туризму, и всех наших читателей. Так что мы с удовольствием будем предоставлять для них место в журнале, сделав раздел коллективной трибуной клубов. От вас, стало быть, зависит долговечность новой рубрики, которая будет меняться в зависимости от предоставляющего материала коллектива.
Итак, кто следующий берет слово?
Вот уже третий год в Московской федерации туризма существует парусная комиссия. Это — признание роста нашего движения и проведенной серьезной методической работы, направленной прежде всего на обеспечение безопасности плаваний.
Чтобы распространить возможно шире парусную грамотность и хорошую озерно-морскую практику, мы обобщили имеющийся опыт и выпустили брошюру «Обеспечение безопасности в водных походах под парусом по открытым акваториям». К сожалению, на сегодняшний день это единственный методический документ для туристов-парусников, имеющий гриф «Одобрено Центральным советом по туризму». Все остальные нормативные документы, без которых трудно существовать любой общественной группе, до сих пор никак не могут пройти через эту организацию. Появление и развитие парусного туризма так и не отражено в новых редакциях «Правил проведения самодеятельных путешествий по территории СССР», классификационных нормах туристских походов, правилах туристских соревнований. А ведь в Москве сейчас около полутора тысяч туристов-парусников!
Подобное же чувство «юридической невесомости» мы испытываем в отношениях с ГИМС г. Москвы и области. Хотя мы там хорошо известны, а наши суда проходят положенную регистрацию с выдачей судового билета, тем не менее ГИМС уже долгое время не может официально признать наши школы парусного туризма. Мы считаем, что они дают квалификацию, достаточную для успешной сдачи экзамена и получения судоводительского удостоверения в ГИМС на право управления туристским судном малой парусности.
Особо следует сказать о соревнованиях, сыгравших в нашей короткой истории очень заметную роль. Первые годы мы проводили лишь классные гонки, на манер парусного спорта. Потом программа стала перестраиваться на более туристский лад. Стали чаще проводиться маршрутные гонки, ралли, соревнования по технике туризма.
Соревнование — это еще и рассказы о походах, обмен информацией о маршрутах. Если прислушаться к разговорам у костра, то оказывается, что побывали наши туристы практически на всех крупных водоемах — вот она, легкость транспортировки!
Официальная экспедиция клуба на пяти судах ходила на Байкал и прошла все озеро, другая группа ездила на Арал. В истории клуба — походы на Азов, нижнюю Волгу, Онегу... В походах мы иногда встречаем «экспедиции», подобные нашим. Чаще всего оказывается, что встреченная группа тоже из Москвы или Подмосковья. Так, на Байкале члены клуба встретили группу из г. Жуковского Московской области. Немного обидно за другие города, особенно за Ленинград — ведь на Онеге «пасутся» тоже, в основном, москвичи!
В общем, не пытаясь копировать спортсменов-парусников и их стиль, мы в то же время избегали превратиться в секцию воскресных катальщиков, которые постоянно держат собранные лодки в арендованном месте и по выходным выезжают туда налегке с бутербродами в сумке. Наша дорога — это настоящий туризм, который кроме чисто спортивных целей ставит перед собой задачу познания природы, истории и современной жизни различных уголков нашей страны.
Не забывали мы и о повышении популярности парусного туризма. Не раздувая чрезмерной «рекламы», мы все же о себе достаточно заявили и с помощью телевидения, и в печати. Отражением этой известности стал факт, который может показаться анекдотическим: однажды в середине лета к группе наших ребят, все лето живших на Парусном берегу, подъехал на велосипеде сельский почтальон и вручил письмо с адресом «Волга, Парусный берег, Фирсову» (В.Фирсов — штатный инструктор нашего клуба). И письмо дошло!
В. КУЗНЕЦОВ,
председатель парусной комиссии Московской городской федерации туризма.
Согласитесь, что для строительства парусных туристских судов, проведения на них соревнований, подбора групп в дальние походы, разработки различных правил и нормативов необходимо единообразие основных требований к таким судам. С этой целью Московская парусная комиссия разработала классификацию, которая, возможно, представит интерес для туристов из других городов. Наша классификация касается тех разборных туристских парусных судов, которые могут доставляться к месту назначения в отдельных компактных упаковках, транспортируемых силами экипажей.
По характеру корпусов мы выделили следующие основные типы судов: швертботы, многокорпусники, надувные лодки и парусно-гребные суда. Типы, в свою очередь, делятся на классы, определяемые главным образом площадью парусности.
А вот каковы, на наш взгляд, общие правила для всех этих судов:
А теперь о самих судах.
К ним относятся однокорпусные суда с отношением длины к ширине не более 4.
Создан на основе разборного швертбота «Мева» польской постройки и имеет точно такие же обводы, размерения корпуса и мачты, общую площадь парусов (6,4 кв.м). Обшивка корпуса выполняется из материала на тканевой основе; материалы парусов, обшивки, мачты, гика, набора, румпеля, шверта и пера руля, а также форма румпеля, шверта и пера не регламентируются. Экипаж 2—3 чел.
Разборный швертбот произвольной конструкции с обводами, отличными от «Мевы», с общей площадью парусности до 6,4 кв.м. Экипаж 2—3 чел.
Этот тип судов включает в себя катамараны и тримараны. Катамаран — двухкорпусное туристское судно с одинаковыми корпусами. Полное водоизмещение должно не менее чем втрое превышать суммарный вес экипажа и судна. Отношение длины корпусов к расстоянию между ДП корпусов должно быть не более 3-х. Тримаран — трехкорпусное туристское судно с основным центральным корпусом, обеспечивающим грузоподъемность, и двумя выносными корпусами, обеспечивающими остойчивость.
Многокорпусное судно с общей площадью парусности не более 7 кв.м. Для тримаранов объем боковых корпусов не менее 40 л каждый, величина зазора между поплавком и бортом не менее 0,5 м. Экипаж не менее 2-х чел.
Многокорпусное судно с общей площадью парусности не более 10 кв.м. Для тримаранов объем боковых поплавков не менее 60 л каждый, зазор между поплавком и бортом не менее 0,75 м. Экипаж не менее 2-х чел.
То же с общей площадью парусности не более 13 кв.м.
К данному типу относятся парусные суда, созданные на базе серийных надувных лодок промышленного изготовления.
Надувные лодки с общей площадью парусности не более 5 кв.м. Экипаж 1—2 чел.
Надувные лодки с общей площадью парусности более 5 кв.м. Экипаж 1—2 чел.
Это суда, созданные преимущественно на основе серийных байдарок, на которых парус имеет вспомогательное значение, не обладающие способностью лавировать против ветра. На соревнованиях по ТПТ экипажам, выступающим на парусно-гребных судах, разрешается двигаться на веслах при убранном парусе в направлении прямо против истинного ветра.
К нему относятся суда с общей площадью парусности до 4 кв.м. При площади парусности свыше 2,5 м они должны быть оборудованы легкосьемной однобалочной выносной конструкцией с емкостями плавучести по обеим сторонам, обеспечивающими восстанавливающий момент не менее 15 кгм (например, емкостями в 20 л с зазором 0,5 м от борта). Экипаж не менее 2-х чел.
Предлагаем читателям таблицу эмпирических гандикапных коэффициентов для судов различных классов, которая успешно использовалась московскими туристами. С помощью таких коэффициентов суда различных классов могут соревноваться между собой в ходе разнообразных ралли, массовых маршрутных гонок и т. п. Они также могут быть полезны при разработке походных нормативов, например, поправок к обшей протяженности маршрута на судах тех или иных классов.
Экипаж, чел. | Площадь парусности, м2 | |||||
5 | 6,4—7 | 8,5 | 10 | 13 | свыше 13 | |
1 | 1 | — | — | — | — | — |
2 | 0,9 | 1 | 1,05 | 1,1 | 1,15 | 1,25 |
3 | — | 0,95 | 1 | 1.05 | 1,1 | 1,2 |
4 | — | — | 0,95 | 1 | 1,05 | 1,15 |
5 | — | — | — | 0,95 | 1 | 1,1 |