Из похода возвратясь
Вооруженные парусами спасательные плоты можно считать надувными парусными яхтами, поскольку по сравнению с другими разборными туристскими судами они обладают большой грузоподъемностью, внушительной остойчивостью и, при достаточной фантазии владельца — обитаемостью, граничащей по туристским понятиям с комфортом. Особенно плот ПСН-10, где можно соорудить настоящий кубрик. Но использовать надувной плот в роли парусника без переделок нельзя. При реконструкции существенно улучшаются качества плота, в чем мы убедились в походе по Онежскому озеру. В группу вошли два плота — яхты «Утюг» и «Жук», надувная лодка «ЛАС-3» и хорошо известная «Мева».
«Утюг» и «Жук» имели существенные отличия от первого плота с парусом — «Гиппопо» Андрея Лосева, на котором он со своим семейным экипажем побывал на Онежском озере, Азовском и Белом морях. В отличие от «Гиппопо» на наших «плотах» появились заостренные носовые оконечности, в которых образовался вместительный багажник. Для образования нужных обводов в носу расположили надувные емкости между стрингерами. Рама «Жука» (плот ПСН-6) собрана из достаточно мощных труб, опирающихся на баллоны по бортам и корме. В кокпите, на трубе, находящейся в диаметральной плоскости, устанавливается столик-банка, а в транспортном варианте — тележка.
«Жук» оснащен двухмачтовым гафельным вооружением с площадью парусов 8,3 кв.м. Грот-мачта ставится на шверц-балку, опертую на центральный поперечный баллон, бизань-мачта ставится на рулевую колонку, навешенную за кормой, и поддерживается трубчатой дугой. Стаксель с рейком по нижней шкаторине предельно упрощает управление парусами.
Тент, опирающийся на трубчатый каркас, имеет припуски по бортам, благодаря чему образуются «полочки» для гермоупаковок с вещами и увеличивается высота надводного борта.
«Жук» вполне обеспечивает плавание трех человек, а в прогулочном варианте на нем размещается до 6 чел. «Утюг» сделан на основе плота ПСН-10. В походных условиях на нем могут находиться 4 человека, а в прогулочном варианте — до 8. Рама «Утюга» собирается из труб, уложенных на баллоны по контуру лодки. Носовая оконечность имеет самостоятельный байдарочный набор, шпангоут которого пришнурован к баллону плота. Пространственная силовая ферма, служащая основой тента, опирается на раму. Она обладает достаточной жесткостью, чтобы выдержать осевое усилие от поворотной мачты. Лодка оснащена бермудским тендером с площадью парусов 13 м.
Лодка ЛАС-3 была снабжена накладной рамой и вооружена шлюпом. Оба паруса — виндсерферовского типа площадью 5 кв.м, причем стаксель ставится на жестком штаге, к которому крепится уишбон. В поход на ней пошли двое.
Итак, мы в плавании.
Медвежьегорск — прекрасное место для старта: за городом лес с удобной и хорошо защищенной бухтой. Погода теплая, но серая и мокрая. Первые дни июля...
Готовимся к выходу. Мы — не новички, знаем: вещи — «найдут» свои места только на третий день. «Общественный» груз, включая продовольствие, грузим на «плоты». «Мева» и «ЛАС» загружаются личными вещами экипажей. Возимся долго и... выходим поздно. Но никого это не смущает: над Онегой белые ночи. Ветер слабый, загрузка полная, идем в лавировку. В сумеречной дымке обмениваемся друг с другом световыми сигналами. Их у нас два: три длинных — «Иду, все в порядке», частые короткие — «Подойти ко мне (нужна помощь)», «Стоп». Этих сигналов нам хватало для всех ситуаций. В светлое время пользовались флагом-отмашкой; чтобы подать сигнал «Стоп», иногда спускали грот.
Первую часть путешествия погода не баловала. Было холодно, периодически прокатывались грозы. Вплоть до Повенецкого залива шли в лавировку при слабых ветрах. «Плоты» идут легко под углом 50—55° к ветру, «ЛАС» и «Мева» — покруче. При слабых ветрах легкие лодки, естественно, подвижнее тяжело груженных «плотов». При усилении ветра до 2 баллов и выше преимущество в скорости легких судов оказывается незначительным, а когда на «Меве» приходится брать рифы и на озере поднимается крутая волна более 0,5 м, «плоты» по скорости уже ничем не уступают легким судам, превосходя их по мореходности.
Пересекаем Повенецкий залив при ветре 2—3 балла. В серой мгле слева подмигивает нам одетый в черно-белую тельняшку маяк острова Бычок. На ходу с комфортом устраиваем обед: «стол» на «ПСН» накрывается как в салоне каютной яхты.
Длительных штормов нам испытать не пришлось, но грозовые шквалы налетали неоднократно. Наиболее мощный встретил нас в районе полуострова Оровский. Анемометр зашкаливало. Сила ветра при порывах доходила до 8 баллов. Запалубленные носовые части «плотов» надежно прикрывали кокпит от брызг. Остальные лодки были мокрыми. На «Жуке» взяли рифы, но удержаться на курсе не удалось. Для подхода к берегу пришлось делать поворот фордевинд. К удивлению экипажа, «Жук» повернул легко. Остальные лодки шли в убежище к Оровгоре. На «Утюге» не успели зарифиться, спустили грот и под одним стакселем пошли к месту сбора на берегу. В дальнейшем все шквалы мы встречали уже подготовившись и на курсе, ведущем к убежищу.
На волне, доходящей до 1,5 м, плоты чувствовали себя превосходно. Они шли совершенно сухие, легко правлялись, удары о волны не ощущались и ход не терялся. На длительных переходах часть экипажа на «плотах» могла спать на ходу.
Плавание выявило и слабые места «плотов». На «Утюге» — это оказалось крепление шверцев. Особенно беспокоили места приклейки надувного днища к баллонам: однослойная прорезиненная хлопчатобумажная ткань очень быстро начинала подгнивать. Видимо, имеет смысл этот пояс дублировать целиком. Площадь приклейки крепежных петель стоит увеличивать в 2—3 раза по сравнению со штатной особенно в местах установки вант-путенсов.
В качестве временного пластыря при повреждении днища мы использовали двусторонние шины с резиновыми прокладками, соединяя их болтами с гайками-барашками. Удавалось достичь полной изоляции. Но даже набрав в отсек воды, плот идет уверенно, хотя этот дополнительный вес все же чувствуется.
Одним словом, мы пришли к выводу, что надувные яхты на основе плотов ПСН вполне пригодны для серьезных путешествий под парусом.
Закончив путешествие в Кижах, мы договорились с дирекцией музея о проведении в будущем экспедиций по заданию музея, к которым могут присоединиться туристы-парусники из любой точки страны. Рядом с островом Кижи планируется создать стоянку для парусных судов с необходимым оборудованием. Музей приглашает туристов принять активное участие и в создании нового парусного «порта».
М.Лимонад