ОТ РЕДАКЦИИ:
Водномоторникам и яхтсменам страны хорошо известны традиционные соревнования на призы нашего сборника. Так, в июне 1974 г. уже в восьмой раз проводились маршрутная гонка прогулочно-туристских серийных мотолодок и гонки спортивных моторных судов, в июле — четвертый по счету 900-мильный марафон крейсерских яхт. На фоне развернутых репортажей о таких больших, всесоюзных встречах казалось совсем малозаметным промелькнувшее в № 45 сообщение о том, что 30 июня — 1 июля прошлого года впервые был разыгран еще один переходящий приз «Катеров и яхт» — только что учрежденный Кубок за победу в соревнованиях на байдарках под парусом.
Тем не менее в редакцию и в Ленинградский клуб туристов, непосредственно проводивший эту встречу байдарочников, стали приходить запросы от организованных и неорганизованных туристов-водников. Что за соревнования? По каким правилам они проводятся? («Неужели на олимпийской дистанции? И зачем проводятся вообще? Туристам парусные гонки ни к чему, это — чистый спорт! Пусть гоняются яхтсмены», — писал москвич Н. Д. Василенко).
В июне этого года состоялись уже вторые соревнования на байдарках под парусами. Думается, можно уже обобщить накопленный опыт (таких гонок до сих пор, насколько нам известно, не было), пора и ответить на вопросы читателей.
Начнем с того, что, по нашему убеждению, туризм и спорт неразрывны. Если говорить о водном туризме, то любое плавание это в большей или меньшей мере, но неизменно — напряжение сил в «поединке» с далеко небезопасной стихией, проверка своих возможностей, воли, закалки, уменья.
Туристские плавания на весельных лодках и соревнования по технике водного туризма давно и прочно вошли в круг тем сборника. Мы не собираемся изменять этим темам, однако видим свою основную задачу в том, чтобы способствовать техническому перевооружению водного туризма. В частности, внедрению «хороших и разных» лодок (включая складные и надувные, «Мевы», каноэ, байдарки новых типов), более широкому использованию малых подвесных моторчиков и паруса как средств, расширяющих возможности тех же байдарочников, открывающих перед ними новые районы плавания. (И, кстати говоря, повышающих чисто прикладное значение туризма.)
Вот, например, мнение И. Ильина, бывшего главным судьей первой парусной встречи в Лосево:
— Если не касаться походов высоких категорий сложности, а спуск по бурлящим горным потокам — занятие, прямо скажем, далекое от туризма в основном понимании слова, то парус байдарочнику необходим. Умение управлять парусом — если встретился на пути большой водоем, важная часть техники водного туризма. Парус (в умелых руках, конечно) сберегает силы и время, я уж не говорю об удовольствии и остроте ощущений. На больших озерах Северной Карелии и Кольского полуострова, например, без паруса делать нечего...
На вопрос о том, какие цели ставили перед собой организаторы гонок под парусом, отвечает зам. председателя водной секции Ленинградского клуба туристов Л.А.Плечко:
— Основная цель любого соревнования по технике водного туризма, как мы считаем, это пропаганда водного туризма. В данном случае задачей является популяризация применения парусов, хотя они и являются лишь вспомогательным средством для большинства туристов. Гонки под парусом — это и своеобразная выставка, и выявление лучших конструкций вооружения, обмен опытом. Я думаю, что участие в соревнованиях поможет совершенствовать и умение, и технику. Мы сможем отобрать для публикации в сборнике интересные конструкции, рекомендовать редколлегии новых авторов.
То, что к участию должны были допускаться только серийные туристские байдарки, полностью соответствовало нашему стремлению стимулировать соревнования на самой доступной, массовой технике. А поскольку промышленного выпуска парусов для байдарок у нас нет (и не было), само собой получилось, что имеется неограниченный простор для самостоятельного творчества и можно рассчитывать на интересные технические решения.
Одним словом, узнав, что водная секция запланировала провести в виде опыта первые соревнования байдарок под парусами (как одного из видов ТВТ), мы пришли к решению учредить еще одни приз «Катеров и яхт».
С правилами и ходом второй парусной встречи байдарочников вас познакомят Л. А. Плечко и В. М. Соболев, а о примененной технике расскажет представитель Центрального совета по туризму п экскурсиям С.Н. Парфенов (Москва).
Прежде чем предоставить им слово, с удовлетворением отметим, что Ленинградский клуб туристов принял решение проводить такие соревнования па байдарках с парусом на приз сборника ежегодно и организовал отдельную парусную секцию. Это, естественно, будет способствовать дальнейшему улучшению организации гонок, сделает их еще более массовыми и интересными. Такую же секцию организовали и москвичи (они уже провели свою первую гонку под парусами).
Уместно будет сразу же подчеркнуть. что организаторы второй встречи в Лосево и судейская коллегия во главе с А.М. Акимовым проделали большую работу. Однако отсутствие опыта проведения подобных соревнований у судей (и участия в парусных гонках у туристов), а также слабая техническая оснащенность судейской коллегии послужили причиной ряда накладок. Так, остался незафиксированным обход лидирующей байдаркой № 20 (рулевой В. Перегудов) поворотного знака, а такая «маленькая» нечеткость в конце концов стоила этому экипажу первого места в личном зачете.
В настоящее время обсуждается вопрос об изменении Положения и программы соревнования. Поступил ряд интересных предложений. Например, предлагается заменить три гонки на короткой кольцевой трассе одной, но не менее чем на 12 — 15 км с поворотами вокруг островов; это явно приблизило бы условия соревнования к реальным условиям туристского похода.
Редакция будет благодарна всем, кто выскажет свое мнение по этому вопросу.
Выходим из вагона и буквально в ста метрах от платформы видим живописный лагерь участников. Разноцветные палатки и флаги, автомобили и деки байдарок, мачты и паруса. Много мачт и парусов. И здесь, среди палаток, на фоне прибрежных кустов, и дальше, на самом берегу ярко-синего неспокойного сегодня Суходольского озера.
Место для соревнований, а здесь же приводилась и самая первая — прошлогодняя встреча, выбрано не случайно. Во-первых. тут действительно есть где разгуляться ветру и померяться силами парусникам, а во-вторых, Лосево — признанная столица байдарочников. Здесь начинается туристская Вуокса — обширная система озер и проток, ежегодно привлекающая тысячи начинающих водников; здесь же рядом и Лосевские пороги — излюбленное место встреч асов ТВТ, гребцов-слаломистов. Так что адрес привычный.
Уже по размерам лагеря можно сразу сказать, что участников, не говоря уже о болельщиках, заметно больше, чем в прошлом году. Забегая вперед, отметим, что в спортивной борьбе принял участие 31 экипаж (в 2,5 раза больше, чем в 1973 г.), появились и первые гости — четыре московских экипажа.
Построение. Над строем участников разворачивается по ветру голубой флаг Ленинградского клуба туристов. Поясним: соревнования лично-командные. В команде может быть не больше трех экипажей, в зачет идут результаты двух из них, показанные в двух лучших гонках из трех. Зачет но времени прохождения дистанции с учетом штрафов за нарушения правил (так, за навал на знак прибавляется 100 секунд; виновного в столкновении наказывают на 200 секунд и т. д.).
В сегодняшней программе только одна гонка. Можно напомнить что в прошлом году эта «пристрелочная» гонка проходила при, пожалуй, еще более сильном ветре, а главное — была вообще самой первой для всех; предстояло «обкатать» правила соревновании, убедиться в том. что такое необычное состязание может быть действительно спортивным п зрелищно интересным. (Результаты этой пробной гонки тогда вообще решено было аннулировать.) Теперь настроение иное. В том, что предстоит самая настоящая спортивная борьба, никто не сомневается. Правила довольно просты и определенны, хотя, как выяснилось, кое-где и слишком кратки: не ясно. например, можно ли приставать к берегу для ремонта, обходить знак правым бортом, а не левым. Сейчас, однако, участников беспокоят не тонкости гоночных правил, а другое: выдержит ли их техника сильный ветер и волну. Прямо скажем, в нормальном туристском походе в такую погоду байдарочники мачту не ставят!
Кто на воде. а кто и еще на берегу, экипажи снова и снова проверяют такелаж и рулевую проводку, проворачивают шверцы. поднимают и опускают паруса; иные примеряются — не взять ли рифы! Л строгий начальник спасательной службы В. Водолажский тем временем педантично осматривает суда (есть ли воздушные емкости, обеспечивающие непотопляемость) и снаряжение участников (жилеты, шлемы). Опасность переворотов сегодня реальна, как никогда, особенно, если учесть, что на некоторых байдарках «готовят к бою» паруса, явно слишком большие. Не обходится без инцидента: какой-то экипаж пытается увильнуть от контроля, тут же его дисквалифицируют.
Суровые меры были далеко не лишними. У спасателей работы оказалось по горло. Даже судьи у знаков вынуждены были отвлекаться, чтобы помочь оказавшимся в воде. Байдарки переворачивались, ломались мачты, лопались фалы и шкоты. Грубо говоря, можно считать. что благополучно кончало каждую гонку не больше трети экипажей...
Вернемся, однако, к началу первой гонки, когда участники еще на веслах, с голыми мачтами отходят от песчаного пляжа и выстраиваются согласно номерам по жребию выше верхней стартовой линии (см. схему).
Старт оказался очень интересным и азартным зрелищем. По сигналу судьи байдарки ринулись вперед. На каждой один из членов экипажа усиленно гребет, а Другой лихорадочно поднимает паруса и ловит шкоты. С одной стороны, надо торопиться — отсчет времени идет, терять секунды не хочется, а с другой, — пересекать нижнюю стартовую линию, расположенную всего метрах в 40 от верхней, надо уже под парусами и без помощи весел (иначе штраф на 100 секунд да еще и возвращение на исходную позицию). Кстати говоря, при финише все наоборот: на том же небольшом участке надо успеть паруса убрать, чтобы пройти нижнюю пару буев — финишировать на веслах. Вот и выходит, что многое зависит не только от сноровки, но и от продуманности системы вооружения, ее надежности, удобства работы с парусами...
Основная масса участников управилась с постановкой парусов вовремя. И вот уже фалы заложены, шкоты подобраны, паруса наполнились ветром — байдарки ходко пошли к нижнему поворотному знаку № 1. И сразу же начали сказываться различия в качестве парусного вооружения; часть лодок тут же уверенно оторвалась от остальных. Появившийся разрыв неумолимо увеличивался все больше. Прошло всего несколько минут — и сверкающие белизной паруса оказались раскиданными по озеру.
Участникам предстояло пройти около четырех километров, обогнув расставленные треугольником три поворотных буя. Правилами оговорено, что помогать веслами можно только между буями № 2 и 3, т. е. там, где придется подниматься — идти круто к ветру на верхний знак. Если же кто-либо возьмется за весла на других участках, судьи зафиксируют время работы веслами, увеличат его в пять раз и приплюсуют к показанному времени прохождения дистанции.
Вся трасса и положение на ней байдарок хорошо видны с берега болельщикам и судьям с биноклями. А вот участникам гонки ориентироваться гораздо труднее: оказалось далеко не просто разглядеть среди волн небольшой буёк, сидя на дне захлестываемой брызгами байдарки. И немудрено, что чуть ли не вся лидирующая группа в поисках знака № 1 скатилась куда-то в сторону от него. Благодаря этому некоторое преимущество получили именно те, кто замешкался на старте: теперь они смогли использовать печальный опыт лидеров и сразу правили на знак, даже если его и не видели.
На лавировке окончательно определились претенденты на победу: два «Салюта» команды ленинградского объединения имени Карла Маркса шли довольно круто к ветру и достаточно быстро. Всякую надежду на призовые места потеряли те, кто нес прямые паруса, — им пришлось уваливаться далеко под ветер.
На последнем повороте вокруг знака № 3, т. е. уже в каких-нибудь ста метрах от конца дистанции лидировавший чуть ли не всю гонку «Салют» № 15 под названием «Леуда» неожиданно лег парусами на воду. Поставить байдарку Г. Савину п Г. Осокину так и не удалось, пришлось буксировать ее к финишу вплавь. Так и получилось, что победили в первой гонке шедшие вторыми их товарищи по команде Р. Пирский и А. Гюранов.
Из трех экипажей, стартовавших на катамаранах, первым пришел экипаж Пушкинского сельхозинститута (Цупак и Кулагин).
Не будем подробно описывать ход двух других гонок, проведенных на следующий день, хотя они были не менее интересными и также изобиловала острыми моментами и переворотами в частности. Упомянем лишь, что очень сильную конкуренцию хозяевам трассы составили гости. Фактически обе гонки закончил первым московский экипаж байдарки № 20 (В. Перегудов, Устюхин). Однако навал и неправильный проход финишной зоны во второй гонке и нечеткость в работе судей на дистанции — в третьей отбросили этот экипаж на общее 4-е место, занятое ими в первой гонке.
В личном зачете победили москвичи В. Белоозеров и И. Курдюмов, выступавшие на байдарке № 22 типа «Колибри»; на 2-м п 3-м местах ленинградские экипажи Г. Савин и Г. Осокин, Г. Шанданов и И. Занин.
Прошлогодние победители — туристы-водники спортклуба объединения «Позитрон» не смогли удержать у себя переходящий приз «Катеров и яхт». Он был вручен команде объединения им. Карла Маркса (Г. Савин, Г. Осокин, Р. Пирский и А. Гюранов).
На 2-м месте московская команда (В. Белоозеров, И. Курдюмов, Л. Шаленко, Ю. Мерков), на 3-м — ленинградцы из спорт-коллектива «Чайка» (Г. Шанданов, И. Занин, В. Овсянников, Л. Овсянникова).
Что можно сказать о соревновании в целом? Это были интересные гонки, оставившие хорошее впечатление и у участников и у зрителей. «Настоящий водный праздник, — так отозвался о них московский конструктор В. Перегудов, который, казалось бы, имел все основания быть недовольным. — Хочу особо отметить на редкость товарищескую, доброжелательную обстановку среди участников гонок; когда соперники даже оказывали посильную помощь друг другу. Мы, например, во второй гонке окончательно доломали шверцы. Тогда совершенно незнакомый ленинградец с лодки № 21 любезно предложил нам свои»... Думается, надо сделать все, чтобы летом следующего года праздник байдарочников-парусников повторить на еще более высоком организационном и спортивном уровне.
Л. А. Плечко, В. М. Соболев
Фото В. М. Соболева
Большинство байдарок составляли отечественные «Салюты» обеих моделей, но можно было видеть «RZ-85» и «Колибри» (ГДР), а также «Нептуны» (ПНР). Как известно, из них только «Нептуны», ныне снятые с производства, имеют штатное вооружение и обводы, хоть в какой-то мере приспособленные для хода под парусом (днищу придана несколько большая, чем на других байдарках, килеватость).
Два катамарана были собраны из байдарок «Салют», третий имел оригинальные надувные поплавки (из-за поломки мачты в гонках, к сожалению, показать себя не смог). Решением судейской коллегии была допущена к соревнованиям и одна самодельная байдарка, близкая по характеристикам к серийным.
На большей части лодок использовались штатные бортовые шверцы с «Нептунов» (даже по две пары), но были и самодельные — например, профилированные из дюраля. Чаще всего шверцы фиксировались барашковой гайкой; реже попадались различные варианты с поворотом при помощи рычага, линя и т. п.
Рули почти во всех случаях оказались больше и глубже штатных; применялись и балансирные конструкции. Большинство сочло наиболее удобной систему управления при помощи педалей и стремян различных типов, однако в ряде случаев предпочтение было отдано ручному управлению с жесткой тягой (дюралевая трубка). Можно отметить, что последний вариант оказался более надежным, хотя и действительно неудобен тем, что заняты руки.
Часть участников воспользовалась мачтами с «Нептунов», некоторые переделали их по своему вкусу, несколько конструкторов сделали деревянные мачты самостоятельно (одна такая мачта сломалась буквально на первой же минуте первой гонки), но больше всего было дюралевых мачт. Да, дюралевая трубка, видимо, и станет байдарочной мачтой, которая должна быть не только прочной и легкой, но еще и разборной. Высота мачт имеет явную тенденцию к увеличению, так что мачта «Нептуна» кажется «несерьезной».
Свободно стоящая мачта не выдерживает нагрузок. Убедившись в этом, все крепят ее вантами. У самых опытных туристов есть краспицы и ромбованты; на одной из байдарок были ванты-фордуны (по моему личному опыту это целесообразно). Ахтерштаг, естественно, был только на байдарках с бермудским вооружением (при гафельном пли рейковом он мешает). Стоячий такелаж чаще всего был выполнен из тонкого стального тросика или капронового шнура. Москвичи использовали подходящий для данного случая очень хороший рыболовный капроновый шнур Перхушковской фабрики (Арт. МО-49-91). Самодельные блоки в ряде случаев оказались самым слабым звеном всей системы. Видимо, будет полезно опубликовать эскизы хороших и надежных блоков и уток. Отмечу еще, что на многих байдарках можно было видеть шариковые стопора на ходовых концах снастей. В простейшем виде это выглядит так. На том месте, до которого должна быть выбрана снасть, крепится узелком шарик диаметром около 25 мм со сквозным отверстием по диаметру троса; теперь достаточно, выбрав конец втугую, завести шарик под рог обычной утки.
Поскольку тон задавали бермудские паруса, конструкторам как-то приходилось решать проблему лик-паза. Оба примененных на дюралевых мачтах варианта — и приклепанная трубка с прорезью и плоский «рельс», на мой взгляд, не обеспечивают гладкого, без заеданий, подъема п спуска паруса. Очевидно не случайно эти грамотно оснащенные мачтами с лпкпазом байдарки позже других управлялись с парусами! Крепление на кольцах от штор оказалось надежным и удобным, но нельзя забывать, что применение этого варианта лишает возможности наворачивать грот на гик.
Теперь о самих парусах. На гонках можно было видеть в действии все многообразие конструкций парусного вооружения, пригодных для малых лодок. Но говоря уже о штатном оснащении с «Нептуна», туристы-водники продемонстрировали целый ряд вариантов вооружения бермудским и гафельным шлюпом, латинские паруса с соединенными в галсовом углу рейками по нижней и передней шкаторинам, рейковые прямые паруса.
Были и хитроумные сочетания, например, когда топсель и гафельный грот поднимаются одним фалом (гафель играет роль латы бермудского паруса.
Общий вывод, по моему мнению, можно сделать такой. Начинали гонку со старта лучше байдарки с простыми парусами (скажем, «нептуновскими»), но конечные результаты неизменно оказывались выше у тех, которые шли круче к ветру.
Явное преимущество при лавировке имели лодки с наиболее эффективными — высокими и узкими парусами.
По озеру лихо носилась байдарка со шпринтовым парусом желтого цвета, не принимавшая участия в соревнованиях. Казалось, ее скорость превышала скорости других лодок. На третий заезд ее специально пригласили принять участие в гонке и... на крутых курсах она безнадежно отстала, как и полагается по теории.
Единственная байдарка с двумя мачтами также очень плохо шла круто к ветру.
Хорошие результаты и на полных курсах, и на лавировке показала байдарка № 22 с «полугафельным» вооружением: грот с большим удлинением поддерживался коротким п почти горизонтальным гафелем; получился как бы бермудский парус со срезанной верхушкой.
Паруса собственного пошива можно было видеть из перкаля, тика, плащ-палатки, шелка и даже из пленки (эта байдарка то ли благодаря парусу, то ли благодаря хорошей подготовке экипажа показала высокие результаты!).
Гонки оказались жестоким экзаменом. Значительное количество больших и малых поломок, неполадок и даже аварий объясняется, на мой взгляд, «врожденным» стремлением туриста все снаряжение иметь как можно более легким. А легкое очень трудно сделать удобным, надежным и прочным. Тем более. когда приходится мастерить из случайных материалов и в домашних условиях. Прежде всего выбыли из строя экипажи, излишне облегчившие конструкции в ущерб прочности.
Добавлю еще, что. глядя па многие байдарки, можно было наглядно убедиться в том. какое большое значение имеет не только конструкция, материал и площадь парусов, но и качество пошива; хорошие по идее паруса в ряде случаев тянули плохо.
Мне кажется, что не стоит считать наилучшей непременно конструкцию официального победителя прошедших гонок. Были и случайности, сказались, наконец, и явные различия в парусной подготовке экипажей. Да и вообще я бы не взялся рекомендовать какую-то одну конструкцию из виденных в качестве наилучшей для всех случаев, универсальной.
Полагаю, более важно то, что каждый из участников встречи имел редкую возможность видеть в работе много разных парусов, Сравнивать, делать для себя выводы. Несомненно, многие вернулись из Лосево с идеями по улучшению той конструкции вооружения, к которой они привыкли и в принципе продолжают считать наилучшей; иные теперь могут гораздо более обоснованно подходить к выбору конструкции нового парусного вооружения своей байдарки.
С этой точки зрения соревнования были очень полезны.
С. Н. Парфенов