После того как по инициативе ленинградских туристов и сборника «Катера и яхты» были проведены первые парусно-байдарочные гонки, туристы-парусники получили то, чего им не хватало на протяжении многих лет, — свои соревнования. Ценность этого начинания не только в появлении нового вида зрелищно привлекательных спортивных мероприятий: подобные встречи являются действенной школой по обмену опытом, способствуют совершенствованию техники и повышению безопасности плаваний, популяризации бурно развивающегося водного туризма.
В 1974 г. четыре московских экипажа приезжали в Лосеве и принимали участие в розыгрыше приза «Катеров и яхт». После этого еще два соревнования были организованы Московским городским клубом туристов, при котором создана специальная подсекция, объединяющая водников, плавающих на байдарках под парусами разборных швертботах. Наши гонки на Московcком море также прошли успешно и получили полное одобрение.
Развивая дальше идею ленинградских туристов, мы внесли в порядок проведения соревнований некоторые изменения. Для определения победителей в личном зачете байдарки разбиты на классы с учетом размерений и конструкции корпуса; это уравняло шансы участников и явно обострило спортивную борьбу. К соревнованиям были допущены с отдельным зачетом не только катамараны, но и разборные швертботы. Трасса была меньше, чем в Лосеве, но проходилась не один, в два раза подряд (два круга за гонку); благодаря этому соревнования стали еще интереснее и для участников (меньше сказываются случайности, острее борьба у поворотов) и для зрителей (хорошо видна вся трасса). Оправдала себя и отмена весельного финиша: весла применяются только на старте, а вся дистанция, включая финиш, проходится чисто под парусами.
Наши первые парусные соревнования проводились 3—4 августа. В них приняло участие 16 экипажей (в том числе по 4 на «Салютах» и «Нептунах»). С небольшим преимуществом выиграла команда г. Калинина, представленного 5-ю экипажами.
Во вторых соревнованиях — Матче городов (Москва, Калинин, Ленинград), состоявшемся 14—15 сентября, участвовало уже 27 экипажей; из них 19 выступало на серийных туристских байдарках (10 на "«Салютах»), 7 — на разборных швертботах (в основном на «Мевах»), один —на катамаране. В личном зачете победили гости из Ленинграда (Г. Сарин и А. Дюранов), в командном — москвичи.
Если говорить о технике, то в первую очередь необходимо отметить довольно высокий уровень самодельных конструкций вооружения. «Салюты» (и тем более «К7», «Лучи», «Колибри») с самодельными парусами, как правило, шли лучше, чем «Нептуны» со штатным вооружением. Лучшие байдарки ходили быстрее швертботов типа «Мева» и «Дельфин-110».
Самый распространенный тип вооружения байдарок—бермудский шлюп; такие паруса хорошо тянули на всех курсах.
Байдарки с умеренной площадью парусов (3—4 м2) выступали очень стабильно и занимали места в первой половине турнирной таблицы. Экипаж средней квалификации свободно несет такие паруса при ветре силой до 4 баллов. Байдарки же с большой площадью парусности (5— 6,5 м2) ходили быстрее, но занимали места или в начале, или в самом конце таблицы, так как при усилении ветра паруса оказывались трудноуправляемыми и справиться с ними могли только во всех отношениях хорошо подготовленные экипажи. У нас было два «оверкиля» и оба они произошли с байдарками, вооруженными большими парусами. Как показывает опыт, при такой парусности необходимо иметь специальные приспособления для откренивания (которыми и были снабжены лучшие лодки) и надежные устройства для взятия рифов.
Полностью согласны с высказанным в № 52 сборника мнением, что для самодельных байдарочных парусов даже не столь важна площадь, сколь важно качество, аэродинамические показатели вооружения. Так, на байдарке калининца В. Мордашова был применен удачно пошитый бермудский грот с большим горбом. Использовав одну мощную сквозную лату и несколько коротких, конструктор добился хорошей работы паруса (довольно редкой в байдарочных условиях конструкции) на всех курсах. Несмотря на то, что площадь парусности на лодке В. Мордашова была сравнительно невелика (5,1 м2), он стабильио занимал 1-е и 2-е места во всех гонках.
Байдарки с латинским, рейковым и гафельным вооружением плохо идут в бейдевинд. Видимо, такие паруса следует рекомендовать только для походов, когда используются, главным образом, попутные ветры.
Парусная подсекция МГКТ начала работу по изучению и обобщению имеющегося опыта с целью выработки рекомендаций по проектированию байдарочных парусов. Мы надеемся, что после соревнований «Весенняя регата», которые намечается провести в Москве в конце мая 1975 г., можно будет сделать более подробные выводы не только о парусах, но и о других элементах вооружения байдарки (шверцах, устройствах для повышения остойчивости, системах взятия рифов и др.).
Кроме весенних соревнований, в сентябре намечается провести Второй матч городов на приз МГКТ. Соревнования эти — открытые; все, кто пожелает принять участие, могут узнать подробности и получить положение, обратившись в Московский городской клуб туристов по адресу: Садовая Кудринская, 4.
Бюро парусной подсекции МГКТ