Туристские гребные катамараны с надувными поплавками известны давным-давно. Несколько конструкций их описано еще в первые послевоенные годы в журнале «Техника молодежи». Тогда дюралевых моторок не выпускалось, было время безраздельного господства различных дощатых лодок, самодельных байдарок и деревянных плотов, но уже в те годы туристы относились к катамаранам снисходительно, воспринимая их как курьез.
Началась «эпоха моторизации». В магазинах появились «Казанки», надувные лодки и разборные байдарки, однако не прекращались и различные попытки создания надувного катамарана, чаще всего — на основе камер мячей, уложенных по нескольку штук в парусиновые чехлы. Пожалуй, впервые туристы-водники заговорили о нем «официально» после соревнований на весенней Амате, когда оказалось, что неуклюжие гребные катамараны довольно успешно проходят слаломную трассу. Но и тогда катамараны рассматривались как некий «суррогат», появление которого вызвано, с одной стороны, дефицитом и дороговизной байдарок, а с другой — доступностью материалов и простотой изготовления своими силами. По-прежнему считалось, что даже самый хороший катамаран уступает байдарке в маневренности и ходкости гребец на нем плохо защищен от брызг.
Прошло еще несколько лет. И по обилию публикаций на «катамаранные темы» в сборнике «Катера и яхты» и журнале «Турист» уже можно сделать вывод, что «гадкий утенок», никем не признанный и не пропагандируемый, завоевывает туристские голубые дороги. Катамараны на надувных элементах продемонстрировали жизнеспособность: за эти годы их испытали во многих путешествиях по самым сложным горным рекам (например, на Би-Хеме, Кантегире), в условиях плавания вдоль побережья Тихого океана, на Байкале и Каспии. Самое неожиданное, что они хорошо показали себя не только в гребном варианте (плоты всех видов), но и под парусом и мотором.
Сразу же отметим, что легкие и достаточно надежные, хорошо приспособленные для хранения и перевозки парусные катамараны с обтекаемыми (заостренными) поплавками-баллонами за рубежом выпускаются многими фирмами и притом довольно крупными сериями. Следовательно, они оказались конкурентоспособными даже среди великого множества других моделей малых парусников, в том числе и жестких (стеклопластик, полиэтилен) катамаранов.
В принципе то же можно сказать о надувных моторных катамаранах. Правда, для придания мореходности бортовые баллоны чаще всего соединяют в носу, так что получается классическая надувная мотолодка, но продолжают рекламироваться, например, своеобразные плавучие дачи на двух отдельных баллонах, приспособленные для установки подвесного мотора.
На наш взгляд, пришла пора обобщить многолетний опыт — рассмотреть многочисленные варианты хотя бы простейших туристских надувных катамаранов и поставить перед Главрезинпромом вопрос о целеесообразности выпуска таких судов. Стоит пожалуй, упомянуть, что разговоры о производстве на Уфимском заводе РТИ им. Фрунзе баллонов — «бревен», пригодных для соединения попарно (или иначе), ведутся давно, однако у нас в водной секции Московского городского клуба туристов никто их так и не видел.
Вот некоторые соображения в пользу надувного катамарана как универсального туристского судна, их пользование которого позволяет намного расширить выбор маршрутов.
Действительно, всякий катамаран имеет большую смоченную поверхность и соответственно большее сопротивление трения, чем байдарка того же водоизмещения.
Поэтому скорость его на гладкой воде всегда будет несколько меньше, чем у байдарки, хотя и больше, чем у обычной дощатой лодки, и почти вдвое выше, чем у овальной надувной лодки. А вот в реальных условиях туристского плавания вниз по реке скорости движения катамаранов и байдарки практически одинаковы.
Латвийские туристы, одними из первых оценившие достоинства катамаранов, создали удачную их конструкцию с приподнятыми оконечностями, которая не уступает байдарке и по маневренности. Правда, некоторые сложности в управлении катамараном на горных реках есть: в момент преодоления косых валов, входа и выхода из главной струи возникает вращающий момент — следствие неодинакового воздействия потока на поплавки. Но и этот недостаток, как выяснилось, можно значительно уменьшить,если поперечные балки катамарана поставить подальше от концов баллонов (на расстоянии 0,6—1 м), а сами эти концы стянуть, сблизив вплотную.
Конечно, на катамаране гребцы открыты ветру и брызгам, но минус этот далеко не так важен, как кажется на первый взгляд. Для плавания на простых маршрутах, применив поплавки достаточно большого диаметра и натянув между ними полотнище или приподняв достаточно высоко сиденья, можно забрызгивание устранить. На сложных маршрутах, когда нередко волны накрывают людей с головой, на байдарке шансы остаться сухим нисколько не выше: так же необходимы непромокаемая одежда, тщательная герметизация груза.
В то же время надувные катамараны обладают рядом ценных качеств. В первую очередь это, безусловно, высокая остойчивость и, следовательно, безопасность. Катамараны обладают наибольшей поперечной остойчивостью по сравнению с любыми однокорпусными судами равного водоизмещения. Даже на легких простейших катамаранах можно вставать во весь рост, забрасывать спиннинг. Одноместный разборный катамаран, пожалуй, лучшее плавсредство для рыболова!
Хорошая остойчивость позволяет превратить катамаран в парусник: он может нести паруса достаточно большой площади, а при наличии шверта или шверцев ходить круто к ветру. Наконец, установить подвесной мотор на нем гораздо проще, чем на байдарке. Подчеркнем, что суда рассматриваемого типа хорошо подходят для «семейного туризма», позволяя создавать самые разнообразные варианты плавучей дачи.
Катамараны, как и все другие надувные суда, имеют относительно большую грузоподъемность и малый вес, что исключительно важно при транспортировке к начальной точке сложного маршрута (чаще всего это верховья рек, куда все грузы приходится забрасывать в рюкзаках). Если нужно переносить только сами баллоны, а каркас будет изготовлен на месте из подручных материалов — жердей, то вес двухместного туристского катамарана из расчета на одного человека будет меньше 5 кг (иногда 1,5—2 кг), т. е., в два с лишним раза меньше, чем серийной байдарки.
Грузить багаж и снимать его с катамарана несложно — в отличие от байдарки, «свободной площади» больше; легче устроиться в удобной для гребли позе, проще выскакивать на берег и т. п. Наконец, при навалах на камни или бревна правильно сконструированное и в меру накачанное надувное судно оказывается более надежным, чем разборная байдарка с жестким дюралевым каркасом и мягкой обшивкой.
Имея надувные элементы — баллоны длиной 1,5—3,0 м, можно видоизменять туристское судно в зависимости от конкретных условий плавания. Так, группа москвича Михаила Цейтлина в верховьях Би-Хема из четырех 1,5-метровых баллонов собрала два двухместных гребных катамарана, а ниже, когда ширина фарватера позволила, превратила эти два судна в один плот катамаранного типа, поставив по два баллона в каждый поплавок. Плот из надувных цилиндрических баллонов, в отличие от плотов всех других типов, легок на ходу; на нем под парусом или на веслах можно преодолевать озера или участки рек, где не чувствуется течение. Такая конструкция делает доступными для плота, например, ряд маршрутов по Карелии.
Туристами разработано и испытано очень много вариантов надувных катамаранов (данные некоторых из них приведены в таблице). В настоящее время можно было бы выделить из всей их массы четыре основных типа.
В заключение хочу подчеркнуть: туристы уже давно и активно высказываются в пользу катамаранов, делают такие суда — слово теперь за промышленностью! По-видимому, необходимо, чтобы определенную инициативу проявил и Центральный совет по туризму.
Основные данные некоторых надувных катамаранов, построенных туристами
Название, автор | Длина, м | Диаметр баллона, м | Ширина, м | Вес баллона, кг | Вес полный, кг | Полное водоизм., кг | Вмест., чел. | Примечание |
«Севрюга» | 2,0 | 0,27 | 1,2 | 2,5 | 10 | 200 | 1 | Рыболовный, на волейб. камерах |
«Пескарь» | 1,5 | 0,33 | 1,2 | 1 | 7 | 220 | 1 | Рыболовный |
А. Бувэтов | 4,5 | 0,27 | 1,05 | 5 | 20 | 450 | 2 | на волейб. камерах; «Турист» №3, 1970 |
К. Херцов-Херцберг | 3,8 | 0,36 | 1,05 | 5,5 | 22 | 650 | 2-3 | Баллоны трёхкамерные, КиЯ № 34 |
«Медуза» В. Демьянова | 2,1—2,4 | 0,3 | — | 1 | 12 | 400 | 2 | Парусно-гребной, парус 6,8 м2 |
О. Чубинин | 4,5 | 0,4 | 1,1 | 5 | — | 1000 | 3 | Парусно-гребной, парус 8,5 м2 |
Э. Кудусов | 4,0 | 0,3 | 2,6 | — | — | — | 2 | Моторно-парусно-гребной; КиЯ №27 |
«Анаконда» (г. Донецк) | 3,6 | 0,35 | 1,05 | 1,3 | 25 | — | 2 | — |
Р. Храпко | 4,5 | 0,35 | 1,10 | — | 13 | — | 3 | КиЯ № 51 |
М. Цейтлин | 1,5х2 | 0.4 | 1,1-1,2 | 1,3 | — | 600 | 2 | Гребной |
М. Цейтлин | 1,5х4 | 0.4 | 1,5-2,0 | 1,3 | — | 1,2-2,4 т | — | Плот |
«Аита Пеа-пеа» И. Семенова | 4,0 | 0,6 | 2,0 | — | 30 | — | 3 | Моторно-гребной, КиЯ № 22, 31 |
В. Успенский | 4,7 | 0,5 | 1.5/2,14 | — | 30/75 | 1400 | 4 | Парусно-моторно-гребной, КиЯ № 49 |
В. Брежнев | 5,2 | 0,52 | 2,4 | — | — | 2200 | Плот |