КАТЕРА и ЯХТЫ № 59 (1/1976) c.85
В.Н. Белоозеров, член бюро парусной подсекции МГКТ.
Прошедший сезон 1975 г. показал, что парусные соревнования на разборных судах стали у нас уже массовыми и охватывают основной контингент туристов, путешествующих под парусами. Только в одной Москве в гонках участвуют около 100 экипажей.
В течение года парусная подсекция городского клуба туристов провела на облюбованной еще в предыдущем сезоне акватории Московского моря три самостоятельные регаты. В целом эти соревнования показали значительный рост и качества парусного вооружения судов, и уровня подготовки участников.
31 мая и 1 июня состоялась «Весенняя регата» — самая представительная встреча наших туристов-парусников, имеющая характер открытого личного первенства. 52 экипажа выступали , на байдарках («Салют» — 23, «К2» — 12, «Колибри» — 9, «Нептун» — 4, «Луч» — 2, «Ладога» — 1, самодельная — 1; такой состав более или менее точно характеризует материальную базу московских байдарочников в целом), 26—на швертботах и 2 на катамаранах. В байдарочных гонках кроме москвичей принимали участие гости из Калинина (9 экипажей) и Николаева (1 экипаж).
Оба дня ветер был несильным: 2—3 балла, что давало определенные преимущества лодкам, оснащенным парусами большой площади. Победил николаевский экипаж «Н-15» с рулевым Г. Сариным. Его двухместный «Салют» вооружен классическим бермудским шлюпом с хорошо пошитыми лавсановыми парусами. Он был первым на финише в двух гонках, но когда в последней гонке ветер несколько усилился, лидировавший до того Г. Сарин сразу же пропустил вперед три лодки с хлопчатобумажными парусами, имеющие оригинальные конструкции вооружения. Площадь стакселя на «М-171» В. Успенского (2-е общее место) вдвое превосходила площадь грота, который вообще чаще всего не ставился (стаксель — 6 м2; грот — 3 м2). «М-88» Н. Баркуна (4-е место) несла люнгстремовское вооружение — два грота по 5 м2 на отдельных гиках, а на «М-20» В. Перегудова (3-е место) стоял только один грот необычного продольного раскроя с регулируемой нижней шкаториной (площадь 6,3 м2).
Швертботная часть «Весенней регаты», которую выиграл супружеский экипаж В. Байбаков — Г. Чегодаева, была показательна тем, что собрала значительное число участников: 16 лодок трех типов. Это позволило поставить перед редакцией сборника вопрос о желательности учреждения специального приза для парусных соревнований на разборных швертботах. По нашему убеждению, такая мера должна .способствовать популяризации проводимой «Катерами и яхтами» политики широкой пропаганды паруса в водном туризме, поднять авторитет соревнований на малых туристских судах под парусами.
Теперь можем с удовлетворением отметить, что Переходящий Приз редакции сборника «Катера и яхты» команде, победившей в соревнованиях на туристских разборных швертботах, учрежден и впервые разыгран на отдельных соревнованиях, проведенных 30—31 августа.
Впервые на московских швертботных гонках были представлены иногородние экипажи — две «Мевы» из г. Николаева, одна — из Симферополя. К сожалению, многие экипажи не смогли прибыть на соревнование (сказалось, очевидно, начало учебного года в школах). Всего оспаривало приз редакции шесть команд, насчитывавших в общей сложности 16 экипажей. В соответствии с типовым положением были проведены три гонки с зачетом по двум лучшим. В командный зачет (принцип образования команд — произвольный) шли результаты двух лучших лодок. Только один экипаж выступал на «Дельфине» и один на «Спруте», все остальные — на «Мевах».
Примерно равная по качествам материальная часть обусловила исключительно острую спортивную борьбу на дистанции, суда шли довольно кучно. Победители весенних соревнований на этот раз довольствовались 5-м (В. Байбаков) и 12-м местом (В. Белов).
Вышла на первое место и завоевала приз «Катеров и яхт» московская команда «Бриз». Ее зачетные экипажи В. Латонов — Е. Шергина и М. Власенко—А. Власенко заняли соответственно 2-е и 3-е личные места.
Второе командное место завоевал коллектив Николаевского кораблестроительного института. Экипажи николаевцев Г. Сарин — И. Вершубский и С. Марченко — Ю. Щербак заняли 1-е и 11-е места в личном зачете. Следует отметить большой успех Г. Сарина, которому удается лидировать как в байдарочных (и в Ленинграде и в Москве), так и в швертботных соревнованиях.
Параллельно была проведена регата многокорпусных конструкций. Допускались три разновидности лодок: катамараны, составленные из двух байдарок (1 экипаж), байдарки повышенной остойчивости, имеющие вынесенные за борт элементы плавучести (16), и катамараны с надувными поплавками (1).
Самым быстроходным судном соревнований оказался надувной катамаран Дзюбы, во всех трех гонках пришедший на финиш первым. Байдарочный катамаран С. Звонкова и В. Терентьева оказался в общем зачете третьим, пропустив вперед только одну байдарку «М-11» С. Козлова и С. Каплунова. Эта «М-11» представляла собой настоящий тримаран: на байдарку «Е2» был наложен широкий мостик из дюралевых труб, на который поставлены и мачта и шверцы, а сбоку — навешены сигарообразные поплавки объемом по 40 л. Вооружен тримаран бермудским шлюпом (стаксель — 6,2 м2, грот — 5,3 м2. Хорошая ходкость лодки и большой опыт экипажа позволили ему выиграть все гонки в своем разряде. «М-Н» не имела равных на лавировке и лишь иногда уступала на галфвинде байдарке «М-20» (В. Перегудов — С. Ромахин), которая заняла 2-е место среди 16 экипажей. Успех этого судна объясняется прежде всего тем, что В Перегудов специально для соревнований изготовил оригинальное парусное вооружение с гротом «виндсерферовского» типа — между двумя гиками (стаксель 3 м2, грот 5,5 м2. Хорошая тяга таких парусов позволяла опережать суда с более мощным вооружением: так, на байдарке С. Мартинена, занявшей 3-е место, суммарная площадь парусов равнялась 11 м2.
Последней регатой сезона был II Матч команд городов. В соревновании участвовало 50 экипажей.
Вся регата прошла при очень слабом ветре, однако несмотря на это в первой гонке победил калининец Ф. Шульгин на байдарке «К-77», паруса которой (7 м2) были меньше по площади, чем на многих лодках, оставшихся позади. К сожалению, на общем результате этого экипажа сказался фальстарт во второй гонке. В третьей гонке при ветре, стихавшем порой до штиля, наблюдался крайне редкий случай, когда группа байдарок личного зачета, стартовавшая на полчаса позже, догнала первую группу. Экипаж В. Белоозе-ров — В. Трубецков завоевал 1-е место в личном зачете, выиграв все три личные гонки.
Матч городов выиграла команда Москвы с общей суммой мест четырех лучших экипажей — 14 (С. Козлов — 1-е место; В. Успенский — 2-е; С. Звонков — 4-е и Н. Баркун — 7-е). Второй результат — у команды г. Николаева с суммой мест 43, третий — у калининцев (53), четвертый — у ленинградцев (55).
Во время матча городов было проведено совещание представителей участвовавших команд. Собравшиеся констатировали высокий уровень организации и судейства московских регат (главный судья С.Н. Парфенов, комендант Н. Баркун, судья старта-финиша В. Канюков).
Перед стартом первой гонки «Весенней регаты». под № М-171 "Салют" В.Успенского с очень большим стакселем; под № М-20 байдарка В.Перегудова с оригинальным вооружением кэт.
Победители двух из трех проведенных в прошлом году соревнований —
С.Козлов и С.Каплунов.