КАТЕРА И ЯХТЫ 1977, № 3 (67), с.80
В. И. Белоозеров
В последние годы в нашем водном туризме происходят существенные изменения, связанные, в частности, с изменением самой карты страны. Возводятся плотины — возникают моря, все новые районы становятся доступными для туризма. Прекрасный тому пример — Братское водохранилище, раскинувшее свои плесы на 550 км по Ангаре, 370 км — по Оке, 180 км — по Ие и по множеству других рек и речушек, по которым можно теперь двигаться не только вниз — по воле течения, но и вверх. И дело не только в географии: если раньше практически единственным вариантом был сплав, то теперь с каждым годом растет интерес к плаваниям под парусом. (Не случайно же и в сборнике появилась рубрика «Парус на реке»!).
Члены парусной подсекции Московского городского клуба туристов плавают под парусами на подмосковных водохранилищах и Селигере, ходят по многим водоемам Карелии и Великим—Ладожскому и Онежскому озерам, бывали на Азове и Арале, на Байкале и Белом море. Многие походы совершены на «Мевах», однако широкому распространению этого разборного туристского швертбота мешает то, что импортируется он из ПНР в крайне незначительном количестве, а ничего подобного отечественная промышленность по-прежнему даже не обещает.
В создавшихся условиях именно разборная байдарка стала основной разновидностью парусного судна для массового туризма. От настоящих мини-яхт любых других видов байдарку выгодно отличают не только такие очевидные достоинства, как малый вес, транспортабельность, идеальная простота решения проблемы стоянки, но и легкий ход на веслах (а при плавании на реке убирать паруса приходится часто), возможность плавания по мелководью и преодоления различных препятствий (обноса). Наконец, имеют значение во много раз меньшая цена и повсеместная возможность приобретения.
Первые же опыты показали, что на легкой, мелкосидящей, тесной байдарке далеко не просто сделать парусное вооружение одновременно надежным, безопасным и удобным, достаточно эффективным на ветрах слабых и сильных, на курсах острых и полных. Популяризировать паруса, выявить и отработать оптимальные конструкции вооружения туристских судов, совершенствовать мастерство управления парусами, — такие цели поставила перед собой наша парусная подсекция. Наиболее действенным средством достижения всех этих целей оказались открытые соревнования — гонки на туристских разборных судах, оснащенных парусами.
В Москве такие соревнования проводятся уже четвертый год. Если наш первый гоночный сезон можно было бы назвать сезоном объединения московских туристов-парусников, то второй прошел уже под знаком совершенствования вооружения, а третий — поисков органического единства паруса и корпуса. Думается, пора подвести определенные итоги.
Характерны, на наш взгляд, результаты прошлого сезона. За навигацию проведено шесть соревнований; кроме того, московские команды выезжали еще на три регаты — в Ленинград и Таллин. Общий итог всех этих встреч — очередной шаг вперед в освоении парусной техники, тем более заметный, что погода, во всяком случае у нас в Москве, как правило, была неблагоприятной — очень сложной для плавания под парусами.
Так, во время маршрутной гонки Московское море — Конаково 7—9 мая, проходившей в условиях 5—6 балльного ветра, 19 экипажей из 20 были вынуждены паруса спускать и идти на веслах. (Только одной байдарке «Колибри> с бортовыми поплавками удалось пройти всю дистанцию под парусом; вооружение — кэт 3,2 м2.) Эта неудача байдарок особенно показательна при сравнении со швертботами «Мева», которые прошли дистанцию в полном составе и с хорошим временем. Уроки весенних стартов не прошли даром: уже на августовской гонке по маршруту Конаково — Большая Волга мы увидели, что многие байдарочники оборудовали свои лодки «откренивающими» поплавками, серьезно повысили надежность парусного вооружения.
На Осенней регате 6-балльный ветер снова устроил серьезное испытание. Здесь, в частности, можно было наблюдать две до вольно показательные аварии: «Мева» с увеличенной парусностью перевернулась через скулу на фордевинде; тримаран потерял поплавок и был залит водой из-за отсутствия встроенных емкостей в основном корпусе.
Драматично складывался ход соревнований байдарок на Матче городов 4—5 сентября. В самый разгул непогоды дали старт отборочной гонки, проводимой для определения состава команды Москвы. Большая часть участников так и не смогла пересечь стартовую линию — еще долго виднелись мокрые паруса в окрестных камышах! Когда после нескольких оверкилей на дистанции остались только три байдарки (две из них — «Колибри»), было решено прекратить эту гонку.
Старты основных гонок отложили, но улучшения погоды так и не дождались: пришлось начать соревнования при ветре не менее 5 баллов. На этот раз не избежали аварий и лидеры — В. Суровов на «Колибри» и А. Козлов на RZ. Матч городов снова выиграла команда московских туристов (13 очков). Даже если бы зачет проводился по худшим экипажам, она все равно опережала бы занявшую 2-е место (41 очко) команду Московской области, впервые выступавшую самостоятельно.
Ленинградцы (44 очка) несколько опередили туристов из Калинина (52 очка). Уместно сказать, что калининцы заслуживают самой высокой похвалы за организацию этого матча: их спасательной службе, возглавляемой В. Мордашевым, пришлось поработать на славу!
Оценивая прошлый "штормовой" сезон в целом, подчеркнем, что к концу лета у нас в Москве насчитывалось вместо 50 уже только 30 экипажей, регулярно выступающих на «чистых» байдарках — без поплавков. Зато резко возросла численность байдарочных тримаранов, а также и более мореходных швертботов. Прослеживается явный поворот к применению бортовых вынесенных элементов плавучести — «откренивающих» поплавков. В то же время была продемонстрирована сравнительно высокая надежность малых байдарок, несущих меньшую, чем «Салюты», парусность. Так, на Весенней регате обе участвовавшие в гонках «Колибри» неизменно преодолевали дистанцию в самых тяжелых условиях и финишировали (рулевые В. Суровов и В. Рябинин) вслед за лидером (В. Успенский).
Великолепной проверкой мастерства рулевых послужила гонка одиночек, в которой приняло участие 16 «Мев» и один тримаран. Выявилось, что не все из участников четко представляли специфику управления парусником в гонке без помощи шкотового. Суда сильно растянулись по дистанции; если победитель В.Латонов затратил на ее прохождение всего 45 мин, то в течение следующего за его финишем часа гонку закончила только половина участников (в их числе была и единственная женщина — Н.Дорошенко, которая кстати сказать, имеет опыт одиночных плаваний по Аральскому морю).
Остается добавить, что отработка деталей вооружения и поиски оптимальных конструкций продолжались не только на трассах гонок, но и в условиях дальних плаваний. Интересный эксперимент был поставлен несколькими группами, совершавшими походы по Азовскому морю. Каждая из этих групп включала суда различных типов. Так, в команде «Строитель» вместе с «Мевами» плавал байдарочный тримаран С.Козлова (см. «КЯ» № 58). По свидетельству руководителя группы А.Тимофеева, это судно показало себя с лучшей стороны: при слабом ветре оно имело преимущество в скорости, при сильном — по комфортабельности.
Другой тип парусного судна — проа с надувными корпусами испытывал В.Байбаков, совершивший вместе с М.Власенко (на «Меве») переход через Азовское море от Обиточной косы до мыса Казантип. И здесь многокорпусная конструкция оправдала все надежды.
Основной вывод, сделанный московскими туристами в прошлом году, хорошо сформулировал Д.Давиденко, участвовавший в плавании по Камскому водохранилищу:
— На «чистых» байдарках на большой воде просто нечего делать! Не туризм, а игра в кошки-мышки с погодой. Если собираешься в серьезное плавание, ставь поплавки! Практически ни вес, ни габариты пакетов не увеличиваются, а начинаешь чувствовать себя господином положения!
По мнению парусной подсекции МГКТ, для дальнейшей популяризации перспективных многокорпусных судов стоило бы на парусных соревнованиях на Приз «Катеров и яхт», проводимых на разборных швертботах (Московское море), учредить и специальный приз для лучшей команды на байдарках с вынесенными элементами плавучести.
В новом сезоне московские туристы собираются главное внимание уделить вопросам организации дальних парусных плаваний, однако это не значит, что мы будем сворачивать гонки! Будут проводиться все уже ставшие традиционными соревнования (даты открытия регат — 7, 21 и 28 мая, 27 августа и 3 сентября).
МГКТ приглашает всех туристов-парусников! Спортивная борьба на трассах Московского моря будет способствовать популяризации паруса и дальнейшему развитию техники водного туризма.