КАТЕРА И ЯХТЫ 1977, № 5 (69), с.88
В. Н. Белоозеров
Начало нынешнего сезона ознаменовано тем, что, наконец-то, плавания под парусами на разборных туристских судах официально признаны как независимый вид туризма со своей классификацией сложности путешествий, дающей основания для присуждения спортивных разрядов. Маршрутно-квалификационная комиссия ЦС по туризму и экскурсиям приняла решение ввести в МКК Москвы, Ленинграда, Николаева и Калинина опытных туристов-парусников и разрешить им утверждение парусных путешествий 1 и 2, а по мере накопления опыта — и более высоких категорий сложности.
Одним из оснований для выпуска групп на парусные маршруты будет успешное участие в соревнованиях по технике парусного туризма. Поэтому мы и решили традиционный парусный рейд в честь Дня Победы провести как тренировочное эскадренное плавание, приближенное к характеру туристского похода. В рейде приняли участие четыре команды из Москвы и одна — из Загорска (всего—16 экипажей). Результаты рейда оказались очень поучительными и показали, что следует еще много работать, совершенствуя навыки совместного плавания.
Май завершился проведением традиционной Весенней регаты на Московском море. В течение четырех выходных дней соревновались свыше 50 экипажей (17 команд) в четырех классах судов: «чистые» парусные байдарки, парусно-гребные байдарки, тримараны и швертботы. Впервые во всех майских соревнованиях участвовала молодая команда из Загорска. Большим ее успехом нужно считать 3-е место в абсолютном зачете байдарок, занятое В.Гонкой и Л.Ржавским.
С.Козлов и матрос А.Тимофеев (2-е место) выступали на «Таймене-2», которая показала неплохие ходовые качества. Однако недостаточно высокая продольная остойчивость и малая запалубленность оконечностей приводили к заливанию байдарки на полных курсах (по этой причине С. Козлов не смог закончить одну из гонок).
Экипаж в составе В.Успенского и С.Звонкова не имел равных и выиграл все четыре проведенных гонки. Победители выступали на «Салюте-5,2», вооруженном гротом виндсерферовского типа (площадь вместе со стакселем — 7 м2) и имевшем один большой шверц с симметричным обтекаемым профилем. Эти же рулевые отличились и в классе тримаранов. Как и в прошлом сезоне, непревзойденным остается тримаран С. Козлова — самый быстроходный парусник на основе серийной байдарки. Однако совсем ненамного отстает по скорости судно В.Успенского, вооруженное значительно меньшей парусностью. Это, правда, уже не тримаран, а проа: единственный откренивающий поплавок действует на одном галсе как дополнительная опора, а на другом — как выносная площадка для шкотового.
Гонки швертботов характеризовались стремлением к унификации применяемой материальной части. Все выступали на «Мевах» со штатной площадью парусов. Интересно, что строгий хронометраж не подтвердил предполагавшегося преимущества «Мев» нового выпуска (с синей декой); первые места достались экипажам (рулевые И.Удалов и В.Филиппов), использовавшим хлопчатобумажные паруса.