Катера и яхты 1980, №4 (86), с.50
В. М. Перегудов
25—26 августа одновременно с «Осенней регатой-79» на Парусном Берегу Московского моря проводился очередной ежегодный III Конкурс на лучшие разборные парусные суда для туризма и отдыха на воде.
К участию в конкурсе допускались лишь построенные суда и выполненные конструкции парусного вооружения и отдельных его узлов, которые тут же можно было не только видеть, но и испытать на воде — в действии, в сравнении с судами других типов, уже получивших признание туристов. (Положением о конкурсе оговаривалось, что члены жюри сами проводят испытания.) К обсуждению представленных разработок широко привлекались опытные туристы и строители парусных судов — участники регаты. Это позволяло более полно оценить жизнеспособность новинок и их перспективность как для самостоятельной постройки, так и для освоения промышленностью.
Жюри конкурса под председательством В.П.Филатова — руководителя технического сектора Комиссии водного туризма ФТ ЦСТЭ, Дипломом 1 степени наградило коллектив авторов: В.М.Перегудова, Е.В.Кузнецова, С.А.Домрачева, Н.И.Ильичева и А.В.Буханова за работу по созданию семейства легких катамаранов с надувными поплавками. Катамараны хорошо приспособлены как для воскресных выходов, так и для дальних походов. По мореходности и обитаемости они превосходят «Мевы» и тримараны, построенные на основе байдарок, и легче их в 1,5—2 раза. Например, одноместный катамаран «Робинзон-1» (площадь парусности 4,5 м2) весит менее 30 кг; двух — четырехместная «Чайка» (7 м2)— 38 кг, а «Аргонавт-3», в котором под штатной палаткой свободно размещается на ночлег семья из четырех человек, — 52 кг.
Для проверки и отработки конструкций были построены и всесторонне испытаны на характерных водоемах классов «Л», «Р», «О», и «М» семь катамаранов. Несмотря на экспериментальный характер, некоторые из этих катамаранов уже сейчас являются вполне законченными конструкциями. Четыре из них приняли участие в регате и продемонстрировали удовлетворительную ходкость — завоевали 1-е и 2-е призовые места в классе «Катамаран-7 м2». Интересно, что на дистанции гонок катамаран «Аргонавт-1,5» уверенно обходил и все катамараны «старшего» класса (до 13 м2), за исключением судна конструкции В.И.Дзюбы.
Дипломом II степени награжден Е.С.Кузнецов, предложивший оригинальный способ регулировки пуза грота — путем изменения прогиба мачты, имеющей краспицы и ромбо-ванты. Менять настройку стоячего такелажа и натяжение шкота не требуется; изменяется при помощи простейшего устройства лишь фактическая длина телескопической передней краспицы. При этом мачта принудительно приближается к задней шкаторине паруса или удаляется от нее. Пузо грота регулируется из кокпита путем перестановки и фиксации в новом положении рычажка с тягой. Рычажок закреплен на мачте.
Эта система применена Е.С.Кузнецовым на парусе-крыле собственной конструкции, но она подходит и для парусов других типов, в том числе бермудских и «Стриж». В случае «Стрижа» передней краспицей служит вилка, являющаяся продолжением гика. Мачта может перемещаться внутри вилки в широких пределах.
Диплом II степени жюри вручило В.М.Бабенкову и А.М.Санталову, предложившим простую технологию склеивания больших полотнищ ткани в домашних условиях. Склеиваемые поверхности два раза промазываются резиновым клеем, подсушиваются «до отлила», затем соединяются с прокладкой разделительного слоя из полиэтиленовой пленки. Соединяемые полотнища выравниваются, складки разглаживаются. Закончив подготовительные операции, осторожно вытягивают полиэтиленовую пленку. Остается лишь прикатать полотнища по всей площади склеивания.
Эта технология использовалась авторами при изготовлении поплавков катамаранов из двух слоев «серебрянки». Ее можно применять при изготовлении и ремонте оболочек байдарок, надувных лодок, приклеивании длинных диафрагм, карманов и т. п.
Дипломом III степени отмечен легкий однобалочный тримаран на основе байдарки «Колибри», построенный Л.Р.Морозом. В последнее время, кроме двухбалочных тримаранов (см. «КЯ» № 79), туристы стали строить и более легкие суда с одной поперечной балкой, небольшими поплавками и с одним парусом 3,5—4 м2. На этих тримаранах можно эффективно грести одним или двумя веслами, даже не опуская паруса. Мачта тримарана Л.Р.Мороза не имеет стоячего такелажа и просто вставляется в гнездо. При шквалах с любых направлений можно отпускать шкот — парус развернется по ветру. Профилированный симметричный шверт, установленный на балке, имеет удобное устройство для изменения угла атаки (при перемене галса) и для тонкой его регулировки.
Поплавки емкостью по 25 л закреплены шарнирно; благодаря этому на ходу они плавно описывают профиль волн, а не разбивают их. Несмотря на то, что площадь паруса (двухслойный «Стриж») равнялась лишь 3,5 м2, тримаран Л. Мороза хорошо выступал в классе судов с парусностью 4,5 м2.
Жюри оценило приятный внешний вид тримарана, продуманность и аккуратное исполнение всех без исключения его узлов и деталей. Примененное на нем простое по конструкции парусное вооружение (масса 11 — 13 кг) могло бы выпускаться серийно нашей промышленностью.
Дипломом III степени награжден В.Н.Успенский за разработку конструкции шверта для своего нового катамарана (длина — 6,7 м; парусность — 19,5 м2, масса — 99 кг). При перемене галса шверт автоматически встает под положительным углом атаки. Достигается это регулировкой тросовых оттяжек, фиксирующих положение передней и задней кромок шверта относительно ДП судна. Передние оттяжки настраиваются с небольшой слабиной, а задние выбираются втугую. Подробней о конструкции шверта и технологии его изготовления можно прочитать в «КЯ» № 49. Новый шверт отличается усовершенствованным узлом шарнирного крепления к балке.
Дипломом III степени отмечен новый тип паруса для легких судов. разработанный Н.И.Пушкиным с участием членов команды «Оптимист» — обладательницы Приза «КиЯ» для многокорпусных судов 1978 г.
Его новый парус, так же как и «Стриж», имеет повышенную жесткость и большие возможности для регулировки профиля. Это треугольный балансирный грот, поднимаемый на Л-образной мачте. Парусина опирается на три достаточно жесткие опоры: гик и сильно натянутые булини передней и задней шкаторин (натяжение—45 и 15 кгс соответственно). Величина пуза плавно и в широких пределах регулируется путем принудительного изгибания гика (натяжение оттяжки гика до 70 кг).
На острых курсах парус хорошо работает на всех углах атаки, вплоть до минимальных—0—3°; не полощет если его отпустить по ветру. На полных курсах благодаря балансирности паруса лодка не раскачивается; слабо выражена тенденция к приведению на шкваликах. На курсах, близких к фордевинду, парус можно быстро сделать симметричным относительно ДП.
Другими достоинствами паруса Н.И.Пушкина являются простота рифления, постановки и уборки, на которые тратится буквально несколько секунд. Это делает новый парус перспективным для судов, рассчитанных на плавание в прибрежной зоне морей и больших озер, а также для различных парусно-гребных судов.
Гонки, в которых участвовали тримараны с вооружением нового типа. показали, что эти паруса обладают высокими тяговыми характеристикам -на всех курсах. Особенно хороши новые паруса в сильный ветер, когда в полной степени начинает сказываться их «жесткость». На лавировке они несколько уступают «Стрижам»; объясняется это значительным лобовым сопротивлением самой мачты и индуктивным сопротивлением, возникающим на развитой, почти горизонтальной, нижней шкаторине. Однако при использовании на парусно-гребных байдарках и других туристских судах, рассчитанных на дальние путешествия, этот недостаток нового вооружения будет окупаться его простотой и надежностью. Показательно, что хорошо лавирующие байдарки с таким вооружением проходили под парусами до 75% маршрута месячного похода.
Жюри отметило и некоторые другие работы.
Несомненно перспективными для туризма являются сравнительно крупные надувные тримараны (см. журнал «Турист», 1979, № 4), один из которых, построенный А.Н.Коробковым из г. Люберцы, участвовал в регате. Это четырехместное судно массой 75 кг имеет длину 5,3 м при общей ширине 3 м; диаметр центрального поплавка—500 мм. Тримаран вооружен гротом типа «Стриж» и стакселем; общая площадь парусности—11 м2. Первый же дальний поход по Онежскому озеру подтвердил высокие мореходные и эксплуатационные качества нового судна и сделал люберецких туристов убежденными сторонниками надувных тримаранов.
К сожалению, тримаран А.Н.Коробкова нельзя было считать вполне законченным судном: в частности, не обеспечены достаточные удобства для экипажа, соединения труб сделаны «наспех». Надеемся, что в следующий раз жюри будет представлено уже полностью «доведенное» судно.
В регате участвовали два интересных самодельных швертбота. В.М.Булах выступал на швертботе с мягкой обшивкой, имеющем длину 3,15 м и ширину 1,3 м (масса — 50 кг); применен латинский парус 5,5 м2, но может быть поднят и стаксель.
Швертбот конструкции В.В.Жарникова несколько больше; его длина — 4,2 м; ширина — 1,5 м; масса — 62 кг; площадь парусности — 6,4 или 8,5 м2. Нижняя часть корпуса сделана жесткой, секционной (габариты пакета 1,1х1,05х0,3 м); верхняя часть бортов образуется надувными баллонами. Соединение нижней и верхней частей осуществляется при помощи ликпаза.
Этот швертбот больше и вместительнее «Мевы», быстро собирается, приемлем по массе. Направление это, безусловно, интересное, но делать выводы о перспективности подобных комбинированных корпусов пока рано.
Хронический дефицит материалов заставляет туристов постоянно искать все новые пути.
На «Тримаранах-7 м2» уже можно было видеть несколько парусов, сделанных из лавсановой пленки. Использование их в походах проблематично, но в гонках они имеют определенное преимущество даже перед парусами, пошитыми из лавсановой ткани. Сейчас в магазинах «Юный техник» бывает лишь слишком тонкая пленка; если бы в открытой продаже появилась достаточно прочная пленка, а еще лучше армированная толщиной 100—150 мк, то вопрос о материале для самодельных парусов был бы в значительной степени решен.
На одном из тримаранов стоял хорошо пошитый «трехслойный» грот: между двумя слоями очень тонкого материала типа перкали был помещен слои «компрессной клеенки», продающейся в аптеках, после чего пакет проглаживался утюгом с обеих сторон; получился непродуваемый материал, хорошо держащий форму.
Большой интерес представляет работа В. Н. Поспелова. Корпуса своего катамарана (длина — 4,5 м; масса — 50 кг) он сделал из полипропиленовых листов, продающихся в хозяйственных магазинах. Листы склепываются по длине, затем сгибаются и стягиваются по штевням — корпус в основном готов. При разборке снимаются накладки, фиксирующие штевни, листы скатываются в довольно компактный рулон.
Сейчас многие предприятия начинают интересоваться выбором парусного туристского судна для освоения в производстве —«голод» на них в стране велик. Использование уже всесторонне испытанных прототипов, отобранных на конкурсе, позволило бы предприятиям сэкономить значительное количество средств и времени,
Следующий конкурс пройдет снова на Парусном Берегу во время очередной Осенней регаты. Заявки на участие можно подать непосредственно жюри на месте проведения конкурса.
Некоторые из судов, участвующих в регате и представленных на конкурс: На переднем плане — катамаран конструкции Е.С.Кузнецова, вооруженный парусом-крылом с регулируемым профилем. Слева — секционный катамаран В.Н.Поспелова с парусами — «этажеркой», справа — два надувных катамарана «Аргонавт-3». | |
Надувной катамаран «Аргонавт-1,5». | |
Однобалочный тримаран «Колибри» конструкции Л.Р.Мороза | |
Надувной тримаран конструкции А.Н.Коробкова. |