В. И. Федоров
Когда-то здесь, в Лосево, все и началось. Именно здесь 30 июня — 1 июля 1973 г. Ленинградским клубом туристов была организована первая в нашей стране официальная встреча туристов-водников под парусами. И вот, спустя семь лет, за которые парус в туризме уже сделал заметные шаги, учрежденный редакцией сборника приз снова и, добавим, совершенно неожиданно для всех разыгрывался в Лосево, правда, не на Суходольском озере, а на верхнем плесе Вуоксы.
Дело в том, что на этот раз наша традиционная встреча туристов-парусников стала частью организованного Ленинградским советом по туризму большого и красочного праздника — фестиваля водников. Его главной ареной были лосевские пороги, где встретились сильнейшие слаломисты страны, а на берегах собрались тысячи зрителей. Однако о том, что парой километров выше проводятся еще и гонки под парусами, практически никто не знал. Отпечатанные красочные афиши по городу развешены не были, поскольку сама дата праздника передвигалась. И скажем прямо, это неоднократное изменение сроков (в конце концов дата совпала с объявленной в сборнике) и особенно — продиктованный советом по туризму перенос места наших соревнований из Кавголова, как было напечатано в сборнике, в Лосево существенно уменьшили число вышедших на дистанцию экипажей. Да тут еще в связи с установившейся сухой и жаркой погодой чрезвычайная комиссия с 13 июня запретила посещение лесов области, что также отпугнуло многих, собиравшихся на гонки. Если же говорить о зрителях, то их основную массу составили дети из ближайших пионерлагерей. Естественно, работу судей это не упростило!
С утра в субботу 14 июня многие туристы еще только прибывали на берег Вуоксы, вдоволь «накатавшись» по Карельскому перешейку. Автомашина с байдарками из Загорска, например, долго колесила по дорогам, отыскивая путь из Кавголова на Лосево. А несколько экипажей, еще в пятницу собравших свои байдарки на Кавголовском озере, вообще решили в Лосеве уже и не торопиться. Как бы там ни было, к 10 часам дня имелись заявки от 37 экипажей из семи городов страны (Николаев, Загорск, Калининград, Муром, Таллин, Выру, Ленинград). Сильнейшая команда москвичей, очевидно из-за переноса сроков, приехать не смогла, что, конечно, сказалось на остроте спортивной борьбы и сделало менее интересным сам показ туристской техники.
Особых новинок не было. Удачно модернизированный центральный шверт на байдарке у таллинцев; паруса из довольно толстой пленки у калининградцев; уже известные по прошлой кавголовскои встрече, но усовершенствованные огромный зеленый парус-крыло и «Стриж» на загорских судах, да излишне монументальное ленинградское проа,— вот, пожалуй, и все, что привлекало внимание. Самую мощную группу составляли 18 тримаранов на базе байдарки «Салют» с парусами площадью до 7 м2. Швертботов «Мев» на этот раз было всего 11, причем все они имели ленинградские номера. (Продавались они когда-то только в Москве и Ленинграде, что и сказалось на распространении судов этого класса.) Бросалось в глаза, что возраст всех этих «Мев» никак не меньше десяти лет. Раньше рассматривать доставленные на гонку швертботы было очень интересно. Экипажи делились опытом и за каждую зиму вносили все новые усовершенствования, увеличивая жесткость корпуса и прочность мачты, заменяя паруса на синтетику, делая вооружение более удобным в работе и надежным. А теперь все только и делают, что латают прохудившуюся за годы усиленной эксплуатации обшивку! Остается еще упомянуть, что в соревнованиях приняли участие шесть разборных туристских судов с парусностью до 4,5 м2 и два катамарана самодеятельной постройки.
Ленинградская байдарка под № 61 — типичный образец парусного тримарана для походов и гонок. | |
Слишком мощная конструкция мешает этому проа показывать высокие результаты в гонках. |
Дистанция протяженностью около 4 км имела вид треугольника со стартом и финишем в одном месте (у самого лагеря) и двумя поворотными буями у противоположного правого берега Вуоксы. Ограниченная ширина плеса и постоянная помеха — подход и отход рейсового катера — помешали выставить дистанцию более интересно: самый большой отрезок пути суда шли с попутным ветром.
Дополнительной сложностью организации гонок было то, что попадающие в зону течения суда могло вынести на пороги. Это потребовало особого внимания со стороны спасателей. На этот раз работали два катера и имелась радиосвязь с берегом. Забегая вперед, скажем, что работы у них оказалось более, чем достаточно, и оперативно руководить действиями спасателей удалось только благодаря рации. Если в Кавголово при переворотах спасатели не спеша снимали людей, а суда спокойно оставляли плавать вверх килем до окончания гонки, то теперь ходилось быстро оттаскивать и по возможности сразу спрямлять суда: на порогах опрокинутый парусник никаких шансов уцелеть не имел бы!
Старт первой гонки дается в 13.00. Скорость ветра около 6 м/с, на солнце сверкают белые барашки крутой вуоксинской волны. И едва успевают выйти из стартовой зоны суда первой группы — это «Мевы», ветер начинает крепчать.
По общему признанию, эта тяжелая первая гонка оказалась очень показательной. Все, что было ненадежным, сломалось. Все, кто оказался не готовым к плаванию в тяжелых условиях, так или иначе сошли с дистанции. Только пять швертботов финишировали благополучно. Один опрокинулся при огибании верхнего знака, остальные — сошли о дистанции из-за всевозможных поломок или опасения потерять мачту. Как известно, на серийной «Меве» ахтерштага нет. Всем, кто «поленился» его поставить, пришлось раскаиваться: при сильном попутном ветре мачта с хлопающими парусами угрожающе выгибалась вперед.
Тримаранам тоже досталось. Один из них потерял мачту буквально в пяти метрах от берега, как только рулевой выбрал шкоты. Загорский парус-крыло мало того, что показал себя малонадежным и хрупким сооружением, но и едва не создал опасную ситуацию. Как только катамаран спустили на воду, он, лихо размахивая упомянутым крылом, устремился навстречу принявшим старт швертботам. Экипаж сумел овладеть положением и повернуть, но было поздно: спасти собственный парус-крыло не удалось. В итоге под действием сильного ветра (чаще всего при ходе в фордевинд) три тримарана при всем их, как считается, огромном запасе остойчивости перевернулись; восемь сошли с дистанции с переломанными мачтами, швертами и рулями.
Иллюстрацией к вопросу о надежности и живучести вооружения «Стриж» может служить переворот тримарана с таким парусом: два катера не смогли вернуть парусник в нормальное положение. Из судов «младшего» класса благополучно добрались до финиша только два самых опытных экипажа: Н.Ю.Иванов и Л.Г.Баринова на «Л-18» (они и выиграли соревнования в личном зачете) и «основатели» этого класса А.П.Перовский и Е.И.Перовская на «Л-9» с маленьким, но зато надежным латинским парусом (2-е место).
Вторую гонку удалось начать только в 23 часа. Лишь к этому времени поутих ветер, спасатели достали бензин, а все участники смогли закончить ремонт. Именно — все. Хотя после аварийного ремонта у многих стали короче мачты и шверцы, но подавляющее большинство экипажей продемонстрировало истинно туристское умение устранять любые повреждения в походных условиях.
Третью гонку после долгих дебатов решили провести ночью. Старт дали в 0.10. Хотя ночь была белая, а поворотные знаки подсвечивали фонариком, видно их было плоховато, что вызвало справедливые нарекания участников (на будущее — надо иметь настоящие фонари!).
А наутро — полнейший штиль. Пришлось томиться до полудня, когда хоть чуть-чуть задуло. Четвертую гонку едва провели, и на этом спортивную часть встречи постановили закончить. По трем лучшим результатам подвели итоги.
Заняла первое место и завоевала переходящий приз сборника ленинградская команда «Салют» в составе Г.Г.Ханданов (он, кстати сказать, был и капитаном команды-победительницы I соревнований в 1973 Р.) — Г.А.Горохова,
А.Н.Судаков — Ю.Е.Соловьев,
С.3.Печалин — Е.Э.Печалина.
На втором месте — впервые вошедшая в число призеров таллинская команда:
А.Клеемейер — У.Малева,
X.Норинг — К.Миксон,
X.Вилипере — У.Мерила.
Третье место заняла команда «Наука» ЛКТ:
М.С.Кобрин — В.А.Хоменко,
В.В.Спиридонов — С.В.Медведев,
С.В.Зуев — Н.А.Зуева.
В личном зачете в классе тримаранов 1-е и 2-е места поделили экипажи Г.Г.Ханданова и С.3.Печалина, 3-е — занял экипаж X.Норинга из столицы Эстонии.
Сильнейшими среди экипажей швертботов оказались С.О.Корбан — С.В.Амелин, А.Б.Николаев — С.А.Медникова, В.В.Пивоваров — Е.С.Пивоварова.
Лосевская встреча, в целом оказавшаяся очень поучительной и интересной, дает серьезную пищу для размышлений как участникам соревнований — в отношении надежности своих судов, так и устроителям. Общее пожелание — вернуться в Кавголово. И, конечно, учесть все те обидные накладки и организационные просчеты, избежать которых в необычно сложных условиях подготовки минувших соревнований не удалось.