Катера и яхты, 1982, № 5, с.58
Это была уже десятая традиционная встреча туристов-парусников. Десять лет—это много. Юбилей обязывал. И поневоле собравшиеся на берегу Кавголовского озера 12 и 13 июня участники и зрители соревнований то и дело сбивались на воспоминания и сравнения.
Начал со сравнений и представитель Всесоюзной федерации самодеятельного туризма — наш старейший парусник Сергей Николаевич Парфенов. Открывая соревнования, он сказал:
— Десять лет назад никаких парусов на наших туристских голубых путях практически не было. А сегодня — где только их не увидишь! Каждый из собравшихся здесь может много порассказать о географии своих походов. И главное — у каждого есть интересные планы.
Ведь для туриста-парусника, судно которого входит в рюкзак, недоступных маршрутов нет. И не случайно на многих ранее не обжитых яхтсменами озерах, заливах, водохранилищах парус стал неотъемлемой деталью пейзажа. Наши гонки — не самоцель, это соревнования по технике водного туризма. Это тренировка, проверка мастерства перед дальним походом, а не чистый спорт. И всем нам нужно не только больше гоняться, но и как можно больше, дольше и дальше ходить под парусами!
На подъем флага вызываются ветераны — ленинградец Г.Г.Ханданов, никопаевец Г.В.Сарин, москвич С.Н.Козлов. Представляя их, главный судья встречи сообщает, что Г.Г.Ханданов — единственный из присутствующих, кто принимал участие во всех без исключения десяти наших гонках. Его встречают аплодисментами. А позднее, пользуясь перерывом между стартами, я прошу Гегама Гегамовича — конструктора НПО «Позитрон» рассказать, как же это начиналось.
— В 1973 г., в Лосеве, когда ваш кубок разыгрывался впервые, я совершенно неожиданно для себя выступил в роли не только гонщика, но и капитана ленинградской команды, ставшей победительницей. Парусным спортом никогда не занимался. Я — турист. Самый обычный. Исходил Кавказ, Урал, смолоду много ездил по стране на велосипеде. Как-то купил «Луч». Хорошая была байдарка. Ее называют «воспоминанием о будущем», потому что все последующие байдарки, мягко говоря, не лучше, а хуже. Стал плавать на ней по Ладоге, по горячо любимому мною Онежскому озеру. Как-то само собой получилось — попробовал поставить парус, понравилось, пару раз его переделал. Когда в клубе туристов случайно зашел разговор о гонках под парусами, оказалось, что имеющих в этом деле хоть какой-то опыт не так уж много. Участвовало в тех первых соревнованиях не больше десятка экипажей...
А сегодня в строю участников встречи — 52 экипажа. Кроме «основоположников» — ленинградцев и москвичей, здесь представители Куйбышева и Николаева, Тюмени и Люберцов. Впервые на ленинградских соревнованиях выступает молодая команда «сухопутного» города Щелкова (см. «КЯ» № 96). Забегая вперед, отметим, что при закрытии соревнований 13-летней щелковской школьнице Ане Ксендзовой был вручен специальный приз как самому молодому участнику. И еще характерный штрих: очень много смешанных — он и она — экипажей. Больше того — именно смешанные экипажи составили подавляющее большинство в списке победителей и призеров. Это наглядно показывает, что не только сам парусный туризм, но и гонки под парусами широко доступны для всех!
Следующая наша беседа — с ленинградцем, председателем технической комиссии соревнований Р.Ф.Пирским (только что ему и москвичу В. М. Перегудову были вручены специальные дипломы «Катеров и яхт» за большой личный вклад в развитие техники парусного туризма и активное сотрудничество с редакцией журнала);
— Десять лет назад, не мудрствуя лукаво, вооружали шлюпом байдарку, не задумывались ни о жесткости корпуса и набивке штага, ни об остойчивости. А теперь байдарку в чистом виде не увидишь. Вот здесь, в Кавголово, была одна, так она и перевернулась первой. Не случайно даже классы соревнующихся судов переименованы. Речь идет о тримаранах, т. е. тех же серийных разборных байдарках, но снабженных узкими, поднятыми над КВЛ поплавками-аутригерами. Парусный туризм стал гораздо более безопасным, лодки — надежными, быстроходными. И старейшие из проводимых в стране соревнований на разборных туристских судах под парусами — встречи на кубок «КиЯ» — сыграли в этом развитии очень важную роль!
Об этом же говорит куйбышевский конструктор, автор многих новинок, премированных на ежегодных конкурсах туристской техники, — В.В.Зайцев. Он демонстрирует не только свой тримаран на базе «Тайменя», кокпит которого спереди закрыт стеклопластиковым обтекателем, но и любопытный катамаран с надувными корпусами очень большого диаметра. Опытные туристы-водники безошибочно опознают судно, спроектированное для сплава по горным рекам.
— Да,— утверждают куйбышевцы,—это наша концепция многоцелевого туристского судна. Оно годится для любых маршрутов без всяких переделок. Собираясь на парусные гонки или в поход под парусами, мы просто заимствуем вооружение у наших виндсерфистов. Вот видите — в степс вставлена виндсерферовская мачта...
К моменту первого старта погода испортилась. Шквапило. Ручным анемометром намерили скорость ветра 5,5 м/с, но все, как это обычно бывает в подобных случаях, считали, что на самом деле «дует гораздо сильнее» и «прибор не докручивает». Как бы то ни было, куйбышевский катамаран, уже видавший виды — ходивший по порогам с 2-метровыми стоячими валами, чувствовал себя уверенно и на крутой кавголовской волне.
Бессменный в последние годы судья наших соревнований В.И.Федоров подвел итоги минувшего десятилетия так:
— Раньше в такую плохую погоду мы просто сидели на берегу. А сегодня все спокойно готовятся к старту. Конечно, кое-кто в холодной воде побывает... Позднее он уточнил: побывало в воде восемь экипажей, но и при этом сколько-нибудь серьезных поломок техники не было.
Всеобщее внимание привлекало вооружение двухмачтового московского тримарана (на базе байдарки «RZ») конструкции И.А.Дюргерова. Пояснения желающим давали В.А.Рябинин и Н.И.Пушкин:
— Этот вариант одинаково подходит и для гонок и для дальних плаваний. В прошлом году на нем пройдено около 1000 км по Аралу и Каспию. Применены два усовершенствованных паруса типа «Стриж» (см. «КЯ» № 79) малой площади — всего по 2,25 м2. Благодаря этому центр парусности расположен низко. При опасных ситуациях мачту с таким небольшим парусом можно вынуть из степса одной рукой. Можно, наконец, просто отдать шкот — парус станет во флюгерное положение. Наконец, можно «убрать» парус, поставив гик вертикально. Изменяя положение гика, расположенного между полотнищами двойного — двухслойного паруса, можно в самых широких пределах регулировать пузо паруса и изгиб мачты...
Москвичи спустили тримаран на воду и тут же продемонстрировали возможности настройки его парусов. И многие из противников «Стрижей», а они, прямо скажем, до сих пор не пользовались признанием ленинградцев, пришли к неожиданному для себя выводу—«тут что-то есть». А наиболее решительные поддержали В. Б. Кузнецова, который во всеуслышание заявил, что завтра же начнет делать «Стриж», только, пожалуй, немножко иначе проведет булинь...
А многоопытные в обращении со «Стрижом» москвичи обратили огонь критики на конструкцию универсального парусного вооружения, которое привезли представители Тюменского моторного завода имени 50-летия СССР:
— Сырой вариант, — говорит А. В. Тимофеев. — За основу взяли перегудовский «Стриж», но зачем-то сохранили ванты, которые сводят на нет все плюсы этого действительно универсального вооружения. Поперечные балки, за концы которых ванты заложены, крепятся не к шпангоутам, а к жидким фальшбортам байдарки, так что жесткости нет никакой.
Превращенная тюменцами в тримаран байдарка с таким вооружением, предлагаемым для серийного выпуска, сразу же после первого старта вернулась к берегу из-за поломки и ни в одной из последующих гонок участия не принимала. Зато один из тюменцев вошел в экипаж московской команды и на деле убедился в достоинствах настоящего «Стрижа».
— Встреча в Кавголово была для нас очень полезной! — заявили и тюменцы и представители авиационной промышленности, демонстрировавшие — впервые на «ленинградской воде» — два нарядных надувных катамарана «Альбатрос» (см. «КЯ» № 94) с многозначащими номерами «01» и «02». Оба катамарана спокойно выдержали испытание свежим ветром и без единой поломки прошли все шесть гонок. «Альбатрос» № 01 занял при этом почетное 2-е место, хотя выступавший в роли рулевого руководитель группы разработчиков В.И.Бирюлин никак не может похвастать большим опытом участия в парусных соревнованиях.
— Десять лет гонок, проверки и отбора лучших любительских конструкций позволили накопить незаменимый опыт, который очень помогает теперь конструкторам-профессионалам, — говорит В.И.Бирюлин. — А ведь те же десять лет назад и разговора не было о промышленном выпуске парусов и парусных лодок! Интерес к массовому парусу сегодня огромен. Это, я думаю, самый отрадный итог десятилетия гонок туристов-водников под самодельными парусами.
У «Альбатроса», вернувшегося с первой гонки, собралось довольно много зрителей. Прошу их высказать свое мнение:
— Не очень-то доверяю судну, которое экипаж не в силах перенести в рюкзаках;
— У самого катамарана парусность большая, а парусов — маловато;
— Этими веслами-гребками, случись что, долго не прогребешь, особенно — в свежий ветер;
— Зато — комфорт! Они вернулись совершенно сухие, а на нас и нитки сухой нет. А на ночь они прямо на кокните палатку ставят.
Когда гонки закончились и переходящий приз редакции, разыгрывающийся в основном классе тримаранов с площадью парусов 7 м2, уже вручили московской команде «Строитель», слово было предоставлено ее капитану (сразу же заметим, что С.Н.Козлов, выигравший две гонки из шести и занявший в личном зачете первое место, получал наш кубок уже в третий раз):
— Результатами поездки в Кавголово мы — московская команда — довольны. Чем объясняем свой стабильный успех? Очень просто: постоянным вниманием к совершенствованию техники. Москвичи, не переставая, доводят паруса, экспериментируют. Вот и выиграли у очень сильных гонщиков-ленинградцев в трех классах из четырех. Обратите внимание: хозяева гонок из года в год выступают на одних и тех же парусах...
Последнее интервью дает Г.В.Сарин — инженер-кораблестроитель из Николаева:
— Я лично выступил плохо, хотя занимал когда-то первые места и в 1975—76 годах возглавлял николаевскую команду-победительницу. Дека моей доброй старой байдарки стала расползаться под ударами кавголовских волн. Дело в том, что на байдарке я пару лет не ходил, так как от паруса на байдарке понемногу перешел к парусам на яхте: хожу на «Нерпе», построенной по чертежам «КиЯ». А тем, что увидел здесь, в Кавголово, очень доволен. По сравнению с парусами, с которых мы когда-то начинали, — прогресс огромный! Вот такого раньше не было и быть не могло, — Георгий Валентинович показывает на еще одну новинку — только что появившийся на озере тримаран, который даже не был участником закончившихся соревнований.
Действительно, перед нами последнее достижение конструкторов-туристов: верхушка обтекаемой поворотной мачты плавно отогнута назад, наподобие гафеля, верхняя часть паруса работает эффективно. Знатоки тут же начинают разбирать достоинства и недостатки такого вооружения, выясняют фамилию капитана, маршруты его походов...
— Главный итог десятилетия, — заключает наши беседы С.Н.Парфенов, — то, что тогда знатоков не было, а теперь они есть. Вон их сколько!
Записал Ю. Назаров
Тримараны 7м2:
1— «Строитель», Москва;
2—«Наука», Ленинград;
3— команда ПО им. Карла Маркса, Л-д;
Швертбот «Мева»:
1 — «Фотон», Л-д;
2 — «Шторм», Л-д;
3 — команда Центрогазэнергоремонта, Щелково.
Тримараны 7 м2 (16 экипажей):
1 — С. Козлов, Т. Козлова (М-ва);
2 — В. Колосов, Л. Колесова (М-ва);
3 — К. Потапов, А. Тимофеев (М-ва).
Тримараны 4,5 м2:
1 — Н. Боркун, К. Боркун (М-ва);
2 — В. Зайцев, О. Крюкова (Куйб.);
3 — Н. Пушкин, Б. Коровушкин (М-ва).
Катамараны (5):
1 — В. Кузнецов, Т. Краснопевцева.
«Мева» (21);
1 — С. Корбан, С.Амелин (Л-д);
2 — А. Лебедев, О. Лебедева (Л-д);
3 — В. Пивоваров, Е. Пивоварова (Л-д).
Фоторепортаж из лагеря соревнований