В 1980 г. в разделе «Подготовлено к выпуску промышленностью» в нашем журнале была впервые помещена публикация о надувном парусном туристском катамаране «Альбатрос» В последующие годы опытные образцы «Альбатроса» представлялись на межреспубликанских оптовых ярмарках культтоваров в Москве, участвовали в соревнованиях туристов-парусников.
О том, что суда подобного типа интересуют туристов, свидетельствуют многочисленные письма, поступающие в адрес редакции. Содержание большинства из них сводится к одной фразе: «Это именно то судно, которое нам нужно!».
В торговой сети имеется 3600 заявок на «Альбатрос». Тем не менее, его серийный выпуск за прошедшие 4 года промышленностью не освоен. Последние 6 опытных образцов были выпушены в 1983 г. В чем же все-таки дело? Основным аргументом против запуска «Альбатроса» в серию является довольно высокая розничная цена — около 800 руб. По мнению предприятий, такая стоимость может отпугнуть покупателей, размер серии окажется слишком мал, чтобы оправдать производственные затраты. Как нам сообщили из Министерства авиационной промышленности, в начале 1984 г. планируется выпуск небольшой серии — 100—150 судов —с распределением ее по различным населенным пунктам с последующим изучением сбыта и дальнейшего спроса.
Так или иначе, но на данный момент вопрос о серийном производстве остается открытым. Это почувствовали и наши читатели. Туристы-водники, отчаявшись купить катамаран в магазине, стали присылать в редакцию письма с просьбой выслать или опубликовать чертежи какого-либо надувного парусного судна, которое прошло испытание в туристских походах.
Катамаран «Аргонавт» появился в результате многолетних поисков и проб московских любителей парусного туризма. Ими было построено несколько типов надувных катамаранов, которые отличались друг от друга и размерениями, и силовой схемой моста, и конструкцией его крепления к корпусам.
Особенностью «Аргонавта» является конструкция моста, детали которого в узлах соединения между собой имеют некоторую свободу перемещения. Мост служит скорее связующим звеном между корпусами, чем силовой конструкцией. Трудно сказать, насколько рационально это решение: кроме продольных качаний в вертикальной плоскости относительно друг друга, поплавки получают и параллельные перемещения — сдвиг взад-вперед, поэтому в узловых соединениях детали моста и крепления могут постепенно перетираться.
Катамаран «Аргонавт» получил широкое признание среди любителей водных путешествий под парусами. На Парусном берегу Московского моря во время конкурсов туристских разборных судов количество различных модификаций этого судна увеличивается с каждым годом. Они отличаются друг от друга парусным вооружением, размерениями, но схема «эластичного» моста остается неизменной.
Иная конструкция у катамарана, построенного В.Чащухиным. Его многокорпусник имеет основой мост, способный выдерживать большие нагрузки. Это позволило автору оснастить судно парусами значительно большей площади к нести их даже при скорости ветра 9-11 м/с без рифления. Естественно, что при этом пришлось увеличить вес катамарана. В разобранном виде катамаран укладывается в три упаковки, его можно погрузить на любое транспортное средство силами одного человека.
В 1978 г. группа конструкторов под руководством автора статьи начала работу по созданию легкого и безопасного разборного туристского катамарана. Были последовательно испытаны семь различных парусников и как окончательный вариант изготовлен катамаран «Аргонавт», послуживший прототипом «Альбатроса» — промышленного образца туристского катамарана с надувными поплавками.
Катамаран «Аргонавт» можно использовать как для непродолжительных (воскресных), так и дальних походов с экипажем 2—3 чел. Судно, пригодное для плавания на веслах, с подвесным двухсильным моторчиком, а главное — под парусами, собирается за час с небольшим.
Мореходные качества и прочность позволяют ходить на «Аргонавте» по многим внутренним водоемам, а в хорошую погоду — по прибрежной зоне больших озер, водохранилищ и морей. Расчетные условия, при которых можно гарантировать безопасность плавания экипажу средней квалификации, — ветер до 10 м/с и волна высотой до 0,5 м.
Мостик катамарана имеет эластичную конструкцию. Это позволяет поплавкам в значительных пределах изменять свой дифферент независимо друг от друга, что обеспечивает мягкий ход при движении под углом к направлению бега волн. Отсутствие резких перегрузок на силовой раме при ходе судна на волнении дает возможность снизить прочность ее элементов. Такое решение улучшает условия пребывания экипажа на судне — качка в середине катамарана практически не ощущается. Подвижное соединение деталей плоского в плане моста упрощает конструкцию и автоматически повышает ее надежность.
Основной продольной связью моста является центральная продольная балка. К ней крепятся штаг-путенс, рулевое устройство и узел крепления шверта, если используется один центральный шверт. Продольная связь служит опорой для поперечных балок и равномерно разносит на них нагрузку от мачты и экипажа. Если какая-либо поперечная балка перегружена и прогибается больше нормы, в работу включаются соседние балки.
На поплавки мост опускается через стрингеры, изготовленные из труб. Стрингеры вставлены в сплошные карманы, пришитые к оболочке поплавка. В местах прохода крюков карманы прорезаны. Консольные концы стрингеров не мешают поплавкам деформироваться при ходе катамарана на встречной волне, благодаря чему снижается сила ударов, По нашему мнению, на «Аргонавте» применена простейшая из всех известных конструкций поплавковых ферм катамаранов с надувными поплавками.
Кокпит образован рамой из алюминиевых труб и трамплином-полотнищем с обвесами. Он опирается на основные балки моста и предохраняет экипаж и багаж от брызг и ветра. Трамплин и обвесы прикреплены к продольным распорным трубкам моста и верхним трубкам рамы кокпита. К боковым обвесам пришиты по одному или несколько карманов для мелких вещей, карт, термосов, фотоаппаратуры. Тяжелые вещи удобно хранить в кормовом багажнике, объемные — в носовом, Вдоль бортов уложены длинные гермоупаковки.
На ночь над кокпитом можно установить тент-палатку. Чтобы при этом не снимать мачту, переднюю часть палатки следует сделать на застежке-молнии.
Поплавки можно изготовить однослойными из прочной прорезиненной ткани (желательно на синтетической основе) весом 600—800 г/м2 или комбинированными — двухслойными; это проще для тех, кто не располагает качественными тканями и практическим опытом выклеивания надувных корпусов, В таком случае советуем сшить чехол-обтекатель, задающий форму поплавка и обеспечивающий его прочность, а внутрь его вставить наполняемую воздухом камеру. Обтекатель можно сшить на обычной швейной машинке из прочной и желательно гладкой ткани весом 350—500 г/м2, камеру — из «серебрянки», пленок толщиной около 0,2 мм, прорезиненных тканей и даже детской клеенки. Камера должна иметь форму, лишь приблизительно соответствующую форме обтекателя, а длину и диаметр — на 10—15% больше, чем у поплавка. Благодаря этому повышается герметичность и долговечность камеры — в рабочем положении ее материал находится в ненатянутом состоянии.
Кормовая оконечность камеры представляет собой открытый рукав диаметром 0,15 м и длиной 0,5 м. Через него поплавок сперва заполняют воздухом при помощи мешка-гермоупаковки, а затем накачивают ручным мехом или «лягушкой» через резиновую трубку (например, от футбольной камеры), вклеенную в средней части поплавка. Рукав надутой камеры скручивают, перегибают и стягивают резиновым бинтом. В каждую камеру рекомендуем поместить емкости плавучести (3—4 детских надувных «бревна») на случаи разгерметизации.
Чтобы повысить воздухонепроницаемость камеры, сделанной из тонкого прорезиненного материала, нужно покрасить ее изнутри разведенным в бензине резиновым клеем с добавлением алюминиевой пудры.
При раскрое и изготовлении обтекателей линии швов следует делать плавными, чтобы не испортить форму поплавка.
«Аргонавт» вооружен одним гротом площадью 5,5 м2. Катамаран хорошо идет под парусами типа «Стриж», «Крыло» Е. С. Кузнецова (см. «КЯ» № 86), под усовершенствованным латинским парусом (см. «КЯ» № 100). В слабые ветра (до 5 м/с) в помощь гроту можно поставить стаксель. Однако при сильных ветрах передний парус начинает заметно выгибать продольную балку, поэтому его необходимо опускать.
Конструкция степса позволяет заваливать мачту в корму и в сторону любого борта. Штаг не крепится к штаг-путенсу, а лишь пропускается через его дужку и конец его выводится в кокпит. В конструкцию обеих вант введены «слабые звенья» — большие карабины из проволоки в месте крепления вант к балке. При повышении нагрузок свыше допустимых карабины должны разгибаться. Чтобы определить допустимую нагрузку, мы на берегу крепили к мачте на высоте 2,2 м от степса длинный конец и закренивали катамаран с двумя человеками на борту. При этом карабин разгибался раньше, чем катамаран вставал на один поплавок.
Боковое сопротивление «Аргонавта» создают два поворотных шверца асимметричного плоско-выпуклого сечения. На острых курсах в воду опускается лишь один подветренный. Шверцы крепятся на осях, выточенных из стали или вязкого дюралюминия и вставленных внутрь подмачтовой балки по ее концам. От перемещения вдоль балки оси фиксируются штырями.
В рабочем положении шверцы удерживаются резиновыми жгутами или пружинами (от эспандера), а поднимаются вверх и фиксируются в нерабочем положении оттяжкой из капронового троса. Оттяжка ограничивает также угол поворота шверца вперед.
Шверцы следует изготовить из широкой доски или толстой фанеры, покрыть их 6—8 слоями водостойкого лака и отполировать. В верхней части каждого шверца нужно приклепать по две усиливающих накладки из листового дюралюминия толщиной 1,5— 2 мм. Недостаток деревянного шверца — низкая прочность передней кромки, поэтому его лучше выполнять полым из широкого дюралюминиевого листа, обогнув вокруг трубы и склепав по задней кромке. Заготовку шверца можно склепать также из узких полос, располагая клепаные швы поперек шверца.
Большая площадь полубалансирного руля обеспечивает катамарану хорошую управляемость. Поворотливость «Аргонавта» можно сравнить с поворотливостью легких швертботов. Удлинитель румпеля позволяет управлять катамараном из любой точки кокпита. Перо руля мы изготовили плоским из листа закаленного дюралюминия. Чтобы оно не «гудело» на ходу, переднюю кромку плавно закруглили, а заднюю заточили под углом около 20°.
Разобранный «Аргонавт» укладывается в два пакета: «пенал» диаметром 160 мм длиной 2 м и «рюкзак» 400Х150Х150 мм. В пенал, сшитый из палаточной ткани, укладываются длинные трубы. При этом используется принцип укладки «труба в трубу» — в «Аргонавте» нет труб с приклепанными деталями. В рюкзак последовательно укладываются: перо руля, шверцы, палатка, поплавки, паруса, средняя изогнутая секция гика, такелаж, крепеж и другие мелкие детали.
Рюкзаком может служить трамплин. Для этого к трамплину следует пришить торцовые ручки и петли для шнуровки и крепления плечевых лямок. На ходу эти петли можно использовать для крепления к трамплину надувных матрацев и гермоупаковок со снаряжением. Петли лучше всего делать из тесьмы или капроновых веревок диаметром 6—8 мм.
Габариты упаковок позволяют перевозить «Аргонавт» на любом общественном транспорте. Там, где транспорта нет, мы используем двухколесные тележки, сделанные из укороченных рамок раскладушек и «дутиков» от детского велосипеда (самоката).
Приводим только основные чертежи катамарана «Аргонавт». С подробной конструкцией узлов и деталей можно ознакомиться в статье о катамаране «Альтаир» (см. «Моделист-конструктор», 1983, № 7), подобном «Аргонавту».
В.Перегудов