А. Николаев
16—17 июня, в разгар белых ночей, в Кавголово под Ленинградом собрались на свою традиционную встречу туристы-парусники. Погода благоприятствовала проведению гонок. Тепло, солнечно. Легкий ветер (4—5 м/с) позволял не только выявить лучшие качества туристских судов, но и продемонстрировать тактическую мудрость, смекалку в борьбе с соперниками.
Около 50 экипажей из Москвы, Люберцов, Загорска, Калининграда (Московск. обл.), Новосибирска и других городов страны вступили в борьбу за переходящие призы журнала в четырех классах судов.
Наиболее представительными оказались гонки в классах катамаранов 7 м2 и швертботов «Мева». Интересно, что популярность именно этих двух классов обусловлена полярными причинами. Швертботы польской постройки «Мева» — единственные парусники, имевшиеся в продаже; они продавались в магазинах десять и более лет назад. Катамараны же, несмотря на все обещания промышленности, так и не поступают в продажу. Их, в отличие от тримаранов на базе серийных байдарок, делают полностью своими руками. И редкий из них не несет в себе новых идей или не совершенствует ранее найденные решения.
Правильность принятых, иногда довольно смелых решений проверяется в походах и гонках. И неудивительно, что у разных моделей катамаранов исключительно велика разница в весе. Судно победителя соревнований этого года ленинградца Ю. Королева весит всего 35 кг; оно имеет надувные поплавки, склеенные из ткани от палатки плота «ПСН-6», и легкую раму, а у одного из его главных соперников катамаран весит вдвое больше при почти тех же размерениях. Зато это судно имеет поплавки каркасно-поддувного типа: авторы ратуют за очень ценную во время походов возможность хранить снаряжение в поплавках, не загромождая ими палубу, не увеличивая «паразитную» парусность судна.
Два катамарана представляли из себя копии «Альбатроса», сделанные самостоятельно. Летом 1983 г. они прошли испытания Кременчугским водохранилищем; строители остались очень довольны своими судами.
Особый интерес вызвал катамаран ленинградца В. Киселева. Два ярких оранжевых поплавка по 5 м каждый соединены легкой рамой. Поплавки, каждый весом всего лишь по 3,5 кг, склеены из легкой ткани от палатки «ПНС-6» и обтянуты снаружи техническим капроном.
На Л-образной мачте стоит парусное вооружение оригинальной конструкции, которое только из-за применения некачественных материалов не смогло показать себя в полную силу. Общий вес этого катамарана составил 45 кг.
Судя по всему, уже на следующий год надо ожидать еще большего доминирования катамаранов на дистанциях соревнований, тем более, что многие гонщики на «Мевах» уже пересаживаются на катамараны.
В гонках швертботов на этот раз обошлось без неожиданностей. Ленинградцы заняли все три первых места. Уверенную победу в четвертый раз подряд одержал С.Корбан со своим неизменным матросом С.Амелиным. Второе место занял А.Судаков, на третьем — В.Пивоваров. Среди швертботов на новом судне выступал и ветеран ленинградских соревнований Г.Ханданов (конструкция его нового швертбота имела явные недоработки и конкурировать с большинством «Мев» не смогла). Следует отметить успешное (5-е место) выступление женского экипажа: за рулем швертбота сидела дочь неоднократного призера наших соревнований А.Лебедева — Диана, матросом выступала его жена Ольга.
В классе байдарок с площадью парусности 4,5 кв.м после годичного перерыва, вызванного выступлением в другом классе, уверенную победу одержал ленинградский экипаж Н.Иванов — Л.Баринова; вторым был их постоянный соперник из Москвы Н.Боркун.
Видимо, можно взять на себя смелость и назвать малоперспективным класс тримаранов на основе байдарок парусностью 7 кв.м. Эти суда довольно тяжелы; вес их достигает веса швертботов, но в то же время они не обладают высокой мореходностью, сложны в сборке — разборке и при этом полностью теряют преимущества байдарок. Все сказанное нисколько не умаляет победы в этом классе С.Зуева, который довел свой тримаран на основе «Тайменя» до исключительно высокого уровня.
Гонка Дружбы с общим стартом традиционно завершала соревнования. С.Корбан на «Меве» сумел добиться победы, обойдя на последней лавировке соперников на катамаранах.
Впереди у участников соревнований — новые старты, новые походы, которые дадут новые идеи в совершенствовании «старых» конструкций.