"Московский комсомолец", 29 окт. 1989 г. см. оригинал.
Нина ЭЛИНА
поверг в изумление американских гостей в яхтклубе, что на Пироговском водохранилище. Русское чудо! Они обратились в московский турклуб за разрешением на съемку. Там долго ломали голову, но в конце концов дали от ворот поворот — как бы чего не вышло. Событиям этим три года... Много раньше был изобретен серфинг, а потом виндсерфинг — изумительное средство для отдыха, быстро покорившее весь мир. Но творческая мысль никогда не дремала и на просторах России, для которых больше подходит не серфинг с яхтой, а парусный катамаран.
ПЕРВЫЕ такие суда построили в начале 70-х Виктор Дзюба и братья Успенские, — рассказывает председатель парусной секции московского турклуба Владимир Кузнецов, научный сотрудник Института океанологии АН СССР. — Родина разборных парусных катамаранов — Советский Союз. Это уникальное явление, подобного которому нет ни в одной стране. Все началось с байдарок, к которым, приделывали паруса. Легкие лодки опрокидывались при сильном ветре и скорости. Для устойчивости приделали боковые поплавки, потом вместо них сделали надувные баллоны. Преимущества таких катамаранов налицо. Располагая '/в частью суши, можно отдохнуть душой — есть .куда податься. Сервиса нет, зато природные богатства огромны. Для легких транспортабельных судов, которые разбираются совсем мелко или на секции, — открыта вся страна.
Парус на Западе используют для удовольствия. Киль у яхты весит не меньше тонны, вручную не поднимешь. Вот и везет, к примеру, француз на тралере за своим аккуратненьким «пежо» маленькую яхточку. Везет на пляж со всеми сервисными удобствами.
ОФИЦИАЛЬНО парусная секция существует в Москве с 1974 года. У ее истоков стояла небольшая горстка людей. С начала 80-х разборные парусники получают широкое распространение. Чертежи печатаются в журнале «Катера и яхты». Тогда же были проведены первые соревнования в Кавголове на озере. От Москвы инициаторами были инженеры Перегудов и Белоозеров. Члены клуба все время в творческом поиске. Вокруг конструкций катамаранов такие страсти разгораются... борьба направлений, школ!
— Одни по подобию братьев Успенских пытаются создать жесткий корпус из труб и тросов. «Перегудовская» школа — за более эластичную конструкцию. Конечно, на вооружение промышленностью взята идея Перегудова — упрощенная конструкция «Альбатрос». Она очень проста в сборке, технологична в изготовлении. Промышленности удобно — и новичку под силу собрать. Система Успенских — для асов. Раньше в клубе сами строили катамараны. Теперь покупают в спортмагазинах: «Альбатрос» (в нем, правда, очень много недоделок, которые нужно исправить сразу после покупки), тримаран «Янтарь» — прекрасные обводы, не ломается, отличный ходок, разбирается на секции, но один большой дефект — очень тяжелый. Появился в продаже «Простор» — прогулочный вариант катамарана, но для походов больше подходит «Альбатрос».
В московском клубе зарегистрировано более трехсот пятидесяти судов и около двух тысяч человек. Пользуясь случаем, приглашаю «дикарей» в клуб. Мне непонятно их нежелание участвовать в соревнованиях — ведь это естественное стремление людей собраться, поговорить, обменяться «катамаранными» новостями, посмотреть конструкции. Это ярмарка, сходка, если хотите.
Летом мы базируемся на Московском море. Там же и соревнуемся. Вчера стартовали первые соревнования 89-го года — ралли, посвященное Дню Победы, — Углич — Конаково. Позднее наступит пора активных походов. У москвичей наиболее популярны Онега и Азов. Участвовать в весенних соревнованиях мы приглашаем всех. Нужно только иметь, на чем. Осенние гонки на первенство Москвы стали практически всесоюзными. К нам приезжают из Средней Азии, Новосибирска, Донбасса, Латвии. Мы переписываемся с пятьюдесятью городами. Для соревнований и походов готовим новичков. Набор в этом году был пятьдесят человек. Всю зиму читали им лекции. Самые сильные ходоки отправятся с инструктором в учебный поход по Азовскому морю. Единственная сложность — материальная часть: в клубе катамаранов нет. Нужно иметь свой, купить или построить, ну а мы, конечно, поможем, объясним, проконсультируем.
ХОТЯ МНОГИЕ «парусники» абсолютно безразличны к званиям, им наконец-то утвердили для парусных походов пять категорий сложности. По принципу — чем больше пройденное расстояние, тем больше сложность (вероятность столкновения с ветром, шквалом, волнением) и тем выше категория. Любопытны правила управления судном. Его рассматривают как транспортное средство, на котором должны быть капитан, рулевой и матросы, беспрекословно выполняющие все команды по подъему и спуску швертов, постановке парусов, швартовке, наблюдению за обстановкой во время плавания. Субординация здесь серьезная...
— Владимир Борисович, какая лодка лично у вас?
— Самодельный катамаран. Очень трудно сказать, сколько лет я его делал. Все происходило одновременно: ходил — доделывал, доделывал — опять ходил. Сначала был тримаран из байдарки, потом достал баллоны, за зиму построил корпус. Вторую зиму шил новые баллоны и модифицировал корпус, третью — сшил парус и сделал новую мачту. От первоначальной конструкции остались руль и несколько труб. В итоге получилось очень жизнестойкое судно — при аварии всегда можно отремонтировать.
— Владимир Борисович, а если бы вам завтра предложили ходить на яхте?
— Забросил бы ее! Мороки с ней не оберешься, и все какая-то суета... охрана, сторожа, место стоянки выбивать, пойти некуда — акватория маленькая. Смех один... То ли дело катамараны!