На первый взгляд определение "парусный туризм" не вызывает никаких дополнительных вопросов и в нем нет никаких противоречий. Все ясно - тот, кто проводит свой досуг в путешествиях под парусом, и есть "парусный турист" или "турист-парусник".
Однако, спросите у любого яхтсмена, вернувшегося из сколько-нибудь продолжительного круиза: "Вы турист-парусник?" И получите отрицательный ответ. Никто из крейсеристов, путешествующих по Днепру или вокруг света, не относит себя к туристам-парусникам. Так что же такое "парусный туризм"? Откуда он взялся и куда исчез?
Как организованное явление парусный туризм сформировался в 70-е годы ушедшего столетия. Влекомые романтикой парусных путешествий жители крупных городов, удаленных от "большой воды", и не имеющие возможности попасть в элитные ведомственные яхт-клубы, стали проектировать и строить яхты. Яхты, которые могли храниться в городской малогабаритной квартире. Всеобщий дефицит промышленных товаров в сочетании с возможностью "достать" почти бесплатно любые материалы, вплоть до сверхсекретных военно-космических, и избытком невостребованного инженерно-конструкторского потенциала привел к всплеску технического творчества в малом яхтостроении. Во время отпуска владельцы грузили свои суда на поезда, автобусы, самолеты и отправлялись в путешествие к любым водоемам. У самых глухих берегов, никогда не видевших парусов, стали появляться красивые яхты.
Необходимо отметить, что парусный туризм был характерен лишь для СССР, или, если хотите, для Восточной Европы. В Западной Европе приблизительно в те же годы был создан большой флот трейлерных микрокрейсеров, В 1976 году французский журнал "Bateaux" провел первые гонки в классе "микро", а тремя годами раньше на Вуоксинских плесах в Ленинградской области прошли первые соревнования туристов-парусников на призы журнала "Катера и яхты".
Шли годы. К началу 90-х годов парусный туризм достиг вершины своего развития. Отечественная промышленность наладила массовый выпуск разборных судов в Ташкенте и Подмосковье. Среди самодеятельных конструкторов сложились "классические школы" дизайна: перегудовская, братьев Успенских, Козлова, Кузнецова, Святенко (Москва), феденюковская (Луганск), Кулика (Краснодар-Новосибирск). Сложился традиционный календарь крупнейших соревнований по парусному туризму: на призы журнала "Катера и яхты" в Кавголово или Лосева под Петербургом, ралли в Конаково (Подмосковье), Кубок Донбасса в Донецкой или Харьковской областях, ралли Азовского и ралли Новосибирского морей, ралли Черного моря.
Исчезла невероятная пестрота конструкций и разборные яхты приобрели логически завершенный вид. Появились книги, посвященные парусному туризму, а также официально утвержденные правила проведения походов и соревнований. Во многих городах действовали сильные клубы туристов-парусников.
В Украине парусный туризм получил развитие в Донецке и области, в чем немалая заслуга бессменного организатора и главного судьи всех крупных украинских соревнований Игоря Михайловича Крыгина. В Луганске он развивался стараниями Виктора Феденюка, Анатолия Рагули-на, в Харькове благодаря Михаилу Хо-лодову, Александру Коломойцу, Владимиру Кривцову. В Киеве парусный туризм продвигали Александр Лукьянов, Алескандр Кондауров, Игорь Филь. В других городах Украины организованных коллективов туристов-парусников не было, хотя временами появлялись отдельные команды.
Бурно развивающийся на востоке Украины парусный туризм тяготел к Азовскому морю. Это море обладало благоприятными для развития парусного туризма качествами: свободный режим плавания, сильные ветры, удобные берега, теплая вода. Из Мариуполя начинались маршруты не только донецких, харьковских и луганских туристов, но и многих московских и питерских групп. Более двадцати лет здесь стартовали или финишировали экстремальные ралли Азовского, а с 1994 года - Азовского и Черного морей.
Отсюда начинались и морские пути в "Мекку" парусного туризма - полуостров Казантип. С тех пор многое изменилось. Исчезли "залежи" бросовых материалов, возникли маленькие частные верфи, со стапелей которых сходят великолепные разборные парусники, стоимость которых почти сравнялась с ценой небольшого "крейсера". Вместо доступности парусного туризма на первый план выступило другое его качество— мобильность.
Как оказалось, люди, которые по своему социальному статусу могут позволить себе в наше время отдых под парусами, весьма ограничены во времени. Поэтому многие шикарные "крейсеры" с неограниченным районом плавания обречены быть вечно стоящей у пирса плавучей дачей, в лучшем случае - с непродолжительными выходами недалеко от базы. Разрешить эту проблему помогает парусный туризм на разборных судах. Перебрасывая яхту в нужную точку воздушным или наземным транспортом, яхтсмен может не тратить время на длительные переходы.
К примеру, в сезон 2000 года меньше чем за месяц наша команда успела провести выезд на Черное море с обеспечением погружений аквалангистов у м. Карадаг и в Новом Свете и поход по островам северной Ладоги с экскурсиями по валаамским святыням, укреплениям линии Маннергейма и по Санкт-Петербургу. В наше время для туристов-парусников Украины, да и для всех других яхтсменов настали тяжелые времена.
Казалось бы, времена шпиономании прошли, однако пограничный режим на черноморском побережье стал даже строже, чем при "железном занавесе". А известные случаи с расстрелом российских и турецких рыболовецких судов показывают, что пограничники не шутят - потопят и своих без лишних сантиментов. Азовское море тоже внезапно оказалось приграничным, причем с нечетким статусом территориальных вод и неясной демаркацией границы. Движение маломеров разрешено только в светлое время суток, причаливание вне оборудованных причалов запрещено, а сами погранзаставы расположены так далеко друг от друга, что за светлое время не доберешься никак. Так что приходится или нарушать, уповая на дефицит топлива у пограничников, или забыть старый добрый Азов - колыбель украинского парусного туризма и искать новые маршруты за границей. Например, в России или в других странах, где к яхтсменам относятся уважительнее.
Исчезла и жемчужина Азова - Казантип. То есть физически этот полуостров конечно существует, но там нашли нефть, А чтобы никто не мешал ее спокойно добывать, узкую полосу побережья вокруг этого древнего кораллового атолла объявили "Казантипским природным заповедником". Внутри него высятся десятки нефтедобывающих установок, а подступы с моря надежно оберегают от вторжения потенциальных "губителей природы под парусами" отряды военизированных охранников "заповедного режима". Не способствуют процветанию парусного туризма в Украине и такие нововведения, как новые ставки налогов на транспорт, распространившиеся и на надувные плавсредства, баснословные пошлины на оформление документов и требование командования погранвойск иметь морские радиостанции даже на самых малых яхтах прибрежного плавания.
Но все эти обстоятельства не являются причиной того, чтобы разборные яхты пылились на чердаках и антресолях. Благо, у туриста-парусника всегда остается возможность выбирать. Если условия плавания по нашим украинским морям стали невыносимы, так в других странах тоже есть моря и озера, а службы береговой охраны там созданы для того, чтобы способствовать мореплаванию, а не препятствовать ему.
Если оплатить получение всех необходимых для хождения по украинским водам документов вам не по карману, несложно найти воды, где у вас никто никогда не спросит никаких бумаг. А если захотите - то и таких, где за время своего путешествия вы вообще никого не встретите. Поначалу с наших акваторий исчезли разборные яхты с московскими и ленинградскими номерами на парусах, ранее составлявших значительную флотилию у берегов Казантипа, поредели украинские вымпелы на Азове. А в 2000-ом оборвалась и долгая история "Ралли Азовского и Черного моря", гордости украинского парусного туризма. Думаете, это упадок? Совсем нет, даже наоборот. По крайней мере, у нас в Харькове наблюдается подъем активности туристов-парусников. Сходят со стапелей новые яхты, разрабатываются новые конструкции, осваиваются новые акватории.
Все больше харьковских разборных яхт можно встретить на берегах озер и морей российского севера, на Байкале, на Каспии. Но два раза в год все туристы-парусники Украины собираются на родной земле. В конце мая на акватории Краснооскольского водохранилища, что на стыке Харьковской, Донецкой и Луганской областей, разыгрывается старинный переходящий приз по парусному туризму - Кубок Донбасса. Экипажи из Киева, Житомира, Боярки, Донецка и городов Донецкого региона, Харькова и Луганска собираются здесь не только и не столько в надежде отчеканить свои имена на серебряной модели летящего по хрустальным волнам парусника, сколько для того, чтобы обсудить в кругу друзей и коллег планы на новую навигацию, поделиться техническими новинками и навигационным опытом. Рассказ об этом существующем уже третье десятилетие парусном фестивале - отдельная тема.
Второй раз встречаются парусные туристы в конце года. Гостеприимные двери луганского клуба "Пещера" открываются на праздник покровителя мореплавания Св. Николая для тех, кто связал свою жизнь с альтернативными видами яхтинга, в том числе и парусным туризмом. В этой "пещере" рождались самые удивительные и фантастические проекты, и что поразительно - многие из них были осуществлены. Здесь строятся планы на будущее, а еще здесь вспоминают те времена, когда туристы поднимали паруса с надеждой на то, что успех путешествия зависит только от них самих.
Евгений Антонов
Статья "Шкипер 01-02-48"
Анатолий Рагулин
...продолжаю разговор о ФСТУ.
ФСТУ (как общественная организация) на Украине появилась в 2000 г , до этого были спорткомитеты при профсоюзах. Парусного вида туризма на Украине не было. Существовало лишь две основные школы парусного туризма: это школа Феденюка В в Луганске с 1973г, и школа Крыгина И. в Донецке.
Школа Феденюка В вела направление государственного подхода к проведению походов и соревнований. Мы заявляли парусные походы в водную комиссию при спорткомитетах. обучали туристов навыкам проведения и участия в походах и соревнованиях. Виктор доказывал нужность парусного туризма как отдельного вида в государственных спортивных учреждениях. Учениками парусной школы были Стародуб С, Рагулин А, Круглых А, Кандауров А (нынче конструктор ДАКОВпри) Лукьянов В. (нынче конструктор АЛЬПИРО), Антонов Е. (ныне организатор парусного туризма в Харькове).
Школа Крыгина И. обЪединяла в Донецке обладателей покупных (Альбатрос, Простор)парусных катамаранов и байдарочную самоделку Крыгина И, и др(не знаю точно историю ). Соревнования которые Игорь организовывал(Кубок Донбасса, Кубок Седова, Кубок Азова)были от имени свободных парусников не подчинявшихся ни кому кроме написанного Игорем положениями о соревнованиях, с придуманным им альфа, для уравнивания победителей в классах различных суден. Сегодня это уже армия самоделок, покупных Даков, и др суден, применяющих формулу МАРИНС, и команда парусного судна, от имени капитана и членов команды могут самостоятельно заявляться и участвовать в соревнования имя которых придумываем сами.
Благодаря Соколову В. (мы его попросили когда взяли в парусный поход в Севастополе) в ФСТУ ввели парусный туризм в 2002 г , что дало возможность иметь нам спортивные удостоверения на судна, получать разряды, иметь и обучать квалифицированных судей оплачиваемых ФСТУ, легче стало договариваться о местах проведения соревнований.
В целях объединения двух школ мы в Луганске организовали парусный клуб "АСТЕР". В состав принимаем всех желающих, а кто желает иметь спортивное удостоверение на судно тот дополнительно вступает в ФСТУ. Поэтому желающие соревноваться в Кубке Украины , могут вступить в наш Клуб и стать членом Луганской ФСТ и соответственно на заявке иметь печать Луганской ФСТ. А так же мы просим Игоря с Одессы организовать в интернете украинский сайт где поместим всю нашу рабочую информацию о клубе.
Евгений Антонов
Коль мы углубились в историю, то необходимо отметить еще одну школу, хоть и не так сильно разветвленную. Это Харьковская школа, основоположником которой был Михаил Холодов http://parusanarod.ru/reestr/ukr/holod_m.htm а развитием и процветанием в период с 1990 по 2003 года она была обязана Александру Коломойцу. http://parusanarod.ru/reestr/ukr/kolomoez_a.htm
Iкола не была столь самобытной, как Феденюковская, и своими корнями восходила к МПТК.
Кроме того, необходимо упомянуть также совершенно независимо от вышеупомянутых школ, сформировавшуюся организацию Игоря Филя в г. Боярка, Киевской обл, которая лишь с годами тесно переплелась и слилась с Феденюковской.
простите за ОФФ...
Ольга Дмитрук
Сдаётся мне, что ФСТУ никоим образом не помогла нам иметь спортивные удостоверения на суда. Потому что тот бланк, что с помпой предъявил Соколов, погранцы рекомендовали использовать по известному назначению. И удостоверения спортивного судна довольно разнятся в Донецкой федерации и Луганской - то есть нет единого бланка по Украине. А особенно здорово ФСТУ оплачивает квалифицированных судей - именно поэтому автомобиль судейского сопровождения на национальных соревнованиях регулярно оплачивается или участниками, или спонсорами от участников. И нам уже не впервой не получать заслуженные медали - ибо ФСТУ не может платить ТАКИЕ деньги за настоящее золото-серебро (шутка). К примеру, медали за Чемпионат Украины-2009 моя команда не получила до сих пор.
И ещё порадовало: "иметь и обучать квалифицированных судей". Толик, я вас умоляю! И кого же из судей (даже неквалифицированных) кто и когда обучил? Лично я не знаю никого. Только Стребковых и Залознову. Но они не посетили ни одного учебного занятия по подготовке именно ПАРУСНЫХ судей и учились только на практике чемпионатов - с 2002 по 2011 год. Причём вначале учились у Крыгина, а потом - у участников. Или я не права? Кроме Крыгина, хоть кто-то из туристов парусников обучил и подготовил хоть одного судью?
...