Фотографии автора, а также с сайтов www.watertribe.com и clcboats.
Я сначала обрадовался, увидив мелькнувший силуэт на фоне паруса – ко мне прилетела какая-то пташка, сейчас она сядет передохнуть. Удивился, что она делает в столь ранний час так далеко от берега. Ветер и волны требовали постоянного внимания. Тем не менее, что-то было не так в этом маленьком силуэте, кружившем наверху, какая-то резкость, стробоскопность движений.
На секунду вглядевшись, поежился от озноба неприязни. Mне было жаль эту летучую мышь, которую рассвет застал далеко от укрытия, и которой нужно было всеми силами зацепиться за что-нибудь высокое, так как мыши не умеют взлетать с плоскости, но ее облик, угловатый, коричнево-мохнатый, весь из ромбов, именно из таких фигур состоят в нашем воображении злые пришельцы, вызывал раздражение. Мышь цеплялась за парус, скользила по нему до тех пор, пока не скатывалась до латы. Там, в углу у мачты, она находила временное убежище, до тех пор, пока очередная большая волна не встряхивала лодку, и поток воздуха начинал стаскивать ее назад. Она сопротивлялась, перебирая лапами, ища хоть какую-нибудь зацепку для коготков, но постепенно оказывалась у задней шкаторины, срывалась, и начинала кружить опять. В конце концов она решила, что голова моя будет достаточным возвышением для последующего старта, и я чуть было не кувыркнулся, лихорадочно тряся головой и размахивая рукой со шкотом в суеверном ужасе…
Рассказ об этой гонке никак не выходил, не получался. Я его обсасывал в уме уже неделю, прошедшую с того момента, когда после 5 суток фактически непрерывного движения, сочетающих и крейсерскую скорость в 10 узлов под полностью зарифленными парусами, и многочасовую греблю, я наконец вытащил своего Утенка на песчаный пляж, неровно шагая, добрался до красного ящика и проставил финальный штамп в гоночном журнале.
Ты слишком серьезно начал к этому относиться, говорил я себе, вот тебе и не пишется. Вспомни Дмитрия, ты ж всегда его поддерживал в утверждении, что нельзя относиться к плаванию на наших «матрасах» серьезно, юмору тебе не хватает… Юморок вообще у тебя последнее время пошаливает, вон какую коллекцию из записок участников подобрал…
The crossing physically & mentally drained me; I didn’t think I was going to make it, I was scared. I slept on and off that night and when I woke up I was still drained. I … tried to eat but I kept on vomiting anything I ate. I was beat….
I though long and hard about things while paddling throughout the night and I conclude that I just don't want to be paddling solo on these big waters - too much can happen and I'd rather be called "chickenshit" than "deadwrong." I indicate to Mark that I'm done paddling. I'm not worthy . . . I'm not worthy.
«The key to this kind of racing», Heather said from the bow of Double Joy, about forty miles into the first day, «is not to throw up. You don't want to lose the hard-earned calories». - LongShadow
Последние слова принадлежали стройной невысокой девушке, того самого типа, которых хочется немедленно обнять и защитить от жестокости света. А также профессиональному экстремальному гонщику, члену команды Субаро, одинаково уверенно чувствующей себя за рулем горного велосипеда , в кокпите каяка или на отвесной скале. Именно она, в компании со своим женихом, путешественником и журналистом, на самодельной деревянной байдарке 7 метров длинной, будет первой. Их замечательный рассказ можно прочитать на сайте их спонсоров clcboats.
Четвертая по счету и первая на Великих Озерах гонка Watertribe (www.watertribe.com) не собрала много участников. Всего на старте было 8 лодок и 10 участников. Гонки эти уже заслужили репутацию одних из самых жестоких и сложных в среде водных туристов, и желающих бороздить холодные воды озер Мичиган и Гурон, где погода меняется как хочет, было мало.
Те, кто подписались, были опытны. Помимо уже названной семейной пары, был экипаж из отца и сына – профессиональных гонщиков, которые шли на двух каяках, завязанных в катамаран, собственно Шеф (Chief) – организатор и вдохновитель идеи, идуший на тримаране из закрытого каноэ с аутригерами и одним парусом, я, на переделанном Альбатросе, в своей третьей попытке (про предыдущие можно прочитать здесь http://www.katamaran.ru/sport/florida2002.htm, http://www.katamaran.ru/sport/florida.htm), и еще четыре соло каякера.
Всеобщим голосованием старт Watertribe’s гонок был перенесен на рассвет, что казалось хорошей идеей дома перед компьютером, но на деле стоило дикой спешки в темноте.
Я ночевал прямо на лодке на старте, в то время как большинство остальных участников либо в мотеле, либо в котедже у устроителя. И вроде встал я рано, но, во время объявленной десятиминутной готовности, у меня конь не валялся.
В последние секунды я лихо напялил на себя гидрокостюм, который явно был лишним на фоне полного отсутствия ветра. Но я решил стартануть в полной готовности и уверенности, что все под рукой, а уж на воде снимать и подгонять. В этот раз я не терял ни секунды и был, пожалуй, первым, стащившим тяжелую лодку на воду. Мое лидерство длилось секунды и уже на выходе за волнорезы позади был только Шеф с его тримараном.
Каким-то образом в процессе обсуждения гонки на сайте сложилось мнение, что эта трасса легче чем Флоридская, мол, ни приливов/отливов, а соответственно, течений, ни сложных подступов к контрольным пунктам, знай греби/паруси к финишу, держа землю все время справа…У меня в душе что-то сопротивлялось такому подходу, дистанция была миль на 20 длиннее, в отличие от мелководной Флориды, где, на 2/3 пути можно было либо убежать за острова, либо просто выйти из лодки и пойти пешком, здесь весь путь лежал через открытую, глубокую и холодную воду.
Когда же я получил по почте лоции, сердце заныло конкретно – фактически 2/3 пути представляли собой череду заливов, иногда маленьких, иногда 15 мильных, но, облизывая берег, путь удлинялся значительно, и я понимал, что разницы срезать один залив в 4 милях от берега или череду их в 10 милях от берега, по большому счету, нет никакой, т.е. мне предстояло длинное путешествие вдалеке от берега.
Шеф придерживался такого же мнения, и мы с ним, взяв азимут на дальний, еше не видимый мыс, начали удаляться от берега, явно забирая дальше, чем удаляющиеся веслорукие. Я скоро распаковал весла, и все равно быстро уступил Шефу…
Я нисколько не лукавил, когда написал в гоночном журнале на первом финише, что у меня был замечательный день, и был очень удивлен, что для трех участников это был первый и последний день в гонке. Ветер постепенно усиливался, но был он сзади, и не думаю,что до моей высадки на первом финише, он превысил 5 баллов. Очевидно, мне помогло еше и то, что находился я вдалеке от берега, и волны, постепенно растущие, тем не менее, оставались ровными и предсказуемыми.
Ситуация кардинально менялась, как только я проходил какой-нибудь мыс, где сразу начиналось столпотворение.
На попутных волнах меня пару раз швырнуло в брочинг, но Утенок ловил контроль мгновенно, и, после муторных первых 5-и часов дрейфа и гребли, я обнаружил, что уверенно делаю от 5 до 10 узлов.
Уверенность моя была обоснована: Я установил поплавок-дирижабль на топ мачты и,в процессе подготовки, кильнул полностью груженный катамаран, и легко поставил его обратно…
Поэтому я выпендривался по полной, рисуя зигзаги и ловя, подсасывая под себя волны, глиссируя на них. Баллоны работали именно так, как и задуманы – быстро выдергивали зарывшиеся носы и продолжали скользить. Единственно, радость мою огорчала одна неприятная новость – левый баллон потек. В связи с этим я провел испытания быстрого привода в дрейф с выбросом плавучего якоря, инспекция ничего не дала, я подкачал воздух и продолжил…
Я научился определять скорость на звук, после 7 узлов вода больше не журчала, звук брызг становился сухим и шелестящим…
После 15 часов и 75 морских миль, в 9 вечера на закате я высадился на мелком каменистом берегу первого финиша. Берег был отвратительный – большие валуны, торчащие из воды, долгое мелководье с сильным прибоем и разгулявшимся 6 бальным навальным ветром, разворачивая катамаран, я не заметил, что один из швертов сполз со стопора и приложил его таки об бульник, надломив основание….
Я был первым… Надвигался холодный фронт, метеорологи обещали усиление ветра, а главное, смену его на северный, в морду. Контрольный пункт находился на мысу, на входе в большой залив с 10 мильным горлом, который надо пересекать. Пока я ходил отмечаться, подошли отец и сын на гребном катамаране из каяков, и чуть не утопили его, выбираясь на берег. Стоило им вылезти из своих очков, как туда хлынула вода от перехлестывающих волн, и они долго боролись, вытаскивая свое судно на берег.
Пока я менял шверт и подкачивал текущий баллон, ветер зашел и дунуло так, что море моментально покрылось пеной и в вантах запело не смолкая.
День закончился.
Чуть позже, копошась с укладкой на ночь – я решил спать на лодке, а не в ближайших кустах – я боялся, что либо разгулявшийся прибой и ветровой прилив начнет колбасить ее об камни, либо порыв перевернет, я вдруг услышал какие-то крики сквозь шум ветра и, посветив прожектором, увидел «Двойную радость». Будущие победители были счастливы от моей подсветки и смогли безопасно пробраться через камни. Катя (вообше-то имя ее Heather) с посиневшим лицом, начала срывать с себя одежды, и я рыцарски протянул ей свою гортексовскую, уже нагретую куртку…
Пройдено: 75 м.миль – 140 км
Время в пути: 15 часов
Средняя скорость: 5 узлов — 9 км/ч
Ветер не стихал всю ночь, и я, лежа на открытой палубе за баррикадой из гидромешков и кутаясь во все теплые вещи, позволил себе поваляться и не вскочить, как только чуть забрезжил рассвет.
Мои сумасшедшие друзья-каякеры тем не менее зашевелились, и вскоре отчалили, лихорадочно гребя и пытаясь удержаться на курсе через сбивающий прибой.
Я решил разобраться с травящим баллоном, обнаружил, что травит он в месте соединения клапана с тканью… В общем-то травил он не смертельно, достаточно было подкачивать раз в часа четыре, и при осмотре клапана я понял, что в полевых условиях я вряд ли это починю, но зачем-то спустил баллон и вытащил камеру…
Предположив, что клапан вкручивается, тем не менее, не нашел, за что зацепиться, пролил клеем и обмотал сверху ниткой, все это сопровождалось разгрузкой, выдергиванием вставок, шнуровкой, накачиванием, спусканием, длинным ожиданием, пока клей засохнет… В конце концов я сказал:«Ну, какое еще бессмысленное занятие ты придумаешь, чтоб только не лезть в эту мясорубку?» И, произнеся это, я понял, что боюсь до дрожи в коленках.
Весь мой предыдущий опыт говорил, что пережидать бессмысленно, если ветер дует, надо идти, главное стартануть, потом, на воде, будет легче, но сам момент ухода с теплого берега в кипящую воду, момент принятия решения, был мучителен.
На воде оказалось легко и весело. Волны шли строго по ветру и я пробирался под углом в 45-50 градусов бейдевиндом, всегда имея возможность привестись, чтобы спустить порыв, или принять обрушивающуюся волну. По рассказам каякеров, они пробирались через 3-х с половиной метровые волны, согласно метеорологам и по ощущениям, волны были в пределах полутора метра, хотя ситуации, когда я не видел ничего, кроме стены воды, были довольно часты. Но Утенок, как всегда, слушался малейшего движения руки, быстро двигался, и мы радостно взлетали на вершины и быстро скользили вниз. Я издавал восторженные вопли, и жалел, что нет у меня камеры на голове чтобы заснять все это, дабы показать потом в Таверне, а то ведь скажут, мол, совсем заврался этот Американец….
Через некоторое время ветер подстих баллов до четырех, волна же осела не стазу, шел я против ветра, хоть и не строго, закладывая длинные галсы и короткие контргалсы, сказать, что я активно двигался вперед, не могу. Утенок, показав чудеса лавировки во Флориде, опять вернулся к своему состоянию неумения ходить против ветра, видать я что-то нарушил в настройке при установке закрутки стакселя, да и о какой настройке можно говорить на разборной лодке.
Во второй половине дня, на исходе второго 10 мильного пересечения, ветер скис совсем, пришлось скинуть гидрокостюм и взяться за весла. Я медленно огибал очередной мыс, давая отмашки яхтам, возвращающимся под мотором в порт, с удивлением разглядывающим меня. Разок даже маленький самолет в небе сделал круг над головой в недоумении…
Вечерело, прогресс мой сегодняшний был незначителен – около 30 миль, и я думал о том, где же остальные участники, разглядывая маленькую точку вдалеке. На мой уход, на первый финиш больше не пришел никто, значит где-то впереди были «Двойная Радость» и катамаран Коротких (Фамилия отца и сына была Short).
Интересно, как они пересекли Grand Traverce Bay? Точка приближалась, и через некоторое время я понял, что это байдарка – двойка. Значит, Двойная радость, никто из случайных отдыхающих не смог бы передвигаться с такой скоростью. Как я потом выяснил, они сломали руль после пересечения, и потратили довольно много времени, выпиливая новый. Тут дунул Северный ветерок, и я опять ушел далеко в море, взяв курс на невидимый еше мелководный проход в длинном мысу-косе, отделяющем озеро Мичиган от озера Гурон, идя круто к ветру…
Попал я туда ночью, и долго блуждал по каменистому мелководью, где волоком, а где на веслах пытаясь найти собственно протоку, жалея о том, что не поехал в объезд, через пролив. Уже на косе, лицом в озеро Гурон, я остановился, чтобы утеплиться на ночь, повесить огни и попить чайку, и мимо меня проплыли Короткие, которые, несмотря на то, что они были местные, почему-то не воспользовались протокой, и сделали несколько миль крюку.
Мне удалось поймать еще пару часов ветра, который стих, когда я был на середине очередного залива, и мне пришлось грести, чтобы добраться до берега. Воткнувшись в него, я благополучно уснул…
Пройдено: 50 м.миль – 93 км.
Время в пути: 16 часов.
Средняя скорость: 3.1 узлов - 5.2 км/ч.
Этот день пожалуй, получился самым муторным. Начался он на рассвете, в безветрии. Я как-то продрейфовал под знаменитым подвесным мостом, а затем достал весла… Награжая себя купанием в теплом мелководье каждую милю, я мучительно двигался ко второму финишу. Где-то в районе полудня меня обогнали Брендон с Катей, счастливые от мысли, что они теперь первые. (Они видели причаленный катамаран Коротких под мостом).
Чекпойнт был внутри маленького порта, и мне, пробираясь между многочисленными катерами и судами большего размера на веслах, приходилось прикладывать солидные усилия, чтобы удержать катамаран на курсе. Открыв ящик, я узнал, что и Короткие обогнали меня полчаса назад, на что мне было, по большому счету, наплевать. Я понимал, что, подписавшись третий раз, я обязан дойти до финиша, но желание быть первым как-то меня не сильно мучало. Вообще, к моменту достижения чекпойнта мне было наплевать на все… Я устал… Разбивать лагерь в 4 часа дня посередине порта было как-то неуютно, и я выбравшись обратно на веслах, поднял паруса, благо задуло балла 3…
Погода в это время года на Великих Озерах достаточно стабильна и предсказуема, и зависит от холодных, хотя и слабых фронтов, при прохождении которых ветер задувает с севера, потом сдвигается по часовой стрелке. Полный оборот, в среднем, занимает 3-5 дней. Маршрут гонки, начинаясь на западном берегу штата Мичиган, двигался на северо-восток, пока не достигал пролива на севере, где я как раз находился, и оттуда мы шли на восток, загибаясь к югу. Холодный фронт прошел вчера, и теперь я был обречен на встречный ветер, который следовал изменению моего курса, оставаясь встречным…
Я лавировал долго и мучительно, в конце концов, как только солнце приобрело характерный золотой оттенок заката, решил, что пройдя больше половины маршрута, я имею полное право на отдых. Выбрал замечательную песчаную бухточку, вытащил лодку и рухнул. Естественно, красота места сопровождалась не менее кровожадными комарами, и, через час, с распухшим лицом, я ставил палатку.
Пройдено: 26 м.миль – 48 км.
Время в движении: 13 часов.
Средняя скорость по генеральному курсу: 2 узлa - 3.7 км/ч.
Утренний предполетный осмотр катамарана, помимо привычного уже подспущенного баллона, обнаружил сильно разболтавшиеся петли крепления коробки руля. Сдвигая коробку вниз перед поездкой, я схалтурил в одном месте, и, естественно, был наказан. Пришлось снимать кормовую балку и укреплять, понимая, что все это сопли.
Ветер продолжал дуть в харю, но при этом усиливался. Первые пару – тройку часов я уверенно двигался вперед, иногда, при появлении небольших заливчиков с плоской водой, удавалось достичь значительного прогресса…
Но волна росла. Как бывает на больших водоемах, несмотря на то, что ветер дул вдоль берега, волна катилась под углом, и, на одном галсе я оказывался идущим перпендикулярно волне, а на другом – параллельно.
Волны шли пачками. Непредсказуемо. Иногда я получал несколько минут относительно гладкой воды. Утенок разгонялся и GPS показывал 7 узлов, но тут приходила серия. Утенок почти полностью вылетал из воды на первой большой волне (я еще жалел, что некому сфотографировать со стороны – матрасы мол, тоже летать умеют) и с размаха плюхался в следующую, почти полностью останавливаясь.
В момент полета я думал, что это последний, и сейчас моя лодка решит, что в разобранном состоянии все-таки лучше. Я, естественно, пытался рулить и рисовать зигзаги, но в таком случае, наше продвижение по курсу, и так незначительное, сводилось почти к нулю. Параллельный же волне курс был приятней, но быстро заканчивался, да и требовал работы прессом…Подлые думы о жесткой лодке, свободно протыкающей волны, угнездились в моей, к этому моменту, совсем пустой голове. Длинный ночной отдых, если и укрепил меня физически, но не разогнал апатию, и весь день был прожит механически – пару-тройку часов на воде, получасовой перекур на берегу, усиливающийся ветер, волны, короткие и высокие.
В какой-то момент, высаживаясь на берег, я решил поберечь ненадежную рулевую коробку и сдернуть руль со стопора (обычно я ждал, когда он сам соскочит от удара). Что-то заклинило, и рация, висевшая у меня на груди в фирменном замке, от моих активных движений вдруг соскочила и ушла вгрубь, покачиваясь в прозрачной воде. Я чуть было не нырнул за ней вслед.
Я остался без связи – что не важно, связываться было не с кем, а на самый крайний случай у меня был радиомаяк, и без прогнозов погоды, что было неприятней. В конце, концов, сказал я, сколько твоих друзей из Таверны даже понятия не имеют о том, как это удобно, сам морща лоб и вспоминая народные приметы про чаек, дым и закаты…
Закат меня застал, когда я пересекал очередной большой залив, ночью ветер под прикрытием приближающего берега почти совсем стих, берег был дурной – мелководье с бульниками, на которые катамаран не вытащишь, и сразу после этого отвесная стена. В последний раз, когда я слушал прогноз, ночью обещали грозы, вылазить из залива и подставляться под волны мне не хотелось, поэтому я заякорился, и лег спать в гидрокостюме, укутовшись от моросящего дождя в пленку, надеясь, что не пропущу первые молнии и успею смотаться на берег. Грозы я боялся сильно…
Пройдено:30 м.миль – 56 км.
Время в движении: 14 часов.
Средняя скорость по генеральному курсу: 2.1 узлa - 4 км/ч.
Проснулся я через четыре часа, пытаясь понять, что же изменилось в этой непроглядной темноте.
Ветер! Он дул с берега. Дул конкретно… Сон слетел с меня в секунду. Быстро упаковав ночные причиндалы, поднял парус, подумав, взял сначала один риф, а потом и второй. Не видно было ни зги, не хотелось угробиться. Вытянул якорь, и полет начался. Что может быть лучше галфвинда по плоской воде? Только галфинд днем, когда хоть что-то видно…
Рассвет застал меня по середине очередного залива, позади было столько миль, сколько я прошел за весь предыдуший день, и если бы не сгущающаяся на горизонте туча, жизнь была бы прекрасна. Туча попугала несколькими всполохами, и я выжимал все возможное из Утенка, пытаясь добраться до далекого мыса с маяком. Благодаря туче, я поел горяченького супчика у маяка, пережидая грозу под елками, а потом полетел дальше, слушая сухой шелест брызг.
Берег постепенно заворачивал на юг, и галфвинд сменился на бейдевинд, да и ветер подстих к полудню, когда я достиг самого большого залива на маршруте. Thunder Bay, Грозовой, Громыхающий залив…
На входе в него, у северного мыса и мелководья между островами, меня встретили большие, пожалуй, самые большие валы, в которых я когда либо бывал. Нет, они были не страшными, пологими и светлыми, через их прозрачность просвечивали далекие камни дна, но я легко мог представить, как мало надо, каких незначительных изменений, чтобы обнажить их убийственную силу.
Погода не предвещала никаких катаклизмов, на глубине волна тоже осела, ветер – бейдевинд в 3 балла, явно угасающий, казалось бы, что еще надо для счастливой жизни, но я не хотел пересекать этот залив. По генеральному курсу мне надо было пройти около 15 миль открытой воды, и все мое нутро сопротивлялось этому. Я устал… «Сколько же можно», кричал я сам себе. «Ну хорошо, а что ты предлагаешь, слезть с дистанции?» «Какое слезть, тут осталось-то всего ничего!», «Ну, что, огибать по периметру? – Это лишние миль 40, считай, еще один день». Сошлись на том, что повернем вглубь, пройдем подальше, а потом стрельнем насквозь почти галфвиндом с максимальной скоростью…
Что и было выполнено безо всяких приключений, но ощущение ужаса от одного вида этой открытой воды сопостовимо только с ощущением нежелания садится на катамаран по окончании первой Флоридской гонки. Очевидно у организма есть предел, как бы сосуд, куда вливается напряжение, которое позже перерабатывается в опыт, но для этого надо время, как нужно время для превращения сока в вино. Моя бутыль была переполнена…
Ветер стих совсем, когда уже вечерело и я был в 8-и милях от третьего контрольного пункта.
Я взял в руки весла… И мне было наплевать на мозоли, и на то, что моя пятая точка уже никак не находила себе места на импривизированном сиденье из коврика. Удивительно, но я успел до заката на чекпойнт, и даже получал какое-то удовольствие в неторопливой гребле вдоль берега
Поблуждав по перенаселенному кэмпингу, я нашел Марка и проставил журнал.
Кэмпинги эти были предметом многочисленных шуток позже, когда мы с Марком, Эмилией, Шефом, Бренденом и Катей делились впечатлениями на финише под хорошую рюмочку. Представляли они собой кусок земли, расчереченный на квадраты, к каждому квадрату было подведено электричество, и рядом были туалеты и душ с горячей водой. Количество людей, сидящих друг у друга на голове, поражало даже меня, долго прожившего в двух крупнейших мировых мегаполисах. «Туристы» приезжали туда на дачах на колесах – специально оборудованных автобусах или прицепах, привозя с собой кресла, диваны и даже цветы в горшках. При этом, если в перенаселенном районе Нью-Иорка для того, чтобы найти кусок пляжа или леса только для себя, нужно проявить некую изобретательность, то в Мичигане таких мест пруд пруди…
Как промежуточные финиши эти кэмпграунды были идеальны – подъезд на машине, телефон, вода, пронумерованное место стоянки, но смотреть на Марка и Эмили, организаторов эой гонки, которые были вынуждены провести длинную неделю в компании «туристов», было больно.
Марк сказал, что Короткие отпали. Они вообще были какими-то удивительными. Это была их вторая Watertribe –овская гонка. Они сильно лидировали в предыдущей (по рекам, в которой меня не было), но отпали, как только кто-то опередил их, и здесь соскочили, не выдержав соперничества с Брендоном и Катей. Т.е. у людей явно достаточно опыта, чтобы завершить, но в погоне за первым местом они загоняли самих себя. Где-то позади были Шеф и еще один каякер.
Брендон и Катя прошли утром, но Марк каким-то образом убедил меня, что они совсем недалеко…
Пройдено: 65 м.миль – 120 км.
Время в движении: 16 часов.
Средняя скорость по генеральному курсу: 4 узлa — 7.5 км/ч.
Я проснулся, лежа на палубе, сквозь облака едва-едва просвечивала луна, вокруг не было видно ничего. Где я? Заснул за рулем? Сорвало с якоря? Лихорадочно нащупал GPS и стал нажимать на клавиши. Почему экран не зажигается, батарейки сели? «Оставь пульт от телевизора в покое», раздался голос, «куда ты опять поплыл?»
Сон о том, что я заснул, что меня унесо в море, преследовал меня еще долго после гонки. Наверное, перенапрягся в последнюю ночь. А тогда я, уже плохо соображая, желая или догнать лидеров или закончить наконец это безумное мероприятие, решил добить оставшиеся 30 миль и стартанул в безветренную ночь. Было что-то магическое в неспешном скольжении по зеркальной воде в 50 метрах от берега, как раз на границе тумана, там, где мокрая пелена поднималась вверх под легчайшим движением нагретого воздуха от берега. Как-то само собой мое тело больше не обижалось ни на непривычные нагрузки, ни на стертые руки и больную попу, мне было легко и приятно скользить по дышащему, зыбкому зеркалу…
Совсем к утру, в самое темное время суток, движения воздуха наконец стало достаточно, чтобы я отбросил весла, и, раскрутив стаксель, стал продвигаться вперед под парусами все так же неторопливо. Усталость, отгоняемая перед этим равномерным движением весел, наконец навалилась с полной силой, вжимая меня во влажный трамплин катамарана…
Какая-то необъяснимая тревога. Mой мозг, переполненый и переутомленный, пробуксовывал, и тревога наполняла пространство, заполняла тело, как туман заполняет низину.
Сначала эти огни. Они появились давно, я сначала считал их огнями дороги, но потом вдруг заметил полосу воды за ними, да-да, огни, казалось, фонарные столбы, росли из воды. Посветив налобным фонариком, глянул на лоцию, она обрывалась прям на этом месте, т.е. карта заканчивалась, и я знал, что это последний, третий лист, ерунда какая-то, у меня же были лоции на весь маршрут!
Сверив свой курс с компасом, я понял, что идти мне надо параллельно огням, тем не менее, победив свой угасающий рассудок, я решил подойти поближе и рассмотреть… наверное я заснул, потому что через некоторое время я вдруг обнаружил себя все так же вдалеке от огней, и мой курс на плоттере GPS-a не поменялся. Я еще раз поставил свой кораблик острее к ветру… Нет, я не спал в этот раз, но, каким-то удивительным образом, я не мог к ним приблизиться… ОК, сказал я, унимая дрожь, тебе осталось всего 15 миль, огни, да и бог с ними, это такие неизвестные тебе навигационные огни, они ведут тебя к финишу…
Озеро Мичиган, по которому пролегала первая половина маршрута, обладало какой-то русской душой, мне было легко в нем, точнее не легко, а привычно, знакомо, и хотя поколбасило меня там изрядно, но как-то было все до боли родное. Озеро Гурон было совсем другим. Оно жило своей жизнью, даже в самом зеркальном затишье вдруг приходил большой вал, громко вздыхая, и далекий берег откликался рокотом.
Огни вдруг начали водить хоровод со мной, я никак не мог определить направление ветра, скорость падала до нуля, потом вдруг я разгонялся до 3 узлов и моментально тормозил, не понимая, где я. Сейчас же озеро вдруг искривилось, вздыбилось вдалеке, и я был муравьем, несущим свою ношу к центру. Свою тяжелую ношу… И я знал, как легче всего это сделать! Я должен шагнуть вперед, это ведь так просто, отвяжи якорь, возми конец в руку, и ты сможешь вести свой кораблик на привязи! Вперед, в то далекое жерло…
Я поймал себя стоящим на носу и наматывающим веревку на руку… А скаканул к GPSy как к последней ниточке, ведущей к реальной жизни. Наверное, нажал на зум, пока пытался включить подсветку, потому что через весь экран карты большими буквами звучало: Water Witch – Водяная Ведьма (Сирена)…
Несколько часов спустя я вытащил Утенка на пляж очередного, последнего кэмпинга, нашел красный ящик, рядом с которым вызывающе лежала длинная деревянная байдарка, несколько минут потратил на набор всего трех цифр на кодовом замке… Вот, собственно, и все…
Пройдено: 30 м. миль – 56 км
Время в движении: 14 часов
Средняя скорость по генеральному курсу: 2.1 узлa - 4 км/ч
С места последней стоянки пройдено 95 м.миль – 176 км за 32 часа
За 5 дней и 6 часов пройдено по генеральному курсу 276 морских миль или 514 км.
Всего по GPSу я прошел 315 м.миль (583 км).
Время в движении – 88 часов
Средняя скорость по генеральному курсу 3.1 узла или 5.7 км/ч
Средняя скорость движения 3.6 узла или 6.7 км/ч
Только в первый день я шел по ветру, чуть-чуть галфинда – миль сорок, остальное бейдевинд либо гребля
Условия были разными, изрядная доля маршрута пройдена при 5 бальном ветре и волнении до метра, чуть-чуть при 6 баллах, ну и пересечений было несколько, одно 15 мильное, тройка 10-и, и значительная часть маршрута пройдена на удалении в 3-4 мили от берега, т.е. маршрут вполне подходит под 5-ю категорию сложности, да только в одиночку в такие ходить нельзя, да и положено на такие маршруты тратить две недели по меньшей мере J.
Брендон и Катя финишировали на 18 часов раньше меня, хотя реально их ходовое время было больше моего - ну они спортсмены, им положено не спать… Шеф финишировал на двое суток позже
За три прошедшие Watertribe – овские гонки я набрался опыта больше, чем за мои 15 лет походов.
Катамаран мой, который по своим ходовым качествам побыстрее, чем А-16, но вряд ли быстрее «Ветра», подтвердил свою полную пригодность и универсальность в условиях прибрежного плавания…
Ни в коем случае Утенка нельзя назвать гонщиком или супербыстрой лодкой, но проведя всю весну и начало лета в поисках своей будущей лодки, могу честно сказать, что фабричных спортивных жестких катамаранов – одиночек, способных пройти эту дистанцию и не развалиться при ударах об камни или не утопить меня по середине большого залива, фактически нет, за очень маленьким исключением.
Но интерес в Америке к прибрежному плаванию на маломерных судах растет, морской каякинг переживает бум, Целый ряд компаний недавно начали изготавливать прогулочные парусные лодки, вполне подходящие под походы. К сожалению, все они тяжелее моего Утенка, и не быстрее его.
Пойду ли я в следующую гонку на Утенке – думаю, что нет. Мне хочется выиграть, а для этого нужна лодка на порядок быстрее при прочих равных. Я уже совершил предательство нашего надувного дела – недавно стал владельцем старенького катамарана А-класса – экстремальной лодки-одиночки, пожалуй, самой быстрой одиночной пляжной лодки после виндсерфинга. Ни в коем случае он не подходит под условия – сделанный максимально легким, он не предполагает никаких контактов с землей, и пробить корпус можно ударом кулака, но я знаю, что скорость засасывает, и мне будет трудно вернуться на Утенка.
Скорее всего, я начну строить жесткую лодку, взяв в основу А-кат.
Поживем – увидем, я уже отказывался от Утенка пару раз, и он опять и опять удивлял меня своей надежностью, неприхотливостью и стойким характером.
Может, кто из российских производителей изготовит, наконец, легкую быстросборную спортивную лодку и станет моим спонсором? Эх, мечты...
СХЕМА ДИСТАНЦИИ