Статья в газете Донецкой гос. инженерной академии.
Парусники Украины вновь бороздят просторы АзоваСинее море, белые чайки, желтый песок, палатки и мачты туристических яхт... Сложно представить себе более романтичную картину. Тем более, в условиях хронически нездоровой экономики и социального кризиса. А между тем на просторах Украины такое чудо можно видеть практически каждый год, во время проведения Чемпионата Украины по парусному туризму на прекрасном побережье Азовского моря. Газета "Академия" уже неоднократно знакомила своих читателей с интересной и загадочной жизнью отечественных туристов-парусников. И в этом году, по старой доброй традиции, выездная группа нашей редакции отправилась на лазурный берег Белосарайской косы, где с 1 по 9 августа проводился очередной Чемпионат Украины по технике парусного туризма. Настоящий спортивный азарт, веселые песни под гитару у вечернего костра, новые знакомства и старые друзья - именно так можно описать эту сказочную неделю. За звание лучшего парусника боролись туристы Донецка, Киева, Макеевки, Луганска. И у каждого из них был свой, совершенно эксклюзивный катамаран, полная уверенность в победе и море радужных надежд на будущее всего парусного туризма Украины. Настоящие страсти разгорались и на воде, и на земле. В первые дни соревнований практически на всех дистанциях первое место было за киевлянами, а второе - за дончанами. Но в результате серебряную медаль Чемпионата завоевала команда из Луганска (капитан Анатолий Рагулин), а Донецк (капитан Александр Еременко) переместился на почетное третье место. Абсолютным чемпионом, как и следовало ожидать, стал киевский катамаран Ducky-15 (капитан Виталий Коваленко). Кстати, это судно заслуживает особого внимания. Это своего рода символ возрождения парусного туризма Украины, так как построен Ducky киевлянами уже в третьем тысячелетии, и по своим техническим параметрам является настоящим спортивным катамараном европейского образца. Конечно, ветераны парусного туризма смотрят на это новшество с некоторым сарказмом, мол, куда уж нам с вами теперь тягаться. Но мечтают о том, чтобы когда-нибудь все участники Чемпионата смогли выйти на таких красавцах. Но вообще, не смотря на водные баталии и неравенство сил, атмосфера на Чемпионате сохранялась самая теплая и дружеская. И по-настоящему омрачала ее только чрезмерная бюрократия. Практически каждый день туристы вынуждены были отвлекаться на совершенно посторонние проблемы, и уделять внимание формальностям больше, чем самим лодкам. Газета "Академия" постаралась с максимальной объективностью рассмотреть все плюсы и минусы современного парусного туризма Украины. И в результате получился ряд интересных бесед с участниками, с судьями, и даже с представителями гос. администрации. Вопрос для всех респондентов был один - что вы думаете о парусном туризме вообще и о соревнованиях на Украине в частности? Первым свои комментарии дал нам Алексей Костогрыз, главный судья Чемпионата Украины по парусному туризму 2003 года. - Соревнования такого уровня, как Чемпионат Украины, в основном состоят из нескольких дистанций: маршрутная гонка, треугольник, спас. работы и спец. задания. Самые интересные для участников - первые две, для зрителей - все остальные. Традиции Чемпионата сохраняются еще с 70-х гг. 20 в. В 2001 году чемпионат проводился здесь же, на Белосарайской косе, почти с таким же числом участников - было только на два судна больше. В этом году на Азове соревнуются 9 вымпелов из Макеевки, Луганска, Киева, Донецка. Лидируют Киев и Донецк, что за последние годы стало вполне привычным. К сожалению, не принимают участия харьковчане, так как сейчас они в походе и только в мае приедут на Оскол. Кстати, на Оскольском водохранилище проводить соревнования вообще и легче, и дешевле. В 2002 году Чемпионат на Осколе собрал около 20 участников. Почему? Очень просто. Помимо морских волнений, которые туристам только в радость, мы на Азове постоянно сталкиваемся с непониманием и даже открытой враждой пограничников. Множество финансовых проблем. В ходе самих соревнований основные расходы идут на судейскую коллегию - те же поплавки, поездки к пограничникам даром не обходятся. А перед Киевом отчитываться надо только по командировочным расходам. Да и сами туристические суда - наши катамараны - удовольствие дорогое: лодка за 300 долларов считается очень дешевой. Плюс регистрация. Использование катамаранов контролируется множеством организаций - от судового регистра до флот надзора. И в итоге только за право выхода на воду турист должен заплатить около 800 грн. А обычная туристическая палатка, без которой прожить, понятно, нельзя стоит от 150 до 600 грн. Вот и подсчитайте, сколько денег надо, чтобы принять участие в одном Чемпионате. Мы, конечно, пытаемся облегчить жизнь нашим участникам. Сейчас находимся в переписке с судовым регистром Украины по поводу того, чтобы туристские суда перевести в категорию спортивных. Судовой регистр не против: с них хватает и настоящих прогулочных яхт. Но для реального оформления необходимо изменение нормативных документов. Понятно, что в нашей стране это невероятно сложно. В самый разгар соревнований небо над палаточным городком прояснилось в прямом и переносном смысле. Владимир Соколов, вице-президент Федерации спортивного туризма Украины, ответственный за секцию парусного туризма привез радостную для всех парусников весть: дело по присвоению катамаранам статуса спортивных судов сдвинулось с мертвой точки. Правда, как скоро этот статус будет реально присвоен, и насколько это облегчит жизнь туристам, пока не известно. Но хорошо уже то, что этим вопросом занялись в Киеве. На такой оптимистичной ноте мы завершаем первый репортаж о морских приключениях газеты "Академия". Продолжение читайте в следующем выпуске. Попутного ветра и сто футов под килем! Алина Остафийчук |